Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:58, курсовая работа
Мощнейшим фактором формирования общественного сознания являются масс-медиа. Они закрепляют в общественном мнении определенные стереотипы и предубеждения. Сегодня в современном мире темп жизни заметно увеличился, а поток информации возрос, поэтому стереотипы и предубеждения имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем, прежде всего, они выполняют функцию "экономии мышления", содействуют известному "сокращению" процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений. Роль их в коммуникационных процессах вообще крайне велика: они закрепляют информацию об однородных явлениях, фактах, предметах, процессах, людях и т.д.; позволяют людям обмениваться информацией, понимать друг друга, участвовать в совместной деятельности, вырабатывать общие взгляды, одинаковую ценностную ориентацию, единое мировоззрение; ускоряют возникновение поведенческой реакции на основе прежде всего эмоционального принятия или непринятия информации.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Стереотип.
Определение понятия «стереотип»…………………………………...6
Гендерные стереотипы………………………………………………..12
Возрастные стереотипы……………………………………………….15
Этнические стереотипы……………………………………………….15
Глава 2 . Предубеждение.
2.1. Определение понятия «предубеждение»………………………………17
2.2. Гендерные предубеждения……………………………………………...21
Глава 3. Стереотипы и предубеждения в масс-медиа.
3.1. Роль стереотипов и предубеждений в масс-медиа……………………..27
Заключение…………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………
социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМК.
С помощью стереотипов и предубеждений легко манипулировать сознанием человека, поскольку они тесно связаны с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип «философия надежды», ориентация на идеальные образцы.
Большинство исследователей указывают на связь стереотипов и предубеждений с гигантским влиянием СМК, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом становится человек, ориентированный на «достиженчество», целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.
СМК приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании – повторение.
Другим методом, способствующим формированию стереотипов, является мифотворчество предание, которое играет большую роль в технологии создания и поддержания мифов. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей, они очень жизнеспособны. Жизненность мифов объясняется тем, что, опираясь на реальные факты и события, они воспринимаются как истина.
Стереотипы
и предубеждения часто
Так, создатели рекламы утверждают, что «люди курят не сигареты, а их образ»,«женщины покупают не косметику, а желание быть красивой» и т.д. Реклама в печати, на радио, телевидении давно уже стала инструментом пропагандистского воздействия, частью идеологического наступления на
массы, средством формирования ложных представлений о жизни.
Насаждение стереотипа человека-приобретателя, обладателя вещей, символизирующих его богатство и процветание, –характерная черта рекламы в СМК. Создавая иллюзорные имиджи вещей и личностей, пропагандируя равенство людей в сфере потребления, подогревая стремление обывателя не отстать от моды, массовая печать формирует стереотипные интересы, вкусы и способствует тем самым идеологическому воспитанию читателей.
Стереотипизации
подвержен не только текстовой
материал, но и иллюстративный. Иллюстрации
в журналистике являются
Политических деятелей, звезд кино, телевидения, эстрады, спорта
Так, фотоштампы требуют запечатлевать героя материалов на работе, в кругу семьи, на отдыхе, создавая иллюзию его процветания. В то же время, если печатается фотография, изображающая какого-нибудь «плохого» общественного деятеля, то «стереотип-ракурс» способствует изображению
его лица в невыгодном свете; объектив фиксирует то, что намеренно «снижает» образ.
Все эти
средства внушения оказывают
огромнейшее влияние на
Практика показала,
что человек все чаще
ими. Другими словами, эту действительность человек фактически воспринимает не сам, ибо он подвержен манипуляциям со
стороны СМК. Именно поэтому сложился специфический облик газет и журналов, программ радио и телепрограмм, к примеру, материал в газете расположен на большом поле листа. Расположение материала на странице, шрифтовые выделения, величина и характер заглавия свидетельствуют о значимости события или проблемы для данного момента истории, таким образом, формируя массовое сознание. СМК активно вторгаются в подсознательные структуры человека, используя символику, имеющую опору в глубинах подсознательного. Комбинируя сознательные и подсознательные взаимодействия, они создают и активно распространяют социальные мифы – культурную форму описания и объяснения действительности, получившую новое бытие в XX веке. Совокупность мифов, трансформирующая систему представлений и мотиваций личности, выступает как тотальное средство модификации представлений о жизни у управляемых мифами людей.
Так, создается
способ управления жизнью
можно заменить содержание «жизни», протекающей в заданных матрицей рамках.
Таким образом,
будучи инструментом
Заключение.
Масс-медиа
закрепляют в общественном
Стереотип - это упрощенный, стандартизированный, устойчивый ценностно-определенный, эмоционально насыщенный образ, который олицетворяет суть представления о социальном объекте. Иными словами, это упрощенное, схематичное, устойчивое отношения индивида к явлениям и процессам окружающего мира, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.
В современнных
масс-медиа используются
Гендерные
стереотипы - внутренние установки
в отношении места женщин и
мужчин в обществе, их функций
и социальных задач. Именно
эти стереотипы являются
Функция стереотипов
и предубеждений состоит в
обобщении, упорядочивании
Именно с помощью СМК у человека формируются, а часто и навязываются определенные образы различных явлений окружающей нас действительности.Людям ежедневно приходится обращаться за интересующей их информацией к основным массовым каналам ее передачи: телевидению, радио, печатным изданиям, интернету. Современные средства массовой коммуникации настолько прочно вошли в жизнь каждого индивида, что большая доля существующих в общественном и индивидуальном сознании стереотипов и предубеждений формируются ими. Высказывая мнение в отношении того или иного явления, представителя определенной социальной группы или покупая товар в магазине, человек спопобен не заметить, что демонстрирует результат информационного воздействия или сформированный с помощью СМК стереотип
Таким образом,являясь инструментом манипулирования социальными ценностями и поведением людей, стереотипы и предубеждения способствуют стереотипизации сознания, регулируемого средствами массовой коммуникации.
Список использованной литературы.
5. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 431 с.
6. Борзова М. В. «
7. Виктров К. А. Старость в современном обществе : учеб. пособие / К. А. Виктров. – М. : РАННИИ по общественным наукам, 1994. – 254 с.
8. Грошев И.В. Гендерные образы рекламы //Вопросы психологии, 2000. - № 6. – С. 38-49.
9. Ениколопов С.Н, Мешкова Н.В. Направления исследования предубежденности в западной психологии межгрупповых отношений // Вопросы психологии. 2007. №1 – с .148-159.
10. Комлёнок Н. М. Понятие предубеждений в психологии // Современные психологические технологии влияния на личность: Сборник научных статей. Витебск, 2005.
11. Кон И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) / И.С.Кон // Новый мир. – 1966. – № 9 – с. 187 - 205.
12. . Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков: история,
теория, исследования: Учебник. Ч. 1. – Владивосток: Издательство ДГУ,
2002. - 388 с.
13. Скорнякова С.С Гендерные
коммуникации. // Сб. научн. тр. «Актуальные проблемы теории
коммуникации». - СПб.: СПбГПУ, 2004. - C. 225-231
14. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. - 461 с.
15. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.· Политиздат, 1992. — 543 с.
16 Сорокин Ю.А.
Стереотип, штамп, клише: К
17. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.
18. Черных А. Мир современных медиа. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). — 312 с.
19. Шведова Н. Л. Просто о сложном: гендерное просвещение / Н. Л. Шведова – М. : Методическое пособие, 2002. – 76 с.
20. Шибутани, Т. Социальная психология .сокр.пер.с англ. / Шибутани Т. - М. : Прогресс, 1969. - 536 с.
21. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учебное пособие для вузов. /В.А,Янчук. – Минск: АСАР, 2005. – 768 c.