Аффективное поведение детей и приемы его коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 05:20, дипломная работа

Описание работы

Цель - используя коррекционную методику вывода детей дошкольного возраста из аффективного состояния детского психолога Е.Е. Кравцовой, облегчить пребывание ребенка в коллективе сверстников. Задачи исследования: На основе изучения психолого — педагогической литературы охарактеризовать аффективное поведение детей дошкольного возраста 2. Изучить коррекционные методики выхода из аффективного состояния
3. Проанализировать особенности поведения детей группы
4. Разработать систему выхода детей из аффективного состояния на основе системы детского психолога Е.Е. Кравцовой

Содержание работы

Введение
I. Теоретическая часть
Глава 1. Психолого–педагогические особенности детей с трудностями в поведении
1.1. Девиантное поведение и его формы
1.2. Аффективные дети, причины появления аффективных детей
1.3. Капризы как форма проведения аффективного поведения
Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми
2.1. Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения
2.2. Коррекция аффективного поведения детей
II. Практическая часть
Глава 3. Опытно – экспериментальная работа по выявлению и коррекции детей с трудностями в поведении
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Контрольный эксперимент
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом печать1-1.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

Ребенок видит  взрослого не так, как мы. Внутреннюю сущность другого человека он ощущает интуитивно, а внешность воспринимает непосредственно. Выражение взрослости для него — прежде всего взрослые атрибуты: одежда, манера поведения. Сколько слез пролито из-за того, что мама не разрешает надевать девочке туфли на высоких каблуках, а папа не позволяет сыну употреблять бранные слова, которые сам с таким смаком произносит в его присутствии!

Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать в детском  возрасте. Ребенок не виноват в том, каким его вырастили. Вся ответственность целиком ложится на его родителей и учителей. Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение и настойчивость. Уходить от трудностей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь.

Общество предъявляет  к ребенку как будущему своему члену вполне определенные нормы  и требования. Их нужно научиться  соблюдать. А к этому пока есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную норму поведения, или заставить его. Есть еще третий путь - быстрый и эффективный. Но требует большого педагогического мастерства, любви к детям, интереса к их жизни. Он рассчитан на то, чтобы сделать выполнение социальных норм более привлекательным для ребенка. В качестве такого мотива может выступать стремление ребенка к одобрению взрослого, желание сделать приятное другому человеку.

 

 

Формы девиантного поведения

Наиболее очевидной  является характеристика отклоняющегося поведения по уровням и содержанию. Нарушения — от слабых, почти незаметных, не выходящих из нормы, до сильных, граничащих с серьезными нарушениями — легко различает каждый педагог. По степени социальной опасности, а также в зависимости от возрастных особенностей детей девиантное поведение подразделяется на следующие уровни:

Непослушание — наиболее распространенная в дошкольном и младшем возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка.

Шалость — краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенностью шалости являются ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. И в нем проявляются выдумка, инициатива, активность. Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства — досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

Проступок — это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера. Детский негативизм (от лат.  — отрицаю) проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Бывает активным и пассивным. Пассивный — это один из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия. Активный — когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются.

Упрямство — поведение ребенка, близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.

Капризы — особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Внешне проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения. Причины возникновения: неокрепшая нервная система, преобладание возбуждения над торможением.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение  ко взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание. Нередко причинами грубости выступают несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой.

Недисциплинированность особенно характерна для мальчиков. Она может быть двух видов: злостной и незлостной. К незлостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость. Более опасными являются злостные нарушения дисциплины. Они уже, как правило, не ситуативны и имеют повторяющийся характер.

Разумеется, поведение  ребенка может в большей или  меньшей степени отклоняться  от нормального. Незначительные отклонения есть у всех детей. В различные  периоды жизни у детей появляется или исчезает стремление к отклоняющемуся поведению. Специалисты говорят даже о наличии сензитивных, т. е. наиболее благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения, периодов. Если это так, то педагог профессионально должен научиться распознавать, насколько проявляющиеся отклонения опасны для каждого ребенка. Пройдут ли детские шалости бесследно с возрастом или оставят метку на всю жизнь? За это в ответе мы – педагоги  и, конечно, родители.

 

 

1.2. Аффективные  дети, причины появления аффективных  детей 

Аффекты (от лат.— сильные эмоции) — это бурно протекающие эмоциональные переживания. Незначительные дополнительные толчки требуются ребенку, чтобы его и без того возбужденное состояние достигло крайней степени, стало аффективным. В таком состоянии человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое поведение. В состоянии сильных аффектов совершаются деструктивные и противоправные действия. Детей, демонстрирующих склонность к аффективному поведению, называют аффективными, иногда истерическими или истероидными.

Аффективные формы  поведения вызывают также неудачи в учении, конфликты в группе, со всем коллективом,

Чаще всего  у детей возникают тягостные  переживания из-за того, что их якобы  не признают, ущемляют, недооценивают, к ним несправедливо относятся, придираются. В подобных случаях  у них нередко возникают устойчивые аффективные состояния, на этой основе формируются отрицательные формы поведения. Аффективные дети самые трудные для коррекции, так как моментально вспыхивают от малейших не нравящихся им раздражителей и фактически лишают возможности работать с ними. Воспитатель пытается скорее прекратить начавшуюся истерику и впредь всячески старается не трогать такого ребенка. Дети понимают это, и некоторые из них начинают злоупотреблять своей склонностью к истерическому поведению, рассматривают его как способ быстрого достижения своих целей. Главный способ преодоления аффективного поведения — индивидуальный подход. Индивидуальный подход предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного, ребенка, в частности, на его интересы и склонности, на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора. Развивая имеющиеся положительные черты, поощряя положительные поступки, можно рассчитывать на успех.

Индивидуальный  подход в отношении трудного, запущенного, да еще склонного к аффективному поведению ребенка  предполагает предварительную разработку плана  индивидуальной коррекции после  основательного изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка.

План может  включать такие действия:

• оказывать  помощь для ликвидации пробелов в  знаниях;

• избегать таких  оценок и характеристик, которые  могут углубить неверие ребенка  в своих силах;

• временно не спрашивать его по тому материалу, где он заведомо еще не успел ликвидировать пробелы;

поощрять его  малейшие успехи;

• периодически предлагать ему индивидуальные задания, которые подбираются с учетом его способностей;

• побудить родителей  не оказывать давление на ребенка  и не требовать нереальных поступков с его стороны;

 

 

 

 

Психологическая характеристика детей с аффективным  поведением

 

 « Аффективное  поведение – это упрямство,  драчливость, вспышки гнева, ярость. Это формы поведения, которые  возникают у детей неудовлетворенных  взаимоотношениями, сложившимися у них со сверстниками или взрослыми в ходе ряда причин, таких как:

- длительное  пребывание в детском саду.

- наметившийся  кризис семьи.

- избыток родительского  раздражения

«Аффективный  ребенок агрессивен, конфликтен, драчлив, отчаянный спорщик. Однако такой ребенок очень точно улавливает настроение взрослого. Он раним и обидчив, но сам не обостряет ситуацию, он застенчив и назойлив, не переносит шума и шумен сам. Он боязлив, недоверчив, ему присущ страх нового, неизвестного, но он и крайне неосмотрителен, неосторожен, часто попадает в беду». Вот каким нам предоставляет аффектика врач-психотерапевт В.И. Гарбузов.

Детям с отрицательными аффективными переживаниями характерно следующее поведение: они теряются, плачут, боятся страшного; не могут переключить внимание с одной ситуации на другую; не могут включиться в коллективную игру, занятие; плачут при расставании с родителями; часто плачут, падают на пол, бьют ногами и руками.

Таким детям  присущ низкий уровень произвольного  поведения и безынициативность и внешняя послушность взрослому.

Причиной аффективного поведения часто являются психопатологические  изменения, которые вызываются либо патологической  наследственностью, либо неблагоприятными воздействиями  на ребенка внешних факторов во внутриутробном (эмбриональном) периоде или на самых ранних этапах его жизни. По вопросу о наследственной психопатии существуют разные точки зрения. Одни считают, что психопатия наследуется как патология характера. Другие рассматривают психопатию как зачаточные или неразвившиеся формы психических заболеваний.

При правильном педагогическом подходе и благоприятных  социальных условиях такие особенности  ребенка могут настолько скомпенсироваться, что он может стать полноценным  членом общества. Если же развитие психопатического ребенка протекает в неблагоприятных условиях, могут возникнуть значительные патологические нарушения в характере и поведении.

Значение социальных условий в компенсации психопатических  состояний детей определяется тем, что психопатия — это не болезнь, а своеобразное аномальное течение детского развития. Психопатия характеризуется неравномерным (дисгармоничным) развитием отдельных психических функций и систем. Так, наряду с полноценным умственным развитием у детей-психопатов наблюдаются недоразвитие и своеобразные изменения в эмоционально-волевой сфере. Одни дети чрезмерно чувствительны, обидчивы, ранимы, болезненно привязаны к кому-нибудь из своих близких (чаще к матери) при равнодушном отношении к остальным членам семьи. Другие дети, наоборот, эмоционально холодны, не имеют привязанностей, замкнуты, несколько эгоистичны. В некоторых случаях в чертах характера детей-психопатов выступает эгоцентризм, переоценка своих возможностей, подчеркнутое самоутверждение, что нередко приводит к конфликтам с окружающими.

У детей-психопатов часто отмечается повышенная возбудимость, а в некоторых случаях склонность к аффективным вспышкам, в силу чего наблюдается неустойчивое настроение, повышенная внушаемость. Их поведение  носит импульсивный характер. У этих детей снижена работоспособность, они недостаточно внимательны, не умеют сосредоточиться.

Педагогу важно  знать особенности структуры  личности психопатического ребенка, своеобразие  его поведения, закономерности его  развития и причины, обусловливающие  возникновение детских психопатий. У такого ребенка, прежде всего, выступает недостаточная способность правильно оценить свои поступки, действия, свою деятельность. Своеобразно развивается у этих детей эмоциональная сфера. Так, при сохранности элементарных эмоциональных проявлений (чувства радости и страха, привязанность к родным), у них не развиваются сложные эмоциональные образования, т. е. не вырабатывается дифференцированного, глубокого отношения к окружающим; поэтому их эмоции нестойки и поверхностны. Кроме того, у этой группы психопатов не возникает глубоких переживаний; поэтому у них нет проявлений самолюбия, обидчивости, ранимости.

Особенности развития у этих  детей проявляются с  самого раннего детства и характеризуются  двигательным беспокойством, немотивированной крикливостью и плохим сном. В дошкольном возрасте у них появляется драчливость, неумение ладить и играть с детьми, неуступчивость. К концу дошкольного возраста начинают проявляться повышенные примитивные влечения, упрямство и склонность к аффективным вспышкам. Развитие интеллекта, речи и моторики обычно протекает нормально.

Если не принимается  мер к преодолению имеющихся  у таких дошкольников особенностей, они, как правило, оказываются неподготовленными  к школьному обучению и недостатки их характера и поведения выступают в школе с первых же дней. Такие дети не умеют подчиняться школьным требованиям, не выполняют учебных заданий, вступают в столкновения с товарищами, не слушаются педагога, нарушают дисциплину, иногда убегают из школы и даже из дому.

Информация о работе Аффективное поведение детей и приемы его коррекции