Шпаргалки по "Литературоведению"

Дата добавления: 16 Мая 2013 в 21:48
Автор работы: n*************@yandex.ru
Тип работы: шпаргалка
Скачать архив (154.09 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

литвед.экзамен.docx

  —  157.10 Кб

- Бахтин: Самое главное  в человеке - ядро личности

- Ухтомский: Главное - доминанта (нечто несознательное)

Самое главное, что определяет человека - его ценностная ориентация.

 

Хализев выделял 2 сверхтипа  героев: авантюрно=героический и  житийно-идиллический

1. Авантюрно-героический:

- экстравертированная личность, открытая миру, подвергающаяся социализации, стремится к славе (Юнг: "изживать  фабулизм жизни")

- пытается выйти за  границы предписанного

- бороться, достигать, побеждать

- может быть избранников  или самозванцем

- разные цели - от самоотдачи  до предельного эгоцентризма.

- эволюционирующий герой.

- точка зрения героя  на себя всегда отличается  от точки зрения других о  нем.

2. Житийно-идиллический:

- интровентированная личность

- ценит свой внутренний  мир

- всегда обречены на  неуспех в социальном мире

- противоположен а-г пресонажу

- стремление поразмыслить  о своих духовных исканиях, раскаивание

- истоки этого типа  личности - жития

- поток сознания и вещие  сны

- герой инфантильного  склада

- все еще ребенок

 

У автора должна быть реакция  на целое героя. В основе реакции  автора на отдельные проявления героя  лежит единая реакция на целое  героя, и все отдельные его  проявления имеют значения для хар-ки этого целого.

Творческое отношение  автора к герою не переживается им в душе, а осуществляется в произведение. Автор творит, но видит свое творение только в предмете, который он оформляет, т.е. видит только становящийся продукт  творчества, а не внутренний, психологически определенный процесс его.

Высказывания автора о  процессе создания героя (в авторской  исповеди)- ненадежный материал с точки  зрения авторского отношения к герою. Автор высказывает свое настоящее  отношение к героям, передает то впечатление, которое они производят на него, теперь как художественные образы, что отношения, которое он имеет к ним как к живым  определенным людям.

Позиция автора по отношения  к герою - позиция «всенаходимости». Автор видит и знает больше не только в том направление, в  котором смотрит и видит герой, а в том принципиально самому герою недоступном. Отношения всенаходимости автора всем моментам героя, пространственной, временной, ценностной и смысловой  всенаходимости, позволяющей собрать  всего гороя, и восполнить до целого моментами, которые ему недоступны.

Три случая отклонения от прямого  отношения автора к герою:

 

1. герой завладевает автором  (автор не может найти точки  опоры вне героя);

2. автор завладевает героем. Герой такого типа может развиваться  в 2ух направлениях:

• герой не автобиографичен  и рефлекс автора, внесенный в  него, завершает его;

• герой автобиографичен, такой герой не завершим, он безконечен для автора, т.е. все снова и  снова возраждается;

3. герой является сам  своим автором. Герой сам осмысливает  свою жизнь эстетически, как  бы играет роль, такой герой  самодоволен и уверенно завершен. Отношения автора к герою может  осложняться за счет эмоционально  волевой, познавательной, этической,  религиозной установок героя.

Примеры первого случая:

 

Почти все герои Достоевского, некоторые герои Толстого, Стендаля

 

Примеры второго случая:

 

Герой ложно-классицизма.

 

Примеры третьего случая:

 

Герои романтизма

 

22 вопрос

Психологизм - одна из важнейших  сторон образа персонажа.

Психологизм - особое изображение  внутреннего мира человека средствами собственно художественными, глубина  и острота проникновения писателя в душевный мир героя, способность  подробно описывать  различные психологические  состояния и процессы (чувства, мысли, желания), подмечать нюансы переживаний.

 

Каждый род литературы имеет свои возможности для раскрытия  внутреннего мира человека.

В лирике психологизм носит  экспрессивный характер. В ней, как  правило, невозможен взгляд со стороны. Лирический субъект либо непосредственно  выражает свои чувства и эмоции (Я  не унижусь пред тобою, М.Ю.Лермонтов), либо занимается психологическим самоанализом (Я за то глубоко презираю себя, Н.А.Некрасов), либо предается лирическому размышлению (Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит, А.С.Пушкин).

В драматургии главным  способом воспроизведения внутреннего  мира являются монологи действующих  лиц, во многом сходные с лирическими  высказываниями.  Иные способы раскрытия  душевной жизни человека стали использоваться довольно поздно - в 19 веке. Это жесты и мимика, интонационный рисунок роли, декорации и звуковое оформление.

Наибольшие возможности  для изображения внутреннего  мира человека имеет эпический род  литературы.

В литературе выработалась система средств, форм и приемов  психологического изображения, в некотором  смысле индивидуальная для каждого  писателя, но в то же время общая  для всех писателей психологов. Выделяют три формы психологического изображения:

1. Прямая - т.е. "изнутри" - путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого через речи, образы памяти и воображение; Ведущая форма из трех существующих.

2. Косвенная - т.е. "извне" - психологическая интерпретация писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимики и других средств внешнего проявления психики (т.е. некто нахмурил брови, побагровел,  молчит)

3. Суммарно-обобщающая - психологизм выражается через названия, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире (например Иван Петрович обиделся).

 

Существует несколько  приемов психологического изображения:

• Повествование от первого или от третьего лица

• Психологический анализ и самоанализ (сложные душевные состояние раскладываются на части и объясняются).

• Внутренний монолог (воспроизведение мыслей героя, имитирующее реальные психологические закономерности внутренней речи. Автор как бы "подслушивает".

• Поток сознания - предельная степень внутреннего монолога, доведенного до своего логического предела. Этот прием создает иллюзию абсолютно хаотичного, неупорядоченного движения мыслей и переживаний.

• Диалектика души - понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм

• Художественная деталь. Портретные детали передают психологическое состояние "напрямую", та или иная портретная деталь соотнесена с тем или иным душевным движением. Портретная характеристика обогащается авторским комментарием, уточняющими эпитетами, психологически расшифровывается, а иногда и зашифровывается для читателя. Детали пейзажа также часто соотносятся с теми или иными человеческими чувствами и переживаниями. Детали интерьера стали использоваться для целей психологического изображения гораздо позже, к концу 19го века. (Чехов)

• Умолчание  - состоит в том, что писатель в какой-то момент вообще ничего не говорит о внутреннем мире героя, заставляя читателя самого проводить психологический анализ .

Общие формы и приемы психологизма, о которых шла речь, используются каждым писателем индивидуально. Поэтому  нет какого-то единого для всех психологизма. Его разные типы осваивают  и раскрывают внутренний мир человека с разных сторон, обогащая читателя каждый раз новым психологическим  и эстетическим опытом.

 

23 вопрос

Композиция образного  строя - система образов, которая  объединяет центральные, второстепенные образы. А также образ автора. К данной композиции относится пространственная и временная организация. А потому, образная система намного шире, чем  система персонажей. Она объединяет не только вышеназванные образы времени  и пространства, а также образы предметного мира (интерьер, пейзаж), звуковые и цветовые образы.

Одной из важнейших граней композиции литературного произведения является последовательность введения в текст единиц речи и элементов  предметности. Т.е. не что иное, как  временная организация текста. Особую роль во временной организации играют начало и конец произведения. Они  отграничивают событие, переживание  или действие, это своего рода рама, очертания которой могут быть явными или размытыми. В основе временной  организации лежат определенные закономерности. Каждое последующее  текстовое звено призвано что-то приоткрывать читателю, обогащать его  какими-либо сведениями, будить его  воображение, чувство, мысль. Внимание и интерес читателя должны сохраняться  и упрочиваться на всем протяжении восприятия текста. При этом открывающиеся  текстовые звенья оказываются неожиданностями.  Временная организация  текстов  тяготеет к ритмичности. Композиции придает своего рода ритмичность  и само по себе членение текста на главы(романы и повести), акты, сцены, явления(в  драме) и строфы(в поэзии).

Однако существуют произведения и с нейтральной временной  организацией(Василий Теркин). Нов  масштабе мировой литературы такие  случаи единичны. В большей части  произведений  временная организация  текста выражена достаточно ярко и  содержательно значима.

 

Центральную часть образной системы составляет система действующих  лиц, иначе персонажей. Среди них  выделяют:

• Главные персонажи - находятся в центре сюжета, с ними связаны все события произведения, наблюдается тесная связь с концептуальным уровнем произведения. Стоит отметить, что образ данного персонажа всегда самый проработанный.

• Второстепенные персонажи - в произведении чтобы раскрыть образы главных героев. Не вся жизнь таких персонажей находится в зоне авторского внимания.

• Эпизодические персонажи - персонажи, появляющиеся всего в 2-3 эпизодах. Как правило не имеют собственных взглядов, самостоятельного характера. В произведении , чтобы оттенить черты главных или второстепенных героев.

 

Формы авторского присутствия  в тексте зависят от рода литературы:

1. Эпос:

- формой является повествование

- на грамматической основе  выделяется 3 формы повествования:  от 1 лица, от 3 лица и несобственно-прямая  речь (речь героя, не заключенная  в кавычки, речь, формально являющаяся  повествовательной, но по содержанию  это речь персонажа)

- при личном повествовании  часто повествователь персонифицирован

- при безличном - неперсонифицирован, = расказчик

- по стилевой окраске  3 типа повествования:

а) нейтральное повествование (выдержано в пределах норм литературного  языка)

б) повествование, в общем  выдержанное в пределах норм, но с редкими вкраплениями экспрессивной  лексики и синтаксиса.

в) стилизация - имитация разговорной  речи. Сказ - разновидность стилизации, имитация простонародной речи.

Повествователь не автор.

Автор - биографическое лицо; субъект творческого процесса.

2. Драма:

- только следы авторского  присутствия

- форма - диалог или  полилог

- драм.текст делят на 2 текста: основной (высказывания героев) и побочный (собственно драматические  элементы, ремарка, напр. комментарий  автора)Ремарка исторически менялась:

- проникновение в ремаркуоценочной  лексики

- расширение объема ремарки  -- привнесение в нее повествовательности.

3. Лирика:

- самое большое проявление  автора

- выразительный род

- Хориан (сов.исследователь)  выделил формы присутствия:

а) собственно автор

б) автор-повествователь

- Собственно автор:

- важен мир (предмет  изображения, всегда психологизирован)

- частое употребление  личных местоимений

- наблюдение и размышление  внеличного характера

- Автор-повествователь

- предмет - человека (другой) и его судьба

- в современном мире  эти 2 формы объединяют в Лирический  повествователь

 

Лирический герой:

- субъект речи, с помощью  которого выражаются биографические  и эмоционально-психологические  черты автора.

- автор говорит о себе

- монологическая форма

 

Ролевой герой:

- опосредованное выражение  автора в тексте

- выражение через социокультурный  тип прошлого или настоящего

Описание работы
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
Содержание работы
содержание отсутствует