Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:01, курсовая работа
Рубеж XX -XXI веков ознаменовался бурными преобразованиями не только в российском обществе и государстве, но и в мире. Глобализация экономического пространства, развитие информационных технологий, да и просто борьба за элементарное выживание выдвигают на первый план необходимость всесторонней, всеобъемлющей информированности как одного из важнейших факторов прогресса любого современного общества. Из всех ресурсов, которыми располагает современная цивилизация, информация становится наиболее важным, особо значимым товаром, так как без необходимого объема и качества информации невозможны развитие высокотехнологичных производств, подъем национального благосостояния. Только при наличии полной и качественной информации можно построить гражданское общество и правовое государство.
Введение
Глава 1. Понятие и роль средств массовой информации в обществе
1.1. Понятие «средства массовой информации»
1.2. Место и роль средств массовой информации в обществе
Глава 2. Политика государства в сфере деятельности СМИ
2.1. Государство и СМИ: проблемы взаимодействия в сфере формирования информационной политики
2.2. Роль электронных СМИ в информационном обеспечении деятельности органов государства
Глава 3. Проблемы взаимодействия СМИ и государства в России
Заключение
Список использованных источников и литературы
– что пресса, будучи брошена в рынок, перестала быть объектом культуры и информации, а стала одним из товаров, наравне с водкой и джинсами;
– что конкуренция изданий и каналов не способствует улучшению качества прессы, что огромные различия в степени насыщенности периодическими изданиями отдельных регионов России (перепад более чем 30-ти кратный) это уже не отклонения в рамках одной модели прессы – это принципиально разные типы информационного взаимодействия между властью, обществом и человеком, принципиально разная роль прессы в этом взаимодействии;
– что главной тенденцией в отношениях власти и СМИ стало вырождение политики государственного протекционизма и замена ее политикой патернализма со стороны власти, создание «ручной», «карманной» прессы;
– что усиливается расслоение журналистского корпуса на редакторов, тяготеющих к властной и бизнес элите, и журналистов, тяготеющих к гражданскому обществу;
– что руководители ведомств игнорируют соответствующий Указ Президента и не реагируют на критику в свой адрес, требуют платы от журналистов за предоставление информации19.
И, пожалуй, самый значимый уточняющий вывод – российская пресса реально независима лишь от читателя, зрителя, слушателя.
Выработка
механизмов, которые реально сделали
бы СМИ зависимыми от тех, кто их
читает, слушает и смотрит должна
была бы составлять основной приоритет
законодательной и
Оценка состояния российской прессы, данная специалистами в начале нынешнего XXI века, мало чем отличается от тех, которые давались ей в середине 90-х гг. прошедшего столетия. Отмечается, что пресса потеряла свою лидирующую роль в обществе и взяла на себя в первую очередь, функцию его информационно-сенсационного и развлекательного массажа. Тяжелое экономическое положение большинства редакций и населения направили развитие прессы по такому пути, когда стало свершившимся фактом:
– выход
за пределы общероссийского
– сокращение объема информации в структуре отдельного издания;
– ухудшение качества общероссийской информации, снижение уровня ее достоверности (ангажированность, корпоративность, мифологизация публикаций и др.)20.
Абсолютное
большинство специалистов в числе
наиболее существенных характеристик
информационного поля России называют
также доминирование
Как отмечают многие исследователи за популярностью телесмотрения стоит не просто иллюзия бесплатного доступа к коммуникации (по сравнению со все дорожающей печатной продукцией). Относительная гарантированность этого доступа, причем максимально синхронного с транслируемыми событиями (газеты намного запаздывают, журналы выходят нерегулярно, доставляют и те и другие из рук вон плохо), или впечатляющая подробность, наглядность, суггестивность телесообщения по сравнению с радиопередачей. Телевидение создает мир, который в данном случае дублирует зачаточные, слабо развитые формы организации социальной жизни либо компенсирует отсутствующие институты гражданского общества. Доверие к масс-медиа (все еще сравнительно высокое) – оборотная сторона отчужденности реципиентов от происходящего, выражение их зрительского участия в социальной действительности.
Телесмотрение не только замещает активную, массовую политическую жизнь пассивным просмотром теленовостей. Телевидение «протезирует» и многие другие несостоявшиеся формы гражданского участия, социальной солидарности (клубы по интересам, ассоциации и союзы разного рода, формы самоорганизации потребительского или досугового поведения, наконец, реальные политические партии), создавая целые сферы чисто визуальной чужой жизни, виртуально-телевизионной реальности, которая завораживает зрителей своей как бы доступностью, иллюзией присутствия. Разыгрывая различные ситуации, инсценируя сюжетные коллизии, ТВ воспроизводит весь круг представлений и ценностей, значимых сегодня для сообщества россиян в целом, выступает своего рода «живым календарем» ритуалов социального единства и сопричастности. Тем самым ТВ в нынешних условиях самим характером апелляции к массе создает целостность, вне данного систематически повторяющегося акта коммуникации не существующую.
Ведущим агентом информационного поля остается российское государство. Оно не только определяет права и обязанности журналистских коллективов, задает «правила игры», регулирует их деятельность через уполномоченный на то орган, но и является (как минимум де-факто) собственником многих средств массовой информации (особенно региональных).
Представление о возможностях воздействия государства на СМИ дает перечень тех прерогатив, которые отнесены к компетенции государства:
– разработка и реализация государственной политики в области средств массовой информации;
– регистрация средств массовой информации и рекламных агентств;
– лицензирование телевещания и радиовещания;
– контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил регистрации и получения лицензий, наложение взысканий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вынесение предупреждений, предоставление и аннулирование регистраций и лицензий в установленном порядке;
– разработка и реализация мероприятий в области развития, реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы, технических и иных нормативов и стандартов;
– подготовка законодательных и иных нормативных актов в области СМИ.
Подведем итог работы.
СМИ есть многофункциональный социально-политический институт, действующий через систему относительно локальных реализаторов (средств) информации и характеризующийся: 1) обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью; 2) корпоративным характером производства и распространения информации; 3) социально-преобразовательным потенциалом.
СМИ и государство, исходя из места и роли СМИ в политической системе общества, взаимодействуют по следующим направлениям: природа государства определяет в целом положение СМИ в обществе. Это хорошо видно на примере тоталитарного государства; государство и в демократическом обществе создает нормативно-правовую базу деятельности СМИ, определяет правовое положение каждой из их разновидностей; государство может иметь свои собственные, государственные СМИ, которые в обществе, основанном на принципе политического плюрализма, функционируют наряду с другими, негосударственными СМИ; государство не вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ; государство в целях защиты информационных прав граждан, интересов государства и разрешения конфликтов между различными СМИ может создавать специальные органы.
Система СМИ определяется
посредством нижеследующих
- информативная насыщенность;
- публичность, т.е.
- наличие специальных, технических приборов, аппаратуры для передачи сообщений;
- непрямое, разделенное в
пространстве и во времени
взаимодействие
- одно направленность
взаимодействия от
- непостоянный и
Задача
информационной политики государства
заключается в координации
Государство обладает большими возможностями в информационной сфере. Развитие информационных технологий ведет к глобальным переменам во всех сферах политики, что приведет в XXI веке к кардинальному изменению способа ведения политики и облика политической элиты. Наряду с традиционными методами посольской работы дипломаты исключительно профессионально должны будут владеть методами информационного противоборства. Очевидна тенденция современного мирового политического руководства к комплексному сочетанию средств традиционной дипломатии с информационными возможностями воздействия на поведение политической элиты, населения страны и мирового сообщества.
В цивилизованных
странах государство –
В целях
совершенствования
Государство в силу ряда причин, вызванных непростой экономической ситуацией, неразвитостью гражданского общества и процессов саморегулирования СМИ, должно принять на себя основную тяжесть регулирования процессов массовой коммуникации.
Следует законодательно закрепить освобождение от государственного учредительства региональные СМИ, ибо, чем более самостоятельным участником политического процесса станет пресса, тем больше от этого выиграет демократия.
Нормативные акты
Литература
Информация о работе Проблемы взаимодействия СМИ и государства в России