Вариативные подходы к повышению профессиональной компетентности педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 19:53, автореферат

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке, обосновании, экспериментальной проверке концептуальной модели и научно-методического обеспечения вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки.
Задачи исследования:
разработать и обосновать совокупность положений, составляющих концептуальную основу вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки;
разработать понятийный аппарат и представить содержательное наполнение научных дефиниций, обосновывающих выявленные сущностные характеристики профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения как целостного теоретико-методологического феномена педагогики профессионального образования;
выявить источники и базовые механизмы развития профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе профессионального образования; разработать критерии оценки сформированности профессиональной индивидуальности педагогов дошкольных учреждений;
выявить основные тенденции, принципы, организационные формы индивидуально-ориентированного профессионального образования педагога дошкольного учреждения в отечественной и зарубежной теории и практике;
спроектировать и обосновать модель формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки, научно-методическое обеспечение ее реализации;
провести опытно-экспериментальную проверку авторской модели в реальной жизнедеятельности вуза и выявить условия, обеспечивающие эффективность ее реализации.

Файлы: 1 файл

Актуальность исследования.docx

— 87.50 Кб (Скачать файл)

По своей структуре смыслонаправляющая категориально-модульная лекция, помимо выше названных информационных блоков, содержит иерархию целей, где двумя основными из них выступают формирование педагогической компетентности на уровне индексирования и спецификации теоретического знания и развитие рефлексивного мышления, направленного на решение теоретических задач. Вторая цель является определяющей в системе других. Поэтому данный тип лекции как особая дидактическая форма реализует стратегию рефлексивного слушания. Отсюда основным методом выступает актомоделирование рефлексивного мышления студентов. Методическое построение лекции зависит от вариантов систематизации и спецификации категорий согласно информационным блокам.

Умение слушать рефлексивно закреплялось в процессе тренинговых практических занятий, включающих систему рефлексивно-направленных техник. Наиболее эффективными из них являются: «Пояснение», «Индивидуальное видение – осмысление», «Прояснение», «Уточнение», «Резюмирование», «Присоединение», «Рефлексивно-мысленное отражение», «Фактологизация», «Мысленное опережение», «Ожидание», «Рефлексивно-оценочные действия», «Вероятностная самооценка», «Отстранение», «»Со-действие», «Интеграция». В своей совокупности они функционально выходят за пределы процесса формирования отдельных умений и обеспечивают систему рефлексивных актов – корреляций будущего педагога с другими людьми на уровне мысленного отражения их интеллектуальной поведенческой и творческой активности и ее проецирования на осмысление особенностей развития собственного рефлексивного мышления и в его границах опыта. Именно они лежат в основе подготовки студентов к рефлексивному взаимодействию с детьми в их предстоящей профессиональной деятельности.

Кроме перечисленных видов инновационной работы со студентами проблема развития профессиональной компетентности и индивидуальности будущего педагога дошкольного образования решалась через такие формы, как научные конференции и семинары, круглые столы, дискуссионные клубы,   где широко обсуждаются данные направления в контексте науки и практики подготовки специалиста.

В плане совершенствования процесса формирования профессиональной индивидуальности и компетентности педагогов приоритетными являлись следующие задачи: в рамках деятельностного подхода - уделять особое внимание развитию субъектных, личностных и индивидуальных качеств у студентов, реализации их субъектной позиции в «диалогизированном» процессе профессионального обучения; в рамках коммуникативного подхода - разработать и активно внедрять систему учебных занятий, в процессе которых инструментом воздействия будет выступать общение, требующее рефлексивных действий для развития рефлексивных возможностей студентов; оказывать всестороннюю помощь специалистам-практикам в автономном поиске способов саморазвития профессиональной индивидуальности и компетентности.

В настоящее время успешно разрабатывается этнопедагогический подход к процессу воспитания детей. Этнический подход к подготовке специалистов дошкольного профиля к воспитанию детей дошкольного возраста представлен в работах А.И. Абсолямовой, Г.Н. Волкова, М.Г. Тайчинова, А.М. Фроловой и др. Данный подход к обновлению содержания подготовки специалиста дошкольного образования в вузе способствуют качественно иной системе отношений между взрослыми и детьми, создают ситуацию личностного и интеллектуального развития ребенка и становления профессиональной индивидуальности будущего педагога.

Экспериментальная проверка модели формирования профессиональной индивидуальности будущего педагога дошкольного учреждения осуществлялась на базе ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет».  На различных этапах многолетнего эксперимента исследованием было охвачено 526 студентов факультета педагогики, психологии и коммуникативистики (ФППК) Кубанского государственного университета, 36 преподавателей вузов; 85 педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Краснодар.

Для достижения цели экспериментальной проверки модели решались следующие задачи: мотивирование студентов, будущих педагогов дошкольного образования, направленное на становление, формирование и развитие профессиональной индивидуальности педагога, на овладение системой профессиональных компетенций специалиста дошкольного учреждения; обеспечение взаимодействия профессорско-преподавательского состава различных кафедр по обеспечению вариативного и личностно-ориентированного содержания образования с учетом перспектив реализации выпускниками вуза профессионально-прикладных компетенций педагогической деятельности в  ДОУ; мониторинг уровня сформированности профессиональной индивидуальности педагога дошкольного профиля и профессиональной подготовленности выпускников вуза к работе в ДОУ.

Реализация задач исследования требовала адекватного использования различных видов практики в ДОУ. После прохождения различных видов практики, профессиональное обучение для будущих педагогов дошкольного профиля наполняется личностным смыслом, активно идет процесс профессиональной идентификации: интенсивно меняются критерии отношения будущего специалиста к себе как профессионалу.

По результатам анализа достижений студентов ФППК КГУ в различных видах практики в ДОУ, учебных достижений студентов при выполнении контрольных работ, тестовых заданий, курсовых и дипломных работ, было проведено сравнение экспертных оценок по развитию различных составляющих профессиональной индивидуальности педагога дошкольного профиля. Для определения эффективности исследуемого процесса формирования профессиональной индивидуальности педагога также использовался анализ продуктов деятельности студентов. В частности, применялся контент-анализ дневников самонаблюдений в периоды практики. Контент-анализ показал, что в результате формирующего эксперимента у студентов повысился уровень эмпатии, развились рефлексивные, перцептивные способности; возросла психолого-педагогическая грамотность самоанализа профессионально-педагогического поведения, рассуждения, лексика приобрели  индивидуальную окраску. Была проведена диагностика уровня развития рефлексивности (по опроснику А.К.Осницкого) как одной из важных составляющих профессиональной индивидуальности педагога дошкольного профиля (Таблица 1). В группах факультета педагогики, психологии и коммуникативистики при доминировании студентов со средним уровнем рефлексивности достаточно много студентов и с высоким уровнем, что в практической профессионально-педагогической деятельности проявляется в повышении доли элемента планирования, тщательной и добросовестной подготовке деятельности, в устойчивом целеполагании, в заблаговременном прогнозировании результатов собственных действий, что предупреждает случайные ошибки, повышает ответственность за свои поступки, высокий уровень развития осознанной саморегуляции. Высокая рефлексивность также, как правило, сочетается с самодостаточностью, что косвенно указывает на сформированность личностной зрелости.

Таблица 1

Частота выраженности уровней развития рефлексивности у выпускников ФППК КГУ

(педагогов дошкольного  образования), в %

Уровни

Год выпуска

2005

2007

2009

высокий

29,4

33,2

38,7

средний

48,8

50,1

47,8

низкий

21,8

16,7

13,5


 


Информация о работе Вариативные подходы к повышению профессиональной компетентности педагогов