Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:19, курсовая работа
Целью работы является изучение влияния социальной рекламы на общественные явления.
Задачи работы:
1. Исследовать общемировую практику разработки социальной рекламы.
2. Изучить особенности разработки социальной рекламы в России.
3. Методом контент-анализа исследовать самую часто повторяемую, а значит актуальную социальную рекламу.
Введение
Глава 1. Теоретическое исследование социальной рекламы в России
1.1. Общемировая практика разработки социальной рекламы
1.2. Основные функции социальной рекламы в российском обществе
1.3. Особенности и принципы разработки социальной рекламы в России
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей социальной рекламы в России
2.1. Анализ современной российской социальной рекламы
2.2. Анализ эффективности социальной рекламы
Заключение
Список литературы
На Западе многие компании финансируют социальные ролики без каких-либо условий представить их логотип. Просто они имеют документы, что финансировали этот социальный проект. Впоследствии у них по этим документам идут льготы по налогообложению. Телеканалы на особых условиях предоставляют время для размещения их коммерческой рекламы. У нас должны быть выработаны подобные механизмы.
Аналитик Татьяна Астахова так описывает западные стандарты социальной рекламы: «Само словосочетание «социальная реклама» - это калька с английского social advertising.
Так, термин социальная реклама используется
только в России. А во всем мире ему
соответствуют понятия
1.2. Основные функции
социальной рекламы в
Реклама – это любая платная
форма распространения
Реклама существует уже многие столетия и, являясь постоянной спутницей человека, она изменяется вместе с ним. Сегодня невозможно представить без рекламы жизнь современного общества. Мы сталкиваемся с ней повсюду: сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или учебу - везде, где бы не находились мы видим или слышим рекламные объявления, которые рассказывают о новых товарах или услугах.
Характер рекламы, ее содержание и форма претерпевают кардинальные изменения вместе с развитием общества. Вместе с тем существует огромное влияние рекламы и на само общество. Она направляет потребителей на приобретение товара. Это способствует формированию покупательских предпочтений, а также становлению определенных стандартов мышления и социального поведения различных слоев населения.
Рассмотрим несколько
Г. Николайшвили считает, что социальная реклама – это проявление доброй воли общества, ее принципиальной позиции в отношении социально значимых ценностей. Это подвид жанра, отличный от любого другого только тем, что привлекает внимание к социальным проблемам.
В Федеральном Законе РФ «О рекламе» в статье 18 дается такое определение социальной рекламы: «Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей»[6].
Обратимся к классификации социальной рекламы Вайнера В. Л. Он предлагает классифицировать ее по видам организаций, которые используют такую рекламу. Выделим три крупные группы: некоммерческие институты, различные ассоциации, государственные структуры.
1. Реклама, размещаемая
Кроме того, часто в рекламе говорится
о существовании проблемы, то есть
целью является привлечение внимания
к явлению (например, в рекламе
о людях с ограниченными
2. Реклама, размещаемая
3. Реклама, размещаемая
Социальная роль рекламы заключается в том, что она информирует о новой, улучшенной продукции, является зеркалом тенденций в моде, дизайне и вносит существенный вклад в эстетические представления людей. Особенно заметна эта роль, когда предметом рекламы выступают доброкачественные, безупречные с точки зрения экологии, продукты, которые способствуют либо сохранению здоровья, либо длительному и надежному использованию, что, в конечном счете, безусловно, влияет на качество жизни людей.
Самой главной ролью социальной рекламы является привлечение внимания широкой общественности к проблемам социума и призыв обращать на внимание.
1.3. Особенности и принципы разработки социальной рекламы в России
Социальная реклама в России как вид рекламной деятельности существует около 10 лет. Для сравнения: в ведущих странах Запада, например в США, практика социальной рекламы насчитывает более 100 лет.
Зарождение социальной рекламы в России началось с создания нескольких рекламных агентств, специализирующихся на разработке и размещении социальных продуктов. Одним из крупнейших является агентство «Домино».
В 1993 г. был образован Рекламный совет, в состав которого, помимо рекламных фирм, вошли средства массовой информации: печатные издания –«Комсомольская правда», «Семья», «Труд», «Вестник благотворительности»; телекомпании - НТВ, Останкино, МТК; радиостанции – «Европа плюс», «Маяк», «Радио России», «Эхо Москвы»; общественные организации - Женский либеральный фонд, Московский фонд Милосердия и здоровья, благотворительный фонд «Сопричастность» и некоторые другие.
Цель Совета - создавать единый рекламный продукт по социальной проблематике. Члены Совета разрабатывают, в частности, макеты социальных кампаний для печатных СМИ, выпускают видео- и аудиоролики.
Принципиальная позиция Совета состоит в том, чтобы не ставить своей марки на рекламной продукцию.
В числе первых и самых известных рекламных кампаний, проведенных Советом, можно назвать такие, как: отношения в семье «дети-родители» («Они выросли и забыли своих родителей. А вы помните? Позвоните родителям»). Отношение к детям в семье («Чтобы вырастить цветок, нужно много сил. Дети не цветы, подарите им больше любви»). Отношение к жизни («Это пчелы. За них все решила жизнь. Мы же строим свою жизнь сами. Не бойтесь перемен»).
Члены Совета регулярно проводят пресс-конференции, посвященные социальной проблематике, организуют размещение информационных материалов в сторонних масс-медиа, проводят различные презентации, экскурсии, участвуют в подготовке специалистов социальной сферы, в реализации научных проектов, поддерживают создание обществ, клубов, союзов, активно участвуют в сопровождении так называемых социальных дней (День отказа от курения, День слепого человека, День борьбы против диабета, День беременных женщин).
Во-вторых, в большинстве российских некоммерческих организаций появились и активно работают пресс-службы. Рассмотрим пример Социально-экологического союза. Пресс-служба была создана в 1999 г. с целью распространения экологической и социально значимой информации в СМИ. Начав с отправки информационных писем о деятельности союза, пресс-служба сейчас работает по нескольким направлениям. Ее сотрудники готовят и рассылают пресс-релизы о решениях властей, касающихся экологических проблем и проблем, затрагивающих интересы населения, об успехах в области защиты окружающей среды, об альтернативных технологиях, результатах научных исследований, экологическом законодательстве. СоЭС располагает сегодня уникальным банком данных по проблемам экологии, поступающих более чем от 250 экологических организаций-членов Союза. Как результат, в пресс-службу союза регулярно обращаются около 130 российских и иностранных СМИ.
Различные коммерческие организации также начинают проявлять интерес к социальным проблемам. Так, пресс-служба Социально-экономического союза ведет семинар для тех студентов факультета журналистики МГУ, для тех, кто хочет писать о проблемах социальной сферы.
Существенным шагом явилось появление всероссийского Агентства социальной информации, к услугам которого прибегают российские СМИ и органы государственной власти.
Рынок социальной рекламы регламентирован ст. 18 Федерального закона «О рекламе» 1995 г. В Законе определено, что «социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей... В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки их товаров... Рекламораспространители - организации средств массовой информации - обязаны осуществлять размещение социальной рекламы, представленной рекламодателем, в пределах пяти процентов эфирного времени (основной печатной площади) в год… Рекламораспространители, не являющиеся организациями средств массовой информации, обязаны осуществлять размещение социальной рекламы в пределах пяти процентов годовой стоимости предоставляемых ими услуг по распространению рекламы...».
Законодательное оформление
рекламной деятельности в социальной
сфере свидетельствует о
И, наконец, как определенный результат можно рассматривать появление категории «социальная реклама» в самых престижных рекламных конкурсах России (например, ежегодный фестиваль рекламы в Нижнем Новгороде, Молодежный фестиваль рекламы).
Рассмотрим также основные задачи и функции социальной рекламы.
Задачами социальной рекламы выступают:
1. Гуманистическая, когда внимание общественности привлекается к социальным проблемам и тем самым помогает их разрешить.
2. Образовательная: люди должны
наглядно увидеть, что бывает
не только реклама по
Социальная реклама выполняет следующие функции:
1. Информирование граждан о
2. Пропаганда социальных
Обратимся к основным функциям социальной
рекламы. Нужно отметить, что все
функции социальной рекламы тесно
взаимосвязаны и часто
Образовательная функция. Социальная реклама дает обществу знание о проблемах и методах их преодоления, повышает интеллектуальный уровень нации. Например, призыв остерегаться телефонных мошенников.
Социальная реклама призвана воспитывать у общества определенное поведение и отношение к окружающей действительности: не сорить, поддерживать чистоту, беречь скамейки в парке и детские площадки. Социальная реклама призывает чаще общаться с родителями, заботиться о детях, беречь культуру своей страны, любить родину.
Информация о работе Социальная реклама в России, особенности и принципы разработки