Русская пляска как вид народного художественного творчества

Дата добавления: 01 Октября 2012 в 12:12
Автор работы: g*******@yandex.ru
Тип работы: дипломная работа
Скачать архив (96.50 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

Дипломная .doc

  —  364.00 Кб

Как говорил Моисеев: «Трудно переоценить необходимость знания фольклорного творчества, ведь, освоив то, что накоплено, балетмейстер может использовать это богатство в постановках на современную тему. При сценической обработке  пляски приходится многое додумывать, досочинить, идти от едва намеченного рисунка к развернутой композиции. Здесь для балетмейстера важно раскрыть потенциальные возможности движенческого и композиционного начал первоисточника». [21, 45]

Для развития движенческого  материала в танце существует несколько балетмейстерских приемов, которыми, кстати, с успехом пользуются сами носители и исполнители фольклора. Их вполне можно применять при сценической обработке:

Первый прием — развитие какого-либо элемента в танце за счет изменения ритма его исполнения.

Второй прием — развитие какого-либо элемента за счет изменения направления движения. Взять хотя бы простые шаги. Сделайте несложную комбинацию — шесть шагов вперед, начиная с правой ноги. Затем — шаг правой ноги вправо; приставьте левую ногу к правой в исходную позицию. Повторите комбинацию.

Третий прием — развитие какого-либо элемента за счет присоединения к нему нового элемента. Рассмотрим такой пример на материале, опять же, простого шага: четыре шага вперед по линии танца, начиная с правой ноги. Затем — два "тройных притопа" (первый с правой ноги, второй с левой) и т. д.

Четвертый прием — развитие какого-либо элемента за счет изменения характера исполнения, например, с "простых шагов" постепенно перейти на "шаркающие шаги", а затем также постепенно — на "дробные шаги".

Подобных приемов развития движенческого материала встречаются немало в фольклорном искусстве. Умело, используя их, балетмейстер может довольно успешно развернуть форму фольклорного первоисточника. Сделать несколько развивающихся вариантов одного и того же движения, фигуры, танца в целом. А затем, уже из них составить логически развернутую композицию.

Расскажем коротко об одном примере сценической обработки  фольклорного танца "Василек", записанного в станице Крыловская Краснодарская края. Обработка была осуществлена под руководством автора одним из студентов Краснодарской государственной академии культуры. "Василек" — своеобразный танец. Во-первых, он имеет два варианта. И оба они исполнялись одновременно в одной станице. Во-вторых, необычен состав его исполнителей: "Василек" танцевали тройками. В каждой тройке юноша находился в центре, девушки — по краям. В сценической обработке важно было сохранить местные фольклорные черты этого танца. Требовалась не переделка бытового варианта, а доработка его, не разрушение хореографической ткани, а ее развитие.

Для сценического варианта "Василька" постановщик мог  взять любое количество троек. Посовещавшись, решил остановиться на трех тройках, и не случайно. Три тройки, девять исполнителей (три юноши, шесть девушек) — такой состав позволял сделать более интересным, неординарным композиционное решение номера.

Танец начинала одна тройка. Затем она приглашала другую. Шло  соло второй тройки. После этого  первая и вторая тройки танцевали вместе, и происходила финальная общая пляска всех троек. После того как была найдена схема-структура номера, перед постановщиком встал вопрос поиска выразительных средств (движений, композиционных рисунков, переходов, манеры исполнения) для каждой тройки в отдельности и в целом для всей пляски.

Ища эти средства, постановщик постоянно сверял свою фантазию с первоисточником, старался не отходить от него далеко. Опираясь на местный фольклорный материал, используя традиционные балетмейстерские приемы развития, он дополнял, обогащал фольклорный вариант опытом профессиональной сценической народной хореографии. В результате получилась удачная сценическая обработка, которая понравилась местному населению. Такой результат достигается лишь при бережном отношении к областным особенностям русского танца, как в движениях, так и в рисунках, костюмах, оформлении. Так работают балетмейстеры липецкого «Раздолья», Орловской «Радуги», пензенских «Вензелей», Архангельской детской «Дружбы» и «Таусеня» из Березовска, Белгородской «Везелицы» и многих других коллективов. Здесь иногда, даже, трудно провести грань между обработкой и стилизацией, которая подразумевает, с нашей точки зрения, гораздо большую свободу в выборе пластических, пространственных и выразительных средств в создаваемых танцевальных произведениях, более вольное обращение с самобытным материалом. При этом, сохраняется своеобразный дух, характер, смысл оригинального источника, не портится «вкус его воды» до неузнаваемости.

Собственно стилизацию русского народного танца представляет собой другая репертуарная группа. В ней также трудно определить четкие грани, но можно сегодня говорить о неких общих тенденциях. Самая распространенная - постановки на музыку современных аранжировок фольклорных мелодий. От недостатка музыкального материала хореографы буквально «накинулись» на подобный репертуар, зазвучавший в эфире. Количество танцевальных композиций на музыку «Ах, заинька» или «Здорово, Кострома» перевалило все мыслимые пределы.

В этом направлении есть отдельные удачи, но стремление к такому осовремениванию русского танца чаще напоминает композиции мюзик-холла и варьете. Не умаляя безусловных прав этих развлекательных жанров, хотелось бы в кругу специалистов поразмышлять о значении таких номеров для собственно сценического развития и пропаганды русского народного танца. Как и где нам провести грань между истинным и наносным, подлинным и чуждым, между современным национальным хореографическим языком и дешевыми подделками под него?

Умные, грамотные стилизации мы видим сегодня в репертуаре екатеринбургской детской «Улыбки». Русские танцы в исполнении этих ребят органичны и современны, свежи и непосредственны. Этот вывод подтвержден и итогами упоминавшегося фестиваля «Здравствуй, мир!» Согласно опросам почти сорока руководителей лучших коллективов — лауреатов, самый высокий рейтинг среди них получили «Улыбка» и санкт-петербургская «Россияночка». Более эстрадными, если можно так выразиться, выглядят постановки ансамбля «Иван да Марья» из Барнаула. Здесь, как и во многих сибирских коллективах ощущается влияние творчества Михаила Годенко. Талантливо сделанные по принципам мастера композиции захватывают зрителя. Опасность кроется в постоянной повторяемости, когда номера в репертуаре становятся похожими один на другой.

В Архангельске функционирует прекрасный любительский ансамбль песни и танца с поэтическим названием "Сиверко". В его репертуаре есть несколько отличных, по-настоящему фольклорных северных песенно-танцевальных композиций, которые поставлены Борисом Ивановичем Даниловым ("Поморские хороводы", "Проводы Ломоносова", "Плясовуха").

Мы убеждены, что любительская сцена сегодня является флагманом в этом процессе. Здесь работают балетмейстеры — профессионалы, ищущие, заинтересованные, творчески одержимые. Что касается, так называемых «льняных» номеров, исполняемых, как правило, босиком, в белых или серых полотняных одеждах, то их немалое количество в репертуаре коллективов, с нашей точки зрения, не переходит в качество. Такое обобщение в костюме и пластике, думается, должно вести к философскому обобщению образов, что требует необыкновенной глубины в выборе и постижении музыки, темы композиций, интересных находок в движениях и рисунке.

Таким образом, проследив  историю развития, рассмотрев все  формы и виды русской пляски и изучив основные законы её построения, мы перешли к созданию  хореографического произведения. В основе моей практической работы лежит массовая пляска, в которой чётко видны все основные законы её построения. В моём номере исполнители танцуют в парах - один против другого, а также пляшут и по одному, и по трое, и по четверо, но при этом же адресуют свои движения, свои эмоции кому-либо из пляшущих рядом. У каждого исполнителя моего номера есть своя задача — не только показать себя в пляске, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом исполнитель.

За многие века массовый пляс не изменил своего названия и  своего содержания, лишь частично изменилась лексика, характер манера исполнения. Массовый пляс и в наше время широко распространен в народе. Он исполняется под те же мелодии, что и перепляс и одиночная пляска, пляшут его всегда в быстром темпе, задорно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русский народный танец  — это великое богатство, которое на протяжении многих столетий создавал и обогащал народ. Танец впитывал лучшие черты характера русского человека - широту души, сердечность, гостеприимство, удаль, нравственность и многие другие положительные качества. Хотя необходимо заметить, что исполнители, как в быту, так и на сцене показывали не только одни положительные стороны характера русского человека. Но в этом всегда была позиция: высмеивались человеческие пороки и утверждались смелость, мужество, гордость. В танце царила любовь и уважение к людям, в них добро всегда побеждало зло!

Рожденные в 30-ые годы многочисленные ансамбли, народные хоры, огромное число любительских коллективов и плеяда мастеров-хореографов русского танца дали ему большую творческую дорогу и возможность завоевать любовь и уважение у зрителей. Наш современник Игорь Александрович Моисеев пишет в своей книге: «не могу назвать более многоликого, податливого и благодарного для хореографии материала, равного по своим качествам русскому фольклору».

Русский танец сегодня  необыкновенно популярен у зрителей всех стран мира. И становится очень обидно, когда в сегодняшней России, на родине русского танца к нему относятся со снобизмом, с недостаточной почтительностью и уважением, и людей, которые борются за его популяризацию, за ею значимость в творческой жизни России, за необходимость изучения от начальных школ до высших учебных заведений, могут окрестить националистами.

Наши современники, выдающиеся хореографы, известные всему миру постановщики русского танца Игорь Моисеев, Надежда Надеждина, Татьяна Устинова, Мира Кольцова, Ольга Князева, Михаил Чернышев и другие создали высокохудожественные произведения, выстраданные ими и опирающиеся на глубокие знания русского танцевального фольклора и на их талант, помноженный на огромную любовь к русскому народу, к русскому танцу. Их постановки близки современному зрителю, они волнуют его и принимаются всеми возрастными группами, как свое, им всем понятное, искусство. Все их произведения без всяких скидок являются современным искусством, ибо в этих талантливых произведениях есть чувства, мысли и сама жизнь художника и современного артиста-исполнителя.

Движение в искусстве, а русский танец — это великое  народное искусство, процесс сложный, ответственный и длительный, требующий от хореографов не только глубоких знаний русского народного танца, но и большой любви к нему. Любое обогащение русского народного танца должно быть оценено и принято народом, он имеет свои богатые традиции, свою школу и прекрасный сценический опыт, которые надо знать и отталкиваясь от них использовать разнообразные формы и методы сценизации русской пляски, что приведёт к более яркому профессиональному созданию хореографического произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТУРАТУРЫ.

 

  1. Авдеев А. Д. Происхождение театра. — М.-Л., 1959.
  2. Бачинская Н. М. Русские хороводы и хороводные песни. — М.-Л., 1951.
  3. Берков П.Н. Русская народная драма XVII—XX вв. — М.: Искусство, 1953.
  4. Белкин А.А. Русские скоморохи. — М.: Наука, 1975.
  5. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971.
  6. Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца. Издание 2-ое. – М.: Изд. МГУК, 2003.
  7. Богданов ГФ. Урок русского народного танца. — М.: Всероссийское музыкальное общество, 1995.
  8. Буслаев  Ф.И.   Исторические  очерки  русской  народной словесности и искусства. Т. I. — СПб., 1861.
  9. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1963.
  10. Васильева Е.Д. Танец. — М.: Искусство, 1968.34.
  11. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. — М.: Искусство, 1964.
  12. Заикин Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка. Методическое пособие. — М.: ВНМЦНТ и КПР, 1991.
  13. Зацепина К.С, Климов А. А., Рихтер К. Б., Толстая Н. М, Фарманянц Е. К. Народно-сценический танец. 4Т. — М.: Искусство, 1976.
  14. Каргин А.С. Народное художественное творчество: структура, форма, свойства. — М.: Музыка, 1990.
  15. Климов А.А. Основы русского народного танца. — М.: Искусство, 1981.
  16. Климов А. А. Основы русского народного танца. — М.: Изд-во ...    МГИК, 1994.
  17. Красовская В.М. Русский балетный театр. Т. 1. — Л.-М.: Искусство, 1958.
  18. Луцкая Е. Жизнь в танце. – М.: Издательство «Искусство», 1968.
  19. Морохин В.И. Хрестоматия по истории русской фольклористики. — М.: Высшая школа, 1973.
  20. Настюков Г. А. Русский танец в самодеятельном хореографическом коллективе. — М.: МОНМДНТ и КПР, 1988.
  21. Руднева А.В. Курские танки и карагоды. — М.: Советский композитор, 1975.
  22. Русский народный танец. История и современность / Составитель Т.В. Пуртова. – М.: ГРДНТ, 2003.
  23. Ткаченко Т.С. Народный танец. — М., 1954. 2-е изд. — М.: Искусство, 1967.
  24. Ткаченко Т.С. Методика преподавания народно-сценического танца в  коллективе художественной самодеятельности // Танцевальный коллектив в клубе. — М.: Советская Россия, 1962.
  25. Уральская В. И. Природа танца. — М.: Советская Россия, 1981. 155.Уральская В. И., Соколовский И. Е. Народная хореография. —
Описание работы
задачи исследования:
1. Сохранить традиционное наследие при создании хореографического произведения;
2. Выявить художественную выразительность хореографического произведения средствами русской пляски;
3. Развить значимость русской пляски.
Содержание работы
Введение 3
Глава I. Русская пляска как вид народного художественного творчества 8
1.1. История возникновения и развития русской пляски 8
1.2. Виды и формы русской пляски 18
Глава II. Роль русской пляски в условиях современной сценизации 44
2.1. Сохранение и использование традиций русской пляски в
хореографических коллективах. 44
2.2. Создание хореографического произведения на основе
русской пляски. 73
Заключение 79
Список литературы 81