Государственное регулирование в промышленности строительных материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выработка путей совершенствования государственного регулирования в промышленности строительных материалов Республики Беларусь. Задачи, которые поставлены для достижения данной цели:
- изучение направлений и приоритетов государственной политики в области строительства и производства строительных материалов и конструкций в Республике Беларусь;
- анализ состояния промышленности строительных материалов и конструкций в Республике Беларусь на современном этапе;
- разработка предложений по повышению эффективности государственного регулирования промышленного потенциала строительного комплекса Республики Беларусь.

Содержание работы

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ТЕРМИНОВ ……………………3
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И КОНСТРУКЦИЙ………………………...6
1. Основные звенья строительного комплекса …………………………………..6
2. Классификация отраслей промышленности строительных материалов …….6
3. Планирование в отрасли промышленности строительных материалов и конструкций……………………………………………………………………...9
РАЗДЕЛ 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………………………………...12
2.1 Основные направления развития строительного комплекса Республики Беларусь, определенные прогнозными и программными документами ……….12
2.2 Промышленность строительных материалов как отрасль производства .....16
2.3 Отраслевое планирование производства строительных материалов и конструкций………………………………………………………………………...16
2.4 Обеспечение планируемых объемов строительства материальными ресурсами …………………………………………………………………………..18
2.5 Энергосбережение при производстве строительных материалов и изделий………………………………………………………………….…………..19
2.6 Развитие экспортного потенциала промышленности строительных материалов и конструкций ………………………………………………………..22
РАЗДЕЛ 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРОМЫШДЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ЦЕЛОМ……………………………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...30
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в 2006-2010 гг……………………………………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Распределение энергопотребления по видам продукции и в общем объеме промышленного производства МАиС…………………………...43

Файлы: 1 файл

Курсовая март.doc

— 654.50 Кб (Скачать файл)

      К внутренним факторам, сдерживающим раскрытие  экспортного потенциала строительной отрасли можно отнести: ориентация производственной деятельности в первую очередь на решение социальных вопросов (содержание социальной сферы и т.д.), а не на получение конечных финансовых результатов; отсутствие достаточных средств для модернизации и обновления основных фондов; высокий физический и моральный износ активной части основных фондов; низкая эффективность маркетинговой деятельности строительных предприятий. [6]

      Для достижения конкурентоспособности  на международном рынке белорусским строительным предприятиям необходимо: модернизировать производственный потенциал, что невозможно сделать, не используя передовые технологии; осуществлять широкую маркетинговую компанию целого комплекса услуг по сооружению объектов на высоком техническом уровне; создать систему непрерывного инновационного процесса, проводить научные исследования и разработки по ресурсосбережению и повышению эффективности строительства.

      Несмотря  на существующие проблемы, предприятиями  строительной отрасли совместно с МАиС предпринимаются шаги по наращиванию экспортного потенциала. Белорусские строители принимают участие в международных тендерах, активно занимаются выставочной деятельностью, осуществляют поиск новых рынков сбыта своей продукции.

      Можно выделить как внешние, так и внутренние факторы, стимулирующие развитие экспортного потенциала отрасли. Так, к факторам внешнего порядка относятся государственная поддержка, налоговые и иные льготы, позволяющие в определенной степени развивать экспортные возможности предприятий стройиндустрии. Однако по мере открытости национальной экономики, возможности по использованию этих факторов будут сокращаться. Особое внимание следует уделять внутренним резервам повышения эффективности экспортной деятельности — выпуск строительных материалов высокого качества, отвечающих мировым стандартам; освоение выпуска новых, оригинальных видов продукции; привлечение в сферу управления квалифицированных специалистов в области внешней торговли; развитие торговой сети, регистрация представительств и другие.

      Эффективная интеграция в мировую экономику  и выход на внешние рынки требуют  не только повышения потребительских  свойств всех видов строительной продукции, но и официального признания  нашей республики мировой общественностью  как равноправного партнера. Это возможно лишь при гармонизации методов регулирования внешнеэкономической деятельности, при устранении технических и таможенных барьеров в торговле, и признании международных директив и законодательных актов по стандартизации и повышению качества продукции, в которых нормы значительно выше национальных. Для разрешения названных проблем продолжается работа над внедрением систем качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 и их модификациями. Доля сертифицированной продукции в общем объеме производства составляет около 70%. Сертифицированы практически все строительные материалы и изделия, определяющие потребительские свойства жилья.

      Разработан  график внедрения и сертификации на предприятиях стройиндустрии систем управления окружающей средой в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 14000.

РАЗДЕЛ 3

ПУТИ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ЦЕЛОМ

 

    Для обеспечения устойчивого функционирования строительного комплекса и развития промышленности строительных материалов МАиС Республики Беларусь, как уполномоченному органу, координирующему деятельность всего строительного комплекса, проводящему единую нормативную, техническую и экономическую политику в области строительства, архитектуры и градостроительства, промышленности строительных материалов, с целью создания субъектам хозяйствования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, благоприятных условий для проведения рыночных реформ и развития производства, необходимо вести работу в следующих направлениях:

     развитие  и модернизация перспективных предприятий  отрасли, обеспечивающих новое качество строительных материалов и конструкций, продукция которых имеет спрос на внутреннем и внешних рынках в настоящее время и в перспективе (цемент, плитки керамические, стеновые и кровельные материалы, щебень, стекло полированное);

     ужесточение контроля за качеством изготовления строительных материалов и конструкций с целью повышения  их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешних рынках и улучшения потребительских свойств произведенной продукции;

     расширение  уровня интеграции с соседними государствами, прежде всего с Россией; устранение технических барьеров между этими странами.

      Для развития экспортной деятельности и  достижения конкурентоспособности  на международном рынке наряду с  реализацией планов модернизации и  техперевооружения базовых экспортоориентированных  предприятий Министерства предстоит решить следующие задачи организационного и информационного обеспечения экспортной деятельности:

      создать систему непрерывного инновационного процесса;

      развивать  информационно-нормативную и правовую базу, способствующую  повышению активности работы предприятий в сфере внешней торговли, прежде всего – экспортной деятельности, в том числе:    проводить постоянный мониторинг экспортно-импортной деятельности предприятий, определять  основные ее тенденции, анализировать отечественные  и зарубежные рынки строительной продукции;

      изучать и прогнозировать  состояние,  потребность отечественного и внешних  рынков и конкретных конкурентов,  включая технические и ценовые  характеристики их продукции, импортируемых  ими изделий, анализировать цены на белорусскую продукцию с доставкой на основные рынки экспорта, анализировать железнодорожные тарифы;

      разработать и внедрять меры информационно-рекламного характера, направленные на более широкое  ознакомление потенциальных потребителей с отечественной продукцией, предлагаемой на экспорт, совершенствовать рекламную и выставочно-ярмарочную деятельность предприятий за рубежом; расширять деловые контакты с загранучреждениями МИД в странах экспорта белорусской продукции;

      повышать  конкурентоспособность белорусской продукции на внешних рынках;

      активизировать  работу по интеграции белорусских субъектов  хозяйствования в сложившуюся мировую  систему разделения труда путем  создания совместных предприятий и  производств;

      разработать механизмы для реализации предлагаемых  мер, в том числе: создание и развитие товаропроводящей сети, совершенствование ее инфраструктуры, организация представительств и  дочерних фирм в России,  странах дальнего зарубежья, использование действующих оптовых структур, внедрение логистики продвижения экспортной продукции  (проработка возможных путей сокращения транспортной составляющей), совершенствовать  условия выхода на рынки стран дальнего и ближнего зарубежья  на основе создания торговых структур с привлечением местных предприятий;

продолжить  работу по привлечению в экономику  предприятий инвестиций в различных  формах, в том числе – иностранных, с целью форсировать решение  вышеперечисленных задач.

      Особое  внимание следует уделять внутренним резервам повышения эффективности экспортной деятельности — выпуск строительных материалов высокого качества, отвечающих мировым стандартам; освоение выпуска новых, оригинальных видов продукции; привлечение в сферу управления квалифицированных специалистов в области внешней торговли; развитие торговой сети, регистрация представительств и др.

      Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные  работы в сфере строительства  должны быть направлены на создание разработок, внедрение которых обеспечит  конкурентоспособность отечественных производителей, снижение ресурсо- и энергоемкости строительного производства.

      Необходимо  постоянное проведение научных исследований в части улучшения качественных характеристик выпускаемых строительных материалов, а также создания новых  видов материалов, обладающих экологической безопасностью с последующим внедрением их на производстве. Представляется необходимым в ближайшей перспективе выполнить комплекс работ по разработке направлений структурной перестройки промышленности стройматериалов и изделий. Предварительный анализ показывает, что в перспективе целесообразно постепенное выведение из состава действующих энергоемкие и экологически опасные производства строительных материалов. Учитывая тот факт, что до 85 и более процентов энергоресурсов республика импортирует, а их стоимость постоянно растет, то оправданным будет сокращение производства энергоемких строительных материалов до уровня, обеспечивающего удовлетворение потребностей строительного комплекса. Такая мера позволит также существенно улучшить и экологическую ситуацию в республике.

      Ориентация  строительного комплекса республики на строительство энергоэффективных  жилых домов и общественных зданий существенно изменит сложившуюся  потребность во многих видах строительных материалов и изделий. С учетом наметившихся тенденций возрастут объемы производства ячеистобетонных изделий, сухих смесей, гипсокартонных листов, тонколистового металлического профиля, железобетонных колонн на 2 этажа, применение монолитного железобетона и химических добавок и модификаторов бетона.

      В рамках структурной перестройки  промышленности стройматериалов требуется  модернизация производств и освоение новых строительных материалов более  высокого качества и долговечности.

      Предпринимаемые меры по обновлению основных фондов предприятий строительного комплекса республики обусловили положительную тенденцию обновления материально-технической базы строительства. Тем не менее, развитие экономики все еще требует дальнейшей интенсификации работы в этом направлении. Новые потребительские требования к жилью, современные тенденции в области энерго- и ресурсосбережения требуют разработки и внедрения принципиально новых конструктивных решений зданий, современных организационно-экономических направлений развития строительной отрасли, базирующихся на прогрессивных достижениях строительной науки и техники. Это позволит в ближайшей и среднесрочной перспективах внедрить в производство современные эффективные материалы и технологии, решить вопрос создания комфортной среды обитания.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Особая роль в народном хозяйстве принадлежит строительному комплексу, конечной продукцией которого являются готовые к эксплуатации основные фонды. Он состоит из системы отраслей и подотраслей, связанных между собой. Развитие строительного комплекса зависит от размера капитальных вложений и от объема строительно-монтажных работ. В свою очередь, объем строительно-монтажных работ непосредственно связан с потреблением строительных материалов и конструкций.

     Таким образом, впечатляющие объемы и высокие  темпы строительства в республике, успешная реализация государственных программ жилищного строительства в городе и на селе, возведение социально значимых и уникальных объектов были бы невозможны без развития и укрепления базы отрасли - промышленности строительных материалов и конструкций.

      Анализ  состояния дел в промышленности строительных материалов и конструкций  России и Беларуси показал, что, как  и в советский период, органы государственного управления обязательно должны осуществлять разработку прогнозов и программ развития строительного производства на соответствующий прогнозный период, регулировать условия и конкретные действия в области строительного производства на территории республики. Отраслевые планы являются обосновывающими материалами для принятия решений по развитию производства строительных конструкций и материалов организациями всех форм собственности, обеспечивают оценку прогнозного спроса на строительную продукцию для широкого круга инвесторов, что позволяет с высокой эффективностью и минимальным риском вкладывать средства в строительную базу.

      В настоящий момент при составлении  перспективных планов развития строительной индустрии лимитирующим звеном является строительство, а не промышленность строительных материалов. Основным методом оценки сопряженности развития строительства и его материально-технической базы становится балансовый метод расчета потребности, определения дефицита или избытка мощностей по всем основным видам строительных материалов, конструкций и деталей.

      Для обоснования перспективного развития производственной базы строительства используются Государственные программы, прогнозные и иные программные документы.

      Развитие  строительной отрасли в целом  во многом зависит от состояния материально-технической  базы. Необходимо иметь четкое представление  о возможностях предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии и при необходимости своевременно принять меры по их совершенствованию, техническому перевооружению, реконструкции, а возможно, по перепрофилированию. Все это должно выполняться с учетом перспективных направлений развития отрасли. Наряду с повышением экспортного потенциала предприятий следует организовать производство материалов и изделий, которые ныне импортируются в Беларусь. В связи с этим необходимо выделять приоритеты в строительстве и определять необходимые ресурсы для их осуществления.

Информация о работе Государственное регулирование в промышленности строительных материалов