Шпаргалки по "Литературоведению"

Дата добавления: 16 Мая 2013 в 21:48
Автор работы: n*************@yandex.ru
Тип работы: шпаргалка
Скачать архив (154.09 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

литвед.экзамен.docx

  —  157.10 Кб

Беллетристика неоднородна. В ее сфере значим прежде всего  круг произведений, не обладающих художественной масштабностью и ярко выраженной оригинальностью, но обсуждающих проблемы своей страны и эпохи, отвечающие духовным и интеллектуальным запросам современников, а иногда и потомков.

Ценностно неоднородна. В  одних случаях она содержит в  себе начала оригинальности и новизны (более в сфере идейно-тематической, нежели собственно художественной), в  других — оказывается по преимуществу (а то и полностью) подражательной и эпигонской.

Эпигонство (от др.-гр. epigonoi —  родившиеся после) — это «нетворческое  следование традиционным образцам»3 и, добавим, назойливое повторение и эклектическое  варьирование хорошо известных литературных тем, сюжетов) мотивов, в частности  — подражание писателям первого  ряда.

В ряде случаев беллетристика  волевыми решениями сильных мира на какое-то время возводится в ранг классики. Такой оказалась участь многих произведений литературы советского периода, каковы, например, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, «Разгром»  и «Молодая гвардия» А.А. Фадеева. Их правомерно назвать канонизированной беллетристикой.

Наряду с беллетристикой, обсуждающей проблемы своего времени, широко бытуют произведения, созданные  с установкой на развлекательность, на легкое и бездумное чтение. Эта  ветвь беллетристики тяготеет к  «формульности» и авантюрности, отличается от безликой массовой продукции. В ней  неизменно присутствует авторская  индивидуальность. Вдумчивый читатель всегда видит различия между такими авторами, как А Конан-Дойль, Ж. Сименон, А Кристи. Не менее ощутимо индивидуальное своеобразие в таком роде беллетристики, как научная фантастика: Р. Брэдбери невозможно «спутать» со Ст. Лемом, И.А. Ефремова — с братьями Стругацкими. Произведения, которые поначалу воспринимались как занимательное чтение, могут, выдержав испытание временем, в какой-то мере приблизиться к статусу литературной классики.

Словосочетание «массовая  литература» имеет разные значения. В широком смысле это все то в литературе, что не получило высокой  оценки художественно образованной публики: либо вызвало ее негативное отношение, либо осталось ею не замеченным.

Массовая литература —  это совокупность популярных произведений, которые рассчитаны на читателя, не приобщенного (или мало приобщенного) к художественной культуре, невзыскательного, не обладающего развитым вкусом, не желающего либо не способного самостоятельно мыслить и по достоинству оценивать  произведения, ищущего в печатной продукции главным образом развлечения.

Крайний схематизм паралитературных персонажей отличает их от героев высокой  литературы и добротной беллетристики: «Люди во плоти мало значат для  паралитературы, она более занята разворачиванием событий, где человеку уготовлена роль средства».

 

Свое художественное предназначение литературные произведения выполняют  по-разному, в большей или меньшей мере, а то и вовсе от него уклоняются. В этой связи оказываются насущными такие понятия, как, с одной стороны, высокая литература (строгая, подлинно художественная), с другой — массовая («тривиальная») литература («паралитература», «литературный низ»), а также беллетристика.

 

Словосочетания «высокая (или строгая) литература», «литературный  верх» не обладают полнотой смысловой  определенности. Но это та часть  литературы, которая достойна уважительного  внимания и, главное, верна своему культурно-художественному  призванию. Некий «пик» этой литературы («высокой») составляет классика–та  часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна  для ряда поколений и составляет «золотой фонд» литературы.

Слово «классический» (от лат. classicus — образцовый) используется искусствоведами  и литературоведами в разных значениях: классики как писатели античности противопоставляются  авторам Нового времени, а представители  классицизма (тоже именуемые классиками) — романтикам; в обоих этих случаях  за словом «классический» стоит представление  о порядке, мере, гармонии.

В словочетании же художественная (или литературная) классика (о ней  и пойдет речь) содержится представление  о значительности, масштабности, образцовости произведений. Писатели-классики —  это, по известному выражению Д.С. Мережковского, вечные спутники человечества. Литературная классика являет собой совокупность произведений первого ряда. Это, так  сказать, верх верха литературы. Она, как правило, опознается лишь извне, со стороны, из другой, последующей  эпохи. Классическая литература (и в  этом ее суть) активно включена в  межэпохальные (трансисторичекие) диалогические  отношения.

Классику порой характеризуют  как канонизированную литературу. Однако канонизация классики, выражающаяся в содействии публикациям лучших произведений, в установлении большим  писателям и поэтам памятников, во включении их творений в учебные  программы, в их настойчивой популяризации, имеет безусловно позитивное значение для художественной культуры.

Слово «беллетристика» (от фр. belles lettres — изящная словесность) используется в разных значениях: в  широком смысле — художественная литература (это словоупотребление  ныне устарело); в более узком  — повествовательная проза. Беллетристика  рассматривается также в качестве звена массовой литературы, а то и отождествляется с ней. Беллетристика  — это литература «второго» ряда, необразцовая, неклассическая, но в  то же время имеющая неоспоримые  достоинства и принципиально  отличающаяся от литературного «низа» («чтива»), т.е. срединное пространство литературы.

Беллетристика неоднородна. В ее сфере значим прежде всего  круг произведений, не обладающих художественной масштабностью и ярко выраженной оригинальностью, но обсуждающих проблемы своей страны и эпохи, отвечающие духовным и интеллектуальным запросам современников, а иногда и потомков.

Ценностно неоднородна. В  одних случаях она содержит в  себе начала оригинальности и новизны (более в сфере идейно-тематической, нежели собственно художественной), в  других — оказывается по преимуществу (а то и полностью) подражательной и эпигонской.

Эпигонство (от др.-гр. epigonoi —  родившиеся после) — это «нетворческое  следование традиционным образцам»3 и, добавим, назойливое повторение и эклектическое  варьирование хорошо известных литературных тем, сюжетов) мотивов, в частности  — подражание писателям первого  ряда.

В ряде случаев беллетристика  волевыми решениями сильных мира на какое-то время возводится в ранг классики. Такой оказалась участь многих произведений литературы советского периода, каковы, например, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, «Разгром»  и «Молодая гвардия» А.А. Фадеева. Их правомерно назвать канонизированной беллетристикой.

Наряду с беллетристикой, обсуждающей проблемы своего времени, широко бытуют произведения, созданные  с установкой на развлекательность, на легкое и бездумное чтение. Эта  ветвь беллетристики тяготеет к  «формульности» и авантюрности, отличается от безликой массовой продукции. В ней  неизменно присутствует авторская  индивидуальность. Вдумчивый читатель всегда видит различия между такими авторами, как А Конан-Дойль, Ж. Сименон, А Кристи. Не менее ощутимо индивидуальное своеобразие в таком роде беллетристики, как научная фантастика: Р. Брэдбери невозможно «спутать» со Ст. Лемом, И.А. Ефремова — с братьями Стругацкими. Произведения, которые поначалу воспринимались как занимательное чтение, могут, выдержав испытание временем, в какой-то мере приблизиться к статусу литературной классики.

Словосочетание «массовая  литература» имеет разные значения. В широком смысле это все то в литературе, что не получило высокой  оценки художественно образованной публики: либо вызвало ее негативное отношение, либо осталось ею не замеченным.

Массовая литература —  это совокупность популярных произведений, которые рассчитаны на читателя, не приобщенного (или мало приобщенного) к художественной культуре, невзыскательного, не обладающего развитым вкусом, не желающего либо не способного самостоятельно мыслить и по достоинству оценивать  произведения, ищущего в печатной продукции главным образом развлечения.

Крайний схематизм паралитературных персонажей отличает их от героев высокой  литературы и добротной беллетристики: «Люди во плоти мало значат для  паралитературы, она более занята разворачиванием событий, где человеку уготовлена роль средства».

 

45 вопрос

Литературный процесс. Стадиальность  лит развития. региональная и национальная специфика литературы.Литературный процесс - во-первых, литературная жизнь  определенной страны и эпохи и, во-вторых, многовековое развитие литературы в  глобальном, всемирном масштабе. Литературный процесс во втором значении слова  составляет предмет сравнительно-исторического  литературоведения. В литературоведении  укоренено и никем не оспаривается представление о наличии моментов общности (повторяемости) в развитии литератур разных стран и народов, об едином ее "поступательном" движении в большом историческом времени. Стадии литературного процесса привычно мыслятся как соответствующие тем  этапам истории человечества, которые  с наибольшей отчетливостью и  полнотой явили себя в странах  западноевропейских и особенно ярко - в романских. В этой связи выделяются литературы древние, средневековые  и -литературы Нового времени с их собственными этапами. Первая стадия - это "архаический период", где  безусловно влиятельна фольклорная  традиция. Здесь преобладает мифопоэтическое  художественное сознание и еще отсутствует  рефлексия над словесным искусством, а потому нет ни литературной критики, ни теоретических штудий, ни художественно-творческих программ. Все это появляется лишь на второй стадии литературного процесса, начало которой положила литературная жизнь Древней Греции середины 1 тысячелетия до н.э. и которая  продолжалась до середины XVIII в. Этот весьма длительный период отмечен преобладанием  традиционализма художественного  сознания и "поэтики стиля и  жанра". И, наконец, на третьей стадии, начавшейся с эпохи Просвещения  и романтизма, на авансцену выдвигается "индивидуально-творческое художественное сознание". Отныне доминирует "поэтика  автора", освободившегося от всевластия жанрово-стилевых предписаний риторики. Здесь литература, как никогда  ранее, "предельно сближается с  непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его  мерке"; наступает эпоха индивидуально-авторских  стилей; литературный процесс теснейшим  образом сопрягается "одновременно с личностью писателя и окружающей его действительностью". Глубинные, сущностные различия между культурами стран Западай Востока, этих двух великих регионов, самоочевидны. Оригинальными  и самобытными чертами обладают латиноамериканские страны, ближневосточный  регион, дальневост культуры, а также  Зап и Вост ч Европы. Принадлеж  западноевроп региону национ литературы, в свою очередь, заметно друг от друга  отлич.

 

Литературные направления,течения  и стили. Литературное    направление  - - творчество писателей, тяготеющих к  единому художественному методу и поэтому имеющих много общего в своих произведениях.часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также  ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В  борьбе и смене   направлений  наиболее отчетливо выражаются закономерности   литературного   процесса. Принято  выделять следующие   литературные    направления  : А) Классицизм Б) Сентиментализм В) Натурализм Г) Романтизм (к которому некоторые относят и литературу барокко) Д) Символизм Е) Реализм (в  котором выделяют ренессансный реализм, т.е. реализм эпохи Возрождения, просветительский реализм, т.е. реализм эпохи Просвещения, критический реализм и социалистический реализм). О правомерности выделения  других направлений единого мнения нет - таких, как маньеризм, предромантизм, неоклассицизм, неоромантизм, импрессионизм, экспрессионизм, модернизм и проч. Дело в том, что   литературные     направления  , сменяясь, порождают  множество промежуточных форм, которые  существуют не долго и не носят  глобального характера. Были попытки  предложить более универсальные  системы разделения на   литературные     направления   - напр. "классика" и "романтика"; или "реалистическая" и "ирреалистическая" литература.  Литературное   течение - часто  отожествляется с   литературной   группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для  которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе,   литературное   течение - это разновидность   литературного     направления  . Например, применительно к русскому романтизму говорят о "философском", "психологическом" и "гражданском" течении. В русском реализме некоторые  выделяют "психологическое" и "социологическое" течение.

 

Понятие о литературном направлении, течение и школе.

Литературное    направление  - часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных  духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок  и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В  борьбе и смене   направлений  наиболее отчетливо выражаются закономерности   литературного   процесса. Принято  выделять следующие   литературные    направления  :

А) Классицизм

Б) Сентиментализм

Описание работы
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
Содержание работы
содержание отсутствует