Интеграционные процессы на постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать экономические интеграции в мире и на постсоветском пространстве.
В соответствии с поставленной целью решаются задачи:
- классифицировать мировые интеграции и отразить их современное развитие;
- исследовать историю и развитие Европейского Союза;
- рассмотреть виды интеграционных объединений постсоветского пространства;
- исследовать динамику становления Таможенного союза;
- рассмотреть проблемы интеграции и пути решения

Содержание работы

Введение 3
1. Мировые интеграционные объединения 5
1.1 Классификация мировых интеграционных объединений 5
1.2 Современное развитие мировой интеграции 11
1.3 Европейский Союз - лидер мировой экономической интеграции 15
2. Экономическая интеграция постсоветского пространства 21
2.1 Характеристика интеграционных объединений 21
2.2 Направления развития интеграционных объединений 29
3. Особенности таможенного союза постсоветского пространства 33
3.1 Предпосылки создания таможенного союза 33
3.2 Особенности таможенного союза 2010 года 35
3.3 Проблемы экономической интеграции и пути их решения 41
Заключение 45
Список используемых источников 47

Файлы: 1 файл

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве.doc

— 641.50 Кб (Скачать файл)

Сохраняющиеся сложности объективного и субъективного характера привели к разработке концепции многоуровневой и разноскоростной интеграции, ставшей теоретической основой интеграционных тенденций в СНГ. Ее суть: необходимо формировать более узкие по составу участников интеграционные объединения, в рамках которых меньше влияние дезинтегрирующих факторов и проще достичь поставленных целей и задач.

Процесс глобализации в современных условиях несет громадные экономические, социальные и политические издержки по причине попыток отдельных государств использовать его позитивы для реализации своих узко национальных интересов в ущерб интересам других стран.

Особое неприятие вызывают у  Запада любые попытки новой интеграции постсоветского пространства. Причины этого очевидны: объединенные государства этого пространства будут по мере продвижения на этом пути составлять им все большую экономическую и политическую конкуренцию, не позволят диктовать свою волю другим странам.

В сфере экономики  Содружество Независимых Государств функ-ционирует во много раз ниже своих возможностей. Обладая 5% численности населения планеты, 10% мирового промышленного потенциала, 25% запасов базовых видов природных ресурсов, Содружество занимает всего лишь 2% в мировом объеме торговли.

Причиной этого является то обстоятельство, что большинство государств Содружества под эйфорией обретения независимости, пытались пере-ориентировать свои внешнеэкономические связи на "третьи" страны, что неблагоприятно сказалось на результатах экономического взаимодействия в рамках Содружества в целом. Торгово-экономические связи стран СНГ осуществляются, в основном, на двусторонней основе, и отягощены нерешенными проблемами, связанными с торговым режимом, долгами, транзитными тарифами и т.д.

Растет и обостряется конкуренция между странами-участницами Сод-ружества на мировых рынках - особенно на рынках углеводородов, металлов, химикатов, текстиля.

Страны СНГ за прошедшие  годы так и не смогли выработать согла-сованную позицию по отношению к внешнему миру, что особенно наглядно проявилось в несогласованном с партнерами одностороннем вхождении ряда государств Содружества в ВТО, разности подходов к участию в различных интеграционных объединениях на постсоветском пространстве.

Причинами основных проблем  и негативных тенденций можно считать следующие.

1. Внешнее скоординированное системное противодействие этому процессу государств, у которых есть сфера интересов, лежащих в объединяющихся странах и незаинтересованных в какой бы то ни было их интеграции. Поэтому необходимо учитывать это и быть готовыми к новым вызовам.

2. Внутренние, объективные и субъективные противоречия содружества в его существующих формах. Сказалась разница стартовых условий и возможностей стран, связанная со спецификой существовавшего в СССР разделения труда, и разности интересов находящихся у власти политических сил.

3. Серьезные расхождения в исходной нормативно-правовой базе (Конституции, государственные законодательства, межведомственные и ведомственные нормативные акты в экономической и иных сферах).

4. Координирующим органам содружества не удалось найти (по примеру ЕС) понятные, притягательные для всех консолидирующие идеи и принципы.

5. Эффективность интеграционного  процесса на постсоветском пространстве во многом определяется внешней политикой России:

- негативные ситуации  на Кавказе, в Прибалтике и  других постсоветских регионах  являются прямым следствием просчетов  и неэффективности российской национальной и внешней политики;

- выход России из ряда основных договоренностей в рамках Союзного Договора с Белоруссией может привести к наибольшим экономическим, социальным и политическим издержкам, стать главным тормозом интеграции на постсоветском пространстве.

5. Не отработана единая система пропаганды и просвещения населения стран содружества.

Для того, чтобы решить основные проблемы интеграции, придать этому процессу необратимый и поступательный характер, необходимо:

1. Четко сформулировать во всех нормативно-правовых и организационно-распорядительных документах цели и понятные привлекательные для каждого гражданина будущего объединения объединяющие идеи. В концепции, программе и других нормативно-правовых документах определить схемы, сроки и организационный механизм формирования единой законодательной, исполнительной и судебной власти нового государственного объединения.

Проект будущей Конституции должен быть широко и всесторонне обсужден заинтересованными в объединении государствами, доработан и принят на всенародных референдумах государств содружества, принявших решение о добровольном интеграционном объединении.

Вхождение в интеграционное объединение новых государств должно входить на основе всенародных референдумов в этих государствах, с безусловным и полным признанием Конституции единого государства. Объединение на конституционной основе позволит сделать процесс стабильным и необратимым.

2. Для решения имеющихся проблем и противоречий нужны скоординированные, комплексные и глубокие мониторинговые исследования, в ходе которых перед наукой должны ставиться следующие задачи:

2.1. Изучение специфики, форм и методов влияния на интеграционные процессы внешних факторов с разработкой и отслеживанием эффективности необходимых мер.

2.2. Изучение специфики подходов к процессу интеграции внутри самих государств с разработкой рекомендаций по их максимальному согласованию и выработке общих позиций.

2.3. Исследование состояния нормативно-правовой базы входящих в интеграционное объединение государств с разработкой предложений по ее унификации.

2.4. Исследование эффективности взаимодействия исполнительных и иных органов интеграционного объединения с аналогичными органами входящих в него государств.

2.5. Исследование эффективности существующей системы информации и просвещения населения с разработкой предложений по ее совершенствованию.

2.6. Изучение, обобщение и разработка предложений по внедрению опыта интеграции других стран.

3. Формирование общего евразийского экономического пространства с участием ЕС, ЕАСТ, возможно, других заинтересованных государств (Большая Европа – от Атлантики до Тихого Океана или Широкая Евразия – от Владивостока до Лиссабона).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе  написания курсовой работы раскрыта сущность международной экономической интеграции, определены предпосылки возникновения интеграционных объединений, рассмотрены виды мировых и постсоветских интеграционных объединений.

Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа мировой экономики, которая стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран участниц интеграционных группировок.

Выделяют формы экономической  интеграции: преференциальные торговые соглашения, зоны свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. На страны, входящие в экономические блоки, приходится 2/3 совокупного ВВП мира, основная часть международной торговли.  Зрелость интеграционных объединений определяется по доле региональной торговле в ее общем объеме. Наиболее известные мировые интеграционные объединения - ЕС, АСЕАН, ЕАСТ,  НАФТА, АТЭС.

Период 1990-2000-х гг. характеризуется  динамичным развитием интеграционных процессов в различных регионах мира,  происходит быстрый рост  интеграционных объединений. Причем, удельный вес развивающихся стран увеличился, а доля развитых стран снизилась.

Европейский Союз служит ярким примером развития экономической интеграции - в своем развитии он прошел все формы интеграции, развиваясь вглубь и вширь. ЕС является экономическим, валютным и политическим союзом, наиболее развитой интеграционной группировкой в мире.

 

Страны постсоветского пространства образовали несколько интеграционных объединений: Содружество независимых государств, Союзное государство России и Беларуси, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный Союз, ГУАМ, Организация "Центрально-Азиатское сообщество", Организация Договора о коллективной безопасности.

Интеграция в СНГ опирается  на такие объективные факторы, как  сложившееся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно - цивилизованного пространства.

После распада  СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шёл процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии.

ГУАМ - региональная организация, созданная республиками - Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией.

Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению Центрально- азиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном.

Таможенный  союз в рамках ЕврАзЭС начал свою работу с 1 января 2010 г., когда вступил в силу Единый таможенный тариф (ЕТТ).

Совокупный  товарооборот стран-участниц ТС увеличился с 73 млрд. долларов в 2009 году до 125 млрд. долларов в 2011 году.  

Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: множество достигнутых договоренностей не было выполнено, нерешенные задачи  поставили мировое сообщество перед решением целого комплекса проблем.

Экономическая взаимозависимость стран и народов становится ощутимой реальностью. Постепенно складываются и становятся особенно тесными всесторонние мирохозяйственные региональные связи, охватывающие многие страны. Международная экономическая интеграция обретает практическое воплощение, определяя и перспективы дальнейшего хозяйственного прогресса.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Винокуров Е.Ю., Либман А.М. Россия в глобальной политике - Постсоветский интеграционный прорыв. Почему Таможенный союз имеет больше шансов, чем его предшественники//Евразийская экономическая интеграция [Электронный ресурс] - 2012 - 4 (17) - Режим доступа:

http://www.eabr.    org/ r/ research/  publication/

2. Глазьев С. Доклад "О выполнении планов формирования Таможенного союза, установленных решениями Межгоссовета ЕврАзЭС". -  [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.glazev.ru

3. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник [Текст] - М.: ЮНИТИ-Дана, 2007. - 545с.

4. Международные экономические отношения: Учебник /под ред. Н.Н.Ливенцева [Текст] -  М.:, Проспект, 2006 г.-  485с.

5. Мониторинг Мирового кризиса [Электронный ресурс]- 2011. № 22.- Режим доступа: http://www.fief.ru/img/files/CrisisMonitor_22_08062011.pdf

6. Национальная экономика: Учебник /Под ред. Шульги В.А.[Текст] - М.: Изд-во Российская экономическая академия, 2002. - 592с.

7. Оболенский В.П. Оценка роли интеграционных группировок в международной торговле // Российский внешнеэкономический вестник [Текст]. - 2011. №10. - с. 12-17.

8. Таможенный союз: интеграция на постсоветском пространстве// Деловой квадрат [Электронный ресурс]. - 2010. №3. - Режим доступа: http://www.d-kvadrat.ru/

9.  Хурс М.Н. Перспективы интеграции постсоветских государств в контексте новых геополитических реалий [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://socio.bas-net.by/Library

10. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге ХХ1 века. Почему не интегрируются страны СНГ// НП "Ш тысячелетие"[Текст] - 2001 -с.17.

Интернет-сайты

11. Сайт ЕС - Режим доступа: http// www . europa . eu

12.Сайт Европейского банка развития- Режим доступа: http://www.eabr. org

13. Сайт СНГ- Режим доступа: http// www.cis . minsk .by

14.Сайт Союзного государства России и Беларуси - Режим доступа:  http://www . soyuz . by

15. http://newskaz.ru/comment

16. http://www.vedomosti.ru

17. http://www.customs.ru




Информация о работе Интеграционные процессы на постсоветском пространстве