Государственное регулирование в промышленности строительных материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выработка путей совершенствования государственного регулирования в промышленности строительных материалов Республики Беларусь. Задачи, которые поставлены для достижения данной цели:
- изучение направлений и приоритетов государственной политики в области строительства и производства строительных материалов и конструкций в Республике Беларусь;
- анализ состояния промышленности строительных материалов и конструкций в Республике Беларусь на современном этапе;
- разработка предложений по повышению эффективности государственного регулирования промышленного потенциала строительного комплекса Республики Беларусь.

Содержание работы

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ТЕРМИНОВ ……………………3
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И КОНСТРУКЦИЙ………………………...6
1. Основные звенья строительного комплекса …………………………………..6
2. Классификация отраслей промышленности строительных материалов …….6
3. Планирование в отрасли промышленности строительных материалов и конструкций……………………………………………………………………...9
РАЗДЕЛ 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………………………………...12
2.1 Основные направления развития строительного комплекса Республики Беларусь, определенные прогнозными и программными документами ……….12
2.2 Промышленность строительных материалов как отрасль производства .....16
2.3 Отраслевое планирование производства строительных материалов и конструкций………………………………………………………………………...16
2.4 Обеспечение планируемых объемов строительства материальными ресурсами …………………………………………………………………………..18
2.5 Энергосбережение при производстве строительных материалов и изделий………………………………………………………………….…………..19
2.6 Развитие экспортного потенциала промышленности строительных материалов и конструкций ………………………………………………………..22
РАЗДЕЛ 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРОМЫШДЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ЦЕЛОМ……………………………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...30
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в 2006-2010 гг……………………………………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Распределение энергопотребления по видам продукции и в общем объеме промышленного производства МАиС…………………………...43

Файлы: 1 файл

Курсовая март.doc

— 654.50 Кб (Скачать файл)

      Исходя  из главной цели развития строительного  комплекса - полного обеспечения  потребностей населения и народного  хозяйства республики в высокоэффективной  строительной продукции - основные направления его дальнейшего развития определены государственной структурной политикой на долго-, среднесрочный и текущий периоды и нашли отражение в соответствующих прогнозных и программных документах Республики Беларусь.

      В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015г. главной целью строительной политики республики на долгосрочную перспективу является полное обеспечение потребности населения и народного хозяйства в эффективной строительной продукции на основе снижения стоимости, энерго- и материалоемкости строительства, расширения экспортного потенциала. Достижение поставленной цели должно обеспечивать решение следующих задач:

      обеспечить  значительный рост инвестиций;

      создать и внедрить ресурсосберегающие экологически чистые технологии и материалы, новые  архитектурно-планировочные и конструктивные объекты строительства, обеспечивающие снижение стоимости, массы и повышение теплозащитных качеств зданий в 1,5-2 раза;

      развивать импортозамещающие производства, в  том числе путем создания совместных предприятий с инофирмами для выпуска строительной техники, средств малой механизации, стеновых, теплоизоляционных, полимерных, экологически чистых материалов и на их основе - комплексных облегченных конструкций;

      обеспечить  диверсификацию предприятий крупнопанельного домостроения;

      сократить объемы незавершенного строительства  и сроки возведения зданий и сооружений;

      В промышленности строительных материалов и конструкций прогнозируется проведение целенаправленной работы по модернизации, расширению производства эффективных  строительных материалов и конструкций, освоению новых мощностей, создаваемых на базе энергосберегающих технологий. Это позволит, существенно увеличив потенциал отрасли, не только обеспечить внутренние потребности, но и увеличить экспорт продукции (стекло, стеновые и кровельные материалы, облицовочная керамическая плитка, цемент и другие изделия), сократить объемы импорта. [7, с. 556]

      В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг. определена среднесрочная перспектива развития строительного комплекса, ориентированная на достижение его главной цели - наиболее полного обеспечения потребностей населения и народного хозяйства в высокоэффективной строительной продукции, сокращения сроков и стоимости строительства, снижения материало- и энергоемкости, повышения качества и конкурентоспособности продукции, а также уровня обеспечения внутреннего рынка республики строительными материалами (изделиями, конструкциями) отечественного производства, увеличения экспорта строительных материалов, конструкций и услуг.

      Для её достижения важнейшими направлениями  развития строительного комплекса  должны стать: создание новых и модернизация действующих производственных мощностей, совершенствование проектирования и внедрение прогрессивных решений и технологий, обеспечивающих снижение материало-, энергоемкости и себестоимости строительства, выпуск материалов и изделий с повышенными потребительскими свойствами; расширение экспортного потенциала строительной продукции; активизация привлечения в сферу строительства инвестиций, повышающих загрузку производственных мощностей, и эффективное их использование.

      Предусматривается модернизация и диверсификация заводов  крупнопанельного домостроения, обновление технической базы и машинного  парка строительных организаций; совершенствование структуры мощностей по выпуску стеновых материалов в пользу изделий из ячеистого бетона, организация комплексного производства изделий и конструкций для малоэтажного строительства, расширение выпуска современных ячеисто-бетонных, кровельных, отделочных фасадных и теплоизоляционных материалов. [4, с. 13]

      Будет обеспечена реализация программ по увеличению мощностей производства цемента, щебня, продукции стекольной промышленности, предусматривающих:

      прирост мощностей по производству цемента  к концу пятилетки на 1,4 млн. тонн, что составит 5,0 млн. тонн в год, в том числе за счет строительства второй линии на производственном республиканском унитарном предприятии «Белорусский цементный завод»;

      увеличение  объемов производства щебня в  стране с 8,5 до 10 млн. тонн в год;

      увеличение  объемов производства полированного  стекла до 100 млн. кв. метров и узорчатого стекла – на 300 тыс. кв. метров. [2, с. 7]

      Политика  в области развития строительного  комплекса республики на текущий  год отражена в годовых Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь.

      В государственной строительной политике особое место отведено жилищному  строительству - одному из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь.

      Реализацию  государственной строительной политики обеспечивают органы государственного управления Республики Беларусь через разработку прогнозов и программ развития строительного производства на соответствующий прогнозный период, регулирование условий и конкретных действий в области строительного производства на территории республики.

      Развитие  строительного комплекса на конкретный период отражают прогнозы и программы развития строительного производства на соответствующий период. Основные параметры, характеризующие развитие строительства, задаются в абсолютных и относительных величинах по комплексу в целом, а также по формам собственности, сферам и отраслям деятельности, исходя из проводимой государством строительной политики, потребности в строительной продукции и услугах и возможностей ресурсообеспечения программируемых объектов.

      Началом прогнозирования объемов строительных работ является определение спроса (потребностей) на услуги строительного комплекса. Спрос на строительные услуги устанавливается на основе заказов, предоставляемых в виде отобранных наиболее эффективных инвестиционных проектов с учетом их финансового обеспечения. Особую значимость имеет государственный заказ, финансируемый за счет государственных ресурсов. [7, с. 557]

      2.2 Промышленность строительных материалов, как отрасль производства

 

      Промышленность  строительных материалов Республики Беларусь является в настоящее время крупной  отраслью производства, удовлетворяющей  многосторонние потребности строительного  комплекса республики. Она характеризуется  многоотраслевой структурой, которая позволяет производить материалы и изделия, необходимые для осуществления полного цикла строительства: цемент, щебень, известь, стеновые материалы, стекло, отделочные и теплоизоляционные материалы, бетон и железобетонные изделия широкой номенклатуры и другие – всего более 80 наименований материалов и изделий.

      Выполняя  поручение Президента Республики Беларусь, строительный комплекс в последние  годы стабильно на высоком уровне обеспечивает жилищное строительство. Вместе с тем, снижение темпов обновления основных фондов в предыдущие годы привело к физическому и моральному их старению, что, в определенной степени, сказывается на качестве выпускаемых строительных материалов и строительной продукции в целом.

      Возрастная  структура активной части основных фондов в настоящее время следующая: до 5 лет - 10 %; 5-10 лет - 20 %; свыше 10 лет - 70 %.

      Предпринимаемые меры по обновлению основных фондов предприятий  строительного комплекса республики обусловили положительную тенденцию  обновления материально-технической базы строительства.  При этом задача обновления материально-технической базы, повышения ее организационно-технического уровня и качества строительства должны решаться при рациональном использовании имеющихся в республике материальных и финансовых ресурсов, энерго- и ресурсосбережении, научного потенциала.

      Программой  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы перед строительным комплексом поставлен ряд актуальных задач в значительной степени  определяющих эффективность деятельности всего народнохозяйственного комплекса. Это – расширение масштабов жилищного и социального строительства в республике, снижение материалоемкости строительного производства и его стоимости, значительное повышение качества и конкурентоспособности строительной продукции.

      С этой целью МАиС Республики Беларусь была разработана Государственная комплексная программа развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006 – 2010 годы и последующие годы, которой предусматривается разработка и реализация комплекса мер по повышению организационно-технического уровня строительства, снижение энерго- и ресурсоемкости строительного производства, строительной продукции,  повышение ее качества и выполнение установленных директивно объемов строительства жилья, объектов социально-культурного назначения и промышленного производства.

      На  основе реализации мер инновационного и инвестиционного развития в  строительном комплексе республики к настоящему времени решены задачи производства на самом современном уровне важнейших видов строительных материалов: цемента, полированного стекла, щебня, керамической плитки.

      Для обеспечения стратегических задач  развития строительного комплекса в составе МАиС сохраняются стратегически важные для экономики республики организации промышленности стройматериалов: РУПП ”Гранит“,                 ОАО ”Гомельстекло“, ОАО ”Гомельстройматериалы“, ОАО ”Гомельский ГОК“, ОАО ”Керамин“, ОАО ”Красносельскстройматериалы“,                        РУП ”Молодечненский завод металлоконструкций“, ПРУП ”Белорусский цементный завод“, ПРУП ”Кричевцементношифер“, РПУП ”Могилевский завод ”Строммашина“, а также ряд научно-исследовательских, проектных, учебных и других организаций, обеспечивающих стратегию развития строительного комплекса республики. [3]

      2.3 Отраслевое планирование производства строительных материалов и конструкций

 

      Развитие  строительной отрасли в целом  во многом зависит от состояния материально-технической  базы. Необходимо иметь четкое представление  о возможностях предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии и при необходимости своевременно принять меры по их совершенствованию, техническому перевооружению, реконструкции, а возможно, по перепрофилированию. Все это должно выполняться с учетом перспективных направлений развития отрасли. Наряду с повышением экспортного потенциала предприятий следует организовать производство материалов и изделий, которые ныне импортируются в Беларусь. В связи с этим необходимо выделить приоритеты в строительстве и определить необходимые ресурсы для их осуществления.

      МАиС разрабатывает прогнозы научно-технического развития строительной отрасли на среднесрочный и долгосрочный период на основании определения приоритетных социально-экономических факторов, влияющих на развитие строительной отрасли. При разработке прогнозов особый акцент сделан на жилищное строительство. Это вызвано в первую очередь тем, что политикой государства жилье определено одним из основных приоритетов экономики. Кроме того, в общем объеме инвестиций жилищное строительство занимает примерно 25%, а в объеме строительно-монтажных работ более 50%. Помимо этого жилищное строительство тесно связано с развитием инженерно- транспортной и социальной инфраструктур, которые в общей массе инвестиций составляют примерно 17%.

      В связи с ограниченными возможностями  бюджета для строительства жилья  в основном используются внебюджетные средства и в первую очередь сбережения граждан. Поэтому проводится анализ реальных доходов населения с  целью выявления их инвестиционных возможностей, для чего население разделяется на группы по критерию их реальных доходов, определяются типы жилья, удовлетворяющие потребности граждан каждой из таких групп. Исходя из этого, выполняется прогноз инвестиционных возможностей населения в строительстве жилья на долгосрочный период.

      По  вышеописанной методике, при использовании  методов современной прогностики  и экономического анализа на основе данных о потребности в жилье  и инвестиционных возможностях различных  групп населения научно-исследовательскими институтами МАиС в 1999 году был выполнен прогноз развития жилищного строительства на период до 2020 года, а также прогноз потребности в инвестициях в эту сферу и их доли в общем объеме всех капитальных вложений в народное хозяйство республики.

      На  основе анализа существующих тенденций во всех отраслях народного хозяйства, фактических данных об отраслевой структуре инвестиций в основной капитал за прошедшие годы, а также данных основных программных документов, определяющих социально-экономическое развитие Республики Беларусь на перспективу, был выполнен прогноз отраслевой структуры инвестиций в основной капитал.

      Данные  о технологической структуре  инвестиций позволили выделить из их общей массы долю строительно-монтажных  работ по каждой отрасли народного  хозяйства.

      Таким образом, прогноз отраслевой структуры  строительно-монтажных работ в  базисных ценах 1991 года послужил исходной информацией для определения  потребностей внутреннего рынка  в строительных материалах, конструкциях и изделиях вплоть до 2020 года.

Информация о работе Государственное регулирование в промышленности строительных материалов