Русская пляска как вид народного художественного творчества

Дата добавления: 01 Октября 2012 в 12:12
Автор работы: g*******@yandex.ru
Тип работы: дипломная работа
Скачать архив (96.50 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

Дипломная .doc

  —  364.00 Кб

Одним из обязательных движений парной пляски, является «голубец». «Голубец»  исполняется как парнем, так и  девушкой. Каждый пляшет его в своем характере и с различной силой ударов в пол.

При исполнении движения «голубец», создается полное впечатление, что влюбленные переговариваются —  воркуют. Есть момент в пляске, когда  парень и девушка исполняют «голубец»  одновременно. Во второй части пляски, особенно к ее концу, темп все же немного увеличивается, движения, особенно у парня, усложняются, он старается показать девушке свою удаль. Лишь иногда в финале парень и девушка, взявшись за руки, делают несколько поворотов по кругу, еще реже бывает, чтобы парень, обняв девушку, кружился вместе с ней. Пляска, как правило, заканчивается в середине круга обоюдным поклоном. Парень и девушка благодарят друг друга за пляску. Парная пляска исполняется под многие распространенные в народе свадебные, любовные, хороводные и плясовые песни, такие, как «При долинушке калинушка стоит», «У голубя, у сизого», «Во колодце водица холодна» и т. д.

Часто, парная пляска исполняется  в сопровождении различных музыкальных  инструментов. Этот вид русской пляски редко, но встречается в народе и в настоящее время. Парная пляска продолжает оставаться интимной пляской двух любящих сердец. Она, как и прежде, чаще всего исполняется на свадьбах, реже на вечерах и гуляньях. Парную пляску можно видеть и на сцене в исполнении самодеятельных и профессиональных артистов. Но, к сожалению, в пляске, исполняемой на сцене, характер исполнения часто искажается, пропадает чистота отношений парня и девушки. В 1944 году в Государственном русском народном хоре Имени Пятницкого Т. А. Устиновой была поставлена парная пляска, которая сопровождалась русской народной песней «А я по лугу», исполняемой хором. Эта прекрасная в своей чистоте парная пляска до сих пор украшает репертуар хора имени Пятницкого. Т. Устинова и автор этих строк были первыми ее исполнителями. В 1948 году Государственный ансамбль народного танца показал в постановке И. А. Моисеева программу «два Первомая», где во второй ее части — «Победный Первомай» — под музыку известной песни советского композитора М. Блантера «Под звездами балканскими» артистами А. Лактиновой и М. Шишкиным была исполнена парная пляска. Они создали яркие образы двух русских советских людей. Парень — офицер-гвардеец, возвратившийся домой после победы, и девушка-невеста, которая ждала его долгие годы войны. Пляска называется «Возвращение». Это долгожданная встреча любящих друг друга людей, ярко выраженная в русской парной пляске. В этой изумительной по своему характеру и настроению пляске, нет виртуозных движений, какого-то бодрячества, перепляса. В ней прекрасно выдержаны отношения пляшущих, в ней сохранены все признаки, характеризующие этот вид русской пляски.

«Перепляс»

Перепляс — это соревнование в силе, ловкости, изобретательности  движений, это показ индивидуальности исполнителя, его характера, демонстрация виртуозности исполнения движений — колен. В переплясе, как правило, нет строго установленной композиции. В основе исполнения его лежит индивидуальное творчество плясунов — постоянное сочинение ими движений и импровизация в момент исполнения. Интересное описание перепляса дает исследователь Дона, А.А. Казмин: «Наконец, затягивают плясовую, выступают плясуны, которые, став друг против друга, попеременно начинают плясать, вводя каждый раз новое колено—фигуру. Этим «коленам и счету нет: пляшут на ногах, пляшут на животе, пляшут на спине и даже на голове, а именно: когда проделают обыкновенные фигуры, один из плясунов становится на голову и выделывает ногами под пение разные фигуры». [19, 223]

Принять участие в  переплясе неподготовленный человек не мог, для того чтобы переплясать своего соперника, надо было знать много колен, много тренироваться. И исполнители, задолго до соревнования, готовились к нему. Часто репетировали в одиночку или вдвоем с товарищем где-нибудь вдали от дома или на лесной поляне, придумывали новые колена, ревниво храня свои секреты. Некоторые плясуны-мастера, знали по пятьдесят и более колен. О соревновании плясунов, было известно заранее, задолго, иной раз в нем принимало участие несколько пар исполнителей. Выйти на такое соревнование было делом ответственным, ведь на него собирались не только местные жители, но съезжались и из окружающих сел, деревень и народ строго и взыскательно судил исполнителей.

В старинном традиционном русском переплясе участвовали  два парня или же двое молодых мужчин, девушки в нем участия не принимали. Мастера-плясуны соревновались до полной победы — кто кого перепляшет. Плясуны состязались в основном по количеству движений — колен. Кто больше исполнит различных движений, тот и оказывался победителем. Учитывалось и мастерство исполнения — чем техничнее и изобретательнее были плясуны, чем интереснее они выделывали колена, тем больший интерес вызывало соревнование. В переплясе виртуозность исполнителей часто достигает предела.

Старинный русский перепляс имеет свою традиционную форму построения и устоявшиеся правила, по которым шло исполнение. Парни выходили в круг, вставали на некотором расстоянии друг против друга и плясали только по одному, по очереди. Начинавший перепляс делал проходку, показывая свою манеру, свою выходку, свой характер, затем исполнял движение и становился на место, вызывая жестом, притопом или кивком головы своего соперника

Второй плясун, приняв вызов, исполнял свою проходку. Показав  свою манеру, свой характер, он обязан был повторить движение соперника, а затем, после небольшой проходки, выдать свое заковыристое коленце и вновь вызвать в круг соперника. Первый плясун, пройдя по кругу, повторял его движение и после небольшой проходки исполнял свое новое движение. Таким образом, плясали до полной победы одного из двух. По-разному складывалось исполнение перепляса: иногда один из пляшущих, особенно если он встречался с незнакомым соперником, постепенно усложнял свои движения, приберегая самые сложные под конец перепляса. А другой сразу ошарашивал противника каким-нибудь эффектным коленцем. Плясуны исполняли не только заранее подготовленные и выученные движения, но часто импровизировали в момент пляски. По правилам перепляса повторяемые движения в счет не идут. Вот один из плясунов начинает повторять движения, а другой показывает все новые и новые, победа явно на его стороне. «Тридцать фигур!» — громко объявляют его болельщики, а у соперника всего лишь двадцать три. Соперник уходит побежденным до следующего состязания.

Соревнование в переплясе могло идти не только по количеству движений. Иногда ставилось условие — при исполнении не улыбаться.      

Плясуны, исполняя различные  движения, должны были сохранить невозмутимое и серьезное выражение лица, а  зрители, стоявшие вокруг, старались  рассмешить их, и если кто-нибудь из плясунов первый улыбнется или рассмеется, он сразу же выбывал из перепляса. Со временем, в переплясе появились новые правила, колена показанные соперниками, не повторяются, и они оба пляшут одновременно, не придерживаясь тех правил исполнения традиционного перепляса, о которых говорилось выше.

С изменением, бытового уклада и отношений между людьми изменился  и состав перепляса. В нем стали  принимать участие девушки и  молодые женщины, а также пожилые  люди, как мужчины, так и женщины. В переплясе появились новые черты исполнения, возникают новые разновидности перепляса - когда его исполняют две женщины, органично в действие входит частушка. Следовательно, в соревнование теперь заключалось не только в пляске, но и в остроумии и в поэтическом творчестве.

Перепляс и в настоящее  время является в народе одним  из популярных видов русского народного  танца. Это очень доступный вид  русской пляски. Все желающие могут  принять в нем участие, хотя одновременно участвуют только двое. В народе есть много талантливых плясунов, которые продолжают развивать традиции перепляса и соревнуются между собой, выявляют сильнейших. Во многих областях России дома народного творчества проводят такие состязания: сначала по деревням, затем по районам, а лучшие плясуны уже выступают на областных смотрах. Характер исполнения перепляса— соревнование — очень близок по духу нашему времени.

Перепляс распространен  по всей территории России. В каждой области под баян или гармошку, гитару, балалайку, исполняющие песенную мелодию, присущую этой области, или общеизвестные распространенные мелодии: «Барыня», «Камаринская», «Полянка» — пляшут разнообразные переплясы. Иногда они исполняются под частушки. Многие переплясы получили определенные названия: «Рассыпухи» (Астраханская область), «Рязаночка», «Елецкого» (Рязанская область), «Мотанечки» (Саратовская область), «Ой рива, рива» (Брянская область) и другие.

Один из таких переплясов — «Топтушка» — бытует в селе Дорогорском Архангельской области. Это интересный и своеобразный перепляс, в котором принимает участие неограниченное количество исполнителей, но пляшут не все сразу, а по очереди, по парам — парень и девушка, остальные стоят по кругу. В начале перепляса в круг выходит самая смелая пара — «заводилы», они пляшут одновременно, друг перед другом, показывая свои лучшие движения. Через какое-то время пляс прекращается, но гармонист продолжает игру и внимательно следит за действиями этой пары. Девушка указывает правой или левой рукой на любую другую девушку, стоящую в круге, предлагая вместо себя замену. Если парень не согласен на смену партнерши, то, посмотрев в сторону девушки и оценив обстановку, топает ногой — это отказ, и его партнерша не может уйти из круга, она должна продолжать перепляс. Проплясав еще какое-то время, девушка вновь предлагает замену, указывая рукой уже на другую девушку. Или снова отказ-притоп, или согласие — парень делает поворот вокруг себя за четыре простых небольших шага, руки при этом свободно опущены вниз. Девушки меняются местами, гармонист с новым подъемом начинает играть «Русскую». Парень и вновь вышедшая в круг девушка продолжают перепляс. Теперь наступает очередь парня вызвать себе замену. Перепляс останавливается, но гармонист продолжает парень показывает правой или левой рукой на парня, стоящего в круге. Девушка, посмотрев на него, или дает отказ — топает правой ногой, одновременно делая движение правой рукой от себя, от локтя, или же соглашается — делает поворот вокруг себя за четыре небольших шага; движение рук при этом произвольно. Бывает, что и девушка и парень дают согласие на замену с первого раза.

Хотя исполнение перепляса, в основном построено на индивидуальности исполнителя, в нем можно видеть и отражение местных особенностей исполнения. Так, в описанном выше дорогорском переплясе исполнители пляшут в манере присущей пляскам Архангельской области: довольно сдержанно, почти совсем не улыбаясь, руки не поднимаются выше плеч, чаще всего они опущены.

Перепляс, прочно вошел и в репертуар  самодеятельных и профессиональных коллективов. На сцене можно видеть много разновидностей перепляса. Переплясы сочиняются постановщиками на различное количество исполнителей — бывает двое, трое, четверо, пятеро и больше участников. Есть переплясы, исполняемы одними парнями — мужские переплясы, или одними девушками - девичьи переплясы, но бывают и смешанные переплясы. Есть переплясы солдатские, матросские и др. Часто на сцене одновременно пляшут несколько человек с одной стороны и несколько человек с другой, не и при этом задача и характер исполнения народного парного перепляса сохраняются.

Массовый  пляс.

Массовый пляс — это  древнейший вид русской пляски. Массовый пляс возникал в игрищах стихийно, непосредственно. Возникал он, не только от избытка сил и энергии, но и  в связи с различными событиями  в жизни русского человека: встречей весны, свадьбой, удачной охотой и т. д. Русский историк Н. М. Карамзин предполагает, что древний игрищный пляс состоял «из сильных порывистых движений, взмахивания руками, верчения на одном месте, приседаний и топтания ногами».

Массовый пляс, чаще исполняют в парах — один против другого. Пляшут и по одному, и по трое, и по четверо, но при этом вес же адресуют свои движения, свои эмоции кому-либо из пляшущих рядом. У каждого исполнителя массового пляса есть своя задача — не только показать себя в пляске, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом исполнитель.

В большинстве исполняемых  массовых плясов других задач и условий, связывающее его участников, нет. Каждый исполнитель может войти  и выйти из Пляса, не дожидаясь  его окончания, в любой момент. Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с любым участником. Может покрикивать, похлопывать подсвистывать и петь частушку, когда ему захочется.

За многие века массовый пляс не изменил своего названия и  своего содержания, лишь частично изменилась лексика, характер манера исполнения. Массовый пляс и в наше время широко распространен в народе. Он исполняется под те же мелодии, что и перепляс и одиночная пляска, пляшут его всегда в быстром темпе, задорно. В некоторых областях он имеет свои местные названия. На Урале его называют «Общий пляс», «Большой пляс». В Ленинградской области существует «Плясовая рассыпная в 12 колен». В этом плясе перед его участниками ставится условие — каждый должен исполнить не меньше двенадцати колен, и все колена должны быть разные и не повторяться. Во многих областях России массовый пляс называют — «Рассыпная», «Рассыпуха», «Общая» и т. д. В селе Секирино Рязанской области на одном из праздников плясали «Общую», как говорят секиринцы — кто во что горазд. И действительно, на первый взгляд казалось, что на площадке беспорядок. Но на самом деле это было не так. В этом стихийно возникшем плясе существовал определенный порядок, определенная форма построения — парами.

Массовый пляс часто  можно увидеть сейчас на демонстрациях, на вечерах в клубах и дворцах культуры, на свадьбах и т. д. На сцене, как в исполнении профессиональных коллективов, так и коллективов художественной самодеятельности массовый пляс встречается, к сожалению, очень и очень редко.

 

«Групповая  пляска»

В групповой пляске, так же как и в массовом плясе, может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. Групповая пляска обычно имеет определенное количество участников, ей присуща большая организованность, нежели массовому плясу. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение Различные фигуры и перестроения в групповой пляске должны быть срепетированы и четко отработаны исполнителями. В некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и, если кто-либо из участников отсутствует, пляска не получается, не «клеится», а ввести нового человека взамен отсутствующего бывает трудно: он может перепугать весь рисунок пляски. Иногда групповые пляски называют групповыми танцами или традиционными плясками.

Групповая пляска вобрала  в себя многие фигуры хороводов, в  некоторые групповые пляски вошли  одиночная или парная пляска, перепляс. Несмотря на обязательное выполнение общего рисунка пляски, различных  переходов, создание образа и так далее, групповые пляски дают исполнителям возможность показывать также и свое индивидуальное мастерство. В групповых плясках сохраняется элемент импровизации, но в меньшей степени, чем в индивидуальной пляске или переплясе.

Групповые пляски исполняют  не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста, в редких случаях — люди пожилые. Чаще всего групповые пляски исполняются по парам или по тройкам в различных сочетаниях: парень и девушка, две девушки, или парень и две девушки, или два парня и одна девушка. Встречаются групповые пляски, исполняемые одними девушками или женщинами, еще реже одними парнями или мужчинами

Исполняются групповые  пляски под популярные в народе песни  и плясовые мелодии, под различные  припевки, страдания, частушки. У большинства групповых плясок существует своя оригинальная мелодия или песня. Исполнять ту или иную пляску под другую мелодию бывает очень трудно, а порой просто невозможно, ведь каждая мелодия, каждая песня имеет определенный характер и стиль, присущий той или иной местности, и помогает раскрытию содержания пляски, одновременно, сохраняя суть пляса — соревнование. Пары располагались в произвольном порядке. Они были и женские, и мужские, и смешанные. Партнеры в каждой паре плясали или по очереди или одновременно. Гармонист, находившийся в самой гуще пляса, выкрикивал частушку, содержание которой относилось ко всем, время от времени кто-нибудь из пляшущих пел частушку, адресованную своему партнеру. В течение всего пляса пары, стоящие рядом, изредка менялись партнерами. В каждой групповой пляске есть своя определенная задача и свое содержание, на протяжении столетий народ сознательно старался не усложнять групповые пляски слишком виртуозными движениями.

Описание работы
задачи исследования:
1. Сохранить традиционное наследие при создании хореографического произведения;
2. Выявить художественную выразительность хореографического произведения средствами русской пляски;
3. Развить значимость русской пляски.
Содержание работы
Введение 3
Глава I. Русская пляска как вид народного художественного творчества 8
1.1. История возникновения и развития русской пляски 8
1.2. Виды и формы русской пляски 18
Глава II. Роль русской пляски в условиях современной сценизации 44
2.1. Сохранение и использование традиций русской пляски в
хореографических коллективах. 44
2.2. Создание хореографического произведения на основе
русской пляски. 73
Заключение 79
Список литературы 81