Вариативные подходы к повышению профессиональной компетентности педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 19:53, автореферат

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке, обосновании, экспериментальной проверке концептуальной модели и научно-методического обеспечения вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки.
Задачи исследования:
разработать и обосновать совокупность положений, составляющих концептуальную основу вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки;
разработать понятийный аппарат и представить содержательное наполнение научных дефиниций, обосновывающих выявленные сущностные характеристики профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения как целостного теоретико-методологического феномена педагогики профессионального образования;
выявить источники и базовые механизмы развития профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе профессионального образования; разработать критерии оценки сформированности профессиональной индивидуальности педагогов дошкольных учреждений;
выявить основные тенденции, принципы, организационные формы индивидуально-ориентированного профессионального образования педагога дошкольного учреждения в отечественной и зарубежной теории и практике;
спроектировать и обосновать модель формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки, научно-методическое обеспечение ее реализации;
провести опытно-экспериментальную проверку авторской модели в реальной жизнедеятельности вуза и выявить условия, обеспечивающие эффективность ее реализации.

Файлы: 1 файл

Актуальность исследования.docx

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Актуальность исследования. Сложные и противоречивые изменения, происшедшие в нашей стране за последние годы, серьезно повлияли на все институты жизни общества, и, прежде всего, на образование, потребовали переосмысления качества профессиональной подготовки педагогических кадров. В условиях гуманизации образования, когда индивидуальность человека является высшей ценностью, формирование профессиональной индивидуальности будущего педагога становится одной из важнейших задач системы профессиональной подготовки.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается, что «российская система образования должна осуществить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности». Решение этой задачи в определенной мере сопряжено с реализацией в системе профессионального образования принципов индивидуализации и вариативности, которые выражают требования предоставлять обучаемым варианты образовательных маршрутов, программ, видов образовательных услуг для выбора в соответствии с индивидуальными возможностями, изменяющимися образовательными потребностями, перспективами профессионального роста.

Современная педагогическая действительность характеризуется усложнением профессионального содержания подготовки педагога дошкольного образовательного учреждения. Так как сегодня необходим педагог высокой культуры, развивающий индивидуальные потенциалы своих воспитанников и свои собственные, способный к постоянному личностно-профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.

Реализация в отечественной системе дошкольных образовательных учреждений «Концепции дошкольного воспитания» (В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Р.Б. Стеркина и др.),  вариативных программ дошкольного образования («Радуга», «Истоки», «Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой», «Одаренный ребенок», «Развитие», «Детский сад - дом радости», «Детство» и др.) направлены на расширение возможностей развития личности ребенка, активизацию его саморазвития. В ходе их реализации идет процесс обновления содержания современного дошкольного  образования,  внедрение новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами, формами работы, совершенствование процесса воспитания дошкольников. Все это объективно обуславливает высокий уровень требований к профессионализму педагога дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Специфика деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения такова, что личностные характеристики специалиста, наряду с его профессиональными качествами, являются факторами, определяющими эффективность педагогической деятельности. Этим, в свою очередь, актуализируется значимость  индивидуально-ориентированного и вариативного подходов к профессиональной подготовке педагогических кадров для дошкольных образовательных учреждений.

В науке сложились определенные предпосылки для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы индивидуализации и вариативности профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Общетеоретические основы профессиональной подготовки педагогических кадров в высшей школе нашли отражение в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, С.И. Архангельского, М.Я. Виленского, И.В. Дубровиной, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Л.В. Мардахаева, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Е.Г. Силяевой, В.А. Сластенина, Э.И. Сокольниковой, А.И. Щербакова и др. Модернизация дошкольного звена в системе образования научно обоснована учеными в следующих направлениях: личностно-ориентированное обучение и воспитание детей дошкольного возраста (Е.А. Бугрименко, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, С.А. Козлова, В.Г. Маралов, В.С. Мухина, Г.П. Новикова, Р.М. Чумичёва и др.); развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей дошкольников (П.Я. Гальперин, А.И. Доровская, Т.Н. Доронова, А.З. Зак, Н.Н. Поддьяков,  Н.Ф. Талызина, Т.Я. Шпикалова и др.); преемственность дошкольного и начального обучения и воспитания (В.Г. Горецкий, В.И. Слободчиков, В.С. Кузин  и др.).

Раскрытию сущности индивидуализации образования как общедидактического принципа посвящены исследования Н.К. Гончарова, М.Н. Скаткина, Е.С. Рабунского, Э.И. Унт, Н.М. Шахмаева и др. Психологический анализ индивидуального своеобразия профессиональной деятельности содержится в фундаментальных трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Е.А. Климова, В.С. Мерлина, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Митина, Г.С. Сухобская рассмотрели отдельные характеристики индивидуального стиля деятельности педагога. В работах Н.А. Аминова, В.П. Бездухова, З.Н. Вяткиной, А.К. Марковой, А.Я. Никоновой обоснованы варианты типологии индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога. К изучению проблем формирования рефлексивной культуры педагога обращались Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, В.Н. Харькин и др.

Вопросы гуманизации, культуроцентричности и личностной ориентированности системы педагогического образования отражены в работах Е.В. Бондаревской, А.Ю. Гончарука, Е.А. Левановой, В.А. Сластенина, В.В. Серикова и др. Теоретико-методологические основы профессионально-личностного становления и развития педагога ДОУ в системе непрерывного педагогического образования отражены в исследованиях А.В. Антоновой, А.Г. Гогоберидзе, С.А. Козловой, Т.С. Комаровой, Л.И. Новиковой, Л.В. Поздняк, Л.Г. Семушиной, Р.М. Чумичёва и др. В докторских диссертациях С.С. Амировой, Л.П. Илларионовой, Н.И. Никитиной, Н.К. Сергеева, Т.С. Сумской и др. рассмотрены различные аспекты индивидуализации, диверсификации, вариативности профессиональной подготовки педагогических кадров.

Однако в настоящее время в научной литературе недостаточно исследована проблема вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки.Отсюда возникает ряд противоречий между: общественно-государственным заказом на вариативность профессиональной подготовки педагогов дошкольных учреждений и отставанием оперативного реагирования вузов по внедрению диверсифицированных индивидуальных образовательных траектории; индивидуально-творческим характером профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения и теоретико-методологической и технологической неразработанностью вариативных подходов к формированию профессионально-творческой индивидуальности будущих педагогов; важностью феномена профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения как одного из факторов самореализации специалиста в профессиональной деятельности и недостаточными усилиями вузов по формированию этого феномена; объективной необходимостью построения вариативных индивидуальных образовательных траектории в профессиональной подготовке педагогов дошкольного учреждения и недостаточным вниманием к их разработке и реализации в педагогической науке и практике; объективно возросшим значением индивидуально-профессионального потенциала педагога дошкольного учреждения и недостаточной разработанностью вариативных педагогических технологий для его развития в период вузовской подготовки; потребностью будущего педагога в самоактуализации и самореализации и неготовностью образовательного пространства вуза обеспечить этот процесс в направлении его вариативности, индивидуализированности в образовательной сфере.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования:  каковы теоретико-методологическое обоснование и содержательно-технологический базис реализации вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения. Данная проблема определила тему исследования: «Вариативный подход к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки».

Цель исследования состоит в разработке, обосновании, экспериментальной проверке концептуальной модели и научно-методического обеспечения вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки.

Объект исследования: профессиональная подготовка педагогов дошкольных учреждений в системе высшего педагогического образования.

Предмет исследования: вариативный подход к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного образования в процессе вузовской подготовки.

Гипотеза исследования. В профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения особое значение имеют творческая активность и профессиональная индивидуальность специалиста, которые обеспечивают успешность профессиональной адаптации и самореализации личности.  Эффективность формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки может быть обеспечена, если:

образовательный процесс вуза осуществляется на основе личностно-ориентированного, компетентностного, деятельностного, социокультурногоподходов;

содержательно-технологический компонент вариативного индивидуально-ориентированного профессионально-педагогического образования базируется на научном осмыслении требований государственно-общественного заказа к уровню профессиональной компетентности педагога дошкольного учреждения, наиболее полно отражает требования квалификационных характеристик, региональные потребности в формировании профессионально-творческой  индивидуальности педагога дошкольного учреждения, учитывает специфику его вариативного функционала;

разработаны и реализуются вариативные индивидуально-образовательные траектории профессиональной подготовки, ориентированные на качество профессионально-педагогического образования и запросы работодателей с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучаемых;

в качестве базовых механизмов развития профессиональной индивидуальности используются: диверсификация профессионально-образовательных программ; активизация личностной и профессиональной рефлексии, эмоционально-творческого потенциала профессионально-педагогического образования, индивидуализация содержательно-технологического базиса профессиональной подготовки, формирование потребности в саморазвитии индивидуального стиля профессиональной деятельности, самоменеджмент профессиональной деятельности и развитие профессиональной индивидуальности;

осуществляется системный мониторинг процесса формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения, обеспечивающий адекватные действия, направленные на его совершенствование;

созданы условия для целенаправленного, активного и мотивированного участия студента в учебной и внеучебной деятельности, ориентированной на овладение им профессиональными компетенциями, реализации индивидуальной траектории самореализации в профессионально-практической деятельности.

Задачи исследования:

разработать и обосновать совокупность положений, составляющих концептуальную основу вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки;

разработать понятийный аппарат и представить содержательное наполнение научных дефиниций, обосновывающих выявленные сущностные характеристики профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения как целостного теоретико-методологического феномена педагогики профессионального образования;

выявить источники и базовые механизмы развития профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе профессионального образования; разработать критерии оценки сформированности профессиональной индивидуальности педагогов дошкольных учреждений;

выявить основные тенденции, принципы, организационные формы индивидуально-ориентированного профессионального образования педагога дошкольного учреждения в отечественной и зарубежной теории и практике;

спроектировать и обосновать модель формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки, научно-методическое обеспечение ее реализации;

провести опытно-экспериментальную проверку авторской модели в реальной жизнедеятельности вуза и выявить условия, обеспечивающие эффективность ее реализации. 

Методологическую основу исследования составили: диалектические положения о единстве общего, особенного, единичного в развивающемся объекте; идеи философского и гносеологического плюрализма как принципа теоретического обоснования педагогических проблем в системе социально-гуманитарного знания. Методологическими ориентирами исследования избраны: концепции о единстве целевого, содержательного и процессуального компонентов профессионального образования (М.Я. Виленский, Л.В. Мардахаев, В.А. Сластенин и др.); аксиологический (Е.П. Белозерцев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин и др.), акмеологический (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев и др.); личностно-деятельностный (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Е.Г. Силяева, Г.Б. Сериков и др.), контекстный (А.А. Вербицкий, В.Д. Шадриков и др.); системный (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.),компетентностный (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков и др.), этнопедагогический (Г.Н. Волков, А.Ю. Гончарук, Р.З. Хайруллин и др.)  подходы к профессиональной подготовке специалистов; методологические основы моделирования систем профессиональной подготовки специалистов (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Дж. Равен, Е.Г. Силяева, В.П. Симонов и др.); методология педагогических исследований (В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, А.М. Новиков и др.). Теоретическим фундаментом исследования стали: теории вариативности  в образовании (А.Г. Асмолов, А.А. Афанасьев,  А.В. Золотарева, А.Б. Ольнева и др.); теории диверсификации профессионального образования (С.Я. Батышев, Е.В. Ткаченко и др.); психологические и педагогические концепции, раскрывающие особенности развития личности, роль деятельности, общения в развитии индивидуальности (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.); теории оптимизации обучения и адекватности педагогических воздействий (В.В. Давыдов, С.Д. Неверкович, А.Г. Барабанов и др.); концепции системогенеза профессиональной деятельности (Е.А. Климов, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков и др.); концепции развития профессионализма педагога (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Реан, Е.И. Рогов, В.А. Якунин и др.); теории гуманизации и гуманитаризации образования (Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов и др.); теории профессиональной подготовки педагогов дошкольного учреждения (А.В. Антонова, А.Г. Гогоберидзе, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, В.И. Логинова, Л.В. Поздняк, Р.М. Чумичёва и др.).

Информация о работе Вариативные подходы к повышению профессиональной компетентности педагогов