Государственное регулирование в промышленности строительных материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выработка путей совершенствования государственного регулирования в промышленности строительных материалов Республики Беларусь. Задачи, которые поставлены для достижения данной цели:
- изучение направлений и приоритетов государственной политики в области строительства и производства строительных материалов и конструкций в Республике Беларусь;
- анализ состояния промышленности строительных материалов и конструкций в Республике Беларусь на современном этапе;
- разработка предложений по повышению эффективности государственного регулирования промышленного потенциала строительного комплекса Республики Беларусь.

Содержание работы

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ТЕРМИНОВ ……………………3
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И КОНСТРУКЦИЙ………………………...6
1. Основные звенья строительного комплекса …………………………………..6
2. Классификация отраслей промышленности строительных материалов …….6
3. Планирование в отрасли промышленности строительных материалов и конструкций……………………………………………………………………...9
РАЗДЕЛ 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………………………………...12
2.1 Основные направления развития строительного комплекса Республики Беларусь, определенные прогнозными и программными документами ……….12
2.2 Промышленность строительных материалов как отрасль производства .....16
2.3 Отраслевое планирование производства строительных материалов и конструкций………………………………………………………………………...16
2.4 Обеспечение планируемых объемов строительства материальными ресурсами …………………………………………………………………………..18
2.5 Энергосбережение при производстве строительных материалов и изделий………………………………………………………………….…………..19
2.6 Развитие экспортного потенциала промышленности строительных материалов и конструкций ………………………………………………………..22
РАЗДЕЛ 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРОМЫШДЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ЦЕЛОМ……………………………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...30
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в 2006-2010 гг……………………………………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Распределение энергопотребления по видам продукции и в общем объеме промышленного производства МАиС…………………………...43

Файлы: 1 файл

Курсовая март.doc

— 654.50 Кб (Скачать файл)

      В системе предприятий производственной базы капитального строительства изготавливаются: бетон, раствор, сборные железобетонные конструкции, асфальтобетон, металлоконструкции, легкие алюминиевые конструкции, столярные изделия, краски; добываются нерудные строительные материалы.

      Требования  строительного комплекса к промышленности строительных материалов и строительной индустрии основаны на необходимости  количественного обеспечения потребности капитального строительства и эксплуатационных нужд в качественных, экологически чистых, современных по дизайну видах продукции, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу фирм и различных слоев населения. От производства прогрессивных строительных материалов зависит снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат при строительстве и эксплуатации объектов, сокращение продолжительности инвестиционного цикла, решение задач по увеличению объемов всех видов строительства и прежде всего жилищного.

      От  предприятий строительных материалов и конструкций зависят темпы  изменения структуры домостроения и перехода на новые архитектурно-строительные системы, типы зданий и технологии их возведения, увеличение объёмов ввода производственных офисных и административных зданий.

      Производимая  продукция, предлагаемая для реализации на товарных рынках, должна содержать  широкую гамму строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающих всем требованиям экономичной эксплуатации объектов жилья и комфортности проживания в жилых зданиях.

      Развитие  производственных мощностей по выпуску  строительных материалов, изделий и  конструкций должно быть сбалансировано с объемом строительных мощностей, спросом на товарных рынках.

      Постоянно требуется снижение энерго- и материалоемкости продукции во многих подотраслях  промышленности строительных материалов, а также повышение технического уровня и экономической эффективности  производств, как за счет реконструкции действующих, так и за счет строительства новых предприятий на основе современных технологий и оборудования.

      Эти вопросы должны решаться одновременно с совершенствованием нормативно-технической  базы, гармонизации отечественных стандартов и нормативов с зарубежными. [9, с. 4]

      Для промышленности строительных материалов важен фактор опережения объемов  производства строительных материалов по отношению к объему строительно-монтажных  работ.

      Коэффициент опережения должен быть не меньше 1,2 для  отрасли промышленности строительных материалов.

      Для расчета используется формула 

Котр = Тотр/Тпром 

  где Котр - отраслевой коэффициент опережения;

      Тотр - темп развития строительства в данном периоде (по объему   строительно-монтажных работ);

      Тпром - темп развития промышленных строительных материалов в данном   периоде. [9, с. 43] 

      В состав промышленности строительных материалов включаются следующие подотрасли промышленности: цементная; асбоцементных изделий, мягких, кровельных и гидроизоляционных материалов, стеновых материалов, строительной керамики, строительных материалов и изделий из полимерного сырья, нерудных строительных материалов, по добыче и обработке строительных изделий и облицовочных материалов, материалов из природного камня, пористых заполнителей, известняковых, гипсовых и местных вяжущих материалов, теплоизоляционных материалов, асбестовая, неметаллорудная, стекольная, санитарно-технического оборудования.

      Кроме указанных выше, к предприятиям строительных материалов (собирательная отрасль) относятся: заводы сборного железобетона, заводы стальных и алюминиевых конструкций, заводы монтажных заготовок, предприятия по изготовлению оконных и дверных блоков, предприятия лесопиления, заводы товарного бетона, раствора и асфальтобетона, заводы по производству инвентарных зданий и помещений, заводы по капитальному ремонту строительных машин, агрегатов и узлов к ним. [9, с. 7] 

      1.3 Планирование в отрасли промышленности строительных материалов и конструкций

 

      В настоящий момент отраслевой план для  промышленности строительных материалов и конструкций в Республике Беларусь разрабатывает Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, как уполномоченный орган, координирующий деятельность всего строительного комплекса, проводящий единую нормативную, техническую и экономическую политику в области строительства, архитектуры и градостроительства, промышленности строительных материалов, с целью создания субъектам хозяйствования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, благоприятных условий для проведения рыночных реформ и развития производства. [3, с. 43]

      При составлении перспективных планов развития строительной индустрии ранее  производилась оценка сопряженности  развития мощностей строительства  и промышленности строительных материалов в стоимостном выражении. Целью этого расчета было выяснение того, что является лимитирующим звеном: строительство или промышленность строительных материалов. В условиях сложившейся недогрузки мощностей расчет сводится к сопоставлению уровня их недоиспользования производственных мощностей, так как в случае роста объемов строительства должна оцениваться степень риска создания дефицита мощностей.

      Основным  методом оценки сопряженности развития строительства и его материально-технической базы становится балансовый метод расчета потребности, определения дефицита или избытка мощностей по всем основным видам строительных материалов, конструкций и деталей.

      Государственные программы должны учитывать всех потребителей и производителей строительных конструкций и материалов и носить рекомендательный характер. Они могут использоваться для обоснования перспективного развития производственной базы строительства.

      Промышленность  строительных материалов должна обеспечивать выпуск качественных и более дешевых материалов, что позволит создать необходимые условия для успешной реализации всех государственных программ строительства.

      Программы социально-экономического развития, являются обосновывающими материалами для принятия решений по развитию производства строительных конструкций и материалов организациями всех форм собственности, обеспечивают оценку прогнозного спроса на строительную продукцию для широкого круга инвесторов, что позволяет с высокой эффективностью и минимальным риском вкладывать средства в строительную базу.

      Для оценки существующего состояния действующих предприятий производственной базы строительства используются материалы их обследования и статистические данные.

      По  каждому предприятию аккумулируется следующая информация: наименование и расположение; форма собственности; год ввода в эксплуатацию; год последней реконструкции; мощность на 1.01 соответствующего года, выпуск продукции, использование мощностей; технология производства и уровень изношенности технологического оборудования; источники обеспечения производства сырьем; использование отходов.

      В начале оценивается конъюнктура рынка и потенциальный спрос на строительные конструкции и материалы и дается экономико-географическая характеристика территории, куда включается оценка особенности природно-климатических условий и социально-экономического развития территории, которые могут существенно влиять на развитие строительного комплекса.

      Приводятся  основные направления развития и  размещения производительных сил территории, характеризующиеся уровнем развития отраслей промышленности. Оценивается  транспортная сеть территории: железные и автомобильные дороги, продолжительность навигации на водных магистралях.

      Потребность территории в продукции строительства  определяется в виде объемов строительно-монтажных работ по всем источникам финансирования, включая частные инвестиции предприятий и физических лиц, средства населения, объемы капитального ремонта зданий и сооружений.

      В условиях ограниченности бюджетных  средств требуется более широкое  привлечение собственных средств предприятий, средств инвестиционных фондов и коммерческих структур, а так же отечественных и иностранных инвесторов. Поэтому план капитального строительства определяется в зависимости от инвестиционных возможностей потенциальных заказчиков на данной территории. В результате объемы строительно-монтажных работ формируются исходя из капитальных вложений в народное хозяйство за счет всех источников финансирования. Приводятся данные статистической отчетности по объемам строительно-монтажных работ за последний год прошедшего пятилетия и последний отчетный год.

      Данные  статистической отчетности за прошлые  периоды указываются с выделением объемов нового строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта. В соответствии с данными государственных программ и перечнем основных объектов строительства формируются объемы строительно-монтажных работ по видам строительства и его структуре на планируемый период.

      Объемы  строительно-монтажных работ приводятся по видам строительства. По каждому из видов строительства разрабатываются отраслевая и объектная структура объемов строительно-монтажных работ: промышленное строительство; сельхозпроизводственное строительство; водохозяйственное строительство; транспортное строительство; жилищное строительство (в тыс. кв. метров общей площади по типам зданий и этажности); культурно-бытовое строительство (по типам зданий); коммунальное строительство.

      Потребность в строительных конструкциях и материалах на перспективу определяется по пятилеткам на расчетные годы по видам строительства  и конструктивным типам жилых зданий, укрупненно в целом по территории.

      Потенциальный спрос на строительные конструкции  и материалы, учитывающий всех потребителей и нужды территории, определяется путем добавления к потребности, рассчитанной на основании прогнозных объемов строительно-монтажных работ; потребности рынка, включающие расход строительных материалов на строительство коттеджей, садовых домиков, личных гаражей, бань, печей, заборов и т. д., не входящих в объемы капитального строительства.

      Баланс  потребности и производства строительных конструкций и материалов обосновывает необходимое развитие производственной базы строительства путем сопоставления потребности и выпуска продукции на действующих предприятиях с учетом их технического перевооружения, реконструкции, расширения, а также создания новых мощностей.

      Результаты  принятых решений группируются по видам  производств. Для иллюстрации расположения предприятий по производству строительных конструкций и материалов приводится карта.

      Для создания намечаемых приростов мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции, расширения и нового строительства определяются необходимые капитальные вложения, которые рассчитываются раздельно по каждому предприятию производственной базы, по каждому виду производств и в целом по территории, являются ориентировочными и подлежат корректировке при разработке проектно-сметной документации. [9, с. 19] 
 

     РАЗДЕЛ 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

      2.1 Основные направления развития строительного комплекса Республики Беларусь, определенные прогнозными и программными документами

 

      На  современном этапе развития экономики  Республики Беларусь строительный комплекс призван обеспечить решение важнейших  народнохозяйственных задач, связанных с технологической реконструкцией и перевооружением народного хозяйства, модернизацией и созданием новых, отвечающих современным требованиям основных фондов; способствовать структурной перестройке экономики, решению ряда социальных проблем, в том числе и жилищной.

Информация о работе Государственное регулирование в промышленности строительных материалов