Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:58, курсовая работа
Мощнейшим фактором формирования общественного сознания являются масс-медиа. Они закрепляют в общественном мнении определенные стереотипы и предубеждения. Сегодня в современном мире темп жизни заметно увеличился, а поток информации возрос, поэтому стереотипы и предубеждения имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем, прежде всего, они выполняют функцию "экономии мышления", содействуют известному "сокращению" процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений. Роль их в коммуникационных процессах вообще крайне велика: они закрепляют информацию об однородных явлениях, фактах, предметах, процессах, людях и т.д.; позволяют людям обмениваться информацией, понимать друг друга, участвовать в совместной деятельности, вырабатывать общие взгляды, одинаковую ценностную ориентацию, единое мировоззрение; ускоряют возникновение поведенческой реакции на основе прежде всего эмоционального принятия или непринятия информации.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Стереотип.
Определение понятия «стереотип»…………………………………...6
Гендерные стереотипы………………………………………………..12
Возрастные стереотипы……………………………………………….15
Этнические стереотипы……………………………………………….15
Глава 2 . Предубеждение.
2.1. Определение понятия «предубеждение»………………………………17
2.2. Гендерные предубеждения……………………………………………...21
Глава 3. Стереотипы и предубеждения в масс-медиа.
3.1. Роль стереотипов и предубеждений в масс-медиа……………………..27
Заключение…………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………
Подход социального влияния.
В литературе, посвященной феномену
предубеждений, уделяется внимание
их социальным источникам. К ним
относят отношения господства-
Дискурсный подход. Существуют также подходы, рассматривающие роль языка, лингвистических средств в формировании предубеждений (Д. Бар-Тал, О. Зур, К. Бурке и другие). Используемые слова и выражения во многом направляют внимание человека и определяют видение окружающего. В рамках этого направления проводятся исследования языковых выражений, с помощью которых группы конструируют негативный образ .Дискурсный анализ, таким образом, направлен на изучение способов выражения и передачи предубеждений.
Предубеждения могут быть следствием поспешных и необоснованных выводов, основанных на личном опыте, а также результатом некритичного усвоения стандартизированных суждений, принятых в определённой общественной группе. Сформировавшись, оно может работать по механизму самореализующихся пророчеств и может сохраняться вследствие инерции конформности, когда люди согласовывают свое поведение с предубеждением, которое распространено и является социально приемлемым в их окружении .
Представленное многообразие теоретических подходов свидетельствует о сложности феномена предубеждения и его многоаспектности.
2.2. Гендерные предубеждения.
Гендерные предубеждения
можно позиционировать как
В современной российской психологии имеется ряд работ, исследующий использование гендерных предубеждений в средствах массовой коммуникации.
Так, Борзова М.В. в рамках своей докторской диссертации осуществила социокультурный анализ гендерных предубеждений. Данное исследование показало, что формирование гендерных предубеждений в СМК происходит на основе текста, понятого в символико-семиотическом смысле, а именно не только в виде графической или вербализированной информации, но и как осмысленную последовательность различных семиотических знаков, используемых в различных формах коммуникации.
Проведенный автором анализ
содержания гендерно-ориентированных
текстов российских и зарубежных
СМИ показал, что гендерная проблематика
для модернизирующихся
Подобные конструкты, пишет
автор, свидетельствуют о
В содержании конструкта «деловой женщины», М. Борзова выделяет следующие компоненты:
- противопоставление и
дистанцирование семейной и
- переориентация
- тиражирование не реальных
карьерных историй, включающих
моральные и физические потери
на пути профессионального
При этом наиболее тиражируемые предубеждения выделяются по степени совмещения в них трех основных ролей - семейной, сексуальной и профессионально-карьерной. Здесь автор выделяет патриархально-консервативный (хозяйка, мать, жена) тип, «гламурный» (образец женской привлекательности), «супермама» (свободно балансирует между семьей и работой, оставаясь молодой и привлекательной), и тип «бизнес-вумен». По результатам эмпирического исследования, М. Борзова указывает, что наиболее привлекательным как для мужчин, так и для женщин является образ «супермамы».
Что касается образов мужчин, то наиболее тиражируемыми в СМИ являются следующие предубеждения: «брутальный» герой, рискованный, сильный, физически привлекательный, готовый ради «справедливости» преступить закон. При этом из СМИ исчезают ранее популярные конструкты: «принципиальный профессионал», «бессребреник ученый», «умный интеллигент».
Исследование С.С. Скорняковой
также посвящено анализу
Считая, что СМК являются мощнейшим фактором формирования общественного сознания, автор указывает на наличие в них традиционных гендерных стереотипов и предубеждений, которые, определяя функции, социальные задачи и место женщин и мужчин в обществе, являются барьером в установлении подлинного гендерного равенства в обществе.
Когда началась перестройка, на первый план вновь стала выдвигаться идеология «естественного предназначения женщины». СМК энергично начали формировать позитивное отношение к возрождению традиционной роли женщины как хранительницы домашнего очага.
Патриархатные стереотипы и предубеждения насаждаются СМК как при помощи публикуемых и освещаемых материалов, так и посредством языка. Анализ газет и журналов позволил автору сделать вывод о том, что в них практически отсутствуют материалы о женщинах-лидерах и политиках.
По мнению автора, наиболее
ярко гендерные предубеждения
Воспроизводство гендерных предубеждений продолжается и в так называемых «женских журналах». С.С. Скорнякова пишет, что «они учат женщину быть красивой и привлекательной, уметь развлечь мужчину и доставить ему удовольствие. Женский удел это - умение хорошо вести домашнее хозяйство, вкусно готовить, уметь пользоваться косметикой и быть искусной в постели. Социальные, экономические, политические проблемы, реальная жизнь реальных женщин фактически не находят своего отражения» (13, 227).
Проявление сексизма в языке, на взгляд автора также закрепляют в сознании людей патриархальные стеоретипные представления и предубеждения. «Языковые шаблоны, - пишет С.С. Скорнякова, - поданные порой довольно завуалировано, укореняют в психике человека определенные социальные установки. Поэтому устранение подобного сексизма (сексизм - дискриминация по признаку пола) из языка СМК является одним из важнейших средств борьбы против патриархальных предрассудков» (13,228).
Делая сравнительный анализ образов женщины и мужчины в рекламе, автор выделяет следующие их характеристики. Мужской образ связывается с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, авторитетностью, активностью, эффективностью, успехом, инициативой, автономией. Мужчины представлены в деловом, формальном или неформальном облике, но любой облик предлагается как нечто абсолютно серьезное, глубоко личностное.
В отличие от мужского, женский
образ в рекламе
Таким образом, заключает
автор, средства массовой коммуникации
способствуют тиражированию и закреплению
гендерных стереотипов и
И.В. Грошев исследует влияние гендерных предубеждений на образы рекламы (8). Говоря о функциях рекламы, И.В. Грошев отмечает, что реклама передает информацию не только о товарах, изделиях, услугах, рынках, но и об общественных, политических и других типах отношений в обществе, его культурных конструкциях, в том числе и о межличностных взаимоотношениях мужчин и женщин. Являясь своеобразным идеологическим конструктом, выстраивающим систему социальных, моральных, семейных и других символических ценностей, «продавая» потребителю общепризнанную версию социально-гендерного мира, одновременно продолжает продуцировать те или иные гендерные предубеждения.
Как пишет автор, несмотря
на радикальное изменение
Однако, в последнее время в зарубежной рекламе трансформируется иной образ женщины. Она становится активной, занимает маскулинизированные позиции, уходит от привычной роли жены, матери, пытается реализоваться как личность.
Мужчины в рекламно-гендерном поле представлены иначе. Их поведение не может быть полностью сведено к понятию пола, скорее, оно служит выражением их социального статуса и индивидуальности. Автор пишет, что в отличие от женского образа в рекламе, мужской образ в содержательном плане представлен в виде таких компонентов, как возраст, власть (доминирование) и стиль жизни, т.е. устойчивый набор предметов, способов и форм потребления. В целом в современной рекламе, чаще всего, образ мужчины позиционируется как «мужчина на своем месте» и как «мужчина - знаток-профессионал».
Подводя итог своему анализу,
И.В. Грошев пишет, что в рекламе
«воспроизводится действительный опыт
и реальные детали повседневной жизни,
с явной демонстрацией
Таким образом, гендерные предубеждения оказывают влияние на средства массовой информации и активно ими используются.
Глава 3. Стереотипы и предубеждения в масс-медиа.
3.1. Роль стереотипов и предубеждений в масс-медиа.
Являясь проявлением массовой культуры и массового сознания, средства массовой коммуникации, невозможны без стереотипов и предубеждений.Стереотипы и предубеждения рассматриваются как особые формы обработки информации, облегчающие ориентацию человека в мире.
Функция стереотипов и предубеждений состоит в обобщении, упорядочивании информации, социальной категоризации и структурировании.Однако устойчивость образам, определяемым как стереотипы, придают особенности процесса их формирования. Во-первых, стереотип всегда далек от собственного опыта. В современном обществе основным источником стереотипов все чаще становятся соответствующим образом подобранные сообщения в масс-медиа. Во-вторых, устойчивость стереотипу придает его непосредственная связь с установкой, которая определенным образом защищает стереотип от возможной трансформации или разрушения.
Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной