Русская пляска как вид народного художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

задачи исследования:
1. Сохранить традиционное наследие при создании хореографического произведения;
2. Выявить художественную выразительность хореографического произведения средствами русской пляски;
3. Развить значимость русской пляски.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Русская пляска как вид народного художественного творчества 8
1.1. История возникновения и развития русской пляски 8
1.2. Виды и формы русской пляски 18
Глава II. Роль русской пляски в условиях современной сценизации 44
2.1. Сохранение и использование традиций русской пляски в
хореографических коллективах. 44
2.2. Создание хореографического произведения на основе
русской пляски. 73
Заключение 79
Список литературы 81

Файлы: 1 файл

Дипломная .doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

Это делалось не только для  того, чтобы групповые пляски были более доступными для исполнения, но и для того, чтобы не утратить за этой виртуозностью главное — мысль, идею. В конечном результате все это и дало групповым пляскам долгую жизнь.

Групповые пляски очень  разнообразны по своему содержанию, сюжетам  и рисунку. Одни пляски навеяны наблюдениями над жизнью животных, птиц и являются «подражательными»: «Медведь», «Гусачок», «Журавель» и т. д. В этих плясках с помощью различных движений передаются характер, поведение и повадки животных, птиц. Другие пляски связаны с трудовыми процессами— «Толкуша», «Веретено», «Косари» и т. д. В них благодаря рисунку и движениям исполнителей раскрываются и имитируются различные трудовые процессы. Существуют пляски, в основе которых лежит построение или рисунок, от которого и происходит название пляски: «Звездочка», «Воротики», «Цепочка» и т. д. Названия многих групповых плясок связаны с количеством участвующих в них исполнителей: «Пятера», «Семера», «Восьмерка» и т. д. Есть названия, передающие характер исполнения пляски. «Метелица», «Сновуха», «Бешеная» и т. д. Есть пляски, получившие свои названия от движения исполнителей. «Дробушечка», « Гопотуха». «Перехватка» и т. д. Часто групповые пляски называются по песне, под которую они исполняются: «Сени», «Барыня», «Камаринская» и т. д. Но какую бы пляску мы ни взяли, как бы она ни называлась, групповая пляска всегда имеет точное место своего рождения и бытования. Гак, «Напарочка» — это вологодская пляска, «Тимоня» — курская, «Топтуша» — пермская, «Костеля» — новгородская, «Гусачок» — смоленская, «Карачанка» — саратовская и т. д. В этом особенноегь и своеобразие групповых плясок — каждая область, каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, свои традиционные песни и мелодии, традиционные формы построения, манеру исполнения, местный колорит.

Групповые пляски сочинялись одаренными, талантливыми плясунами, мастерами  своего дела, шлифовались и отделывались народом десятки, сотни лет, пока не приобретали устойчивые, традиционные формы. Групповая пляска не обязательно должна быть сложной по рисунку, разнообразной по построению и состоящей из нескольких различных фигур Чаще всего это построение в две линии, квадратом или кругом. Например, «пляска под кугиклы» в Брянской области (село Дорожево). Основное построение этой пляски — две линии, то есть фигура «улица» или «стенка». Линии, состоящие из одних женщин или составленные из небольшого количества пар, стоят лицом друг к другу на небольшом расстоянии. У края линий лицом к пляшущим стоят четыре женщины, играющие на кугиклах. Таким образом, получается П-образное построение. Из одной линии выходит вперед женщина и начинает плясать, показывая свою выходку, свою пляску. Если пляшут парами, то могут выходить сразу двое — он и она. Пляска эта построена на импровизации. Исполнив какое-то количество движений, женщина или пара исполнителей становится на свое место, а из другой линии выходит женщина или пара исполнителей и начинает плясать, показывая свое мастерство. Все остальные участники, импровизируя, подплясывают на месте, не мешая основным исполнителям. После того, как исполнители из другой линии, наплясавшись, возвращаются на место, обе линии, повернувшись лицом к кугикильницам. начинают одновременно обходить их сзади. Линия, стоящая справа от кугикильниц, проходит ближе к ним. Пляшущие идут произвольно, кто простым, кто переменным шагом. Все они подплясываю, притопывают, подсвистывают на ходу, а женщины подергивают то одним, то другим плечом. После того как линии поменялись местами, на пляску выходили и другие исполнители. Затем снова переход и так далее.

Или пляска «рогульками» в Архангельской области (село Хотеново), которая состоит из одного построения — квадратом. Восемь женщин или девушек  стоят парами по углам квадрата и  пляшут, делая в основном переходы по диагонали, пара перед парой. Пляшут одна или одновременно две женщины — по одной из каждой пары, иногда две противоположные пары. Основное обязательное движение в этой пляске — мелкая непрерывная «дробная дорожка».

Многие групповые пляски имеют в основе своего построения круг. Это «Круговушка» в Оренбургской, «Круговая» в Пензенской, «Тимоня» в Курской областях и ряд других плясок. Возьмем для примера «Карагод». Название «карагоды» встречается и в Белгородской области, так как северные районы нынешней Белгородской области раньше входили в состав Курской губернии. Групповые пляски — карагоды — исполняются чаше всего по кругу, в сопровождении музыкальных инструментов, очень редко под песни.

Мужская пляска разнообразнее  и техничнее, нежели женская. Парни  движутся вокруг девушек более свободно, более азартно пляшут каждый около своей партнерши. Иногда, продолжая плясать, уходят от них за круг, а затем, лихо, исполняя какое- либо движение, вновь возвращаются.

Во время пляски они  произвольно размахивают руками, наклоняются вперед, в сторону, приседают, подпрыгивают, очень крепко выбивают дроби всей стопой. Часто парни размахивают руками, двигая ими, как крылья мельницы. Они высоко поднимают вытянутую правую руку, а затем через сторону опускают ее вниз. Одновременно вверх поднимается левая рука и т. д.

Очень типичное движение в пляске, когда парень, наклонив корпус вперед и отведя его немного  вправо, смотрит на девушку снизу  вверх. Правая рука при этом согнута  перед собой на уровне груди, а  левая, согнутая в локте, заведена за спину. Кисти обеих рук сжаты в кулаки и не прикасаются к корпусу. В этом положении парень, притопывая на каждую четверть поочередно то одной то другой ногой, продвигается вперед - влево. При этом правое плечо постепенно разворачивается вперед по ходу движения. При перемене рук меняется и положение корпуса, и направление движения. Парни, то подчеркивают исключительное внимание и уважение к своим партнершам, то начинают показывать свою выходку перед ними — «петушиться». Хотя каждый из участников импровизирует на ходу, и многие его движения отражают индивидуальность исполнителя, все пляшущие сохраняют общий рисунок — движение тройками по кругу. Вообще, наличие единой композиции — существенная и обязательная особенность групповой пляски.

Есть групповые пляски с более сложным построением. Они включают в рисунок две, три и более фигур. Это пляска «Восьмерка» в Архангельской, «Корзиночка» в Ярославской, «Карачанка» в Саратовской, «Бешеная» в Брянской областях и многие другие

Групповые пляски очень  разнообразно представлены как в  самодеятельных, так и в профессиональных хореографических коллективах, народных хорах и ансамблях. Каждая область, каждая местность выносит на суд зрителей обработанную с учетом сцены свою традиционную самобытную пляску. Перенесенные на сценическую площадку, эти пляски не только доставляют радость и эстетическое наслаждение зрителю, но и дают возможность еще больше познать жизнь русского человека, его обряды, обычаи, а также разнообразие местных особенностей исполнения. Такие пляски воспитывают уважение и любовь к несметному хореографическому богатству русского народа. Эту большую творческую работу проводят многие балетмейстеры, перенося на сцену жемчужины народного творчества.

Групповые пляски, обработанные для сцены талантливым балетмейстером, который, обогатив лексику и рисунок пляски, бережно и любовно сохраняет их самобытность, манеру исполнения и мысль, обогащенные таким образом, часто вновь возвращаются к себе на родину. Народ иногда полностью, иногда частично принимает эти пляски и исполняет их как свои. Групповые пляски, творчески обработанные для сцены, часто продолжают свою жизнь в новом виде, как народные пляски. Можно привести много таких примеров из практики наших ведущих балетмейстеров: пляски «Тимоня», «Давыдковская кадриль», поставленные Г. А. Устиновой в хоре имени Пятницкого, «Шестера», поставленная О. Н. Инязевой в Уральском хоре, «Похвистневская кадриль», поставленная М. С. Чернышевым в Волжском хоре, и др.

Но на сцену переносятся  не только конкретные групповые пляски, на основе бытующих в народе и записанных плясок, балетмейстеры создают оригинальные групповые пляски, сюиты, хореографические композиции, обобщающие характер и манеру исполнения, типичные рисунки и колорит плясок той или иной области, края или отдельной зоны.

Это относится к таким  пляскам, как, например, «Вензеля» в  постановке И. А. Моисеева, «Сибирь» в  постановке Н. С. Надеждиной, «Волжская  пляска» в постановке Т. А. Устиновой  и многие другие.

Новые постановки отражают также современную тематику. В  пляски вводятся интересные сюжеты, при глубоко национальном колорите в них еще больше усиливается роль действующих лиц, еще четче обрисовываются характеры. Здесь можно назвать «Партизаны» в постановке И. А. Моисеева, «Вечерком на реке» в постановке Н. С. Надеждиной, «Королева полей» в постановке Т. А. Устиновой и др.

Так групповая пляска продолжает жить и развиваться в  новых общественных условиях, в условиях социалистического общества.

«Фигуры групповых плясок»

В групповых плясках  кроме фигур, перешедших из хоровода, существуют свои различные построения — фигуры, типичные для групповых плясок, рассмотрим их:

«Шен»

В Московской и Томской  областях эта фигура носит название «перехватка», в Костромской области  «шитье», в Архангельской — «шина» парни и девушки, стоя в парах по кругу, затем стоящие в парах одновременно поворачиваются лицом друг к другу и берутся правыми руками, левые руки у всех свободно опущены. Все начинают двигаться по кругу, подавая, друг другу поочередно то правые, то левые руки, до тех пор, пока не встретятся со своим партнером, девушки двигаются по движению часовой стрелки, парни в противоположном направлении. Исполнители могут не браться за руки, а обходить друг друга то правым, то левым плечом, иногда с поклоном, иногда с кивком головы. Эти переходы могут исполняться также парами и тройками. Шен может исполняться, не только по кругу, но и по прямой линии. Исполнители могут двигаться различными шагами, бегом, «дробной дорожкой» и «пропаданием».

«Звездочка»

 В Калининской области  эта фигура называется — «стайка», в Саратовской — «репей», в Архангельской — «колесо».

Фигура «звездочка» может быть построена из одинакового числа  парней и девушек или же только из одних парней или из одних девушек. Здесь может быть как четное, так  и нечетное количество участвующих. Но исполнителей должно быть не менее трех и не более восьми человек. Мы даем описание наиболее распространенной «звездочки» — из четырех человек: два парня и две девушки

Парень и девушка одной пары, повернувшись правыми плечами, подают друг другу правые руки, другая пара кладет свои соединенные правые руки на их кисти. Левые руки всех исполнителей находятся в 3-м или 1-м основном положении. Исполнители могут соединяться и левыми руками, тогда правые руки будут открыты в стороны или находиться на талии. В этом построении, можно двигаться по кругу простым или переменным шагом, шагом с переступанием, «дробной дорожкой».

«Карусель»

От народных гуляний  в пляску и хоровод пришла фигура «карусель». В основе этой фигуры лежит  «звездочка». В построении этой фигуры может участвовать не менее трех пар. Юноши, подав друг другу правые руки, образуют «звездочку», а левыми держат правые руки девушек, левые руки девушек находятся в 3-м или 1-м основном положении, В другом варианте «звездочку» образуют девушки, а юноши держат их за руки. Исполнители могут двигаться теми же шагами, что и в «звездочке». Руки девушек и парней в «каруселью» могут быть соединены и при помощи платочков, лент, поясов.

«Челнок»

 В Московской области и на Урале эту фигуру называют «качели», в Ярославской области — «пила».

Фигуру «челнок» может  исполнять любое четное число  пар. Исходным положением чаще всего  бывают две параллельные линии, стоящие  на небольшом расстоянии друг от друга. Повернувшись лицом, друг к другу, парень и девушка, составляющие пару, подают обе руки, которые могут находиться и в параллельном и в перекрещенном положении. Пары, стоящие в одной линии, располагаются по отношению к парам другой линии таким образом: девушки стоят спиной друг к другу, а парни лицом. Может быть и, наоборот, в зависимости от условий пляски. Все пары одновременно начинают двигаться навстречу друг другу, и на середине, держа равнение, проходят между двумя парами. Линии меняются местами. Теперь парни стоят спиной друг к другу, а девушка лицом. Не меняя положения, пары возвращаются на свои места, проходя вновь между теми же парами. Такие переходы могут повторяться по несколько раз — «туда-сюда», как говорят в народе. В исполнении этой фигуры существуют различные варианты:

  • во время переходов пар первыми по ходу движения должны все время быть или парень или девушка. Для этого нужно, чтобы пары, придя на противоположную сторону, сделали поворот на 180° и продолжили движение в обратную сторону;
  • встречаясь в середине, пары могут при движении вперед обходить пару справа, а при движении назад—слева.

Фигура «челнок» исполняется  в среднем и быстром темпах. Чаще всею простым или переменным шагом, бегом или «дробной дорожкой».

«Ручеёк»

В Куйбышевской области  эта фигура называется «Поднырушка». Исполнители стоят парами на небольшом  расстоянии друг от друга, в затылок  друг другу — колонной. Каждая пара, взявшись за руки, образует широкие «ворота». Пара, стоящая в конце колонны, слегка согнувшись и прижавшись, друг к другу плечами, проходит через все образовавшиеся «ворота» и становится впереди колонны. Затем идет следующая пара и так далее, до тех пор, пока все пары снова не окажутся в первоначальном порядке. Основными движениями в этой фигуре являются различные простые и переменные шаги.

«Волна»

Исходным положением фигуры «волна является построение четного  количества пар в одну колонну. Парень и девушка, составляющие пару, повернувшись лицом, друг к другу, подают обе руки и образуют «ворота». Все четные пары одновременно проходят под «воротами» нечетных пар, которые или стоят на месте, или переходят на место четных пар. Затем все нечетные пары, также одновременно, проходят под «воротами» четных пар и так далее. Все пары при таких переходах фактически остаются на своих местах, поэтому такую «волну» иногда называют «волна на месте».

Информация о работе Русская пляска как вид народного художественного творчества