История международных экономических отношений России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 02:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение истории становления экономических отношений США и России.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач, в том числе:
• рассмотреть понятие «международные экономические отношения»;
• выявить тенденции и ход развития экономических отношений между Россией и США и их основные факторы;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 История международных экономических отношений Российской Империи и Америки в XVIII-XIX веках 7
1.1 История освоение нового света, первые проблемы, пути преодоления 7
1.2 Золотой век американской торговли 11
1.3 Провозглашение Доктрины Монро 12
1.4 Продажа аляски: причины и последствия 14
Глава 2 Современный этап развития международных экономических отношений 19
2.1 Международные экономические отношения СССР и США в XX веке 19
2.2 Международные экономические отношения РФ и США в XXI веке 24
2.3 Проблемы в сфере экономических отношений между США и России……………………………………………………………………………..32
2.4 Перспективы решения проблем в сфере экономических отношений между США и Россией…………………………………………36
Заключение 39
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

история международных отношений России и США.docx

— 121.67 Кб (Скачать файл)

Якутат был преддверием богатого каланом северо-западного побережья Америки. Следующим шагом Баранова, объединившего под своей властью все восточные поселения Русской Америки, должно было стать основание там новой русской колонии.

Таким образом, в 1798 г. заканчивается  важный этап истории Русской Америки, начавшийся с отъезда Г.И. Шелихова в Охотск и появления «лебедевцев» на Кадьяке в 1786 г. За это время в Юго-Восточной Аляске возник целый ряд новых русских поселений, а американское побережье и воды от зал. Принс-Уильям до центральной части архипелага Александра превратились в главные промысловые районы для огромных байдарочных флотилий, руководимых русскими промышленниками.

Несмотря на большие трудности, постепенно укрепляется экономическое  положение колоний и закладываются основы для развития новых отраслей хозяйства (кораблестроение, металлообработка, земледелие и т. д.). В общих чертах формируется система эксплуатации коренного населения Аляски и Алеутских о-вов. В этот период русские исследуют значительные территории Аляски от низовьев Юкона на севере до среднего течения р. Медной на востоке и зал. Букарелли на юге. В результате ожесточенной конкурентной борьбы в Русской Америке к 1799 г. возникает фактическая монополия конгломерата компаний Г.И. Шелихова, его наследников и присоединившихся бывших соперников-купцов. Управление русскими поселениями на Аляске окончательно сосредоточивается в руках А.А. Баранова. Все это создает объективные условия для укрепления правительственного контроля над жизнью русских колоний в Америке и в то же время для усиления российской экспансии на Североамериканском материке.

1.2 Золотой век  американской торговли

Американская революция XVIII в. на первый взгляд не привела к  
каким-либо коренным, принципиальным изменениям в экономике Соединенных Штатов. Как и накануне войны за независимость 1775—1783 гг. в конце XVIII в. США оставались по преимуществу аграрной страной,  
подавляющая часть населения которой (более 90%) проживала в сельской местности3. Как в промышленности, так и в сельском хозяйстве почти  
безраздельно господствовал ручной труд, численность наемных рабочих  
оставалась незначительной, а большинство мануфактурных изделий доставлялась из Европы, в первую очередь из Англии4.

Тем не менее именно в ходе и результате войны за независимость в  
стране произошли социально-экономические сдвиги и были созданы важные предпосылки для быстрого развития и полной победы в стране капиталистических отношений. На месте прежних колоний возникло единое  
независимое государство. Навсегда ушли в прошлое ограничительная  
«политика метрополии, налоги и запрещения британского парламента.  
Контроль над природными ресурсами, и в частности над недрами земли  
перешел от суверена (английского короля) к частному предпринимателю.

Важным явлением было складывание  единого внутреннего рынка  
контроль над которым переходил в руки федерального правительства.  
Не меньшее значение имели и свобода внешней торговли, самостоятельный выход США на международную арену, открытие непосредственны  
связей с Западной Европой, Китаем, Россией и т. д. Если в 1768—1772 гг.  
58% американского экспорта направлялось в метрополию, то в 1790-  
1792 гг. доля Великобритании упала до 31%. Зато в страны Северной  
Европы в эти годы направлялось уже 16% и в Вест-Индию (кроме британской) — еще 27% экспорта США5.

1.3 Провозглашение Доктрины Монро

Важнейшим внешнеполитическим актом  правительства Соединенных  
Штатов в 20-е годы XIX в. стало провозглашение доктрины Монро. Происхождение и основные принципы доктрины были обусловлены не только сложившейся в то время международной обстановкой, но и глубокими процессами, происходившими внутри самих Соединенных Штатов: развитием капитализма, пробуждением американского национализма, формированием экспансионистских идей и т.д.

Монро доктрина (представлена в приложении 1), декларация принципов внешней политики США, провозглашённая 2 декабря 1823 года в форме послания президента США Дж. Монро конгрессу в связи с усилением борьбы между США и европейскими странами за господство в Латинской Америке. Фактически автором Доктрины Монро являлся госсекретарь США Дж. Адаме6. В условиях существовавшей тогда угрозы интервенции Священного союза в Латинскую Америку, в целях восстановления господства Испании в её американских колониях, США провозгласили принцип, запрещающий колонизацию Американского континента европейскими державами, а также принцип разделения мира на европейскую и американскую системы. Противодействие политике колонизации, проводимой европейскими державами, имело исторически прогрессивное значение. Но в то же время М. д. отчётливо выявила экспансионистские устремления правящих кругов США. Под видом защиты стран Америки от европейского вмешательства США присваивали себе право контроля над взаимоотношениями всех др. американское государство со странами Европы. В послании говорилось, что в случае какого-либо вмешательства любой европейской державы в дела тех правительств (американских государств), которые провозгласили свою независимость, США будут рассматривать это не иначе, как недружелюбный акт по отношению к ним самим. При этом послание президента не содержало каких-либо заявлений об отказе самих США от захватнической политики на Американском континенте. Более того, М. д. связывала рост могущества и благосостояния США с возможностью присоединения новых территорий и увеличения числа своих штатов за счёт стран Латинской Америки. Уже в 19 в. М. д. использовалась правящими кругами США для обоснования их систематического вмешательства в дела латиноамериканских государств, навязывания им кабальных договоров. М. д. служила оправданием агрессивных действий США на Американском континенте. В 1846 — 1848 США вели грабительскую войну против Мексики, в результате которой отторгли более половины мексиканской территории.

С ещё большей силой агрессивная  сущность М. д. проявилась в эпоху  империализма. Прикрываясь ею, США  начали войну (1898) против Испании, в  ходе которой захватили почти все её колонии в Тихом океане и Карибском море осуществили интервенцию на Кубе, на Гаити, в Никарагуа, Панаме, Колумбии и др. странах Лат. Америки. М. д. превратилась в знамя воинственного, агрессивного американского империализма, присвоившего себе право выступать на Американского континенте в роли международной полицейской силы. Народы латиноамериканских стран решительно выступали против политики американских империалистов. «Южноамериканцы,— писал В. И. Ленин, - восстают... против того толкования доктрины Монро, что-де Америка — североамериканцам. Они боятся Соединенных Штатов и хотят самостоятельности».

После 2-й мировой войны правящие круги США стремятся использовать М. д. для экономической и политической экспансии и борьбы с растущим национально- освободительным движением в Латинской Америке.

 

1.4 Продажа Аляски: причины и последствия

Конфликты

Аляска, открытая в 1732 русской экспедицией под руководством М. С. Гвоздева и И. Фёдорова, была владением России в Северной Америке. Она осваивалась не государством, а частными лицами, а с 1799 специально учреждённой монополией — Русско-американской компанией (РАК).

Площадь проданной территории составляла 586412 квадратных миль (1518800 км²) и она была практически необжитой — по оценке самой РАК на момент продажи население всей русской Аляски и Алеутских островов, составляло около 2500 русских и примерно до 60 000 индейцев и эскимосов7. В начале XIX века Аляска приносила доходы за счёт торговли пушниной, однако к середине века с точки зрения российской императорской семьи стало представляться, что расходы на содержание и защиту этой отдалённой и уязвимой с геополитической точки зрения территории будут перевешивать потенциальную прибыль.

Первым вопрос о продаже Аляски перед русским правительством поднял генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев-Амурский в 1850 г.

Непосредственно к востоку от Аляски простирались канадские владения Британской империи (формально компании Гудзонова Залива). Отношения России и Британии определялись геополитическим соперничеством, и подчас были открыто враждебными. Во время Крымской войны, когда британский флот пытался высадить десант в Петропавловске на Камчатке, возможность прямого столкновения в Америке стала реальной. В этих условиях, весной 1854 от американского правительства, желавшего предотвратить оккупацию Аляски Британской империей, поступило предложение о фиктивной (временно, сроком на три года) продаже Русско-американской компанией всех своих владений и имущества за 7 миллионов 600 тысяч долларов8. РАК заключила такое соглашение с Американо-русской торговой кампанией в Сан-Франциско, которое было под контролем правительством США, но оно не вступило в силу, так как РАК удалось договориться с британской компанией Гудзонова Залива.

Переговоры

Формально, следующее предложение о продаже исходило от российского посланника в Вашингтоне - барона Эдуарда Стекля, но инициатором сделки на этот раз был великий князь Константин Николаевич (младший брат Александра II), впервые озвучивший это предложение весной 1857 в специальном письме министру иностранных дел А. М. Горчакову. Горчаков поддержал предложение. Позиция МИДа сводилась к изучению вопроса, и было решено отложить его реализацию до истечения срока привилегий РАК в 1862. А затем вопрос временно стал неактуальным в связи с Гражданской войной в США.

16 декабря 1866 года состоялось специальное совещание, на котором присутствовали Александр II, великий князь Константин, министры финансов и морского министерства и российский посланник в Вашингтоне барон Эдуард Стекль. Все участники одобрили идею продажи. По предложению министерства финансов был определен порог суммы — не менее 5 миллионов долларов золотом. 22 декабря 1866 г. Александр II утвердил границу территории. В марте 1867 года Стекль прибыл в Вашингтон и напомнил государственному секретарю Уильяму Сьюарду «о предложениях, которые делались в прошлом о продаже наших колоний» и добавил, что «в настоящее время императорское правительство расположено вступить в переговоры». Заручившись согласием президента Джонсона, Сьюард уже в ходе второй встречи со Стеклем, состоявшейся 14 марта, смог обговорить главные положения будущего договора.

18 марта 1867 года президент Джонсон подписал официальные полномочия Сьюарду, почти сразу же состоялись переговоры государственного секретаря со Стеклем, в ходе которых в общих чертах был согласован проект договора о покупке русских владений в Америке за 7 миллионов долларов.

Подписание договора о продаже  Аляски 30 марта 1867 года9. Слева направо: Роберт С. Чу, Уильям Г. Сьюард, Уильям Хантер, Владимир Бодиско, Эдуард Стекль, Чарльз Самнер, Фредерик Сьюард

Подписание договора состоялось 30 марта 1867 года в Вашингтоне. Договор был подписан на английском и французском языках («дипломатические» языки), официального текста договора на русском языке не существует. Стоимость сделки составила 7,2 миллионов долларов золотом (по курсу 2007 года — примерно 104 млн. долларов). К США переходили: весь полуостров Аляска (по линии, проходящей по меридиану 141° з.д.), береговая полоса шириной в 10 миль южнее Аляски вдоль западного берега Британской Колумбии; Александра архипелаг; Алеутские острова с островом Атту; острова Ближние, Крысьи, Лисьи, Андреяновские, Шумагина, Тринити, Умнак, Унимак, Кадьяк, Чирикова, Афогнак и другие более мелкие острова; , острова в Беринговом море: Св. Лаврентия, Св. Матвея, Нунивак и острова Прибылова — Сен-Пол и Сен-Джордж. Общий размер проданной сухопутной территории составил 1 519 тысяч кв. км., следовательно, за квадратный километр было уплачено по 4 доллара 73 цента, то есть — по 1,9 цента за 1 акр. Вместе с территорией Соединенным Штатам передавалось все недвижимое имущество, все колониальные архивы, официальные и исторические документы, относящиеся к передаваемым территориям.

В соответствии с обычной  процедурой договор был передан  в Конгресс. Поскольку сессия конгресса закончилась как раз в этот день, президент созвал чрезвычайную исполнительную сессию Сената10.

Судьба договора оказалась в  руках членов сенатского комитета по иностранным делам. В состав комитета в то время входили: Чарльз Самнер из Массачусетса — председатель, Саймон Камерон из Пенсильвании, Уильям Фессенден из Мэна, Джеймс Харлан из Айовы, Оливер Мортон из Индианы, Джеймс Патерсон из Нью-Хэмпшира, Рэверди Джонсон из Мэриленда. То есть, решать вопрос о присоединении территории, в которой в первую очередь были заинтересованы тихоокеанские штаты приходилось представителям Северо-Востока.

Сенат США, в лице комитета по иностранным делам, высказывал сомнения в целесообразности столь обременительного приобретения, тем более в обстановке, когда в стране только что закончилась гражданская война. Высказывались так же сомнения в связи с тем, что оплата проходила безналичными долларами, а не золотом, и не на счета министерства финансов России, а на счет частного лица (Стекля), что противоречило условиям договора. Тем не менее, сделка была поддержана в Сенате 37 голосами, при двух голосах против (Фессенден и Джастин Моррил из Вермонта). 3 мая договор был ратифицирован. 8 июня в Вашингтоне состоялся обмен ратификационными грамотами. В дальнейшем в соответствии с установленным порядком договор был отпечатан, а затем включен в официальное собрание законов Российской империи.

18 октября 1867 Аляска официально была передана США. Со стороны России протокол о передаче подписал специальный правительственный комиссар, капитан 2-го ранга А. А. Пещуров.

В этот же день был введен действовавший  в США григорианский календарь. Таким образом, жители Аляски легли спать 6 октября и проснулись 18 октября.

Решение о выделении средств, предусмотренных  договором, было принято Палатой  представителей Конгресса США спустя год, 113 голосами против 48.. 1 августа 1868 Стекль получил от казначейства чек. Сумму в 7 миллионов 35 тысяч долларов он перевёл в Лондон, в банк братьев Барингов. Остальные 165 тысяч составили накладные расходы (в том числе 21 тысяча — вознаграждение Стеклю от правительства).

Целесообразность приобретения Аляски стала очевидна только тридцать лет спустя, когда на Клондайке было открыто золото, и началась знаменитая «золотая лихорадка»11. В XX веке были открыты и крупные месторождения нефти и газа с общими запасами на сумму в 100—180 млрд. долл.

Итоги

  • Российская империя продала труднодоступную и необжитую территорию по 2 цента за акр (0,0474 доллара за гектар), то есть всего в полтора раза дешевле, чем была продана наполеоновской Францией и намного большая (2 100 000 км²) и вполне освоенная территория исторической Луизианы: только за порт Нью-Орлеана Америка первоначально предлагала 10 млн. долларов в более «весомом» долларе самого начала XIX века.
  • В то же самое время, когда была продана Аляска, одно-единственное трёхэтажное здание в центре Нью-Йорка — нью-йоркского окружного суда, построенное «шайкой Твида»12, обошлось казначейству штата Нью-Йорк дороже, чем правительству США — вся Аляска.
  • В то же время потеря Аляски Россией существенно облегчила США провоцирование конфликтов в Европе и на Дальнем Востоке в конце 19го - начале 20 в, и там и там США смогли втянуть Россию в войны, фактически не рискуя таким дипломатическим ответом как прямой военный удар.

Информация о работе История международных экономических отношений России и США