Стереотипы и предубеждения в масс-медиа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Мощнейшим фактором формирования общественного сознания являются масс-медиа. Они закрепляют в общественном мнении определенные стереотипы и предубеждения. Сегодня в современном мире темп жизни заметно увеличился, а поток информации возрос, поэтому стереотипы и предубеждения имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем, прежде всего, они выполняют функцию "экономии мышления", содействуют известному "сокращению" процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений. Роль их в коммуникационных процессах вообще крайне велика: они закрепляют информацию об однородных явлениях, фактах, предметах, процессах, людях и т.д.; позволяют людям обмениваться информацией, понимать друг друга, участвовать в совместной деятельности, вырабатывать общие взгляды, одинаковую ценностную ориентацию, единое мировоззрение; ускоряют возникновение поведенческой реакции на основе прежде всего эмоционального принятия или непринятия информации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Стереотип.
Определение понятия «стереотип»…………………………………...6
Гендерные стереотипы………………………………………………..12
Возрастные стереотипы……………………………………………….15
Этнические стереотипы……………………………………………….15
Глава 2 . Предубеждение.
2.1. Определение понятия «предубеждение»………………………………17
2.2. Гендерные предубеждения……………………………………………...21
Глава 3. Стереотипы и предубеждения в масс-медиа.
3.1. Роль стереотипов и предубеждений в масс-медиа……………………..27
Заключение…………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 4 КУРС.docx

— 63.80 Кб (Скачать файл)

Челябинская государственная  академия культуры и искусств

Кафедра культурологии  и социологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студента группы 408 СО КФ ОЗО

 Ольги

 

по курсу «Социология  массовых коммуникаций»

на тему

«Стереотипы и предубеждения в масс-медиа»

 

Научный руководитель:

Преподаватель кафедры культурологи и социологии

 

 

 

 

                                              

Челябинск-2012

Содержание.

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1.  Стереотип.

    1. Определение понятия «стереотип»…………………………………...6
    2. Гендерные стереотипы………………………………………………..12
    3. Возрастные стереотипы……………………………………………….15
    4. Этнические стереотипы……………………………………………….15

Глава 2 . Предубеждение.

2.1.  Определение понятия  «предубеждение»………………………………17

2.2.  Гендерные предубеждения……………………………………………...21

Глава 3. Стереотипы  и  предубеждения в масс-медиа.

3.1. Роль стереотипов и  предубеждений в масс-медиа……………………..27

Заключение…………………………………………………………………….31

Список использованной литературы………………………………………....33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Мощнейшим фактором формирования общественного  сознания являются масс-медиа. Они закрепляют в общественном мнении определенные  стереотипы и предубеждения. Сегодня  в современном мире темп жизни  заметно увеличился, а поток информации возрос, поэтому стереотипы и предубеждения  имеют большое значение для нормального  функционирования социума и человека в нем, прежде всего, они выполняют  функцию "экономии мышления", содействуют  известному "сокращению" процесса познания и понимания происходящего  в мире и вокруг человека, а также  принятию необходимых решений. Роль их в коммуникационных процессах  вообще крайне велика: они закрепляют информацию об однородных явлениях, фактах, предметах, процессах, людях и т.д.; позволяют людям обмениваться информацией, понимать друг друга, участвовать в  совместной деятельности, вырабатывать общие взгляды, одинаковую ценностную ориентацию, единое мировоззрение; ускоряют возникновение поведенческой реакции  на основе прежде всего эмоционального принятия или непринятия информации. Стереотипы и предубеждения способствует созданию и сохранению положительного "Я-образа", защите групповых ценностей, объяснению социальных отношений, сохранению и трансляции культурно - исторического опыта.

     Актуальность  темы исследования. Способность  к стереотипизации сознания, а  так же формированию стереотипов  и предубеждений  в отношении  определенных социальных явлений  или социальных групп и их  представителей является мощным  инструментом в арсенале средств  воздействия на сознание аудитории  средств массовой коммуникации.

Существование  стереотипов  и предубеждений, а также их формирование в отношении определенных объектов и явлений составляет важную часть  в процессе формирования знания об окружающей действительности индивидом. Отличительная особенность процесса стереотипизации состоит в том, что индивид формирует определенную удобную для себя позицию, основываясь лишь на знаниях о некоторых свойствах объекта, что часто может являться неполной информацией. Также часто в качестве информации об объекте индивид может принимать стереотипы и предубеждения ранее сформированные обществом, с целью экономии собственных усилий и времени, таким образом не получая объективного представления о явлении, в отношении которого может формироваться стереотип.

Ряд ученых уже обращались к проблематике стереотипов и  предубеждений  в рамках своих  научных разработок. Но в основной массе, стереотипы и предубеждения  рассматриваются в рамках межличностной  и межгрупповой коммуникации. При  этом, всеми учеными отмечается тот  факт, что стереотип, как достаточно устойчивое социально-психологическое  формирование в сознании аудитории, является существенным фактором при  принятии информации в схеме «коммуникатор - аудитория».

Проблема управления формированием  стререотипов и предубеждений в  масс-медиа  обозначилась достаточно остро на сегодняшний день. Являясь  неотъемлемой частью процесса восприятия информации,  стереотипы и предубеждения  занимают двойственную позицию в  процессе формирования индивидуального  и массового знания. С одной  стороны, они являются мощным барьером на пути новой информации в отношении  объектов, процесс формирования стереотипа, в отношении которых уже успешно  осуществился. С другой стороны, используя  набор стереотипов, и упрощая, таким  образом информационное сообщение, средства массовой коммуникации  способны осуществлять скрытое воздействие  на сознание аудитории. Формирование стереотипов  и предубеждений в сознании индивида для него самого происходит достаточно стихийно, и оперирование ими в  отношении различных социальных явлений удобно с точки зрения обыденного индивидуального сознания. Знание структуры и закономерностей  процесса формирования стереотипов  и предубеждений  позволяет средствам  массовой коммуникации  находить необходимые  решения в ситуациях непонимания и неприятия информации аудиторией, а также позволяет корректировать существующие у аудитории стереотипы.

Предмет изучения курсовой работы. Стереотипы и предубеждения  в масс-медиа.

Объект изучения курсовой работы – современнные масс-медиа.

Цель работы. Проанализировать роль стереотипов и предубеждений  а масс-медиа.

Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:

  1. определить сущность понятия «стереотип» в историчеких и современных исследованиях и обозначить его основные виды.
  2. определить сущность понятия «предубеждение».
  3. установить взаимосвязь между понятими «стереотип» и «предубеждение».
  4. выявить роль стереотипов и предубеждений в масс-медиа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Определение понятия «стереотип».

Термин “стереотип”  (греч. stereos – твердый, typos - отпечаток) введен в научный оборот американским социологом У. Липпманом. В книге “Общественное мнение”, вышедшей в 1922 г., он сделал попытку определить место и роль стереотипов в системе общественного мнения. Под стереотипом Липпман понимал особую форму восприятия окружающего мира, оказывающую определенное влияние на данные наших чувств до того, как эти данные дойдут до нашего  сознания. По мнению Липпмана, человек, пытаясь постичь окружающий его мир во всей его противоречивости, создает “картину в своей голове” относительно тех явлений, которые он непосредственно не наблюдал. Человек имеет ясное представление о большинстве вещей еще до того, как он с ними непосредственно столкнулся в жизни. Подобные представления-стереотипы формируются под влиянием культурного окружения данного индивидуума: “В большинстве случаев мы не сначала видим, а потом даем определение, мы сначала определяем для себя то или иное явление, а потом уже наблюдаем его. Во всей ... неразберихе внешнего мира мы выхватываем то, что навязывает нам наша культура, и мы имеем очевидную тенденцию воспринимать эту информацию в форме стереотипов. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического окружения. Липпман пишет о том, что стереотипы так настойчиво передаются из поколения в поколение, что часто воспринимаются как данность, реальность, биологический факт.

Липпман не считает стереотипы однозначно ложными представлениями. По его мнению, стереотип может  быть правдой, или частично правдой, или ложью. Липпман не только ввел  в научный оборот термин “стереотип”, дал ему определение, но и подчеркнул важность этого явления. “Система стереотипов, - писал он, - возможно, является стержневой в нашей личной традиции, она защищает наше место в обществе, ... а также сохраняет время в нашей занятой жизни и помогает нам спастись от сбивающих с толку попыток увидеть мир устойчивым и охватить его целиком.

В своей работе У. Липпман выделил две важные, на его взгляд, причины,которые оказывают  влияние на формирование стереотипов. Первая причина – использование  принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого  мышления и выражающегося в том, что люди стремятся не реагировать  каждый раз по-новому на новые факты  и явления, а стараются подводить  их под уже имеющиеся категории. Вторая причина – это защита существующих групповых ценностей. (17,137).

С тех пор было предложено огромное количество конкретных определений  социального стереотипа. В зависимости  от теоретической ориентации автора на первый план выдвигаются соответствующие  аспекты этого явления.  
     В 20-30-е гг. в Америке появился ряд оригинальных работ, преимущественно посвященных проблемам общественного мнения, продолжающих разработку теории стереотипов. Так, социолог Р. Бинкли называет стереотип «величайшим всеобщим знаменателем». По мнению ученого, наличие стереотипов позволяет обывателю адекватно оценивать политическую ситуацию, слишком сложную для его анализа и слишком удаленную от сферы его деятельности.  
     Т.Шибутани  определяет стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей» (20,98).

Р.Таджури понимает под  стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро отнести воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности  и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории» (2; 95).

Г.Тэжфел суммировал главные  выводы исследований в области стереотипа:1)люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками; такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение  очень длительного времени;

2) стереотипы в некоторой  степени могут изменяться в  зависимости от социальных, политических  или экономических изменений,  но этот процесс происходит  крайне медленно;

3)стереотипы  усваиваются  очень рано и используются  детьми задолго до возникновения  ясных представлений о тех  группах, к которым они относятся;

4)стереотипы не представляют  большой проблемы, когда не существует  явной враждебности в отношениях  групп, но в высшей степени  трудно модифицировать их и  управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта (там же, 95-96).

 В конце 50-х годов  в западной научной мысли наибольшую  популярность получило определение,  предложенное американским психологом  и социологом Кимбаллом Юнгом. Стереотип понимался им как «ложная классификационная концепция, с которой, как правило, связаны какие-то социальные чувственно-эмоциональные тона сходства и различия, одобрения или осуждения другой группы» . После такого взгляда к стереотипам стали относиться как к чему-то заведомо ложному, неверному. Стереотип стал выступать синонимом ошибочной оценки или предвзятого мнения о явлениях или группах. Лишь с возникновением гипотезы О.Клайнберга стало распространяться суждение о наличии в стереотипах некоего «зерна истины».

В американской науке существует множество направлений, которые  разрабатывают социально-бихевиористские (У.Липпман, Р.О.Хара),  психологические (Т.В.Адорно, М.Хоркхаймер), символически-интеракционистские (Т.Шибутани, Д.К.Дэвис. С.Дж.Бэран), феноменологические (Э.У. Вайнэки) теории в исследовании стереотипов.  Общим для американских исследований является то, что они в основном посвящены антростереотипам (то есть образам, формируемым в определенной социальной группе), их роли в сфере социальной и политической.

В западноевропейской социальной психологии широко распространена точка  зрения, согласно которой стереотипы и ряд других феноменов группового и общественного сознания должны быть объединены в общую концептуальную схему. В частности, швейцарский  социальный психолог В.Дуаз выделил  четыре уровня стереотипов:

1)индивидуально-психологические  особенности  формирования представлений  человека о своей социальной  среде;

2)представления, складывающиеся  в ситуации межличностного общения;

3)коллективные представления,  формирующиеся в межгрупповых  отношениях; социальный стереотип  зарождается и функционирует  именно на этом уровне;

4)идеология, которая  складывается под влиянием определенных  исторических условий данного общества.

В отечественной психологии до конца 50-х годов термин «стереотип»  не употреблялся. Хотя проблема изучения шаблонов поведения человека ставилась. Наиболее всесторонне это было рассмотрено  П.А.Сорокиным. Не вводя в обращение  термин «стереотип», он описал процесс их функционирования в социокультурной группе. «Ряд процессов и форм поведения заранее зафиксирован в том или ином виде и выполняется большинством членов группы» (15,13).Исследователь подчеркивал, что «в каждой группе имеется определенный порядок взаимоотношений… Этот официально групповой шаблон поведения представляет как бы «костяк» группы, на котором дальше выводятся другие, более детальные узоры поведения» (там же, 21). Интегральным фактором всей социальной жизни здесь выступает коллективный рефлекс. Словом, вся социальная жизнь виделась ему в виде нескончаемой цепной реакции. И хотя «каждая социальная группа всегда имеет в своей среде «инакомыслящих», но они сплошь и рядом ведут себя согласно нормам «официальным». Не использую понятия «стереотип поведения», П.А.Сорокин практически описал механизм их действия в социокультурных группах. Он рассмотрел и проблему смены шаблонов поведения, отмечая, что «моментальная, одновременная и тождественная смена шаблонов поведения у всех членов группы… почти не дана» (там же,34).

Информация о работе Стереотипы и предубеждения в масс-медиа