Шпаргалки по "Литературоведению"

Дата добавления: 16 Мая 2013 в 21:48
Автор работы: n*************@yandex.ru
Тип работы: шпаргалка
Скачать архив (154.09 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

литвед.экзамен.docx

  —  157.10 Кб

- диалогическая форма

- нет отражения биографических  черт автора

 

Поэтический мир:

- автора вообще практически  нет

Межличностный субъект = интерсубъективное "Я"

- разные точки зрения  на мир

- выражаются посредством  местоимений

 

Художественный мир:

- созданная художником  целостная и завершенная духовная  реальность, выраженная общепринятыми  знаками и символами.

 

24 вопрос

В эпическом  роде литературы организующим начало произведения является повествование о персонажах, их судьбах, поступках, умонастроениях, событиях в  их жизни, составляющих сюжет. Это цепь словесных сообщений или, проще  говоря, рассказ о происшедшем  ранее.

Повествованию присуща временная  дистанция между ведением речи и  предметом словесных обозначений. Оно ведется со стороны и, как  правило, имеет форму прошедшего времени.  Для повествующего характерна позиция человека, вспоминающего  об произошедшем ранее. Дистанция между  временем изображаемого действия и  временем повествования составляет едва ли не самую существенную черту  эпической формы.

Слово повествование в  применении к литературе используется по-разному. В узком смысле- это  развернутое обозначение словами  того, что произошло однажды и  имело временную протяженность. В более широком значении повествование  включает в себя также описание, т.е. воссоздание посредством слов чего-то устойчивого, стабильного или  вовсе неподвижного (пейзажи, бытовая  обстановка). Описаниями также являются словесные изображения периодически повторяющегося. Подобным же образом  в повествовательную ткань входят авторские рассуждения.

В эпических произведениях  повествование  подключает к себе и как бы обволакивает высказывания действующих лиц их диалоги и  монологи. Художественный текст оказывается  сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей.

Повествовательная ткань  доминирует в эпических произведениях. Не всегда она преобладает количественно, но неизменно  становится организующим текст началом.

Произведения эпического рода, опираясь на повествование, сполна используют арсенал художественных средств, доступных литературе, непринужденно  и свободно осваивают реальность во времени и пространстве. При  этом они не знают ограничений  в объеме текста. Эпос как род  литературе включает в себя как короткие рассказы(новеллистика, например), так  и произведения, рассчитанные на длительно  слушание или чтение(эпопеи и романы).

Эпическое произведение может "вобрать" в себя такое количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам литературы, ни какому-нибудь другому виду искусства.  При этом повествовательная форма способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека. Ей вполне доступны характеры  сложные, обладающие множеством черт и  свойств, незавершенные и противоречивые, находящиеся в движении, становлении  и развитии.

Эти возможности эпического рода литературы используются далеко не во всех произведениях. Но со словом эпос прочно связано представление  о художественном воспроизведении  жизни в ее целостности , о раскрытии  сущности эпохи, о масштабности и  монументальности творческого акта.

 

Повествователь — это  особый художественный образ, точно  так же приду¬манный писателем, как  и все остальные образы. Как  всякий образ, он представляет собой  некоторую художественную условность, принадлежность вторичной, художественной реальности. Именно поэтому и недопустимо  отождествление повествователя с автором  даже в тех случаях, когда они  очень близки: автор — реальный живой человек, а повествователь — созданный им образ. Образ повествователя — особый образ в структуре  произведения. Основное, а зачастую и единственное средство создания этого  образа — присущая ему речевая  манера, за которой просматривается  определенный характер, способ мышления, мировоззрение и т.п.

 

Особой формой повествования  является так называемая несобственно-прямая речь. Это повествование от лица нейтрального, как правило, повествователя, но выдержанное полностью или  отчасти в речевой манере героя, не являясь в то же время его  прямой речью. Писатели новейшего времени  особенно часто прибегают к этой форме повествования, желая воссоздать внутренний мир героя, его внутреннюю речь, через которую просматривается  определенная манера мышления. Разделяют  персонифицированных и неперсонифицированных  по¬вествователей. В первом случае повествователь — одно из действующих  лиц произведения, часто он имеет  все или некоторые атрибуты литературного  персонажа: имя, возраст, наружность; так  или иначе участвует в действии. Во втором случае повествователь есть фигура максимально условная, он представляет собой субъект повествования  и внеположен изображенному в  произведении миру.

 

Если повествователь персонифицирован, то он может быть либо главным героем произведения, либо второстепенным. Зачастую под речевой характеристикой  персонажа подразумевают содержание его высказываний, то есть то, что  персонаж говорит, какие мысли и  суждения высказывает. На деле же речевая  характеристика персонажа — это  нечто совсем другое. ». Речевая характеристика персонажа и создается именно этим «как» — манерой речи, ее стилистической окрашенностью, характером лексики, построением интона¬ционно-синтаксических конструкций и т.п.

 

Авторское присутствие в  драме.

Подобно автору эпического произведения, драматург  подчинен "закону развивающегося действия". Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Собственно авторская речь здесь  вспомогательна и эпизодична. Таковы список действующих лиц, иногда сопровождаемый краткими характеристиками, обозначение  времени и места действия, описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии  к отдельным репликам героев и  указания на их движения, жесты, мимику, интонации (т.е. ремарки).Все это составляет лишь побочный текст драматического произведения. Основной же его текст - это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.

В них тоже можно заметить авторское присутствие. Случается, что авторы склонны выражать свое мнение через монологи и реплики  героев, а иначе сделать это  в пьесе невозможно.

Присутствие автора можно  заметить  обратив внимание на имена  героев. Для драмы характерны т.н. говорящие фамилии, а они заведомо содержат авторскую характеристику героев.

Формой авторского присутствия  в некотором роде можно считать  хронотоп. Он не только попытка писателя передать ощущение своего времени, своей  эпохи, работа над созданием особой драматургической и мизансценической системы пространственно-временных  координат. Это еще и пространные  посценные ремарки, с подробными обстоятельственными и пространственными  характеристиками, которые были сродни режиссерской партитуре спектакля.

 

Проблема «автор в драме» в отечественном литературоведении  и театроведении до сих пор  не решена. Связано это с тем, что  не оформился до конца качественно  новый категориальный аппарат, описывающий  современные явления драматургии  и театрального искусства. В процессе трансформации своих внутренних элементов драматургия в ХХ в. часто подходит к рубежу, за которым  должен был начаться распад ее имманентных  свойств: размывание концентрации драматургического  действия из-за эпизации или лиризации  драмы, отрицание смысла и значения текста в театре абсурда, смерть сюжета в новейшей драме

 

25 вопрос

Специфика лирики как рода литературы заключается в том, что  здесь «на первом плане единичные  состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные  ощущения и устремления». Независимо от избранной темы определенное состояние  сознания так или иначе всегда раскрывается в лирическом произведении.

Состояние сознания, или  переживание, представленное в лирическом стихотворении, как давно отмечено, не есть воспроизведение эмпирики душевной жизни. Для обозначения субъекта, с точки зрения которого показаны все образы в стихотворении используется понятие лирический субъект. Были выработаны различные классификации, но наиболее широко вошла в литературоведение  теория Б.О. Кормана, выделившего три  основные «субъектные формы выражения  авторского сознания»  (прежде всего  на материале стихотворений Н.А. Некрасова):

Собственно автор и  автор-повествователь. «В стихотворениях, где носителем речи является собственно автор, для читателя на первом плане  какое-то событие, обстоятельство, ситуация, явление, пейзаж», в качестве примеров исследователь приводит стихотворения  Некрасова «Перед дождем», «В столицах шум, гремят витии…»,  «Смолкли честные, доблестно павшие…». Собственно автора близок к повествователю в эпосе, это проявляется в тех произведениях, где предметом изображения являются предметы мира. Мир в лирике всегда психологизирован (развернут внутренний мир героя).

Степень скрытости автора в тексте:

-3 лицо

-1 лицо (мн.ч.). "Мы" - обобщенный  носитель сознания. В таких текстах  форма - наблюдение или размышление.

С «собственно автором» Корман сближает «автора-повествователя», который  «рассказывает о каком-то другом человеке и его жизненной судьбе. <…> читатель прежде всего видит  того, кто изображен, о ком  рассказывается, и порой вовсе не замечает того, кто повествует». Таковы стихотворения  «Свадьба», «Школьник». «…Повествователь существует для читателя как некто, воспринимающий героя; он видит героя, обращается к нему, размышляет о  нем, но не является каким-либо лицом». Автор-повествователь проявляется  в тех текстах, где говорится  о судьбе человека.В современной  классификации эти 2 формы объединяют и говорят о лирическом повествователе.

Лирический герой -субъект  речи, через которого выражаются биографические и эмоционально-психологические  черты автора.Он одновременно является «и носителем сознания и предметом  изображения, он открыто стоит между  читателем и изображаемым миром; внимание читателя  сосредоточено  преимущественно на том, каков лирический герой, что с ним происходит, каково его отношение к миру, состояние  и пр.». О лирическом герое Некрасова  следует судить по многим его стихотворениям, близким и тематически, и стилистически: «Одинокий, потерянный…», «Умру я  скоро…», «Я за то глубоко презираю себя…», «Где твое личико смуглое…», «Тяжелый год – сломил меня недуг…» и  др. Лирический герой - монологическая форма авторского выражения в  тексте

Ролевой герой. Он носитель чужого сознания. Авторская точка  зрения также выражена в стихотворении, но косвенно:  фактически «“ролевые” стихотворения двусубъектны. Одно, более высокое сознание, обнаруживается прежде всего в заглавиях; в них  определяется герой стихотворения (“Косарь”,  “Пахарь”,  “Удалец” Кольцова, “Катерина”,  “Калистрат”  Некрасова) и иногда  – прямо  или в иронической форме –  выражается  отношение к нему  (“Хищники на Чегеме” А.С. Грибоедова, “Нравственный человек” Н.А. Некрасова). Сферой другого сознания является основная  часть стихотворения, принадлежащая  собственно герою».

опосредованное выражение  автора в тексте черех социокультурный  тип прошлого или настоящего. Ролевой  герой - диалогическая форма.

Лирическое "я" имеет  грамматически выраженное лицо, но не является предметом изображения. На передний план выходят событие, обстоятельство, ситуация, явление. В то же время "Я" может становиться субъектом-в-себе, самостоятельным образом. Этот образ  должен быть принципиально отличим  от образа автора, потому что он является формой, которую поэт создает из данного ему "я". В отличие  от биографической личности поэта его  лирическое я выходит за границы  его субъективности.

 

 

 

26 вопрос

Читатель может присутствовать в произведении впрямую, будучи конкретизированным и локализованным в его тексте. Авторы порой размышляют о своих  читателях, а также ведут с  ними беседы, воспроизводя их мысли  и слова. В связи с этим правомерно говорить об образе читателя как одной  из граней художественной «предметности».(Евгений  Онегин, Гоголь).

«концепция адресата». Читателем-адресатом  может быть и конкретное лицо (пушкинские дружеские послания), и современная  автору публика (многочисленные суждения А.Н. Островского о демократическом  зрителе), и некий далекий «провиденциальный» читатель, о котором говорил О.Э. Мандельштам в статье «О собеседнике». Яусс и Изер (ученые) исходили из того, что художественный опыт имеет две  стороны: продуктивную (креативную, творческую) и рецептивную (сфера восприятия). Соответственно наличествуют два рода эстетических теорий: традиционные теории творчества (явленного прежде всего  в искусстве) — и новая, ими  создаваемая теория восприятия, ставящая в центр не автора, а его адресата. Последнего именовали имплицитным  читателем.

Автору (в свете этой теории) присуща прежде всего энергия  воздействия на читателя, именно ей придается решающее значение3. Другая же сторона художнической активности (порождение и запечатление значений и смыслов) сторонниками рецептивной  эстетики отодвигается на второй план (хотя и не отвергается). В составе  словесно-художественных произведений акцентируется угадывающаяся в  них программа воздействия на читателя, заложенный в них потенциал  воздействия.

Описание работы
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
Содержание работы
содержание отсутствует