Интеграционные процессы на постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать экономические интеграции в мире и на постсоветском пространстве.
В соответствии с поставленной целью решаются задачи:
- классифицировать мировые интеграции и отразить их современное развитие;
- исследовать историю и развитие Европейского Союза;
- рассмотреть виды интеграционных объединений постсоветского пространства;
- исследовать динамику становления Таможенного союза;
- рассмотреть проблемы интеграции и пути решения

Содержание работы

Введение 3
1. Мировые интеграционные объединения 5
1.1 Классификация мировых интеграционных объединений 5
1.2 Современное развитие мировой интеграции 11
1.3 Европейский Союз - лидер мировой экономической интеграции 15
2. Экономическая интеграция постсоветского пространства 21
2.1 Характеристика интеграционных объединений 21
2.2 Направления развития интеграционных объединений 29
3. Особенности таможенного союза постсоветского пространства 33
3.1 Предпосылки создания таможенного союза 33
3.2 Особенности таможенного союза 2010 года 35
3.3 Проблемы экономической интеграции и пути их решения 41
Заключение 45
Список используемых источников 47

Файлы: 1 файл

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве.doc

— 641.50 Кб (Скачать файл)

 

Основные цели Римского договора о формировании ЕЭС – создание общего рынка товаров, услуг, капитала и лиц, повышение уровня благосостояния населения, сближение национальных экономик. В качестве инструментов достижения данной цели декларировались формирование таможенного союза, проведение общей политики в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, социальной сфере, а также образование наднациональной институциональной структуры.

Период 1950-1960-х гг. стал первым этапом в развитии западноевропейской интеграции, известного как "золотой век":

- в 1962 г. были приняты основы Общей аграрной политики (ОАП) как одного из наиболее значимых направлений интеграции, благодаря которой ЕС стал одним из крупнейших в мире экспортеров аграрной продукции;

- в 1968 г. были объединены административные органы и бюджеты трех

группировок в единые под названием  Европейское Сообщество (ЕС);

- с 1 июля 1968 г. (на полтора года раньше намеченного срока) стал функционировать таможенный союз как начальная форма экономической интеграции в Западной Европе. Были устранены таможенные пошлины и количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый внешний тариф в торговле с третьими странами.

Период 1970-1980-х гг. - второй этап получил название периода "евросклероза", или "европессимизма" вследствие негативного влияния экономических кризисов рубежа 1970-1980х гг., затронувших и экономику западноевропейских стран:

- с 1973 г. состав ЕС расширился до девяти стран, за счет приема Великобритании, Дании и Ирландии (второй этап расширения);

- с 1979 г. функционирует Европейская валютная система (ЕВС), пришедшая на смену "европейской валютной змее" (1972-1973 гг.).

Третий, современный этап развития западноевропейской интеграции - с середины 1980-х гг. по настоящее время.

Этот этап отличается наивысшей динамичностью, качественной и количественной эволюцией:

- в 1993 году введен в действие Маастрихтский договор о Европейском союзе. Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 года.  Он включает три принципиально новых качественных момента:

1) введение с 1993 года единого гражданства ЕС, которое существует параллельно с национальным гражданством стран – членов ЕС;

2) формирование политического союза, что подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы  с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;

3) формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого стала единая валюта (евро). В Европейском экономическом сообществе создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону;

- в 1995 г. вступило в силу Шенгенское соглашение о едином визовом пространстве (не участвуют Великобритания и Ирландия);

- в 1999 - 2000гг. подписаны договора: Амстердамский о политическом сотрудничестве и Ниццский договор о реформе институциональной структуры Союза.  В договоре определена концепция продвинутого сотрудничества;

- с 1 марта 2002 г. функционирует экономический и валютный союз ЕС (ЭВС), ставший наиболее высоким этапом эволюции западноевропейской интеграции;

- в 2003 г. подписан Афинский договор о присоединении, определивший дату пятого расширения Союза (май 2004 г.) за счет вступления 10 стран – Венгрии, Польши, Чехии, Словакии, Словении, Эстонии, Литвы, Латвии, Мальты и Кипра;

- в октябре 2004г. в Риме подписана Европейская Конституция.

- с января 2007 г. вступили Болгария и Румыния (шестой этап расширения). Таким образом, количество стран-членов ЕС увеличилось до 27.

В последнем расширении ЕС в его  состав вошли страны с намного более низким уровнем развития - ВВП на душу населения в среднем составляет порядка 40% от среднего уровня ЕС. Диспропорция, когда 10 стран ЦВЕ, в которых проживает более 100 млн. человек, увеличили численность населения ЕС на 27,9%, а совокупный валовой продукт - лишь на 4,3%, привела к понижению среднедушевого ВВП в ЕС в целом примерно на 20%.

По данным Международного валютного фонда, ЕС производит валового внутреннего продукта, в расчёте по паритету покупательной способности, на сумму свыше 12 256 млрд. €.

Динамика макроэкономических показателей  ЕС отражена в таблице 6.

Таблица 6 - Динамика макроэкономических показателей стран мира[5]

Страны мира

ВВП к предыдущему  году,%

Индекс промышленного  пр-ва,%

2008

2009

2010

2011

2008

2009

2010

2011

США

0

-2,6

2,9

2,3

-3,7

-11,2

5,3

5,0

ЕС-27

0,4

-4,2

1,8

2,5

-1,6

-13,7

6,9

5,0

Япония

-1,2

-6,3

4,0

-0,7

-3,2

-21,2

16,1

-13,2

Китай

9,6

9,2

10,3

9,7

12,9

11,2

15,5

13,3

 

Индекс потребительских  цен,%

Уровень безработицы, %

США

3,8

-0,3

1,6

2,4

5,8

9,3

9,6

9,0

ЕС-27

3,7

1,0

2,1

3,2

7,1

9,0

9,6

9,4

Япония

1,4

-1,4

-0,7

0,3

4,0

5,1

5,1

4,9

Китай

5,9

-0,7

3,2

4,7

4,1

4,3

4,2

4,1

                 

Источник: http://www.fief.ru/img/files

 

Из таблицы видно, что 2009 год  был провальным почти для всех стран по показателям ВВП и  объему промышленного производства.

 

Лучшие показатели показывает Китай - положительную динамику по все показателям. Причем, у Китая самый низкий уровень безработицы.

Из предложенной четверки стран  на 2 место выходит Евросоюз-27.

Россия остается очень важным торговым партнером ЕС, особенно в области поставок энергии: 63 % общего объема импорта 27 стран-членов ЕС-27 из России в 2010 г. составила нефть, еще 9 % - газ. Кроме того, некоторые страны ЕС очень зависимы от российского каменного угля. Производство первичной энергии в России поступательно растет. Лишь в 2008–2009 гг. был отмечен существенный спад, который, однако, не коснулся сырой нефти.[12]

В течение нескольких десятилетий главным направлением финансирования была общая аграрная политика, на которую расходовалось до 70% бюджетных средств, а по ныне действующему бюджету – около 35%. Это – вторая по объему расходная статья; средства идут на модернизацию аграрного производства, финансовую поддержку фермеров, обеспечение безопасности поставок высококачественного продовольствия. Еще 10% используются на развитие сельского хозяйства и защиту окружающей среды.

Безработица в странах  ЕС выросла неоднозначно: всего безработных в Испании (26,2%) и Греции ( 25,4%), меньше всего - в Австрии (4,3%), Люксембурге (5,1%), Германии (5,4%), Нидерландах (5,5%). За год с октября 2011 г. сильнее всего уровень безработицы вырос на Кипре (на 3,7 п.п.), в Испании (на 3,5 п. п.) и Португалии (2,6 п. п.). В Греции безработица выросла на 7 п. п. с августа 2011 г.[16].

 

 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ИНТЕГРАЦИЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

2.1 Характеристика  интеграционных объединений

Постсоветское пространство представляет собой  уникальную "исследовательскую площадку" для сравнительного анализа моделей интеграции: на ограниченной территории в сходных условиях реализуется множество альтернативных способов интегрирования пространства, во многих случаях порождающих сильно различающиеся результаты.  

На постсоветском пространстве происходят разные по своей значимости и направленности процессы, влияющие на интеграцию государств Содружества. Новые независимые государства преодолевают последствия политического распада единого государства и общесоюзного народнохозяйственного комплекса, разрыва устоявшихся производственно-технологических и хозяйственных связей предприятий, разрушения единой финансово-денежной системы и др. Продолжается становление государственных институтов власти и управления, реформирование экономических и общественных отношений.

Сразу же после распада СССР возникли интеграционные тенденции у бывших советских  республик. На первом этапе они проявлялись  в попытках оградить прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, особенно в областях, где прекращение связей оказывает неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства. Факторы экономической интеграции бывших советских республик

Готовность бывших советских республик  к интеграции была различной, что определялось экономическими, политическими и этническими факторами.  Прибалтийские республики - Эстония, Латвия и Литва стали именоваться государствами Балтии и с самого начала заявили о своем намерении сближаться с Европой.

Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительное - со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Многие из них рассматривали СНГ как механизм "цивилизованного развода", стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность так, чтобы неизбежные потери от нарушения сложившихся связей были минимальными. Задача реального сближения стран - членов СНГ отодвигались на второй план.

Решение о создании Содружества  Независимых Государств (СНГ) было принято  президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества.

Особенностью СНГ является невольная привязка всех его участников к одному государству - России. Существуют объективные обстоятельства, определяющие особое место России в интеграционных процессах постсоветских государств. Россия - это не СНГ, но СНГ без России обречено на распад. Для государств Содружества емкий российский рынок является не только привлекательным, но иногда и безальтернативным для экспорта многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, импорта энергоносителей, сырья и материалов. РФ приняла на себя 93.3% всего накопившегося к тому времени долга СССР (более 80 млрд. долл.) и стабильно его выплачивала.

За неполных два десятилетия  после распада СССР на постсоветском  пространстве был создан целый ряд интеграционных организаций (таблица 7).

 

Таблица 7- Членство в интеграционных организациях на постсоветском пространстве [1]

Государства

СНГ

1991г

ЕврзАЭС

2000г

ШОС

2001г

ОДКБ

1992г

СГРБ

1997г

ГУ(У)АМ

1997г

ОЦАС

2002-2009гг

Азербайджан

х

   

х

1993-1999

 

х

 

Армения

х

Наблю-датель

2003

 

х

     

Беларусь

х

х

партнер

х

С 1993

х

   

Грузия

Вышла в 2009

   

х

1993-1999

 

х

наблюдатель

Казахстан

х

х

х

х

   

х

Кыргыстан

х

х

х

х

   

х

Молдова

х

Наблю-

датель

2002

     

х

 

Россия

х

х

х

 

х

 

х

2004г

Таджикистан

х

х

х

х

   

Х

Туркменистан

асоц. член

           

Узбекистан

х

с 2006

в 2008г членство приостановлено

х

Х

1992-1999

с 2006г

 

Х

1999-2005

Х

Украина

Не ратифицировала устав

наблюдатель

2002г

     

х

наблюдатель

Вне региона

             

Китай

   

х

       

 

СНГ - старейшая организация, соглашение о создании которой была подписано 8 декабря 1991 года. Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов.

СНГ основано на началах  суверенного равенства всех его  членов, поэтому, - все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.  Основные цели создания:

- осуществление  сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

- всестороннее и сбалансированное  экономическое и социальное развитие  государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

- обеспечение прав и  основных свобод человека в  соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;

- сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

- содействие  гражданам государств-членов в  свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

- взаимная правовая  помощь и сотрудничество в  других сферах правовых отношений;

- мирное разрешение споров и  конфликтов между государствами  Содружества

Всего за время существования, в рамках Содружества Независимых Государств создано 87 органов, в том числе 78 органов отраслевого сотрудничества, играющих важную роль в отраслевом взаимодействии на постсоветском пространстве.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - это международная экономическая организация, членами которой являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Узбекистан стал членом Сообщества в 2006 году, а в 2008 приостановил членство. Армения, Молдова и Украина обладают статусом наблюдателя. Организация наделенна функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Деятельность ЕврАзЭС охватывает широкий круг проблем, вместе с тем, основной фокус сосредоточен на экономическом сотрудничестве и интеграции, где конечными целями выступает формирование единого экономического пространства и механизмов функционирования общего рынка, координации подходов стран-участниц при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. В качестве основных приоритетов в деятельности ЕврАзЭС выступают транспорт, энергетика, АПК и трудовая миграция.

Информация о работе Интеграционные процессы на постсоветском пространстве