Социальная реклама в России, особенности и принципы разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение влияния социальной рекламы на общественные явления.
Задачи работы:
1. Исследовать общемировую практику разработки социальной рекламы.
2. Изучить особенности разработки социальной рекламы в России.
3. Методом контент-анализа исследовать самую часто повторяемую, а значит актуальную социальную рекламу.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическое исследование социальной рекламы в России
1.1. Общемировая практика разработки социальной рекламы
1.2. Основные функции социальной рекламы в российском обществе
1.3. Особенности и принципы разработки социальной рекламы в России
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей социальной рекламы в России
2.1. Анализ современной российской социальной рекламы
2.2. Анализ эффективности социальной рекламы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Игорь.docx

— 96.77 Кб (Скачать файл)

Так, воспитательная функция тесно  переплетается с патриотической, которая декларирует важные для  данного общества ценности. Например, для России сейчас актуально возрождение любви к своей малой родине, к своему городу, дому, подъезду; возрождение культурного наследия, которым можно и нужно гордиться: Культура России - наше достояние. С воспитательной функцией взаимодействует и функция пропагандирования определенного образа жизни. Как правило, эта функция выражается в пропаганде здорового образа жизни: не курить, не выпивать спиртные напитки, заниматься спортом, - и в законопослушании, формировании гражданской ответственности.

Выделяют отдельно имиджевую функцию. Нам представляется логичным объединить две функции, ведь имиджевая функция - это создание стиля жизни, определенной идеальной модели, к которой нужно стремиться: быть здоровым, успешным, иметь крепкую семью, детей (в социальной рекламе в России именно детей, а не одного ребенка).

Также выделяют функцию «социальной  психотерапии» - успокоить людей, у  которых есть проблема, показать, что  они не одиноки со своими трудностями. Как правило, это реклама телефонов  доверия.

Понятие социальной рекламы является сложным и многогранным. Определить рамки социальной рекламы, критерии её выделения - непростая для современной науки задача, решаемая исследователями разных наук: и психологами, и социологами, и политологами, и лингвистами.

Итак, социальная реклама формирует  отношение к окружающей действительности, является импульсом к благим поступкам  в интересах общества. Она призывает  оставаться неравнодушными к бедам  других людей, предостерегает каждого  от неправильных решений и заботится  о здоровье нации. Тексты социальной рекламы могут служить индикатором  нравственного состояния общества, свидетельствовать о его проблемах.

Развитие социальной рекламы  в российском обществе ознаменовало собой изменение отношения к  общественным проблемам не только со стороны государственных органов, но и со стороны населения страны. Люди заинтересованы в решении социальных проблем и готовы оказать поддержку  правительству. Однако стихийный характер развития социальной рекламы в профессиональном плане породил ряд препятствий, только преодолев которые, можно будет говорить о создании свободного рынка социальной рекламы.

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей социальной рекламы в России.

2.1. Анализ современной  российской социальной рекламы

Для того, чтобы составить представление о современной российской социальной рекламе, нами было проведено анкетирование с помощью социальных сетей. Опрос проводился в ноябре 2013 года  в  возрастной группе от 17 до 22 лет. Было опрошено 50 человек. Ниже представлена структура выборочной совокупности. Полученные данные были систематизированы и показаны на рисунках и таблицах.

   

Таблица 1. Структура выборочной совокупности

 

Структура выборочной совокупности респондентов

с учетом типов поселений  и других показателей

Количество респондентов

Общий объем выборки 

50

Из них:

 

Мужчины

22

Женщины

             28

Из них:

 

не женаты/не замужем

38

женаты/замужем 

12

Из общего количества образование  получают на соответствующей основе:

 

на договорной основе

44

на бюджетной основе

6

В возрастных группах:

 

в возрасте 17 лет

4

в возрасте от 19 до 21 года

40

в возрасте 22 лет

6


 

 

 

 

 

Итак, первый вопрос, который  мы задали, был посвящен вниманию к  социальной рекламе. Мы спросили,

 Видели ли респонденты  когда-либо социальную рекламу. 

 

Диаграмма 1. Внимание к социальной рекламе.

Подавляющее большинство  опрошенных видели социальную рекламу, посвященную тем или иным общественно  значимым проблемам. Самой заметной оказалась реклама против курения и употребления алкоголя и наркомании. Ее видели 70 % опрошенных, они назвали ее наиболее заметной. Преимущественно наблюдали ее по телевидению, по центральным или развлекательным каналам. Рекламу, призывающую обратить внимание на безопасность дорожного движения, видели 14 % опрошенных. Социальную рекламу в помощь людям с ограниченными способностями, пожилым людям видели только 4 % респондентов. Рекламу о помощи детским домам или программам усыновления видели 10 % респондентов. Самой малозаметной оказалась реклама охраны природы и защиты животных. Ее видели только 2% опрошенных.

   

 

Таблица 2. Виды социальной рекламы

 

Тип социальной рекламы

Видели  за год, %

Видели  за год (чел)

Помощь  людям с ограниченными способностями, пожилым людям

4

2

Охрана  природы, защита животных

2

1

Безопасность  дорожного движения

14

7

Против  наркомании, курения, употребления алкоголя

70

35

Помощь  детским домам, программы усыновления

10

     5





 

Диаграмма 2. Виды социальной рекламы.

 

Далее мы спросили у респондентов, может ли повлиять социальная реклама  на поведение людей и изменить его. 34 % опрошенных продемонстрировали скептицизм в отношении способности социальной рекламы изменить поведение людей, в то время как 16% респондентов выразили уверенность в том, что социальная реклама может изменить ситуацию, а более четверти опрошенных – 30% затруднились с ответом на этот вопрос.

    Диаграмма 3. Влияние рекламы на общественность.

 

Следующий вопрос, который  мы задали, касался воздействия социальной рекламы на человека. 18 % узнали о социальных проблемах в обществе, 20 % сделали пожертвование, а 2% даже стали волонтерами. На 10% опрошенных социальная реклама никак не влияет.

Диаграмма 4. Влияние рекламы  на жизнь людей.

 

На вопрос, приятнее ли читать журнал, газету, смотреть телепередачи, если в них присутствует социальная реклама, 54% опрошенных ответили утвердительно, однозначное «нет» ответили 18% респондентов, 28% опрошенных продемонстрировали безразличие в этом вопросе.

Диаграмма 5. Восприятие социальной рекламы.

 

Итак, по результатам исследования были сделаны следующие выводы:

           - 95% россиян видели социальную рекламу, посвященную тем или иным общественно значимым проблемам;

           - Самой заметной оказалась реклама  против курения, употребления  алкоголя и против наркомании 70%;

           - Самой незаметной оказалась реклама охраны природы и животных 2%;

          - Почти четверть опрошенных россиян считает социальную рекламу бесполезной;

         - 18 % молодых людей заявили, что из социальной рекламы они узнали о социальных проблемах;

         -2% опрошенных под воздействием такой рекламы стали волонтерами;

         -28% опрошенных безразлично, есть или нет социальная реклама в газете, жернале, телепередаче.

Итак, социальная реклама  все активнее завоевывает внимание россиян, несмотря на то, что четверть её считает бесполезной.

 

2.2. Анализ эффективности  социальной рекламы

 

Для анализа эффективности  социальной рекламы в России, мы обратились к данным социального  опроса, проведенного сайтом advertology.ru. исследование проводилось в декабре 2012 года.

 В исследовании приняли  участие около 1500 российских интернет-пользователей, представляющих активную (месячную) аудиторию. По мнению каждого второго (51%) участника онлайн-опроса социальная реклама необходима россиянам, так как она призывает задуматься над актуальными социальными проблемами.

Почти все (93%) представители  этой группы респондентов выступают  за увеличение объемов социальной рекламы  в России, а среди наиболее значимых для социальной рекламы тем указывают  пропаганду здорового образа жизни, включая агитацию против курения, употребления алкоголя и наркотиков (82%), повышение  общественного интереса к вопросам экологии, охраны природы, защите животных (55%), обращение к проблемам стариков, инвалидов, брошенных детей (41%), предупреждение об опасности таких инфекционных заболеваний как СПИД, гепатит, туберкулез (40%).

В числе прочих, достойных  объектов социальной рекламы, российские Интернет пользователи ожидают увидеть укрепление нравственных норм и семейных ценностей (37%), соблюдение правил дорожного движения и поведения в экстремальных ситуациях (35%), соблюдение законодательных норм (22%) и др.

С другой стороны, 43% опрошенных полагают, что в настоящее время влияние социальной рекламы на российское общество невелико и допускают ее существование лишь теоретически. И еще около 5% российских интернет-пользователей уверены в том, что на социальную рекламу никто не обращает никакого внимания, следовательно, в ней нет необходимости. Среди этих респондентов за увеличение объемов социальной рекламы в России выступают, соответственно, 69% и 5% респондентов.

Среди тех респондентов, кто уверен в необходимости социальной рекламы для россиян, 83% верят  в способность рекламы влиять на поведение людей, а 62% задумывались над изменением своего поведения  под ее влиянием. Среди тех респондентов, кто полагает социальную рекламу  для россиян излишней, 79% не верят  в способность рекламы влиять на поведение людей вообще или  в обозримом будущем, а 97% никогда  не задумывались над изменением своего поведения под ее влиянием.

Помимо указанных факторов различия в оценках места и  роли социальной рекламы в российском обществе вызваны различиями в оценках  качества социальной рекламы в современной  России и выполняемых ею функций.

Среди тех респондентов, кто уверен в необходимости социальной рекламы для россиян, большинство (55%) уверены в том, что она направлена на достижение общественно полезных целей и исключает коммерческий интерес заказчика, а 62% оценивают  ее качество положительно. Среди тех  респондентов, кто полагает социальную рекламу для россиян излишней, большинство (65%) не видят ее отличия  от обычной коммерческой рекламы, а 84% оценивают ее качество негативно.

Таким образом, мы можем сделать  вывод, что социальная реклама еще  не очень привычна для современного российского общества. Она переживает период становления и занимает около 1% российского рынка рекламы. Основные темы социальной рекламы в сегодняшней  России - здоровый образ жизни, соблюдение правил дорожного движения, призыв к исполнению гражданских обязанностей, бережное отношение к природе, патриотизм и любовь к родине, укрепление семейных отношений, воспитание чувства ответственности за судьбу детей и социально незащищенных слоев. Именно эти сюжеты социальной рекламы участники нашего опроса отмечали как наиболее запомнившиеся и, что еще более важно, - побудившие к размышлениям и действиям.

Значительное число россиян  уверены в полезности социальной рекламы. Однако ее превращение в  эффективный механизм (само)регуляции современного общества требует значительных усилий по выведению социальной рекламы в России на качественно новый уровень - преодолению общего, безадресного характера многих рекламных сюжетов, ориентации на позитивное гуманистическое понимание человека, четкой дифференциации социальной, коммерческой и политической рекламы, использованию интерактивных коммуникационных технологий.

Итак, реклама, являясь новым  отражением социальных коммуникаций нашего времени, играет большую социальную роль в формировании  установок  российского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе работы нами была изучена тема «Социальная реклама в России, особенности и принципы разработки». Мы  изучили общемировую практику разработки социальной рекламы, исследовали  основные функции социальной рекламы  в российском  обществе, а также  особенности и принципы разработки социальной рекламы в России.

Также мы провели анализ современной российской рекламы, а также оцени ее эффективность.

Развитие социальной рекламы  в российском обществе ознаменовало собой изменение отношения к  общественным проблемам не только со стороны государственных органов, но и со стороны населения страны. Люди заинтересованы в решении социальных проблем и готовы оказать поддержку  правительству. Однако стихийный характер развития социальной рекламы, стремительное  ее оформление в профессиональном плане  породили ряд препятствий, только преодолев  которые, можно будет говорить о  создании свободного рынка социальной рекламы.

По итогам работы мы сделали  несколько важных выводов:

  1. Реклама – это любая платная форма распространения информации о товарах и услугах, при помощи различных средств, от определенного заказчика, направленная на неопределенный круг лиц. Это научное определение, но в современном мире, реклама – это новый слой информации, который тем или иным образом влияет на человека, на его предпочтения, выбор.
  2. Социальной рекламе присущи такие критерии психологической эффективности, как запоминаемость, привлекательность, информативность, побудительность, но с определенными ограничениями.
  3. Социальной рекламой в Америке и во всем мире пользуются различные некоммерческие организации: церкви, школы, больницы, университеты, ассоциации.
  4. Зарождение социальной рекламы в России началось с создания нескольких рекламных агентств, специализирующихся на разработке и размещении социальных продуктов.
  5. Развитие социальной рекламы в российском обществе ознаменовало собой изменение отношения к общественным проблемам не только со стороны государственных органов, но и со стороны населения страны.
  6. 95% россиян видели социальную рекламу, посвященную тем или иным общественно значимым проблемам.
  7. Отношение молодежной среды к социальной рекламы неоднозначно: оно не 100% позитивное, но и не резко отрицательное.

Информация о работе Социальная реклама в России, особенности и принципы разработки