Государственное регулирование в промышленности строительных материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выработка путей совершенствования государственного регулирования в промышленности строительных материалов Республики Беларусь. Задачи, которые поставлены для достижения данной цели:
- изучение направлений и приоритетов государственной политики в области строительства и производства строительных материалов и конструкций в Республике Беларусь;
- анализ состояния промышленности строительных материалов и конструкций в Республике Беларусь на современном этапе;
- разработка предложений по повышению эффективности государственного регулирования промышленного потенциала строительного комплекса Республики Беларусь.

Содержание работы

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ТЕРМИНОВ ……………………3
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И КОНСТРУКЦИЙ………………………...6
1. Основные звенья строительного комплекса …………………………………..6
2. Классификация отраслей промышленности строительных материалов …….6
3. Планирование в отрасли промышленности строительных материалов и конструкций……………………………………………………………………...9
РАЗДЕЛ 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………………………………...12
2.1 Основные направления развития строительного комплекса Республики Беларусь, определенные прогнозными и программными документами ……….12
2.2 Промышленность строительных материалов как отрасль производства .....16
2.3 Отраслевое планирование производства строительных материалов и конструкций………………………………………………………………………...16
2.4 Обеспечение планируемых объемов строительства материальными ресурсами …………………………………………………………………………..18
2.5 Энергосбережение при производстве строительных материалов и изделий………………………………………………………………….…………..19
2.6 Развитие экспортного потенциала промышленности строительных материалов и конструкций ………………………………………………………..22
РАЗДЕЛ 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРОМЫШДЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ЦЕЛОМ……………………………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...30
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в 2006-2010 гг……………………………………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Распределение энергопотребления по видам продукции и в общем объеме промышленного производства МАиС…………………………...43

Файлы: 1 файл

Курсовая март.doc

— 654.50 Кб (Скачать файл)

      На  основе прогноза жилищного строительства и развития связанной с ним инфраструктуры были определены ежегодные объемы строительства жилых и общественных зданий и объектов производственного назначения в городах Республики Беларусь, а также объемы сельского строительства до 2020 г. включительно. Кроме того, поскольку структура строительства и типы зданий зависят от их этажности по тенденциям развития градостроительной ситуации в различных населенных пунктах определялись объемы жилья в домах различной этажности по трем группам населенных пунктов: Минск и областные центры, города областного подчинения и сельское жилье.

      Для определения объективной потребности  в строительных материалах и изделиях потребовалось определить структуру  строительства и типы зданий и  сооружений наиболее эффективных архитектурно-конструктивных систем с показателями удельных расходов материалов. Для всех типов зданий по реальным проектам рассчитаны удельные расходы материалов на 1 кв. метр их полезной площади. Причем, учтена потребность в материалах и изделиях на благоустройство территорий и подвод жилищных коммуникаций. [5, с. 11]

      При составлении Отраслевого прогноза научно-технического развития строительной отрасли на 2001-2020 год, который был  разработан во исполнение постановлений  Совета Министров от 17 июня 1998 г. №945 "Об организации прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь и определения приоритетных направлений научно-технической деятельности в республике", а так же в соответствии с Методическими Указаниями по разработке комплексного прогноза НТП Республики Беларусь и прогнозов НТР отраслевой экономики на 2001-2020 годы и проектом концепции комплексного прогноза НТП Республики Беларусь на 2001-2020 годы, предусматривалось строительство жилья в 2005-2006 г. по 4000 тыс. кв. метров, 3500 тыс. кв. метров до 2021 года и далее до 2026 года по 3000 тыс. кв. метров. Анализ имеющихся в наличии производственных мощностей показал, что при таких планируемых объемах строительства жилья установленные мощности и объемы производства по основным видам строительных материалов удовлетворяют потребности строительного комплекса за исключением гипсокартонных листов. [5, с.5]

      В связи с тем, что фактические  темпы строительства жилья, начиная  с 2005 года значительно выше, чем заложены в Отраслевом прогнозе научно-технического развития строительной отрасли на 2001-2020 год, а так же с тем, что при разработке данного прогноза не учитывалась реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы на сегодняшний день строительная отрасль столкнулась с дефицитом некоторых видов строительных материалов и конструкций.

      2.4 Обеспечение планируемых объемов строительства материальными ресурсами

 

      Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь предусматривается разработка и реализация комплекса мер, обеспечивающих развитие системообразующих предприятий промышленности строительных материалов в 2006-2010 годах.

      В целях удовлетворения внутреннего  рынка качественными строительными материалами с наращиванием объемов производства импортозамещающей продукции, удовлетворения спроса возрастающих объемов инвестиционной деятельности в республике, обеспечения выполнения установленных прогнозных показателей социально-экономического развития отрасли, включая рост объемов жилищного строительства, а также наращивание выпуска экспортоориентированной продукции Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь до 2010 года предусмотрены к реализации инвестиционные проекты по организациям МАиС (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

      Среди источников финансирования инвестиций в развитие строительной отрасли  Республики Беларусь преобладают собственные  средства предприятий, формируемые  за счет амортизационных отчислений на восстановление основных фондов и прибыли, централизованные инвестиции за счет целевых государственных и инновационных фондов, а также заемные средства коммерческих банков. К сожалению, не смотря на имеющийся положительный опыт, удельный вес внешних (иностранных) инвестиций в строительную отрасль незначителен – менее 1%.

      2.5 Энергосбережение при производстве строительных материалов и изделий

 

      Основными задачами в области энергосбережения в строительстве и промышленности строительных материалов и реконструкции до 2010 года являются: обеспечение увеличения объемов строительной продукции, строительных материалов без увеличения расходов ТЭР; снижение энергоемкости товарного внутреннего продукта; создание условий по обеспечению устойчивого и надежного энергообеспечения предприятий отрасли до 2010 года и приближение к уровню государств Западной Европы по энергоемкости продукции строительных материалов, строительства и эксплуатации зданий и сооружений; определение оптимальной структуры строительного производства и потребления энергоресурсов в современных условиях; выявление потенциала энергосбережения в строительном комплексе и определение наиболее эффективных путей его реализации; координация усилий и средств всех участников работ по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов.

      Рост  цен на энергоносители, большая часть  которых приобретается за пределами  республики, делает проблему их экономного расходования одной из основных государственных  задач.

      МАиС является многопрофильным министерством, объединяющим производства различного уровня энергопотребления. Как видно из рисунка 2.10.3 основная доля приходится на цемент, известь 52,9 %, при этом их доля в объеме производства 18,8%. Тогда как, потребление ТЭР стеновых материалов- 21,8%, а доля выпускаемой продукции – 31,4%, при производстве стекла доля потребления энергоресурсов составляет 12,5 %, при этом доля в выпускаемой продукции 14,3 % у прочих изделий энергопотребление – 7,6 %, доля продукции при этом – 28,2%.

      Из  анализа распределения потребления  энергоресурсов по основным видам продукции (ПРИЛОЖЕНИЕ Б) и их доли в общем выпуске промышленной продукции по министерству следует, что при увеличении выпуска энергоемкой продукции рост объемов потребления энергоресурсов гораздо выше, чем растет доля этой же продукции в денежном выражении. Поэтому необходимо уделять особое внимание снижению потребления энергоресурсов прежде всего при производстве цемента.

      Одним из способов является внедрение высокотехнологичного производства цемента по сухому способу  из переувлажненных мергелей. А так же, учитывая, что цемент является основным,  наиболее дорогим, дефицитным и энергоемким компонентом бетона, должны быть выявлены и реализованы резервы экономии цемента на всех переделах производства цементосодержащих материалов, изготовления сборных и железобетонных конструкций. И, прежде всего, следует сократить непроизводительные потери цемента и повысить эффективность его использования при изготовлении бетонных и железобетонных конструкций. А так же исключать действие организационно-технических факторов, приводящих к нерациональному использованию цемента и его перерасходу, который по приблизительным оценкам составляет около 15 %.

     Основным  инструментом проведения энергоэффективной  политики в министерстве является разработка и реализация пятилетней и ежегодных программ по энергосбережению, в рамках которых постоянно проводится целенаправленная работа по снижению потребления топливно-энергетических ресурсов.

     В соответствии с "Государственной  комплексной программой модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 годах", утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2005 г. № 399, МАиС утверждена и согласована в Комэнергоэффективности энергосбережения программа на 2006-2010 годы, обеспечивающая выполнение в течение пяти лет заданий:

- экономию  ТЭР в объеме 530 тыс. т.у.т. ;

- ввод в  действие энергогенерирующих мощностей  с выработкой  тепловой и электрической энергии объемом  30,9 мегаватт;

- увеличению  уровня использования местных  энергоресурсов почти вдвое с  25,4 тыс. т у. т. до 44,5 тыс. т.у.т.  в 2010 году.  

Рисунок 1 - Структура источников финансирования энергосберегающих мероприятий МАиС 

      Основным  критерием оценки эффективности энергосбережения предприятий Министерства является целевой показатель энергосбережения. Целевой показатель по энергосбережению ежегодно устанавливается в качестве показателя социально – экономического развития предприятия и отрасли в целом. Показатель по энергосбережению это разница между потреблением топливно-энергетических ресурсов и темпом роста выпуска промышленной продукции в сопоставимых ценах в процентном отношении. То есть он является комплексной оценкой работы предприятий в целом.

      В целях усиления работы по эффективному и экономному использованию субъектами хозяйствования республики топливно-энергетических ресурсов МАиС ежегодно разрабатывает программу энергосбережения в разрезе предприятий на текущий год. В подчиненных организациях разрабатываются и внедряются экономические механизмы стимулирования энергосбережения.

      Выполнение  установленных норм расхода топлива, тепловой и электрической энергии на производство основных видов промышленной продукции ежеквартально анализируется на основании статистического отчета 11-сн. При утверждении норм расхода ТЭР на производство продукции (работ, услуг) в министерстве ежегодно рассматривается каждая организация, независимо от уровня потребления энергоресурсов. При этом анализируются все аспекты работы по энергосбережению в организации.

       

      2.6 Развитие экспортного потенциала промышленности строительных материалов и конструкции

 

      Важным  фактором, содействующим стабилизации и укреплению финансового положения предприятий, выпускающих строительные материалы и конструкции, является рост экспортных объемов.

      Экспортная  деятельность предприятий строительного  комплекса Республики Беларусь:

      является  реальным источником поступления валюты государству, а также предприятию для поддержания производственной деятельности (оплаты энергетических ресурсов, импортного сырья, материалов, компонентов, запасных частей) и освоения выпуска современной, пользующейся спросом, продукции, что укрепляет экономическое положение отрасли;

      обеспечивает  занятость рабочих на предприятиях;

      позволяет оценить конкурентоспособность отечественных строительных материалов, делать выводы и принимать необходимые меры по ее росту.

      Основной целью экспортной деятельности является разработка и реализация комплекса мер, способствующих освоению новых рынков сбыта строительных материалов и конструкций, изготавливаемых предприятиями отрасли, повышению их конкурентоспособности и росту объемов экспортных поставок.

      Несмотря  на частичную нестабильность экономической  ситуации, рост стоимости энергоресурсов, транспортных тарифов, снижение платежеспособности заказчиков, предприятиям отрасли удается  ежегодно не только удерживать свои позиции  на рынках СНГ и дальнего зарубежья, но и  наращивать объемы экспорта в Российские регионы, Украину, страны Балтии, Польшу, Германию.

      В последнее время свыше 61 % объема экспорта продукции белорусского строительного  комплекса приходится на Россию. Следующим  направлением развития экспорта являются страны ближнего зарубежья, имеющие благоприятный режим ввоза/вывоза товаров (Украина –12,1%; Литва – 7,5%).     На следующем месте по развитию торговых отношений в перспективе являются страны дальнего зарубежья. Они имеют свой, отличный от привычного для белорусских предприятий режим ввоза и вывоза продукции, более жесткие требования к стандартам и качеству продукции, занимают позицию поддержки внутренних производителей, что в достаточной степени затрудняет проникновение на их территорию белорусской строительной продукции.

      

Рисунок 2 - Географическая структура экспорта белорусских строительных материалов 

      Определенное  негативное влияние на развитие экспорта оказывает односторонняя экономическая  ориентация на рынок Российской Федерации.

      Существуют  внешние и внутренние факторы, сдерживающие в настоящий период времени экспортный потенциал строительной отрасли. Внешние  факторы сдерживания экспорта белорусских  строительных материалов заключаются  в следующем: система согласования вывоза продукции, цен на нее, получение лицензий, поступление валютной выручки, учет затрат на рекламную деятельность – забюрократизированы, что очень затрудняет работу экспортеров; система ценообразования на предприятиях и ее государственное регулирование не достаточно полно отражают специфику деятельности предприятий во внешнеэкономической деятельности и напрямую влияют на ее эффективность; ощущается недостаток информационного обеспечения экспортной деятельности.

Информация о работе Государственное регулирование в промышленности строительных материалов