Интеграционные процессы на постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать экономические интеграции в мире и на постсоветском пространстве.
В соответствии с поставленной целью решаются задачи:
- классифицировать мировые интеграции и отразить их современное развитие;
- исследовать историю и развитие Европейского Союза;
- рассмотреть виды интеграционных объединений постсоветского пространства;
- исследовать динамику становления Таможенного союза;
- рассмотреть проблемы интеграции и пути решения

Содержание работы

Введение 3
1. Мировые интеграционные объединения 5
1.1 Классификация мировых интеграционных объединений 5
1.2 Современное развитие мировой интеграции 11
1.3 Европейский Союз - лидер мировой экономической интеграции 15
2. Экономическая интеграция постсоветского пространства 21
2.1 Характеристика интеграционных объединений 21
2.2 Направления развития интеграционных объединений 29
3. Особенности таможенного союза постсоветского пространства 33
3.1 Предпосылки создания таможенного союза 33
3.2 Особенности таможенного союза 2010 года 35
3.3 Проблемы экономической интеграции и пути их решения 41
Заключение 45
Список используемых источников 47

Файлы: 1 файл

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве.doc

— 641.50 Кб (Скачать файл)

Торговля внутри СНГ из года в  год набирает темпы и превосходит по темпам мировую торговлю.

В 2005 г. взаимный товарооборот стран  СНГ составил 61,7 млрд.долл., а доля взаимного экспорта в совокупном экспорте снизилась с 20,0% до 18,1% за 2000-2005 гг. Для отдельных стран взаимная торговля в СНГ имеет приоритетное значение, в частности, доля СНГ в экспорте Молдовы – 50,5%, Кыргызстана – 45,1%, Туркменистана – 45,5%, Беларуси – 44,2%, тогда как в экспорте России – 13,8% в 2005 г [2].

 

 

 

 

3 ОСОБЕННОСТИ  ТАМОЖЕННОГО  СОЮЗА  ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

3.1 Предпосылки создания Таможенного союза

Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества - это форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Страны-участники таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Еще в 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруcии, а чуть позже Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана подписали первый договор о Таможенном союзе.

Для ускорения процесса его создания этими странами 10 октября 2000 года в Астане (Казахстан) учреждено Евразийское экономическое сообщество, предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности сторон.

В частности, был создан и успешно  функционирует Совет по транспортной политике ЕврАзЭС, членами которого являются министры транспорта и руководители железных дорог государств-членов, а в составе секретариата Интеграционного комитета Сообщества функционирует Департамент транспортной политики и рыночной инфраструктуры.

Решение о создании в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза трех государств (Белоруссия, Казахстан, Россия) было принято 16 августа 2006 года в Сочи на встрече глав государств - членов ЕврАзЭС.

Цель создания - обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами, а также развития экономической интеграции.

Первыми изменениями в развитии интеграции можно считать две организации, созданные в 2006 году - Евразийский банк развития (ЕАБР) и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ. В отличие от предыдущих инициатив, целью новых стала поддержка конкретных проектов, а не общие нормы и координация политики. Четкая ориентация на конкретные прикладные задачи сотрудничества позволила избежать превращения этих организаций в очередные бумажные структуры.

Подлинный прорыв принес мировой экономический кризис 2007-2009 годов. Вместо того, чтобы принимать все более жесткие односторонние протекционистские меры, характерные в условиях глобальных потрясений, постсоветские государства попытались наладить более эффективное сотрудничество.  

Именно в периоды кризисов региональная интеграция представляется более приемлемой альтернативой - шок от глобальной нестабильности (нанесший болезненный удар и по Казахстану, первым на постсоветском пространстве ощутившему волну кризиса уже в 2007 г., и по Белоруссии, двумя годами позже вынужденной пойти на масштабную девальвацию своей валюты, и по России) сблизил постсоветские страны.

Крупным решением стало создание в 2009 г. Антикризисного фонда ЕврАзЭС с капиталом в 8,513 млрд. долларов. На фонд возложена двойная функция:

- предоставлять стабилизационные кредиты, компенсировать дефициты платежного баланса и бюджета, поддерживать национальную валюту;

- укреплять региональное сотрудничество в качестве кредитора крупных инвестиционных проектов. Постсоветская интеграция стала финансово привлекательной. В ноябре 2009 года главы трех государств подписали документ о возникновении на территории своих стран с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.

 

3.2 Особенности Таможенного Союза 2010 года

После распада СССР прошло два десятилетия, за которые между бывшими союзными республиками подписано огромное число  соглашений, договоров и инициатив. Все они, однако, продемонстрировали неспособность "постсоветской интеграции" обеспечить реальное сотрудничество государств региона.

Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана, запущенный в 2010 г., стал первой интеграционной группировкой, в рамках которой партнеры выполняют взятые на себя обязательства, не считаясь со значительными затратами. Намерение создать Евразийский экономический союз к 2015 г., обнародованное в ноябре прошлого года, представляется намного более реалистичным, чем большинство подобных постановлений, принятых ранее.

Таможенный Союз - самое впечатляющее на сегодняшний день достижение постсоветской интеграции. Главные элементы - это общие пошлины по отношению к третьим странам и общий таможенный кодекс, регулирующий большинство торговых вопросов стран-участниц.

Единым Таможенным кодексом предусмотрен ряд положений, не имеющих правовой аналогии в таможенном законодательстве государств-членов Таможенного союза:

- введено понятие "Единая таможенная территория Таможенного союза";  - созданы единые условия таможенного транзита на территории союза;  - отменено таможенное оформление во взаимной торговле и поэтапно, таможенный контроль (на границе) товаров, проходящих с территории государств-членов Таможенного союза и товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение на единой таможенной территории;

- предусмотрено взаимное признание мер обеспечения уплаты таможенных платежей на всей территории Таможенного союза.

Таможенный союз действует по схеме  пропорционального голосования, но до сих пор все решения принимались на основе консенсуса. Участникам пришлось внести серьезные изменения во внешнеэкономическое регулирование. Помимо отношений с третьими странами, ТС повысил возможности и для взаимодействия между странами-участницами: в приграничных районах некоторые российские компании рассматривают вариант перехода под юрисдикцию Казахстана с более низким налоговым бременем.

С 1 января 2012 года на территории ТС начало функционировать Единое экономическое пространство.  Еще больший эффект от либерализации инвестиционных потоков ожидается в связи с пакетом соглашений о Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Они касаются свободы передвижения капитала и труда, общей политики конкуренции (включая естественные монополии, закупки и субсидии), координирования макроэкономической политики, торговли услугами, технических стандартов, а также доступа к газо- и нефтепроводам, электросетям и железнодорожным сетям.

Для координации ЕЭП в феврале 2012 г. создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - наднациональный орган с широкими полномочиями. ЕЭК построена по образцу комиссии ЕС и состоит из чиновников, отвечающих за конкретные функциональные направления интеграции, а не выступающих в роли представителей своих стран.

К последующим мерам, направленным на создание Евразийского экономического союза, относятся, к примеру, утверждение с 2013 г. единого железнодорожного тарифа на грузы и национальный режим государственных закупок для всех компаний трех стран-участниц, начиная с 2014 года.

Одна из причин успеха ТС заключается в том, что, в отличие  от предыдущих проектов региональной интеграции с амбициозными программами, Таможенный союз сосредоточился на четко очерченной и узкой цели. Членство в ТС намного более однородно, чем во многих других региональных соглашениях бывшего Советского Союза, и круг участников подобран удачно.

22 августа 2012 года Россия  стала полноправным членом ВТО.  Следствием этого стало практически полное соответствие норм Таможенного союза условиям вступления в ВТО России.

Совокупный  товарооборот стран-участниц ТС в 2009г. составил 73 млрд. долларов,  в 2010г. - 88 млрд.долларов, в 2011г. - 125 млрд. долларов [2].  

Суммарный объем внешней торговли государств – членов Таможенного союза с третьими странами в I полугодии 2011 г. составил 430,8 млрд. долларов США, в том числе экспорт товаров – 280,8 млрд. долларов, импорт – 150 млрд. долларов (рисунок 1).

Рисунок 1 - Объем внешней торговли государств - членов ТС[2]

 

 Объемы внешней торговли  государств–членов Таможенного  союза в текущем году значительно превысили аналогичные показатели 2009 г. и, что особенно важно, докризисного 2008 г.  При этом прирост стоимостного объем внешней торговли, в большей степени, обусловлен наращиванием стоимостного объема экспорта товаров. Величина положительного сальдо внешней торговли по Таможенному союзу в целом превысила показатель I полугодия прошлого года на 20,8 млрд. долларов, по сравнению со II полугодием она увеличилась на 50,8 млрд. долларов и составила за шесть месяцев текущего года 130,8 млрд. долларов.

По сравнению с аналогичным  периодом 2010 года товарооборот увеличился на 34,9%, экспорт – на 30,9%, импорт – на 43,1%.[2] 

Объем взаимной торговли в рамках Таможенного союза в I полугодии 2011г. составил 58,1 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с I полугодием 2010 г. на 40,7%, по сравнению со II полугодием 2010 г. – на 15,7%.  Динамика объемов взаимной торговли государств-членов Таможенного союза  представлены на рисунке 2 [2]. 

Рисунок 2 - Темпы изменения объемов взаимной торговли государств-членов Таможенного союза за 2009-2011 гг.(в процентах к предыдущему месяцу)

 

По итогам 2011 года взаимная торговля со странами – членами Таможенного союза занимала 46,4% объема внешней торговли Республики Беларусь, 18,2% - внешнеторгового оборота Республики Казахстан и 7,5 % - объема внешней торговли Российской Федерации. Доля торговли с третьими странами в общем объеме внешней торговли составила: в Беларуси – 53,6%, в Казахстане – 81,8%,  в России – 92,5% [2].

Согласно оперативным данным, объем внешней торговли товарами государств – членов Таможенного союза за январь – сентябрь 2012 года составил 689,4 млрд. долларов, в том числе экспорт – 444,4 млрд.долларов, импорт – 245 млрд. долларов.

В январе – сентябре 2012 г. сложилось положительное сальдо внешней торговли товарами в размере 199,4 млрд. долларов [2].

Стоимостный объем экспорта по сравнению  с январем – сентябрем 2011 года в текущих ценах увеличился на 4,9% или на 20,6 млрд. долларов, импорта – на 4,4% или на 10,3 млрд. долларов.

В наибольшей степени на внутренний рынок Таможенного союза  ориентирована Белоруссия. Доля экспорта Белоруссии в страны Таможенного союза составила в I квартале 2012 года 32,4 % от всего объёма её экспорта, России - 8,3 %, Казахстана - 7,2 %.

С момента вступления в силу Соглашения (сентябрь 2010 года – октябрь 2011 года) в бюджеты государств – членов Таможенного союза зачислены суммы ввозных таможенных пошлин в долларовом эквиваленте, рассчитанном из среднемесячного номинального курса доллара США по отношению к национальным валютам Сторон:

Республика Беларусь – 1423,9 млн. долларов США;

Республика Казахстан – 2221,1 млн. долларов США;

Российская Федерация – 26651,7 млн. долларов США.

Согласно данным, поступившим от Республики Казахстан и Российской Федерации, объемы импортных пошлин, взысканные в сентябре 2010 г.– октябре 2011 г. за товары, ввезенные из стран дальнего зарубежья, по сравнению с объемами импортных пошлин, взысканными в сентябре 2009 г. – октябре 2010 г. увеличились в 1,8 раза и в 1,3 раза соответственно. Сальдо по взаиморасчетам по ввозным таможенным пошлинам между Сторонами за сентябрь 2010 г. – октябрь 2011 г. сложилось положительным для Республики Беларусь – 306,5 млн. долл. США и Республики Казахстан – 738 млн. долл. США, отрицательным для Российской Федерации – 1044,5 млн. долл. США [2].

Россия от создания Таможенного  союза может получить прибыль  в размере около 400 млрд. долларов, а Белоруссия и Казахстан - по 16 млрд.долларов к 2015 году.

Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза.

В начале 2012 года член коллегии по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев заявил, что наибольшую пользу во взаимной торговле от вступления в ТС получила Белоруссия. По его словам, за 2009-2011 годах Белоруссия нарастила экспорт в Казахстан на 15 %, на российский рынок - на 20 %. Поставки из Казахстана в Россию увеличились на 10 %, а российские товары ввозились в Белоруссию менее активно - импорт сократился на 1,5 %.

После создания таможенного союза и единого экономического простран-ства России, Белоруссии и Казахстана страны Западной Европы (ЕАСТ), страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) изъявили желание на установление особых торговых и экономических отношений с Таможенным Союзом.

 

 3.3 Проблемы экономической интеграции и пути их решения

 

Развитие и становление самого Содружества как межгосударственного объединения, призванного оказывать реальное содействие оздоровлению экономик стран-участниц и защищать их национально-государственные интересы на международной арене, не обошлось без трудностей и подводных камней.

Практика показывает, что подавляющее  большинство (90%) подписанных соглашений в рамках СНГ не выполняются, в том числе и важный Договор 1993 г.; нередко саммиты глав государств и правительств проводятся в формате двусторонних встреч. Поэтому ряд экспертов высказывает мнение о завершении выполнения Содружеством своей исторической роли – международно-правового оформления распада СССР, придерживаясь пессимистического сценария развития интеграционных тенденций в СНГ.

Заложенные в концепцию Содружества  идеи сохранения единого экономического пространства оказались недостижимы. Большая часть интеграционных проектов Содружества оказались не реализованы или же реализованы лишь частично.

Информация о работе Интеграционные процессы на постсоветском пространстве