Аффективное поведение детей и приемы его коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 05:20, дипломная работа

Описание работы

Цель - используя коррекционную методику вывода детей дошкольного возраста из аффективного состояния детского психолога Е.Е. Кравцовой, облегчить пребывание ребенка в коллективе сверстников. Задачи исследования: На основе изучения психолого — педагогической литературы охарактеризовать аффективное поведение детей дошкольного возраста 2. Изучить коррекционные методики выхода из аффективного состояния
3. Проанализировать особенности поведения детей группы
4. Разработать систему выхода детей из аффективного состояния на основе системы детского психолога Е.Е. Кравцовой

Содержание работы

Введение
I. Теоретическая часть
Глава 1. Психолого–педагогические особенности детей с трудностями в поведении
1.1. Девиантное поведение и его формы
1.2. Аффективные дети, причины появления аффективных детей
1.3. Капризы как форма проведения аффективного поведения
Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми
2.1. Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения
2.2. Коррекция аффективного поведения детей
II. Практическая часть
Глава 3. Опытно – экспериментальная работа по выявлению и коррекции детей с трудностями в поведении
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Контрольный эксперимент
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом печать1-1.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

В развитии личности этой группы психопатических детей имеются некоторые определенные закономерности. Ряд симптомов, возникающих на ранних этапах развития: общее беспокойство, крикливость, плохой сон. В дошкольном возрасте выступают некоторые дополнительные симптомы. В это время становятся более заметными повышенные влечения. Но один из главных симптомов, свидетельствующих уже о патологии поведения,— неумение ребенка ладить с коллективом детей, включаться в игру. Это очень важно отметить, так как игра оказывает огромное влияние именно на развитие личности ребенка-дошкольника. Игра способствует развитию волевых механизмов поведения, обогащает эмоциональный опыт, развивает сознание, приучает подчиняться определенным правилам. Выпадение ребенка-психопата из игровой деятельности в дошкольном возрасте ведет к еще более резкому недоразвитию его характера и личности, что особенно остро скажется при переходе в школу.

В работе с такими детьми необходимо обратить особое внимание на то, чтобы правильно организовать процесс первоначального обучения. Хотя детей не затрудняет усвоение чтения, письма в счета, они плохо вовлекаются в деятельность, не доводят начатой работы до конца, выполняют ее небрежно, неряшливо. Следовательно, главное при обучении детей с психопатией — настойчиво приучать их к тщательному выполнению заданий, вначале облегченных и лишь постепенно усложняемых.

Очень важно  предупредить возможность появления  пробелов в знаниях, так как педагогическая запущенность крайне затруднит дальнейшую работу с такими детьми. Большое значение имеет воспитание у них интеллектуальных интересов. Это повышает эффективность учебной работы и способствует торможению имеющихся примитивных влечений.

Воспитательные  мероприятия в отношении этой группы детей-психопатов должны включать такие виды работы, которые были бы направлены на выработку умения анализировать и правильно оценивать свои поступки. Учитывая, что эти дети недостаточно владеют своим поведением, проявляют неустойчивость, внушаемость и легко попадают под отрицательное влияние, педагогу необходимо постоянно ставить их в условия строго организованного режима и не выпускать из поля зрения. В работе с детьми-психопатами органического круга очень важно сохранять спокойный, ровный тон, так как они возбудимы, могут легко раздражаться и доходить до аффективной вспышки по самому ничтожному поводу. При этом педагогу нужно помнить, что в период аффекта лучше переключить ребенка на какую-нибудь деятельность, чем уговаривать, а тем более наказывать его, так как последнее может только усилить возбуждение.

Большое воспитательное значение в работе с такими детьми имеют  все виды труда. Привлечение к  труду детей с этой формой психопатии имеет исключительное значение, так  как на занятиях по труду легче  организовать деятельность детей, выработать у них умение подчиняться инструкции, доводить начатое дело до конца, работать в коллективе. Труд снижает общую возбудимость детей-психопатов и отвлекает их от примитивных влечений.

В работе с психопатическими детьми педагогу очень большую помощь должны оказывать родители. Тогда может быть обеспечен единый подход к ребенку.

Кроме того, важен контакт  с психологом для использования  в случае надобности необходимых  лечебных мероприятий.

 

1.3. Капризы как  форма проведения аффективного  поведения

Итак, капризы. Что это такое, почему они случаются и как с ними бороться? Попробуем разобраться.

Психологическая энциклопедия дает следующее определение - Капризы  детей - стремление детей - прежде всего  возраста дошкольного и младшего школьного - делать нечто вопреки  предписаниям взрослых. Часто сопровождается плачем или криком. Благоприятными условиями для появления капризов служит переутомление, слабость системы нервной, повышенная эмоциональная возбудимость. Капризы могут возникать в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования, на применение слишком строгих мер. Капризы могут также свидетельствовать о фрустрации потребностей ребенка (в любви, внимании, автономии) или об эмоциональной травме.

Давайте поподробнее  рассмотрим пункты определения.

Начнем с  младенческого возраста. Частенько  родители жалуются, что их ребенок  капризный - без очевидных причин плачет, отказывается от кормления, плохо  засыпает, слишком возбудим.

Но в столь  юном возрасте психика ребенка находится  на стадии становления и у подобного поведения есть свои вполне веские причины. Недостаточное или несвоевременное удовлетворением каких-то потребностей малыша, отсутствие тесного эмоционального контакта ребенка с матерью, неспособность взрослых своевременно и правильно реагировать на его нужды - все это вызывает естественное возмущение малыша и как следствие слезы и крики. Родители же иногда неадекватно оценивают состояние малыша и рассматривают его беспокойство как каприз.

И если вашему ребенку  удается привлечь к себе внимание лишь настойчивым криком и плачем, такая реакция рискует закрепиться и впоследствии составить основу подлинных капризов.

 

Реальные капризы  начинаются в период от 2 до 5 лет. Этот период самый тяжелый, так как  он первый, и родители могут быть просто шокированы как их милый и  покладистый ангелочек превратился  в неуправляемую капризную бестию. Конечно, все семьи с разной долей  успешности выходят из этого первого кризиса. Но все ли ведут себя правильно в этот период? И как можно выйти из него с минимальными потерями? Попробуем разобраться.

В этом возрасте в организме ребенка идет "перестройка", он начинает больше понимать, острее переживать эмоциональный конфликты. Он чувствует себя "взрослым", ему все хочется делать самому. Тут то и появляются настоящие капризы, так пугающие и ставящие в тупик родителей. До этого такой покладистый ребенок вдруг словно забывает все другие слова кроме "нет" и "не хочу", становится капризным и строптивым, упорно отказывается выполнять наши требования. И ведет он себя при этом крайне, на наш взгляд, некрасиво: кричит, визжит, топает ногами, плачет, швыряет все, что попадается под руку, бросается на пол. Причем все это может происходить не только дома, но и на улице, на глазах у многих сочувствующих.

Попробуем разобраться  в причинам поглубже. Если вернуться  к определению, то можно выделить условно 4 причины.

Первая  и самая простая причина капризного поведения - если ребенка что-то беспокоит, например, у него что-то болит, но сам этого не понимает, просто ощущает дискомфорт. Ведь маленькие дети не могут чувствовать, что происходит в их организме, так, как это чувствует и понимает взрослый. Или он переутомлен, хочет спать. Ребенок не понимает, что с ним происходит и ,конечно, плачет. Эту причину даже нельзя отнести к как таковым капризам, но чтобы подобные ситуации происходили реже, нужно учить ребенка анализировать свое тело, а так же не плакать по пустякам (прищемил палец, упал). Спокойное и рассудительное отношение к своим травмам - залог крепкого эмоционального и психического здоровья.

"Двухлетняя  девочка упала. Мать следит, но  не бросается к ней - вроде  бы удар не сильный, а к  слабым привыкать надо, иначе как расти?! Малышка смотрит на мать и по ее лицу определяет, как себя вести: можно ли заплакать?.. «Вставай! Ты уже большая, ты можешь!» Пыхтя, малышка поднимается сама и бежит играть к детям." Воспитывать у ребенка веру в свои силы, возможности - значит предотвращать капризы. Нужда в них как в средстве самоутверждения отпадает.

 

Второй  причиной может быть то, что малыш, возможно, просто хочет привлечь к себе ваше внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, внимания, вашей любви, наконец. И тут, конечно, пресечение такого поведения лежит в большей степени на родителях.

Психолог А.И. Захаров считает, что большую  роль в формировании «трудностей» в  поведении ребенка играет семья, личность родителей.

 Он выделяет несколько неблагоприятных черт личности родителей. Среди них существует аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страха. Аффективность часто создает эффект «суматошности» в доме – хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители переживают случившееся, испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими, выходящими из под контроля чувствами. Мать девочки сказала:» Я понимаю, как нужно делать, но не могу себя сдерживать, чтобы не сделать замечания, не повысить голоса. Потом я долго переживаю и думаю, что это в последний раз и больше не повторится. Но вот наступает утро, и все повторяется снова»

Рецепт преодоления  этой стадии очень прост - понимание  и внимание. Конечно, частенько бывают ситуации, когда вы в силу тех или иных причин не можете уделить ребенку должного внимания и он начинает капризничать от скуки, неумения себя развлечь. Но такие ситуации нужно сводить к минимуму. Совместные игры, причем не просто игры, а постепенное обучение им, чтение вслух стихов и сказок, развивающие занятия с малышом - все это сводит на нет капризы от скуки. Малыш учится играть сам и постепенно понимает, что "мама бывает занята" и нельзя дергать ее по любому поводу.

Ребенок, умеющий  сам играть и развлечь себя, к сожалению, в наше время редкость. А в будущем это прямой путь к несамостоятельности и инфантилизму. Помогите ему, покажите, расскажите, научите - и довольны остануться и дети, и родители.

 

Третий  и самый распространенный вариант, когда ваш ребенок, вероятно, уже понял, что капризами, слезами и истерикой он может добиться от вас всего, чего захочет. И он начинает этим пользоваться. Это верный сигнал того, что вам не хватает твердости в борьбе с детскими капризами. Но твердость вовсе не означает категоричность и авторитарность. Необходимо спокойно, без криков и наказания дать понять ребенку, что есть в этой жизни правила, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть нарушены. Малыш в этом возрасте вполне способен понять, что не все в этом мире подчиняется его желаниям. И в ваших силах объяснить ему это.

Поэтому основной путь предупреждения подобных капризов – рациональная организация жизни  в семье, когда потребностям ребенка  уделяется достаточное, но не чрезмерное внимание. Очень важна последовательность поведения взрослых: если за первоначальным отказом под воздействием каприза следует уступка, то ребенок невольно научается именно так настаивать на своем. Когда очевидно, что желания ребенка выходят за разумные рамки и их выполнение нецелесообразно, то в этих случаях наилучшая форма реакции родителей – это спокойное игнорирование каприза. Почувствовав бесполезность неразумных требований, ребенок впоследствии воздержится от их повторения.

«...По улице шла женщина с ребенком. В витрине с игрушками мальчик увидел подъемный кран.

- Купи! - потребовал  он.

- Нет с собой  денег,- ответила мать.

- А я хочу, я  хочу! - заревел мальчуган и затопал  ногами, а потом - хлоп на землю  и ревет пуще прежнего.»

 

Каприз с его типичными  проявлениями: купи, хочу, дай, буду, не буду - и соответствующие действия, чтобы добиться своего.

Как же быть? Рецептов на все  случаи нет, но общий принцип один: изменить обстоятельства так, чтобы  каприз стал бессмысленным, ненужным в  глазах самого ребенка. Именно так и  поступила мать: видя, что успокаивание не действует, она медленным, спокойным шагом пошла дальше и завернула за угол. Увидев, что ее нет, мальчишка умолк, потом вскочил на ноги и бросился вдогонку, а, догнав, прильнул к матери...

Каприз - это слабость, которую  ребенок хочет превратить в силу, это форма проявления слабости, с помощью которой в семье растет сила маленького деспота. Каприз - это неверный способ утверждения своего «Я», способ привлечь к себе внимание. Отказался от еды - и сразу взрослые засуетились вокруг ребенка, он в центре внимания, его ублажают, задабривают, уговаривают.

 

А ведь иной раз достаточно пропустить одно-два таких мучительных  кормления - и больше уговоров не потребуется: ребенок почувствует, что за еду  отвечает он сам и без уговоров идет к столу.

А если уж ребенок раскапризничался, не нужно выходить из себя - это лишь подогреет его и распалит. Да и  вообще не нужно постоянно обращать внимание на капризные выходки. Спокойное, ровное обращение - вот лучшее средство. Не распаляться, не злоупотреблять окриками, одергиваниями, упреками.

Жизнь семьи должна быть спокойной и упорядоченной, отношения  ровные, тон приподнятый, радостный. Хорошим средством против капризов является принцип естественных последствий: не будешь есть, выходи из-за стола и  потом жди следующего кормления... Не хочешь вовремя ложиться спать, сам потом раздевайся и не жди обязательную сказку и поцелуй мамы на сон грядущий... Не собираешь игрушки, не получишь их больше...

 

Нужно ли наказывать ребенка  за такое поведение? Первая реакция родителей на такое поведение их чада – наказать. Но попробуйте по-другому: постарайтесь не обращать внимания на поведение ребенка, если вы видите, что этим он старается от вас чего-либо добиться, скажите ребенку, что такое его плохое поведение вас огорчает. Подберите правильные слова, чтобы объяснить это малышу, он поймет вас и постарается не огорчать. Можно на время удалить ребенка из комнаты, лишить каких-то удовольствий, но не затягивайте наказание на целый день - память ребенка 2-3 лет кратковременна и уже через полчаса он просто забудет за что его наказали.

 

В зависимости от темперамента ребенка, от его физического и  эмоционального состояния капризничает он по-разному: хнычет или же в гневе  визжит, кричит, кусается, швыряет все, что попадет под руку.

Первое правило, которое должны помнить родители: нужно постараться четко понять причину детского гнева. Если малыш вдруг увидел в витрине игрушку и визжит, требуя, чтобы ее немедленно купили, - это, естественно, необоснованный каприз. Если ребенок вдруг решил сам потребовать завязать себе шнурки на ботинках, но маме некогда, она спешит, ребенок начинает настаивать: « Я сам!», крики, слезы, ссора – здесь вина лежит целиком на взрослом. Ведь нет ничего плохого в том, что ребенок хочет стать самостоятельным, научиться что-то делать сам. Немного терпения – и конфликта можно избежать!

Второе правило. Если «сцена» только начинается, надо постараться отвлечь ребенка. Изображайте удивление, говорите что-то, главное, чтобы переключить его. Скажите, например: «Ой, посмотри, какая удивительная птица прилетела к нам на балкон. А вдруг она волшебная? Пойдем, попробуем с ней познакомиться…». Если ребенок еще вменяем, но с удовольствием включится в игру и позабудет о предыдущих проблемах.

Информация о работе Аффективное поведение детей и приемы его коррекции