Интеграционные процессы на постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать экономические интеграции в мире и на постсоветском пространстве.
В соответствии с поставленной целью решаются задачи:
- классифицировать мировые интеграции и отразить их современное развитие;
- исследовать историю и развитие Европейского Союза;
- рассмотреть виды интеграционных объединений постсоветского пространства;
- исследовать динамику становления Таможенного союза;
- рассмотреть проблемы интеграции и пути решения

Содержание работы

Введение 3
1. Мировые интеграционные объединения 5
1.1 Классификация мировых интеграционных объединений 5
1.2 Современное развитие мировой интеграции 11
1.3 Европейский Союз - лидер мировой экономической интеграции 15
2. Экономическая интеграция постсоветского пространства 21
2.1 Характеристика интеграционных объединений 21
2.2 Направления развития интеграционных объединений 29
3. Особенности таможенного союза постсоветского пространства 33
3.1 Предпосылки создания таможенного союза 33
3.2 Особенности таможенного союза 2010 года 35
3.3 Проблемы экономической интеграции и пути их решения 41
Заключение 45
Список используемых источников 47

Файлы: 1 файл

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве.doc

— 641.50 Кб (Скачать файл)

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) создана в 2001 году Казахстаном, КНР, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. Ей предшествовал механизм "Шанхайской пятерки".

Основными целями организации являются укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; и продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка. Деятельность ШОС сфокусирована на вопросах безопасности в регионе. Вместе с тем, в рамках организации действует Деловой совет ШОС – неправительственная структура, объединяющая наиболее авторитетных представителей бизнес-сообщества шести стран с целью расширения экономического сотрудничества в рамках Организации, налаживания прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами государств-членов ШОС и содействия практическому продвижению многосторонних проектов.

Организация Договора о  Коллективной Безопасности (ОДКБ). Договор о коллективной безопасности (ДКБ) подписан 15 мая 1992 года, его участниками в настоящее время являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

Организация Договора о коллективной безопасности - это  военно-политический союз.

Цель создания - защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

ОДКБ приняла эстафету от ДКБ. Решение о преобразовании Договора о коллективной безопасности в международную региональную организацию, принятое главами государств-участников было также вызвано необходимостью адаптации Договора к динамике региональной и международной безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам.

Союзное государство  Россия-Беларусь (СГРБ). Договор о создании Союза Беларуси и России подписан в 1997 году на базе Сообщества Белоруссии и России. Союзное государство - политический проект союза стран с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

Основные цели:

- обеспечение  мирного и демократического развития  братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;

- создание единого  экономического пространства для  обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;

- соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- проведение  согласованной внешней политики и в области обороны;

- формирование единой правовой системы демократического государства;

- проведение социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- обеспечение  безопасности Союзного государства от преступности;

- укрепление  мира, безопасности и взаимовыгодного  сотрудничества в Европе и  во всем мире, развитие Содружества  Независимых Государств

ГУ(У)АМ – организация, созданная в октябре 1997,членами которой являются Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина (Узбекистан являлся членом организация с 1999 по 2005 год). До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ. Целями ГУАМ выступают:

- необходимость объединения усилий и координации деятельности в реализации проектов евразийского и транскавказского транспортных коридоров;

- попытка налаживания совместного экономического сотрудничества;

- объединение позиций в сфере политического взаимодействия как в рамках ОБСЕ и по отношению к НАТО, так и между собой;

- сотрудничество в вопросах борьбы с сепаратизмом и региональными конфликтами. В стратегическом партнерстве государств этого альянса координация торгово-экономического сотрудничества в рамках ГУАМ позволяет Азербайджану обрести постоянных потребителей нефти и удобный маршрут для ее экспорта,  Грузии, Украине и Молдове - получить доступ к альтернативным источникам энергоресурсов и стать важным звеном в их транзите.

Организация центральноазиатского сотрудничества (ОЦАС). Договор о ее создании был подписан в 2002 году между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Его целью являлась координация политики в области экономики и обороны. Создание этого союза определялось стремлением его участников упрочить свои позиции с помощью координации политики в областях, где имелись взаимные интересы, используя территориальную и культурную близость, исторические связи и разделение труда, сложившееся еще в советские времена.

Новая организация возникла на месте  Центральноазиатского экономического союза, а в качестве ее задач предусматривалось региональное взаимодействие и обеспечение стабильности в Центральной Азии. Организация была расформирована в 2005 году.

 

 

 2.2 Направления развития интеграционных объединений

 

Страны региона СНГ – естественная зона взаимных интересов. Интеграция стран бывшего СССР обусловлена факторами, которые имеют объективный характер и экономическую основу:

- разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени;

- длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов создало тесные отношения в разнообразных областях и формах;

- технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

Еще в недавнем прошлом эти страны, несмотря на существенные различия, представляли собой единое политическое, экономическое и культурное пространство. Финансово-экономический кризис вносит коррективы и на уровне региональной интеграции.

Особо выделяются инициативы, связанные  с созданием Антикризисного фонда  ЕврАзЭС, переговоры о создании Зернового пула, интенсивное движение в сторону создания Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Кризис заставил все страны более вдумчиво отнестись к своим внешним связям и активизировать внешнеэкономическую политику.

Межгосударственное взаимодействие стран в рамках ЕврАзЭС осуществляется через Межгосударственный совет, Интеграционный Комитет, Межпарламентскую Ассамблею, Суд сообщества, Комиссию таможенного союза. В период с 2000 по 2008 годы проведено 11 заседаний Межгосударственного совета на уровне Глав государств и 14 заседаний на уровне Глав правительств.

Достижения постсоветской интеграции последних лет, возможно, связаны с двумя обстоятельствами - ростом реальной интеграции "снизу" в 2000-е годы и глобальным экономическим кризисом.

Несмотря на кризисы, Содружество не только выжило как интеграционный институт, но и послужило базой для создания более 70 отраслевых структур, затрагивающих широчайший ряд вопросов от сельского хозяйства до раз-

вития железных дорог.  В последние годы особенно очевидно, что закономерностью современной международной обстановки становится экономическая глобализация и региональная интеграция. Среди руководителей стран постсоветского пространства возросло понимание возможных последствий, если они не используют нынешний исторический шанс для создания экономически мощного интеграционного сообщества, готового достойно включиться в мировую экономику.

За 20 лет существования СНГ сложилась очень интересная ситуация, когда долгосрочный экономический фактор начал доминировать над сиюминутными политическими предпочтениями. Именно экономика в перспективе определяет развитие  государства, каждое из которых имеет свои конкурентные преимущества, где может работать самостоятельно и в кооперации с соседями.

Существует пять стратегических направлений, которые востребованы сегодня и окажутся востребованы в будущем.

Первое направление - энергетика. В этом направлении у стран СНГ существует колоссальный потенциал. Среди перспективных проектов в России можно назвать строительство нескольких десятков атомных блоков, гидроэлектростанций в Сибири и на Дальнем Востоке, использование богатейших залежей угля. Гидроэнергетика будет развиваться в таких странах, как Кыргызстан и Таджикистан, даже несмотря на сложную финансовую ситуацию.

Второе очень серьезное направление сотрудничества - транзит.  Географическое положение постсоветских стран между Европой и Азией позволяет государствам СНГ извлекать большую выгоду из своего транспортного потенциала, но только если он увязан с трансграничными транспортными проектами, реализуемыми в других частях Евразии, например, Евросоюзом или Азиатским банком развития. Сегодня идет качественная переоценка путей транзита, где нужны новаторские логистические решения. Всем этим должны заниматься профессионалы - постоянные органы по образу и подобию Комиссии Таможенного союза. Как только такое единое координирующее ядро появится, существенные подвижки в указанных направлениях сразу станут заметны.

Третье стратегическое направление, в котором требуется создание постоянно действующего наднационального координирующего органа, - сельское хозяйство. Республики СНГ приняли амбициозные программы нарастить объемы мяса и зерна, широко востребованные с учетом глобальных потребностей. Россия и Казахстан уже вырабатывают общую зерновую политику в рамках Единого экономического пространства, к которой просто должна присоединиться Украина. 

Четвертое актуальное направление - новые технологии, модернизация и все, что связано с новейшими научными разработками.

Пятое направление координированного  сотрудничества - миграция. Снятие границ в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве между Россией, Казахстаном и Беларусью поставило острый вопрос о включении в ЕЭП Кыргызстана и Таджикистана. Это будет способствовать легализации миграционных потоков из двух стран, а перенос границ и таможенного контроля на внешний контур расширенного ЕЭП поможет поставить более ощутимый заслон международному наркотрафику, для которого Таджикистан является важным перевалочным пунктом.

Динамика макроэкономических показателей СНГ отражена в таблице 8.

Таблица 8 - Динамика основных макроэкономических показателей  СНГ, [2]

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Темпы роста реального ВВП, % к предыд/ году

6,7

7,9

8,1

5,6

-6,9

4,5

Индекс потребительских  цен, % к предыд/ году

12,1

9,3

9,6

15,6

11,5

7,1

Валютные резервы, млн. СДР

144743,9

228605,2

335441,6

309844,3

308256,7

340006,5

Международные резервы  за исключением золота , млн. СДР

144195,7

228019,8

334804,6

309124,5

307384,1

338965,5

Экспорт товаров и  услуг, млрд.долл.

332,1

414,0

490,8

700,7

429,9

566,4

Импорт товаров и услуг, млрд.долл.

221,9

289,9

391,2

513,9

335,6

418,7

* СДР = 1,60 долл. США

           

 

Источник: International Financial Statistics, 2011; Межгосударственный статистический комитет Содружества независимых государств.

Последние годы происходит рост торговля как внутри СНГ, так и с зарубежными партнерами (таблица 9).

Таблица 9- Среднегодовые темпы прироста торговли между регионами Евразии (в номинальном выражении) [12]

Экспорт

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Из СНГ в Европу

-3,66

8,2

28,1

40,0

39,9

30,3

15,9

36,7

-41,4

30,3

Из Европы в СНГ

29,6

15,0

30,9

36,4

23,4

30,9

32,9

25,9

-38,8

22,6

Из Азии в СНГ

12,2

24,3

63,5

46,0

45,9

34,0

60,5

36,2

-47,6

48,5

Из СНГ в Азию

1,5

8,6

24,2

30,4

15,6

8,3

29,6

35,9

-17,0

34,3

Из СНГ в СНГ

5,5

0,5

28,7

38,5

12,3

27,3

29,8

31,2

-36,9

28,9

Мировая торговля

-4,1

4,8

16,9

21,6

13,9

15,6

15,7

15,3

-22,6

21,7


 

Источник: расчеты авторов на основе WTO Time Series on International Trade Database

 

Как показывают данные, в торговле СНГ до 2004 года уступала Европе, а с 2004 года темпы роста экспорта в Европу стали расти более быстрыми темпами. В торговля СНГ с Азией она значительно ей уступает, темпы роста торговли из Азии в СНГ идут более быстрыми темпами.

Информация о работе Интеграционные процессы на постсоветском пространстве