Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:58, курсовая работа
Мощнейшим фактором формирования общественного сознания являются масс-медиа. Они закрепляют в общественном мнении определенные стереотипы и предубеждения. Сегодня в современном мире темп жизни заметно увеличился, а поток информации возрос, поэтому стереотипы и предубеждения имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем, прежде всего, они выполняют функцию "экономии мышления", содействуют известному "сокращению" процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений. Роль их в коммуникационных процессах вообще крайне велика: они закрепляют информацию об однородных явлениях, фактах, предметах, процессах, людях и т.д.; позволяют людям обмениваться информацией, понимать друг друга, участвовать в совместной деятельности, вырабатывать общие взгляды, одинаковую ценностную ориентацию, единое мировоззрение; ускоряют возникновение поведенческой реакции на основе прежде всего эмоционального принятия или непринятия информации.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Стереотип.
Определение понятия «стереотип»…………………………………...6
Гендерные стереотипы………………………………………………..12
Возрастные стереотипы……………………………………………….15
Этнические стереотипы……………………………………………….15
Глава 2 . Предубеждение.
2.1. Определение понятия «предубеждение»………………………………17
2.2. Гендерные предубеждения……………………………………………...21
Глава 3. Стереотипы и предубеждения в масс-медиа.
3.1. Роль стереотипов и предубеждений в масс-медиа……………………..27
Заключение…………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………
Челябинская государственная академия культуры и искусств
Кафедра культурологии и социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студента группы 408 СО КФ ОЗО
Ольги
по курсу «Социология массовых коммуникаций»
на тему
«Стереотипы и предубеждения в масс-медиа»
Научный руководитель:
Преподаватель кафедры культурологи и социологии
Челябинск-2012
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Стереотип.
Глава 2 . Предубеждение.
2.1. Определение понятия «предубеждение»………………………………17
2.2. Гендерные предубеждения…………………
Глава 3. Стереотипы и предубеждения в масс-медиа.
3.1. Роль стереотипов и
предубеждений в масс-медиа…………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………....
Введение.
Мощнейшим фактором формирования общественного
сознания являются масс-медиа. Они закрепляют
в общественном мнении определенные
стереотипы и предубеждения. Сегодня
в современном мире темп жизни
заметно увеличился, а поток информации
возрос, поэтому стереотипы и предубеждения
имеют большое значение для нормального
функционирования социума и человека
в нем, прежде всего, они выполняют
функцию "экономии мышления", содействуют
известному "сокращению" процесса
познания и понимания происходящего
в мире и вокруг человека, а также
принятию необходимых решений. Роль
их в коммуникационных процессах
вообще крайне велика: они закрепляют
информацию об однородных явлениях, фактах,
предметах, процессах, людях и т.д.;
позволяют людям обмениваться информацией,
понимать друг друга, участвовать в
совместной деятельности, вырабатывать
общие взгляды, одинаковую ценностную
ориентацию, единое мировоззрение; ускоряют
возникновение поведенческой
Актуальность
темы исследования. Способность
к стереотипизации сознания, а
так же формированию
Существование стереотипов
и предубеждений, а также их формирование
в отношении определенных объектов
и явлений составляет важную часть
в процессе формирования знания об
окружающей действительности индивидом.
Отличительная особенность
Ряд ученых уже обращались к проблематике стереотипов и предубеждений в рамках своих научных разработок. Но в основной массе, стереотипы и предубеждения рассматриваются в рамках межличностной и межгрупповой коммуникации. При этом, всеми учеными отмечается тот факт, что стереотип, как достаточно устойчивое социально-психологическое формирование в сознании аудитории, является существенным фактором при принятии информации в схеме «коммуникатор - аудитория».
Проблема управления формированием
стререотипов и предубеждений в
масс-медиа обозначилась достаточно
остро на сегодняшний день. Являясь
неотъемлемой частью процесса восприятия
информации, стереотипы и предубеждения
занимают двойственную позицию в
процессе формирования индивидуального
и массового знания. С одной
стороны, они являются мощным барьером
на пути новой информации в отношении
объектов, процесс формирования стереотипа,
в отношении которых уже
Предмет изучения курсовой работы. Стереотипы и предубеждения в масс-медиа.
Объект изучения курсовой работы – современнные масс-медиа.
Цель работы. Проанализировать роль стереотипов и предубеждений а масс-медиа.
Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:
Термин “стереотип” (греч. stereos – твердый, typos - отпечаток) введен в научный оборот американским социологом У. Липпманом. В книге “Общественное мнение”, вышедшей в 1922 г., он сделал попытку определить место и роль стереотипов в системе общественного мнения. Под стереотипом Липпман понимал особую форму восприятия окружающего мира, оказывающую определенное влияние на данные наших чувств до того, как эти данные дойдут до нашего сознания. По мнению Липпмана, человек, пытаясь постичь окружающий его мир во всей его противоречивости, создает “картину в своей голове” относительно тех явлений, которые он непосредственно не наблюдал. Человек имеет ясное представление о большинстве вещей еще до того, как он с ними непосредственно столкнулся в жизни. Подобные представления-стереотипы формируются под влиянием культурного окружения данного индивидуума: “В большинстве случаев мы не сначала видим, а потом даем определение, мы сначала определяем для себя то или иное явление, а потом уже наблюдаем его. Во всей ... неразберихе внешнего мира мы выхватываем то, что навязывает нам наша культура, и мы имеем очевидную тенденцию воспринимать эту информацию в форме стереотипов. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического окружения. Липпман пишет о том, что стереотипы так настойчиво передаются из поколения в поколение, что часто воспринимаются как данность, реальность, биологический факт.
Липпман не считает стереотипы однозначно ложными представлениями. По его мнению, стереотип может быть правдой, или частично правдой, или ложью. Липпман не только ввел в научный оборот термин “стереотип”, дал ему определение, но и подчеркнул важность этого явления. “Система стереотипов, - писал он, - возможно, является стержневой в нашей личной традиции, она защищает наше место в обществе, ... а также сохраняет время в нашей занятой жизни и помогает нам спастись от сбивающих с толку попыток увидеть мир устойчивым и охватить его целиком.
В своей работе
У. Липпман выделил две важные,
на его взгляд, причины,которые оказывают
влияние на формирование стереотипов.
Первая причина – использование
принципа экономии усилий, характерного
для повседневного
С тех пор было предложено
огромное количество конкретных определений
социального стереотипа. В зависимости
от теоретической ориентации автора
на первый план выдвигаются соответствующие
аспекты этого явления.
В 20-30-е гг. в Америке появился
ряд оригинальных работ, преимущественно
посвященных проблемам общественного
мнения, продолжающих разработку теории
стереотипов. Так, социолог Р. Бинкли называет
стереотип «величайшим всеобщим знаменателем».
По мнению ученого, наличие стереотипов
позволяет обывателю адекватно оценивать
политическую ситуацию, слишком сложную
для его анализа и слишком удаленную от
сферы его деятельности.
Т.Шибутани определяет
стереотип как «популярное понятие, обозначающее
приблизительную группировку людей, с
точки зрения какого-то легко различимого
признака, поддерживаемое широко распространенными
представлениями относительно свойств
этих людей» (20,98).
Р.Таджури понимает под стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро отнести воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории» (2; 95).
Г.Тэжфел суммировал главные
выводы исследований в области стереотипа:1)люди
с легкостью проявляют
2) стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;
3)стереотипы усваиваются
очень рано и используются
детьми задолго до
4)стереотипы не представляют
большой проблемы, когда не существует
явной враждебности в
В конце 50-х годов
в западной научной мысли
В американской науке существует
множество направлений, которые
разрабатывают социально-
В западноевропейской социальной психологии широко распространена точка зрения, согласно которой стереотипы и ряд других феноменов группового и общественного сознания должны быть объединены в общую концептуальную схему. В частности, швейцарский социальный психолог В.Дуаз выделил четыре уровня стереотипов:
1)индивидуально-
2)представления,
3)коллективные представления, формирующиеся в межгрупповых отношениях; социальный стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне;
4)идеология, которая
складывается под влиянием
В отечественной психологии до конца 50-х годов термин «стереотип» не употреблялся. Хотя проблема изучения шаблонов поведения человека ставилась. Наиболее всесторонне это было рассмотрено П.А.Сорокиным. Не вводя в обращение термин «стереотип», он описал процесс их функционирования в социокультурной группе. «Ряд процессов и форм поведения заранее зафиксирован в том или ином виде и выполняется большинством членов группы» (15,13).Исследователь подчеркивал, что «в каждой группе имеется определенный порядок взаимоотношений… Этот официально групповой шаблон поведения представляет как бы «костяк» группы, на котором дальше выводятся другие, более детальные узоры поведения» (там же, 21). Интегральным фактором всей социальной жизни здесь выступает коллективный рефлекс. Словом, вся социальная жизнь виделась ему в виде нескончаемой цепной реакции. И хотя «каждая социальная группа всегда имеет в своей среде «инакомыслящих», но они сплошь и рядом ведут себя согласно нормам «официальным». Не использую понятия «стереотип поведения», П.А.Сорокин практически описал механизм их действия в социокультурных группах. Он рассмотрел и проблему смены шаблонов поведения, отмечая, что «моментальная, одновременная и тождественная смена шаблонов поведения у всех членов группы… почти не дана» (там же,34).