История международных экономических отношений России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 02:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение истории становления экономических отношений США и России.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач, в том числе:
• рассмотреть понятие «международные экономические отношения»;
• выявить тенденции и ход развития экономических отношений между Россией и США и их основные факторы;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 История международных экономических отношений Российской Империи и Америки в XVIII-XIX веках 7
1.1 История освоение нового света, первые проблемы, пути преодоления 7
1.2 Золотой век американской торговли 11
1.3 Провозглашение Доктрины Монро 12
1.4 Продажа аляски: причины и последствия 14
Глава 2 Современный этап развития международных экономических отношений 19
2.1 Международные экономические отношения СССР и США в XX веке 19
2.2 Международные экономические отношения РФ и США в XXI веке 24
2.3 Проблемы в сфере экономических отношений между США и России……………………………………………………………………………..32
2.4 Перспективы решения проблем в сфере экономических отношений между США и Россией…………………………………………36
Заключение 39
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

история международных отношений России и США.docx

— 121.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

_____________________________________________________________________________________________

29Орлова Г.А. Проблемы роста иностранных инвестиций в экономику РФ/ Г.А.Орлова// Российский внешнеэкономический вестник. – 2008 – №4 – 72с.

 

 

2.4 Перспективы  решения проблем в сфере экономических  отношений между США и Россией

 

Выделяемые на сегодняшний  день проблемы в сфере международных  торгово-экономических отношений  России с зарубежными странами и, в частности, с Америкой, существуют не первый год и на протяжении всего  этого времени активно разрабатываются, предлагаются и обсуждаются пути их решения.

Г.А. Орлова в своей статье, о которой говорилось выше, называет следующие меры по решению некоторых  из них.

Например, предлагается более  интенсивно использовать информационные технологии в работе государственных  органов, своевременно обновлять сайты  правительственных министерств  и ведомств, а также своевременно публиковать полный перечень документов с регламентами для всех видов  экономической деятельности.30

Несомненно, инвесторам –  как российским так и иностранным  – нужны чёткие представления, как  будет развиваться ситуация, на что  ориентируется государство в  ведущих отраслях экономики на ближайшие 5-20 лет, поэтому важно выработать общенациональную и отраслевую стратегию  развития различных сфер экономики.

В.А. Сельцо, считает, что решать задачу по развитию внешнеэкономических отношений необходимо по следующим направления.

В первую очередь важно  изменить сырьевую направленность российского  экспорта. Как уже было сказано, повышение  степени переработки сырья, увеличение на этой основе экспорта готовых изделий  значительно повышает экономическую  эффективность внешней торговли, поэтому одной из насущных задач  является диверсификация российского  экспорта и развитие экспортно-ориентированных  отраслей, нацеленных на увеличение промышленной переработки сырья и, прежде всего, продукции машиностроения.


30 Орлова Г.А. Проблемы роста иностранных инвестиций в экономику РФ/ Г.А.Орлова// Российский внешнеэкономический вестник. – 2008 – №4 – 98с.

 

Одним из путей, препятствующих вывозу из России необработанного сырья, могло бы стать установление повышенных экспортных пошлин на его вывоз и  дифференциация (эскалация) ставок экспортно-таможенного  тарифа в зависимости от степени  обработки товара.

Направленность российского  экспорта в США традиционно характеризуется  сырьевой направленностью, доля машин  и оборудования продолжает оставаться незначительной. Однако исследование конъюнктуры американского рынка  и анализ запросов американских компаний показывают, что существуют реальные возможности расширения российского  экспорта не только за счет роста объемов  экспортируемых из России нефти, природного газа, металлов и химических удобрений, но и путем увеличения поставок ряда товаров с высокой степенью обработки, а также услуг. Для этого, как  считает автор данной работы, нужно  ужесточить контроль над качеством  российской продукции, доработать систему  госстандартов. Это может способствовать более активному продвижению  в США некоторых видов готовой  продукции машиностроения, химической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности, имеющих  реальную перспективу реализации на емком американском рынке.

Также, по мнению В.А. Сельцо, необходимо создать единый орган, на который были бы возложены функции  по реализации единой государственной  стратегии в области привлечения  иностранного капитала в российскую экономику.

Для того, чтобы устранить  проблему неквалифицированных кадров, для участников внешнеэкономических  связей можно ввести специальную  лицензионную систему, которая позволила  бы усилить контроль государства  и повысить эффективность внешнеэкономического сотрудничества. Очень важно также  и дальше совершенствовать договорно-правовую базу международного сотрудничества.

Я согласен с предложенными В.А. Сельцо и Г.А. Орловой путями решения проблем, существующих и возникающих в сфере русско-американского экономического сотрудничества и выделяет ещё несколько задач экономической политики России по отношению к США.

В первую очередь очень  важно поддерживать эффективный  государственный контроль за экспортом  из России стратегического сырья, перспективных  технологий, утечкой "умов" и интеллектуальной собственности в сферах, затрагивающих  интересы национальной безопасности страны.

Нужно устранить или существенно  сократить ограничений на экспорт  в Россию высокотехнологичного оборудования, "ноу-хау, и проводить гибкую протекционистскую  политику в целях выборочной защиты от иностранной конкуренции отечественных  производителей товаров и услуг.

Также необходимо постепенно отказаться от тех видов экономических  отношений, которые строятся преимущественно  на основе американской правительственной  помощи и кредитов международных  финансовых организаций, поскольку  они часто обусловливаются со стороны США политическими условиями, которые ущемляют суверенитет России, ограничивают внешнеполитическую и  внешнеэкономическую активность нашей  страны в отдельных регионах.

И, несомненно, нужно разрушать  сложившиеся о России стереотипы, не допуская, чтобы в фильмах, передачах  или книгах РФ представлялась сквозь призму предрассудков.

Отношения с США являются важнейшим приоритетом российской внешней политики. В их основе лежит  общее понимание сторон о близости стратегических интересов России и  США в вопросах обеспечения международной  безопасности. Российское руководство  исходит из того, что возникающие  в ходе взаимодействия двух стран  расхождения как тактического, так  и концептуального характера  по некоторым вопросам не должны являться препятствием для поступательного  развития российско-американских отношений. Проблемные вопросы должны решаться на основе диалога и стремления сторон к расширению сферы согласия и  взаимопонимания. Россия и США сохраняют  приверженность продолжению активного и плодотворного политического и экономического диалога по всему комплексу двусторонних, международных и глобальных проблем.

Поэтому правительство должно заниматься проблемы разработки правовой базы инвестиционного регулирования, привлекать иностранных инвесторов путём предоставления различных  льгот и гарантий, создавать условия, в которых иностранные инвесторы  будут спокойны за свои вложения. 31

Для привлечения инвесторов в первую очередь нужно сделать  экономику России нормально функционирующей  и привлекательной для иностранных  инвестиций. 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________________________________________________________________

31 Зименков Р.И. Прямые инвестиции США в экономике России(электронный ресурс) / Р.И. Зименов // httm/www.rusus/ru.

32 Об иностранных инвестициях в I полугодии 2009 года. – www.akdi.ru

 

Заключение

Работая по теме «История Экономических отношений США и России», можно безусловно сказать, что Америка является одним из важнейших экономических партнёров РФ. Конечно, мировой финансово-экономический кризис повлиял на текущее состояние торговли между странами. До кризиса, в 2008 г., наблюдался рекордный рост товарооборота - он составлял более 27 млрд. долларов США. При этом даже с таким объемом товарооборота США занимали лишь восьмое место среди торговых партнеров России. Это говорит о недоиспользовании потенциала развития нашей торговли. Доля США во внешней торговле России составляет меньше 4%. Вместе с тем удельный рост России во внешней торговле США - менее 1%. Это крайне мало, по сравнению с потенциалом этих стран, и с возможностью реализации проектов в разных сферах, которые отвечали бы интересам России и США.

Обе стороны заинтересованы в том, чтобы развивать взаимную торговлю, диверсифицировать ее, развивать  совместные инвестиционные и иные проекты  в ряде ключевых областей, которые  представляют взаимный интерес и  существует большое количество сфер, где есть ресурс для перспективного сотрудничества и у России, и у  Соединенных Штатов, и где они  могут работать сообща и реализовывать  совместные проекты. Но, к сожалению, многие потенциальные американские инвесторы, особенно из числа малых  и средних фирм, считают, что коммерческая деятельность в России довольно рискованна, и воздерживаются от вложения средств  в российские проекты. Административные барьеры и коррупция, неисполнение на местах принятых законов, хозяйственная  некомпетентность, являются одними из основных препятствий для повышения  привлекательности России как объекта  международного экономического сотрудничества. И, хотя современное состояние отношений  между Россией и США дает основание  предполагать, что сотрудничество по широкому спектру торгово-экономических  вопросов станет более активным, многое будет зависеть от того, насколько  быстро и эффективно удастся устранить  негативные моменты, сдерживающие в  настоящее время процесс расширения взаимовыгодного инвестиционного и торгового сотрудничества. А для этого в первую очередь нужно разработать правовую базу инвестиционного регулирования и прав собственности, гарантирующую условия, в которых иностранные инвесторы будут спокойны за свои вложения, создать материальные условия для возрождения страны как мощной процветающей экономической державы на базе эффективных структурных преобразований в экономике в русле рыночных реформ и ее интеграции в мировое хозяйство.

Зародившись более двух веков назад, российско-американские экономические  отношения, безусловно, имели очень  успешное начало. Очень хотелось бы, чтобы и в начале третьего столетия отношения между США и Россией  сочетали сотрудничество с соперничеством и улаживание разногласий с творческим подходом к расширению сфер общих  интересов.

 

 

Список литературы

  1. Болховитинов Н.Н. История Русской Америки (1732-1867) — М.: Международные отношения, 1997.
  2. Иванян Э.А. США: проблемы истории и современная историография. М.: Наука, 1980. – 405с.
  3. Моррис Р. Б. «Прогрессистские» традиции в историографии США // Марксизм-ленинизм и развитие исторической науки в странах Западной Европы и Америки: (В 2-х т.). — М.:, 1985. 
  4. История международных отношений и внешней политики России (1648-2000). Учебник для вузов/Под ред. А. С. Протопопова– М.: Аспект Пресс, 2001.– 344 с.
  5. История России. Люди. Нравы. События - взгляды и оценки. 1881-2005/ под ред. Токарева А.И. М.: Инфра –М, 2005.-640с.
  6. Филиппов А.В., Уткин А.И., Алексеев С.В. История России 1945-2008. М.: Проспект, 2008. -528с.
  7. Зименков Р.И. Прямые инвестиции США в экономике России(электронный ресурс) / Р.И. Зименов // httm/www.rusus/ru.
  8. Зименков Р.И. США и Россия в мировых инвестиционных процессах /
  9. Р.И. Зименов // httm/www.rusus/ru.
  10. Коновалов А.Б. Как Россия и США потеряли друг друга / А.Б. Коновалов // Мировая экономика и международные отношения. – 2000 − №7. – С.3-15.
  11. Международные экономические отношения: Учебник/ В.Е. Рыбалкин и др.; под ред. В.Е.Рыбалкина. − 6-е изд., перераб. и доп. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. − 592с.
  12. Об иностранных инвестициях в экономику России в 2004 году. – www.akdi.ru
  13. Об иностранных инвестициях в I полугодии 2009 года. – www.akdi.ru
  14. Потенциал торговых отношений между Россией и США огромен. − http://www.interfax.ru /print.asp?sec=1483&id=105559.
  15. Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат − М.,2009. −525 с.
  16. Соловьев Э.Г. Интернет: Русско-американские отношения осени 2008 года: эл-ный журнал / Э.Г. Соловьев. − www.zlev.ru.
  17. Супян В.Б. Состояние и перспективы Американской экономики и российско-американских отношений / В.Б. Супян // Россия и Америка в XXI веке. – 2007 – №1. – 126 с.
  18. Соловьёв Э. Перезагрузка российско-американских отношений (электронный ресурс)/Э. Соловьёв//http://www.perspektivy.info
  19. Российско-американский бизнес-саммит. − http://www.rlp.ru.
  20. http://www.customs.ru/rustats/statspopup.phpid286=591.htm–Федеральная Таможенная Служба России
  21. http://www.mid.ru/ns-rsam.nsf
  22. http://www.ng.ru/ideas/2007-11-16/11_usarus.html
  23. http://www.economy.gov.ru – Министерство Экономического Развития Российской Федерации
  24. rian.rupolitics.htm –РИА Новости
  25. http://zagranicey.ru – Наши за границей
  26. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki − Русские в США
  27. Орлова Г.А. Проблемы роста иностранных инвестиций в экономику РФ/ Г.А.Орлова// Российский внешнеэкономический вестник. – 2008 – №4 – 98с.
  28. http://www.i-u.ru/biblio/archive/avdokushkin_mejd/00.aspx - Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения 1999

 

 

 

 

Приложение 1

Доктрина Монро

Сограждане — члены  сената и палаты представителей!

По предложению Российского  императорского правительства, переданного  через имеющего постоянную резиденцию в Вашингтоне посланника императора, посланнику Соединенных Штатов в  Санкт-Петербурге даны все полномочия и инструкции касательно вступления в дружественные переговоры о  взаимных правах и интересах двух держав на северо-западном побережье  нашего континента... Этим дружеским  шагом Правительство Соединенных  Штатов желало продемонстрировать огромное значение, которое оно неизменно  придавало дружбе императора, и свое стремление развивать наилучшее  взаимопонимание с его правительством.

В ходе переговоров, вызванных этим желанием, и в договоренностях, которые  могут быть достигнуты, было сочтено  целесообразным воспользоваться случаем  для утверждения в качестве принципа, касающегося прав и интересов  Соединенных Штатов, того положения, что американские континенты, добившиеся свободы и независимости и  оберегающие их, отныне не должны рассматриваться  как объект будущей колонизации  со стороны любых европейских  держав.

В самом начале последней стадии переговоров было сделано заявление  о том, что в Испании и Португалии предпринимаются серьезные усилия для улучшения условий жизни  народа в этих странах, и что эти усилия отличаются чрезвычайной осторожностью. Вряд ли стоит упоминать, что достигнутый на сей день результат сильно отличается от ожидаемого.  
Мы всегда с беспокойством и интересом наблюдали за событиями в этой части земного шара, с которой у нас не только существуют тесные взаимоотношения, но с которой связано наше происхождение. Граждане Соединенных Штатов питают самые дружеские чувства к своим собратьям по ту сторону Атлантического океана, к их свободе и счастью. Мы никогда не принимали участия в войнах европейских держав, касающихся их самих, и это соответствует нашей политике. Мы негодуем по поводу нанесенных нам обид или готовимся к обороне лишь в случае нарушения наших прав либо возникновения угрозы им.

По необходимости мы в гораздо  большей степени оказываемся  вовлеченными в события, происходящие в нашем полушарии, и выступаем  по поводам, которые должны быть очевидны всем хорошо осведомленным и непредубежденным наблюдателям. Политическая система  союзных держав существенно отличается в этом смысле от политической системы  Америки... Поэтому в интересах  сохранения искренних и дружеских  отношений, существующих между Соединенными Штатами и этими державами, мы обязаны объявить, что должны будем  рассматривать попытку с их стороны  распространить свою систему на любую  часть этого полушария как  представляющую опасность нашему миру и безопасности.

Информация о работе История международных экономических отношений России и США