Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 18:43, курсовая работа
Цель исследования - охарактеризовать особенности развития СМИ и свободы слова в современной России.
Поставленная цель конкретизируется следующими задачами:
- дать понятие СМИ;
- показать функции СМИ;
- проанализировать процессы взаимосвязи свободы слова на основе российских СМИ.
Введение 2
Глава 1. Общая характеристика средств массовой информации 4
1.1. Понятие и виды СМИ 4
1.2. Функции СМИ 8
2. СМИ и свобода слова в современной России 12
2.1. Исторические аспекты развития СМИ постперестроечной России 12
2.2. Проблема независимости СМИ России в условиях современного глобального общества 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Стержневой проблемой выступает понимание места и роли масс-медиа в конструировании социальной и политической реальности. Большинство исследователей оценивают масс-медиа не просто как «четвертую власть», но подчеркивают их определяющую инструментальную роль в формировании социокультурных отношений. Всеохватывающие процессы глобализации сопровождаются проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и сообществ. Зарождающееся информационное общество строится таким образом, что именно сбор, анализ и передача необходимой информации становятся «фундаментальными источниками производительности и власти». 2
Сегодня мы вынуждены говорить не просто о расширении инструментального характера СМИ, но об усилении манипуляционного начала в их деятельности и о нарастании целенаправленного конструирования в восприятии большинством населения «псевдореальности».
Наглядным примером может служить информационная война американских СМИ, развернутая против России в ходе конфликта между Грузией и Южной Осетией и между Украиной и Россией. Замалчивание фактов, односторонняя подача информации, ее целенаправленная интерпретация, откровенная ложь привели к тому, что общественное мнение в США «черное» воспринимало за «белое», и наоборот: агрессию просто не заметили, а действия России по защите своих миротворцев и гражданского населения оценили как агрессию.
Степень отдаленности фиктивной реальности от реальной различна и в значительной степени зависит от характера и форм передач, используемых СМИ, ориентированных на удовлетворение информационных потребностей граждан различного рода. Можно выделить несколько моделей конструирования реальности в телевизионных масс-медиа (по степени отдаления от реальности). Несмотря на развлекательный характер многих из них, на наш взгляд, большинство моделей прямо или косвенно реализуют, в том числе и политическую, функциональность.1
Можно констатировать, что процесс монополизации СМИ в России в основном стабилизировался и определился, хотя о его завершении говорить не приходится, поскольку возможны непредсказуемые трансформации, прежде всего в силу того, что медиасистема выстраивалась в значительной мере спонтанно, без должной опоры на духовные, гуманитарные, культурные и профессиональные традиции. Фундамент, на котором она базируется, порой не выдерживает нагрузки, вследствие чего происходят события, достойные сожаления. Среди них - деградация некоторых средств массовой информации или их исчезновение. Следствием неблагополучия можно считать и чрезмерную концентрацию общенациональных СМИ в столице, и отсутствие в стране качественной газетной прессы в строгом типологическом значении этого термина. Такой прессы, которая составляет мировую газетную элиту.
В происходящей трансформации системы массовой коммуникации и проявлении медиахолдингов большое место занимает процесс конвергенции, представляющий собой «технологические изменения, стирание различий, ранее отделявших одни СМК от других, что означает переход всех средств массовой коммуникации к единой цифровой форме».1 В настоящее время практически все сколько-нибудь влиятельные СМИ монополизированы и включены в систему с жесткой ценностной иерархией, обладающую не только конкретным местом и статусом в общественно-политической структуре, но и выполняющую определенные задачи, выгодные довольно узкому кругу лиц. Появляются медиахолдинги, которые объединяют несколько СМИ и контролируют их.
Первое, что обращает на себя внимание, когда задумываешься о том, что представляет собой публичная политическая коммуникация в современных российских СМИ, - это то, что в России усиливаются процессы, связанные с построением вертикали политической власти, ее централизации и концентрации. В результате следует ожидать роста общей этатизации СМИ, ужесточения контроля над их деятельностью, усиления идеологического давления, использования жестких ограничительных мер по отношению к СМИ. Это делает властное политическое влияние, в том числе и на СМИ, избыточным и репрессивным. Сложившееся положение дел как в стране в целом, так и в регионах можно охарактеризовать как тенденцию к «кризисной коммуникации». Кризисность проявляется в системном нарушении взаимодействия: послания не доходят до адресата или доходят, но порождают совершенно иной неожиданный, непредсказуемый, непланируемый эффект. Кризис развивается в условиях дефицита информации и дефицита доверия со стороны получателя информации.2
Следствием коммуникативного кризиса становится разрушение системы общепринятых демократических ценностей и норм, интолерантность политических партий, конформизм масс. Отсутствие двусторонних политических коммуникационных связей, а именно недоступность обратного влияния со стороны общества на власть, способствует нарастанию социальной напряженности, обострению конфликтов, развитию социальных противоречий, падению легитимности политических институтов, возникновению кризисных ситуаций. Трансформация политической коммуникации проявляется в изменении характера взаимоотношений власти и общества и обусловливается несовпадением приоритетов, идеологии, интересов разных групп влияния по ключевым социальным и политическим вопросам. Этот процесс находит свое отражение на ТВ, которые остается основным информационно-аналитическими источником в публичном пространстве.
Непрозрачность системы в деятельности отечественных СМИ, лавирование между интересами потребителей информации, госструктурами и группами влияния способствуют изменению характера взаимодействия основных факторов коммуникативного процесса, источников влияния на политическую составляющую телевещания, а значит, принципов формирования и функционирования публичной политической коммуникации.
Функциональная прагматика СМИ на сегодняшний день не способствует развитию толерантности в формировании гражданского общества России.
В современных условиях радикальной трансформации политической системы в России СМИ, являясь, с одной стороны, силой, объединяющей и стабилизирующей общество, с другой стороны, становится инструментом власти для достижения конкретных политических целей. Публичная политическая коммуникация формируется, исходя из частных особенностей локального сегмента. Основные функции СМИ существенно меняются в соответствии с характером политического противостояния субъектов политики. Роль СМИ в процессе политической коммуникации фактически сводится к выполнению функции воспроизводства информации, идущей от властных источников. Со стороны СМИ исчезает контроль действий властных структур.
Возможным выходом из сложившейся ситуации может стать создание общественных СМИ. Общественные СМИ пользуются общественным финансированием для вещания в интересах общества в целом. Они не выражают точку зрения ни одной из партий, включая правящую.
Таким образом, стремление ограничить роль СМИ разрушает действия принципа дополнения властей, и журналистика перестаёт исполнять свои обязанности инструмента демократии, насильственно превращается в исполнителя воли официальных властей, их «служанку». А это представляет серьёзную опасность для демократических основ жизни общества, поскольку свидетельствует о движении в сторону «управляемой демократии», нарастании авторитарных тенденций в государстве и угрозе тоталитаризма.
Таким образом, средства массовой информации являются важнейшим инструментом реализации политического процесса. СМИ серьезно влияют на процесс формирования политических предпочтений, играя роль координатора и организатора потоков информации, посредством СМИ реализуется информационная политика государства.
В информационном обществе происходит постоянное повышение политической роли средств массовой информации. При помощи средств массовой информации власть реализует ряд задач, связанных с процессом усвоения гражданами политических норм и ценностей. Среди них - совершенствование системы коммуникаций и налаживание информационного обмена с прессой для политического информирования населения.
СМИ принимают активное участие в принятии политических решений, оказывают влияние на политическую повестку дня, играют роль политического посредника и передатчика политических сообщений, а также инициируют появление данных сообщений, при этом нередко активное участие прессы в этом процессе вызывает негативную реакцию со стороны власти. Таким образом, средства массовой информации включены в политические процессы: в коммуникативной подсистеме они осуществляют взаимодействие между различными подсистемами политической системы, а также между политической системой и другими сферами общественной жизни.
В обществе, относящемся к демократии, с одной стороны, создается оппозиционное информационное поле, в котором СМИ свободно публикуют разнообразные критические материалы о социальной, политической и экономической жизни страны. С другой стороны, велик контроль правительства над СМИ. Власть имеет прямую связь с аудиторией и со средствами массовой информации, СМИ больше не боятся власти, а аудитория имеет возможность напрямую с ними взаимодействовать, требуя от них защиты своих интересов.
В настоящее время практически все сколько-нибудь влиятельные СМИ монополизированы и включены в систему с жесткой ценностной иерархией, Появляются медиахолдинги, которые объединяют несколько СМИ и контролируют их. В России усиливаются процессы, связанные с построением вертикали политической власти, ее централизации и концентрации. В результате следует ожидать ужесточения контроля над их деятельностью, усиления идеологического давления, использования жестких ограничительных мер по отношению к СМИ. Следствием коммуникативного кризиса становится разрушение системы общепринятых демократических ценностей и норм, свободы слова, конформизм масс. Отсутствие двусторонних политических коммуникационных связей, а именно недоступность обратного влияния со стороны общества на власть, способствует нарастанию социальной напряженности, обострению конфликтов, развитию социальных противоречий, падению легитимности политических институтов, возникновению кризисных ситуаций. Возможным выходом из сложившейся ситуации может стать создание общественных СМИ.
1 Закон Российской Федерации от 27.12.1991
N 2124-1 «О средствах массовой информации»
от 24.11.2014 N 370-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/
1 Пугачев В.П. Политология: Учебник / В.П. Пугачев. – М.: АСТ, 2010. – с. 403
2 Средства массовой информации России : учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.; под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2008. - с. 290
1 Средства массовой информации России : учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.; под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2008. - с. 294
1 Еляков А. Д. Современная информационная революция / А. Д. Еляков // Социс. 2003. № 10. - С. 34.
1 Средства массовой информации России : учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.; под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2008. - с. 143.
2 Карпова А. Ю. Функциональная прагматика публичной политической коммуникации как предпосылка потери толерантности гражданского общества А. Ю. Карпова // Вестник ТГУ (Философия. Социология. Политология) - 2012. - №4. - С. 114.
1 Карпова А. Ю. Указ. соч. - С. 115.
2 Сивякова Е.В. Общероссийские СМИ как институт публичной политики: условия и технологии производства публичности: Ав- тореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2009. – с. 43
1 Еляков А. Д. Указ. соч. - С. 30.
2 Сивякова Е.В. Указ. соч.. – с. 43
1 Касьянов В.В. Социология массовых коммуникаций: Учебное пособие / В.В. Касьянов. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – с. 324
2 Сивякова Е.В. Указ. соч.. – с. 44
3 Мисонжннков Б.Я. Современный медиахолдинг: генезис, состояние и перспективы развития / Б. Я Мисонжоннков// Журналистский ежегодник. – 2012. - №1. – с. 32.
1 Ненашев М. Ф. Независимость СМИ в России: иллюзии и реальность / М.Ф. Ненашев // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2012. - №2. – С. 134.
1 Ненашев М. Ф. Независимость СМИ в России: иллюзии и реальность / М.Ф. Ненашев // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2012. - №2. – С. 135.
1 Засурский, Я. Н. Свобода слова как одно из фундаментальных прав человека // Библиотека Центра экстремальной журналистики. URL : (http://library.cjes .ru/online/?a=con&b_id=216).
1 Карпова А. Ю. Указ. соч. - С. 113.
1 Ненашев М. Ф. Указ. соч. – С. 134
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru.
1 Быкова Т.Н. Свобода слова СМИ в условиях современного законодательства медиарынка России /Т.Н. Быкова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 39. Филология. Искусствоведение. Вып. 38. - С. 27.
Информация о работе СМИ и свобода слова в современной России