Русская пляска как вид народного художественного творчества

Дата добавления: 01 Октября 2012 в 12:12
Автор работы: g*******@yandex.ru
Тип работы: дипломная работа
Скачать архив (96.50 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

Дипломная .doc

  —  364.00 Кб

На протяжении многих сотен лет  русская пляска, развиваясь, приобретала  устойчивые признаки — форму и стиль исполнения, традиционную тематику, песенное или музыкальное сопровождение, определенную композицию, количество участников и так далее, — признаки, которые определялись и подсказывались самой жизнью.

Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов — одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая пляска, — так и из видов, сложившихся в русском тайце и вошедших в быт русского человека в более позднее время  — кадриль, полька, лансье и другие. Но народное творчество не стоит на месте. И в наше время русский пляска продолжает развиваться, творчески обогащаться его талантливыми исполнителями и сочинителями. Видоизменяя сообразно с требованием современной жизни содержание, стали появляться новые темы, отражающие социалистическую действительность. Под воздействием бурно развивающихся ансамблей народного танца, русских народных хоров, ансамблей песни и пляски и других художественных коллективов русский народный танец, особенно в художественной самодеятельности, обогатился новыми движениями, новыми построениями, фигурами, усложнилась композиция танца, форма его подачи, но те формы и виды, сформировавшиеся столетиями, продолжают оставаться первоосновой для ново создающихся. «Трудно создать новый хороший танец, в котором бы все компоненты — содержание, лексика, музыка, костюм — органично и творчески были слиты воедино. Но, опираясь на богатое народное наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского народа, советские хореографы имеют все возможности для того, чтобы создавать новые интересные танцы, прославляющие наших современников». [26, 24]

«Одиночная» (сольная) пляска

В одиночной пляске наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность и  актерское дарование исполнителя. В ней раскрывается душа русского человека. Пляска — это самовыражение, полная самоотдача. Мужчина или женщина в любом возрасте, могут выйти в круг и отдать свое умение плясать на суд многочисленных зрителей. Исполнители не только сами получают огромное удовольствие от пляски, но и своей радостью и удалью, всегда вызывают восторг зрителей, заставляя окружающих переживать, веселиться и подплясывать вместе с ними.

Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя, поэтому она всегда очень индивидуальна, разнообразна и неповторима по своим движениям, манере исполнения, настроению. Исполнители одиночной пляски своими движениями кроме радости, удали и веселья могут передавать и глубокое любовное чувство, и юмор, и другие различные настроения и переживания. Так, в старинной, очень популярной одиночной пляске «Спиря», плясун часто подражал пьяному человеку. «Эта остроумная пародия на подвыпившего человека, представляла собой фейерверк сложнейших, осмысленных положений, чередовавшихся в самом причудливом рисунке и построенных, главным образом на равновесии, под аккомпанемент балалайки, лиры или жалейки исполнитель демонстрировал образцы высокого мастерства. Он старался показать трезвым людям, на что они бывают, похожи, когда в состоянии опьянения пытаются плясать. Интерес такого зрелища, в основном зависел от умения талантливости исполнителя...»

Иногда, в одиночную пляску исполнители  привносят движения, связанные с  трудовыми процессами сапожника, гончара, плотника и т. д. Такие пляски, как  правило, исполняются мужским составом. В пляске «Горшечник» в одном из сел Курской области, плясун показывал весь процесс изготовления горшков. Парень медленно, с достоинством выходил в круг и, исполняя проходку, засучивал рукава, подвязывал фартук, закреплял волосы — готовился к работе. Затем, он замешивал ногами глину, где движения этого трудового процесса очень органично соединялись с дробными плясовыми движениями. Он притопывал, прыгал, подскакивал и делал различные дроби. Стоя на одной ноге, продолжая плясать, другой ногой он как бы крутил гончарный круг, одновременно показывая руками конфигурацию горшка, который он создавал. Обжигая руки, вынимал он затем горшки из печи. И в конце пляски, «дарил» готовые воображаемые горшки окружавшим его зрителям. Иногда, в одиночных плясках исполнители своими движениями, создают образы различных птиц, зверей, рыб и т. д.

Каждый исполнитель, внося в  одиночную пляску свой характер, мастерство, движения, обязательно передает в  ней и своеобразную манеру исполнения, присущую той местности, в которой исполняется пляска, или той, в которой родился и вырос исполнитель.

При всем разнообразии движений, манеры характера исполнения одиночная  пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную традиционную форму построения.

«Женская  одиночная» пляска

«Во всем танцевальном искусстве  Европы нет такого танца, который бы мог превзойти русскую деревенскую пляску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской», - так ярко и с любовью писал в XVIII веке о женской одиночной пляске Якоб Штелин. [19, 137]

Чаше всего, женская пляска начинается с проходки по кругу. Выход, или зачин, — это, всего лишь, заявка на танец, на создаваемый образ. Мягкой плавной походкой или, как говорят, «выступной», скромно и с большим достоинством движется девушка. Шаг простой, но мягкий и плывущий — «плывет как лебедушка». В руках у девушки платочек, который она держит то одной, то в двух руках, она играет и любуется им, «играет» также верх ее корпуса, а руки «поют». Эта часть пляски представляет собой различные сочетания стройных и красивых поз. Затем идет музыкальное и танцевальное развитие пляски, темп и сложность движений нарастают. Девушка собирается выразить себя как можно полнее, пляшет все задорнее. «Девка пляшет, сама себя красит»— говорят в народе. Она исполняет «припадания», «ковырялочку», «веревочку», которые сочетаются с проходкой и излюбленными движениями русской женской пляски — дробями, дроби могут быть и быстрые—веселые, и мягкие—лирические, все зависит от характера исполнительницы и сопровождающей мелодии. Затем следует средняя часть пляски, где движения усложняются и темп, как правило, убыстряется. Одна за другой следуют разнообразные дроби и другие движения. Пляска достигает своей кульминации, затем следует финал. Обычно, к финалу, исполнительница приберегает какое-нибудь наиболее эффектное движение, которое заканчивается внезапной остановкой, как бы ставящей последнюю хореографическую точку. Часто в финале девушки используют вращения или повороты, соединенные с какими-либо движениями.

Блестящее описание одиночной  женской пляски дает А. М. Горький  в книге «Детство», вспоминая  о своей бабушке: «... Она молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, вскинув тяжелую голову, и пошла по кухне, вскрикивая. Она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводи руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами. Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь, все веселее, — и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее...». [19, 165]

«Мужская  одиночная» пляска

Мужская одиночная пляска, чаще всего, начинается с исполнения, какого-то движения на месте. Парень выходит  в круг. Исполнив заковыристое коленце, показав свою выходку, он встает, подбоченившись и тряхнув головой, говоря всем своим видом, вот, дескать, я каков, смотрите! - сделав паузу, чтобы окружающие вполне могли оценить его выходку, его стиль и молодцеватость он начинает проходку, чаще всего по кругу. Затем исполняется какое-либо движение и вновь проходка, затем снова движение и т. д. Темп песни или сопровождающей мелодии, сперва медленный, а затем постепенно все увеличивается. Элементы пляски в начале, также сравнительно просты, но постепенно их сложность непрерывно растет. В средней части, как правило, возрастает энергия исполнителя, которая вначале как бы сдерживается. Здесь и стремительность, и виртуозность пляски — хлопушки, дроби, присядки, разнообразные коленца как в калейдоскопе сменяют друг друга. Выделывая сложные и эмоциональные по своему накалу движения, исполнитель готовит себя к завершающей части пляски, к ее финалу. В финальной части, очень небольшой по времени, плясун исполняет энергичное и технически сложное колено (иногда два), которое резко, порой неожиданно заканчивает пляску. К финалу, как и в женской одиночной пляске, плясун обязательно приберегает очень выразительное, любимое и технически сложное движение. «Выдав» самое замысловатое коленце, парень неподвижно застывает в лихой и горделивой позе.

     Одиночную русскую мужскую пляску, исполняемую мастером плясуном, нашим современником, ярко описывает писатель Василий Белов: «Ванька заиграл, а Сметана, избочась всем своим кряжистым корпусом, поставил носки сапог впритык, раздвинул нитки и звонко щелкнул каблуками; потом пошел по кругу, мелко-мелко перебирая с каблука на носок, плавно изгибаясь и поводя руками. Стук сапог становился все сильнее и чаше, и вот Сметана, выкидывая чуть кривые ноги, начал плясать изо всей правды, изо всей силы». [7, 178]

Существуют различные  варианты исполнения женской и мужской  одиночной пляски, но, как правило, построение в целом остается традиционным. Одиночную пляску исполняют под особо полюбившиеся и пришедшиеся по душе русскому человеку задорные, жизнерадостные, четкие по ритму плясовые песни и мелодии. Так, под старинную песню «Спиря, Спиря, Спиридон» плясали популярную старинную пляску «Спиря». Широко известная в народе пляска «Стрепак», исполнялась под мелодию того же названия.

«Мелодия плясовой песни  для «трепака» отличается бешеным  весельем, порывистым, стремительным  течением, бойкой, точно топором рубящей, отчетливостью темпа, с каждой минутой все более и более ускоряемого, среди гика и свиста, пока, наконец, и песня, и пляска не превратятся в какой-то шумный и зычный вихрь страстного, вакханального увлечения. Когда слышишь эту песню и видишь саму пляску, трудно остаться равнодушным: невольно поддаешься этой мошной огневой вспышке молодецкого веселья и молодецкой удали, как-то дух захватывает, по телу пробегает бодрящая, Возбудительная дрожь, и ноги сами собой притопывают...». [19, 195]

Одиночную пляску пляшут под такие широко распространенные и любимые народом песни, как  «Камаринская» и «Барыня». Эти  высоко эмоциональные, жизнерадостные, не умирающие мелодии дают огромный простор для фантазии пляшущих. Пляшут также под энергичные искрометные частушки и лирические страдания, под «русскую», под «деревенскую» и под многие, многие другие песни и мелодии. «Были бы песни, будет и пляска», «Голосом пляшет, а ногами поет» — говорят в народе.

В настоящее время  одиночная пляска распространена в народе и пользуется большой любовью у русского человека. Пляшут ее на гуляньях и на различных вечерах. Мастера-исполнители, живущие и в деревне и в городе, принимают участие в коллективах художественной самодеятельности. Они участвуют в различных конкурсах и смотрах. Особенно много плясунов-солистов выступает на районных и областных смотрах художественной самодеятельности.

«Парная пляска»

Исконно русская, очень  красивая пляска, при исполнении которой  возраст уже имеет большое значение. Парную пляску в основном исполняют парень и девушка, реже молодые мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. В парной пляске участвуют любящие, или симпатизирующие друг другу люди. Содержание парной пляски — как бы сердечный разговор, диалог влюбленных.

Парные пляски вышли  и развились из очень древних  свадебных обрядов. Чаще всего, это  свадебные пляски, которые исполнялись  молодыми на второй день свадьбы

Парная пляска не имеет  строго установленного рисунка. Она  вся построена на импровизации исполнителей, и каждая пара вносит в пляску свои движения, свою манеру. Исполнители разнообразят композицию пляски, исходя из своих возможностей и способностей. Но для всех парных плясок существует одно обязательное условие исполнения, одна цель и задача: исполнители посредством разнообразных движений должны донести чистоту отношений, целомудрие и взаимную любовь.

Русский этнограф А. Терещенко, так описывает парную пляску, увиденную им на свадьбе: «Молодец, надев шапку набекрень, выходит на середину, расхаживает спесиво и посматривает на красных девиц. Одна, которая ему давно нравится, составляет предмет его поисков, — он ищет ее. Он нашел ее здесь, подходит к ней и, сняв шапку правой рукой, с важностью просит наклонением головы начать с ним русскую. Выходит девица-душа — молодец первый начинает плясать. Подбоченясь одной рукою, он пламенными телодвижениями выражает любовь свою: то манит к себе, то прижимает свою руку к груди, мысленно обнимает и расстается». [27, 92]

В парной пляске, как правило, нет того бурного нарастания и энергии исполнения, как в одиночной пляске, она более ровная по темпу, не столь острая по ритму и не насыщена виртуозными движениями. Это и понятно, ведь в парной пляске не демонстрируется личное мастерство, девушка и парень не состязаются в технике исполнения, они раскрывают свои взаимоотношения.

      Парную пляску, чаще всего, начинает парень, девушка реже приглашает парня на пляску. Иногда, парень и девушка выходят в крут одновременно. После короткого приглашения — вступления — начинается сама пляска, которая очень незначительно развивается как по темпу, так и по сложности исполняемых движений.

Пляску можно условно  разделить на две, очень неравные части. Все движения парня и девушки, особенно в первой части пляски, исполняются мягко, без громких стуков, лирично, в определенном настроении, выражающем их чувства. Вся пляска идет как бы на полутонах. Исполнители больше пляшут вместе — один вокруг другого или же друг перед другом, а отдельные движения исполняют одновременно. Постепенно, по ходу развития пляски, парень и девушка с помощью своих движений и яркой богатой мимики раскрывают друг перед другом разнообразные грани своих душевных чувств — застенчивость, ласку, гордость и т. п. Но, несмотря на обоюдные симпатии, а порой и близкие отношения, парень в традиционной парной пляске не обнимал девушку, и даже не брал ее за руки, а девушка не клала свои руки на плечи парня, хотя парень и девушка в пляске «ласкались как голуби. Эту характерную особенность в исполнении парной пляски, заметил русский этнограф Георги Иван Иванович (Иоганн Готтлиб). «...Оная пляска весьма изразительна (выразительна). Плясунья складывает руки накрест к грудям, помавает (Помахивает) плясуну перстом, пожимает плечами, и тот час уклоняется от него, наклоняя голову и поглядывая на него нежно сбоку, без всякого подавания ему рук... В пляске, называемой «Голубец», изображают телодвижениями ласканье голубей...». [19, 206]

В парной пляске, парень исполняет разнообразные движения: «веревочки», «ковырялочки», «переборы», полуприсядки. иногда полные присядки. Широко используются различные шаги, особенно переменный шаг с разнообразными акцентами и в сочетании с притопами и дробями.

Описание работы
задачи исследования:
1. Сохранить традиционное наследие при создании хореографического произведения;
2. Выявить художественную выразительность хореографического произведения средствами русской пляски;
3. Развить значимость русской пляски.
Содержание работы
Введение 3
Глава I. Русская пляска как вид народного художественного творчества 8
1.1. История возникновения и развития русской пляски 8
1.2. Виды и формы русской пляски 18
Глава II. Роль русской пляски в условиях современной сценизации 44
2.1. Сохранение и использование традиций русской пляски в
хореографических коллективах. 44
2.2. Создание хореографического произведения на основе
русской пляски. 73
Заключение 79
Список литературы 81