Рифма в рекламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Слово «рифма» означает стройность и соразмерность, и произошло от греческого «rhythmos», имеющего тот же корень, что и слово "ритм". Рифма – созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства. Маяковский отмечал её смысловое значение: «она возвращает вас к предыдущей строке… заставляет все строки, оформляющие одну мысль держаться вместе». Выступая в организационном качестве, рифма акцентирует концы стихов, образует после себя паузы, дающие возможность осмыслить строки и насладиться благозвучием слов.
Соответственно, цель данной курсовой работы – ознакомиться с рифмой в рекламе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3

1. Рифмы, их классификация………………………………………………4

2. Приемы языковой игры в рекламных текстах………………………...12

3. Рифма в рекламе………………………………………………………...19

Заключение………………………………………………………………...22

Список использованной литературы…………………………………….23

Приложение……………………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 72.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………… 3

 

1. Рифмы, их классификация………………………………………………4

 

2. Приемы языковой игры в рекламных текстах………………………...12

 

3. Рифма в рекламе………………………………………………………...19

 

Заключение………………………………………………………………...22

 

Список использованной литературы…………………………………….23

 

Приложение……………………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Тема данной курсовой работы - «Рифма в рекламе». Слово «рифма» означает стройность и соразмерность, и произошло от греческого «rhythmos», имеющего тот же корень, что и слово "ритм". Рифма – созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства. Маяковский отмечал её смысловое значение: «она возвращает вас к предыдущей строке… заставляет все строки, оформляющие одну мысль держаться вместе». Выступая в организационном качестве, рифма акцентирует концы стихов, образует после себя паузы, дающие возможность осмыслить строки и насладиться благозвучием слов.

С психологической точки  зрения действие рифмы двояко: со стороны  формы и со стороны содержания. Она, прежде всего, подчиняет стихотворную речь новой закономерности, делая  её приятнее для слуха и легче  для восприятия; разграничивая отдельные  стихи, она как бы разделяет их, а на самом деле связывает их созвучием.

 

Соответственно, цель данной курсовой работы – ознакомиться с  рифмой в рекламе.

 

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

 

1)  раскрыть понятие рифма и определить виды рифм,

 

2)  исследовать  приемы языковой игры в рекламных текстах,

 

3)  выявить основные  особенности употребления рифмы  в рекламных слоганах.

 

 

 

 

    1. Рифмы, их классификация 

Слово «рифма» означает стройность и соразмерность, и произошло  от греческого «rhythmos», имеющего тот же корень, что и слово "ритм". Рифма – созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства. Маяковский отмечал её смысловое значение: «она возвращает вас к предыдущей строке… заставляет все строки, оформляющие одну мысль держаться вместе». Выступая в организационном качестве, рифма акцентирует концы стихов, образует после себя паузы, дающие возможность осмыслить строки и насладиться благозвучием слов. 
 
Классификации рифм – разделение рифм по специфическим признакам. Рифмы в русском языке классифицируются: 
 

По происхождению   (делятся на базовые и окончательные)

 
Окончательные рифмы 

 
Гласные рифмы – вид окончательных  рифм. Гласный рифмент имеет место в том случае, если ударная гласная является последней в слове и перед ней тоже стоит гласная (даю, твоя, бои), либо мягкий знак (портье, ружьё, налью). К этой группе слов также относятся слова: фойе и райя. 

 
Эх ты, горе горькое, 
Сладкое житьё! 
Рваное пальтишко, 
Австрийское ружьё! 
(А. Блок) 

Согласные рифмы. Слова с ударением на последнем звуке, которому также предшествует согласный, рифмуются при помощи согласных рифментов: уха - чепуха, игру - гуру, всегда – да, неси – мерси, бубня - меня, чело - весло…

 
Пусть читатель вероятный 
Скажет с книжкою в руке: 
Вот стихи, а всё понятно, 
Всё на русском языке… 
(А.Т. Твардовский) 

 

 

Базовые рифмы (Мультирифмы и переходные рифмы)

Мультирифма – центральная базовая рифма с одним послеударным согласным звуком. Рок - звонок, дым – летим, диво – строптивы, пой – смешной, туча – круча, день – тень… 
 
Переходная рифма – разновидность обособленной рифмы. Характерной особенностью слов, образующих такую рифму, есть мягкая послеударная согласная и следующий за ней звук «j» (йот): каналья(канал’jа) – далью (дал’jу), взморье - подспорье, распутье – гнуть я, стулья – ульи, рысью - лисье, кровью - любовью, лепетанье - трепетанье…. 

Связующие рифмы – словарная разновидность рифмы; двухсложная или трёхсложная рифма, состоящая из первичного рифмента(корня), гласицы и фиксирующей согласной. Ужин - дюжин, могучий - гремучей, осень - просинь, хижины - обижены, едет - бредят, впрочем - пророчим...

Обособленные  рифмы – базовые рифмы с двумя (или более) согласными звуками подряд после ударного гласного. Именно второй согласный звук ставит барьер, не позволяющий словам с обособленным рифмотипом рифмосочетаться со словами других рифмотипов. Волн - чёлн, печка - свечка, любезный - прелестной, сёстры- острый, вечность - беспечность, послушный - простодушной, грозно – поздно…

Сложные рифмы  и псевдорифмы

Сложная рифма – многосложная рифма из слов, основная грамматическая форма которых имеет, как минимум, три послеударных слога с фиксирующей  согласной. Разв/едывать, тр/уженик, б/абочка, м/изерный, п/окатом, ск/азывать, обор/удование… 
 
Псевдорифма – созвучие слов, принадлежащих к различным родовым группам, но сходных по своему звучанию. В словах, образующих псевдорифму, совпадает ударная гласная и общие характерные концовки. При этом послеударные звуки и даже слоги не совпадают. Общество – творчество, нравственность – обязанность, похаживает - поглядывает, лыжница - завистница, дикторский... 
 

По объему (количеству слогов)

 
Односложная рифма (1 слог) Она же – мужская. Кот - лот, сны – ясны...  
Двухсложная рифма (2 слога) Она же - женская. ^ Белый - смелый, воры - горы… 
Трёхсложная рифма (3 слога) Трение – забвение, суженый – простуженный… 
Четырёхсложная рифма (4 слога) Оприходованный – изуродованный... 
Пятисложная (5 слогов) – тиражирование – цитирование... 
Шестисложная (6 слогов) – председательствующие - благожелательствующие... 
Семисложная (7 слогов) - рассекречивающиеся - увековечивающиеся...

Второе название трёхсложных  рифм – дактилические, четырёхсложных и пятисложных – гипердактилические, шести – и семисложных – супергипердактилические. 
 
По звучанию и родственным отношениям

 
Традиционно по звучанию все рифмы  делятся на точные и приблизительные. К точным рифмам относятся родные рифмы, к приблизительным все остальные.  
 

Родные рифмы (богатые, глубокие, абсолютные)

Богатая рифма - рифмосочетание слов с совпадением опорных предударных звуков. Чем больше сходство, тем богаче и созвучней рифма. 

Отговорила роща золотая 
Берёзовым, весёлым языком 
И журавли, печально пролетая, 
Уж не жалеют больше ни о ком. 
(С. Есенин) 

Глубокая рифма – рифма из слов, в которых, помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги. 

 
Бог тебя благослови; 
Вот за то тебе, лови! 
(А.С. Пушкин) 

Абсолютная рифма - рифма, состоящая из слов, идентичных по своему звуковому составу, за исключением ударной гласной (твёрдая в одном слове и мягкая в другом)

Вперёд одна в  надежде томной 
Не жди меня средь ночи тёмной. 
(А.С. Пушкин) 

Двоюродные рифмы (твёрдо-мягкие, омофонические)

Твёрдо-мягкая рифма –  внутри рифмы мягкая согласная противостоит твёрдой.

Может думает обо мне… 
Шаганэ ты моя, Шаганэ. 
(С. Есенин) 

 

Омофоническая рифма – рифма из слов-омофонов (разные слова, одинаково звучащие, но различающиеся на письме). Звуковое сходство таких слов объясняется свойственным русскому языку оглушением звонких согласных на конце слов. 

 
Под кровом внешних роз 
Поэтом я возрос. 
(А.С. Пушкин) 
 

Приёмные рифмы (неравносложные рифмы, рифмы с вклинением и чередованием)

Неравносложная рифма  – сочетание слов с различным  количеством послеударных слогов.

Идёт пожар  сквозь бумажный шорох. 
Прокуроры дрожат. Как хорошо! 
(В. Маяковский) 

Рифма с вклинением - в  клаузулу одного из слов вклинивается согласная, чаще, сразу после ударной  гласной. 

Не за силу, не за качество 
Золотых твоих волос 
Сердце враз однажды начисто 
От других оторвалось. 
(Н. Асеев) 

Рифма с чередованием –  рифма, в составе которой согласные  чередуются между собой, создавая иллюзию  сходства.

Дружественные рифмы (псевдорифмы) - рифмы, состоящие из слов с общими ударными гласными и характерными концовками, но различными послеударными согласными или слогами. Слова в таких рифмах не состоят в родственных связях друг с другом, но близки по звучанию. 

Мне легче, чем  всем, - 
я Маяковский. 
Сижу и ем 
Кусок конский. 
(В. Маяковский) 
 

Рифмы дальней  степени родства (конфликтные) - рифмы, состоящие из слов с неодинаковыми связующими рифментами.

В буднях великих  строек, 
В весёлом грохоте, в огнях и звонах, 
Здравствуй, страна героев, 
Страна мечтателей, страна учёных! 
(Д’ Актиль) 

Инородные рифмы (ассонансные, предударные и пр.)

Ассонанс – созвучие гласных  при полном или частичном несовпадении согласных. Подобные рифмы широко использовались в русском фольклоре, а также  и поныне применяются, в основном, в песенном творчестве.

Я сегодня до зари встану, 
По широкому пройду полю. 
Что-то с памятью моей стало 
Всё, что было не со мной, помню. 
(Р. Рождественский) 

Предударная рифма - наиболее точная из ассонансных рифм с совпадением  ударного звука и предударных  звуков или слогов. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная  рифма - единственная рифма, в которой  клаузулы слов не играют рифмообразующей роли.

 

В поисках счастья, работы, гражданства 
странный обычай в России возник

детям у нас  надоело рождаться,- 
верят, что мы проживем и без них.

(Р. Рождественский) 

Диссонанс (консонанс) –  сочетание слов с различной ударной  гласной. При этом остальные звуки  могут совпадать.

В блеске зимней ночи тающая, 
Обрати ко мне твой лик. 
Ты, снегами тихо веющая, 
Подари мне лёгкий снег. 
(А.А. Блок) 

 
По ощущению

Графическая рифма совпадает по написанию, но не совпадает по звучанию. Так как рифма - это, прежде всего, слуховая гармония, то графическая рифма является таковой чисто условно и не применяется на практике. Большого – немного, срочно – нарочно, вечно – конечно….

Акустическая  рифма различается по написанию, но совпадает по звучанию:

Простим угрюмство – разве это 
Сокрытый двигатель его? 
Он весь – дитя добра и света, 
Он весь – свободы торжество! 
(А. Блок) 

Графически-акустическая рифма совпадает и по написанию и по звучанию:

 
О, говори хоть ты со мной, 
Подруга семиструнная! 
Душа полна такой тоской, 
А ночь такая лунная! 
(Аполлон Григорьев) 
 

По положению  в стихе

 
Начальные, внутренние и конечные рифмы. Так, начальная рифма – первые слова в строках. Наиболее распространённой является конечная рифма, состоящая из последних слов в строках. Внутренние рифмы, соответственно, образуются словами внутри стиха.  
 
Мне голос был, он звал утешно, 
Он говорил: «Иди сюда, 
Оставь свой край глухой и грешный, 
Оставь Россию навсегда. 
(А. Ахматова) 

В данном примере «был-говорил» внутренняя рифма, «успешно - утешный» и «сюда - навсегда» - конечная. 
 
По взаимному расположению рифмующихся строк рифмы также бывают: 
 
смежные, перекрёстные, опоясывающие, холостые, смешанные, монорифмы, эхо-рифмы... 

По дополнительным признакам

Открытая рифма – рифма, заканчивающаяся на гласную (сено-смена).

Закрытая рифма – рифма, заканчивающаяся на согласную (пух–слух).

Омонимическая рифма - рифма из омонимов.

 
Вдруг на Мишку, вот напасть, 
Пчёлы вздумали напасть.  
(Я. Козловский) 

Разноударные рифмы – рифмы, образуемые словами с ударениями на различных слогах от конца. Применяются в фольклоре и песенном жанре, где слова организованы мелодически. 

Параллельные  рифмы – рифмы с использованием слов одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме.

 
В синем море волны плещут.  
В синем небе звезды блещут 
Туча по небу идёт, 
Бочка по морю плывёт. 
(А.С. Пушкин) 
 

Каламбурные рифмы (с использованием игры слов). 

 
Он скажет слово  «за» 
И кается… 
Он постоянно 
За-икается 
(Эмиль Кроткий) 

Составные рифмы – рифмы, образуемые с помощью союзов, частиц , местоимений и служебных частей речи.

 

Душно! Без счастья  и воли 
Ночь бесконечно длинна. 
Буря бы грянула, что ли? 
Чаша с краями полна. 
(Н. Некрасов) 

Редкой разновидностью составных  рифм являются авторские (оригинальные) рифмы, составленные не из ограниченного выбора союзов, местоимений и т.д., а из различных слов и (или) их частей. Авторская рифма даёт возможность находит рифму к словам, не имеющим её изначально, а также находить новые и неординарные рифмы.

Юноше, обдумывающему  житьё, 
Решающему – сделать бы жизнь с кого, 
Скажу, не задумываясь: «Делай её 
С товарища Дзержинского». 
( В. В. Маяковский)

Информация о работе Рифма в рекламе