Аффективное поведение детей и приемы его коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 05:20, дипломная работа

Описание работы

Цель - используя коррекционную методику вывода детей дошкольного возраста из аффективного состояния детского психолога Е.Е. Кравцовой, облегчить пребывание ребенка в коллективе сверстников. Задачи исследования: На основе изучения психолого — педагогической литературы охарактеризовать аффективное поведение детей дошкольного возраста 2. Изучить коррекционные методики выхода из аффективного состояния
3. Проанализировать особенности поведения детей группы
4. Разработать систему выхода детей из аффективного состояния на основе системы детского психолога Е.Е. Кравцовой

Содержание работы

Введение
I. Теоретическая часть
Глава 1. Психолого–педагогические особенности детей с трудностями в поведении
1.1. Девиантное поведение и его формы
1.2. Аффективные дети, причины появления аффективных детей
1.3. Капризы как форма проведения аффективного поведения
Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми
2.1. Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения
2.2. Коррекция аффективного поведения детей
II. Практическая часть
Глава 3. Опытно – экспериментальная работа по выявлению и коррекции детей с трудностями в поведении
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Контрольный эксперимент
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом печать1-1.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

Дети группы рисовали разное: себя в окружении  родителей, сестер, братьев. А эти  дети не изобразили себя на рисунке  и фигуры родителей изобразили очень  мелко – это говорит о том, что ребенок не видит себя в  рамках семьи.

Изучая рисунки  детей на тему: «В детском саду», привлекли внимание  рисунки двоих детей.

Если другие дети группы изображали себя в окружении  сверстников, воспитателя, игрушек, то эти двое не изобразили ни одного сверстника вокруг себя.

III. В беседе детям была предложена ситуацию: «В группу воспитатель принесла интересные игрушки, но игрушек было мало и мальчику не досталось. Как ты думаешь,  как поступит мальчик?

Ответы детей:

Егор Ч.: «Он  будет играть со своими друзьями»

Анна Ф. «Он  подождет пока другие поиграют, а потом  поиграет сам»

Рома М.: «Плохо. Он будет отбирать игрушки у детей».

Воспитатель: «  А  если  не получится отобрать игрушки?».

Рома: «Будет драться».

IV. Побеседовав с родителями детей, выяснилось, что дети проявляют следующие формы аффективного поведения:

капризы — 7 детей

плач — 9 детей

упрямство — 12 детей

непослушание  — 10 детей

 

 

Данные констатирующего  эксперимента, проведенного со всеми  детьми группы, занесены в таблицу.

1. Изучение рисунков  детей.

а). тема «Семья»

+ на рисунке  изображена полная семья. Фигуры  членов семьи крупные, отчетливые.

- на рисунке  отсутствует один из членов  семьи, фигуры родителей мелкие.

б). тема «В детском  саду»

+ на рисунке изображены игрушки, сверстники, воспитатель.

- на рисунке  нет ни одного сверстника.

2. Наблюдение  за поведением детей в разных  видах деятельности:

+ отсутствие  аффективных проявлений.

- наличие аффективных  проявлений.

3. Беседа.

+ положительный  исход ситуации

- трагичное  решение ситуации.

 

 

 

 

 

 

Таблица №1.

 

Ф.И. детей

Изучение рисунков детей

Наблюдение за поведением детей

беседа

% соотношение положительных

результатов.

 

семья

В дет-

ском

саду

В игре

В

общении со сверстни-

ками

На занятии

   

Егор Ч.

+

+

+

+

-

+

90

Кирилл Г.

+

+

+

+

+

+

100

Светлана Л.

-

+

+

+

+

+

90

Антон К.

+

+

+

+

+

+

100

Роман М.

-

-

-

-

-

-

0

Анна Ф.

+

-

-

-

+

+

50

Евангелина Р.

+

+

+

+

-

+

90

Олеся М

+

+

+

+

+

-

75

Алиса С.

+

+

+

+

+

+

100

Федор К.

+

+

+

+

+

+

100

Александр. Т

+

+

+

+

-

+

90

Мария С.

-

+

+

+

+

-

75

Тимур Б.

-

+

+

+

-

-

50


 

 

Вывод:  Из 13 детей 9 выявили показатели аффективного поведения. Особенно выделяется Рома М., который имеет  нулевой процент  положительных результатов. На этого  ребенка следует обратить особое внимание.

 

 

 

 

 

 

3.2. Контрольный  эксперимент.

Рабочая гипотеза: Если систематически проводить с детьми работу, то можно помочь им частично выйти из аффективного состояния, изменить поведение ребенка в коллективе сверстников.»

Цель: используя коррекционную методику вывода детей из аффективного состояния детского психолога Е.Е. Кравцовой, облегчить пребывание ребенка в коллективе сверстников.

Методика работы с детьми состояла из трех этапов: каждый включал в себя несколько стадий:

Первый этап включал две стадии;

Второй этап – четыре стадии;

Третий этап – три стадии

Главной целью  каждого этапа являлось:

I. Этап

Цель: помочь ребенку  почувствовать себя всемогущим (побеждать  зло)

II. Этап

Цель: через  режиссерскую игру научить преодолевать отрицательные  эмоции.

III. Этап

Цель: обучить  общению с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

План работы с детьми с сентября 2010г. по март 2011г.

 

Таблица №2

дата

Место в режиме дня

Содержание  работы

примечание

 

1

 

 

 

 

2

 

20.09

 

 

 

 

27.09

 

1 п.д.

 

 

 

 

1 п.д.

 

I .этап

1 стадия

слушание историй, рассказанных воспитателем, в которых  зло побеждается маленьким, находчивым героем.

 

 

 

3

4

5

6

 

 

4.10

18.10

25.10

8.11

 

 

2 п.д.

2 п.д.

1 п.д.

2 п.д.

 

2 стадия

д/и «Как поступить?»

цель: научить  ребенка видеть победу добра над  злом.

 

Рассказать  детям сказки, в которых добро  побеждает зло.( «золушка», «Красная шапочка» и др.)

 

 

 

 

 

Работу проводит воспитатель

 

 

 

7

8

9

 

 

 

15.11.

22.11

6.12

 

 

 

1 п.д.

1 п.д.

1 п.д.

 

II .этап

1 стадия

С помощью экспериментального набора кубиков, рассказать смешные нелепицы.

Цель: вызвать  у детей положительные эмоции.

 

 

 

 

10

11

12

 

 

 

13.12

31.12

27.01

 

 

 

1 п.д.

2 п.д.

2 п.д.

 

 

2 стадия

Д/и «Закончи рассказ»

Цель: учить  ребенка высказывать свою положительно-эмоциональную  точку зрения.

 

Д/и «Как поступить?»

Цель: показать ребенку другие варианты положительно-эмоционального выхода из ситуации.

 

 

 

 

 

Работу проводит воспитатель

 

 

13

14

 

 

14.02

21.02

 

 

1 п.д.

1 п.д.

 

3 стадия

Д/и: «Придумай  сказку»

Цель : развивать  воображение ребенка.

 

 

 

15

16

17

 

 

28.02

6.03

13.03

 

 

1 п.д.

1 п.д.

2 п.д.

 

4 стадия

Д/и : «как поступить?»

Цель: научить  ребенка выходить из отрицательных  ситуаций.

 

 

Беседа: «как бы поступил ты?»

Цель: вызвать  понимание ребенка, что друг с  другом нужно делиться, помогать друг-другу.

 

 

 

 

 

 

Работу проводит воспитатель


 

 

 

 

 

 

3. Заключительный эксперимент

Цель: проверить  верность рабочей гипотезы: «если  систематически проводить с ребенком работу, то можно помочь ему частично выйти из аффективного состояния, изменить поведение ребенка в коллективе сверстников.

Проведя методику коррекционной работы: вывода ребенка  из аффективного состояния, предложенную детским психологом Е.Е. Кравцовой, было решено провести заключительный эксперимент по методике констатирующего  эксперимента.

I. Наблюдение за детьми в разных видах деятельности, позволили мне выявить изменения, произошедшие в поведении:

- стали значительно  реже проявляться вспышки ярости;

- поведение  не всегда регулируется ребенком, очень часто произвольность носит  низкий уровень;

- включается  в коллективную игру;

- у Ромы М.  появились друзья ( Кирилл Г., Федор  К.), но положительно-эмоциональное  общение со сверстниками еще  носит напряженный характер.(дети  группы не стремятся к общению  с Ромой);

- Рома М.  перестал разрушать постройки  детей;

- Рома М. не отбирает игрушки у детей.

 

  1. Из анализа рисунка на тему: «Семья» я увидела, следующее: пятеро из девяти детей с аффективными проявлениями стали изображать себя на рисунках. Анализ рисунка Ромы М. показал, что ребенок по прежнему не видит себя в рамках семьи.

Анализ рисунка  на тему: «В детском саду»показал следующее: семеро из девяти детей начали рисовать игрушки, сверстников, воспитателя. Анализ рисунка Ромы М.: если раньше Рома вокруг себя не изобразил ни одного сверстника, то теперь на рисунке Рома окружен двумя сверстниками.

III. В беседе я предложила Роме ситуацию «Воспитатель принесла в группу очень интересные игрушки, но их было мало и мальчику не досталось. Как поступит мальчик?».

Рома: «мальчик будет играть с другим мальчиком  у которого будет игрушка».

 

Для наглядности  результатов экспериментальные  данные я представила в таблице.

 

 

 

 

 

Таблица №3

 

Ф. И. ребенка

Изучение  рисунков ребенка

Наблюдение  за поведением ребенка

Беседа

 

Семья

В д\с

В игре

В общении  со сверстниками

На  занятии

До

После

 

До

После

До

После

До

После

До

После

До

После

   

Рома  М

-

-

-

+

-

+

-

+

-

-

-

+

Егор  Ч.

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

Светлана  Л.

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Анна  Ф.

+

+

-

+

-

-

-

+

+

+

+

+

Евангелина  Р.

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

Олеся М.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Александр Т.

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

Мария С.

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

Тимур Б.

-

-

+

+

+

+

+

+

-

-

-

+


 

Вывод:

Я полагаю, что  выбранная мной методика коррекционной  работы вывода  детей из аффективного состояния оказалась верна. Я  помогла частично выйти  детям из этого состояния.

Таким образом,  я считаю, что главный способ преодоления  аффективного поведения – индивидуальный подход.

Индивидуальный  подход предполагает умение опираться  в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного, ребенка, в частности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора. Развивая имеющиеся положительные черты, ориентируя на их укрепление поведение ребенка, поощряя положительные поступки, воспитатель может рассчитывать на успех.

Таким образом, аффективное поведение может  развиваться под влиянием разных факторов. Для его коррекции требуется индивидуальный подход.

Помимо этого  в ходе нашего исследования:

Во-первых, я  изучила большое количество литературы, которая помогла мне увидеть  в группе детей с аффективным  поведением. А в дальнейшем помогла  разработать методику констатирующего эксперимента и методику коррекционной работы с детьми. Изученная литература обогатила мои знания о «трудных» детях, о методах и приемах работы с ними.

Во-вторых, я  приобрела опыт работы с детьми с  аффективным поведением. И в дальнейшем мне будет легче выявить таких детей в группе, разработать методику коррекционной работы, найти общий язык с ребенком-аффектиком.

В-третьих, я  помогла частично выйти детям  из кризиса, что позволило мне  убедиться в своих силах, возможностях.

Так же работа помогла  мне убедиться в том, что работа с детьми будет иметь желаемый результат только в том случае, если проводить систематически. Педагог должен иметь желание помочь ребенку и семья должна поддерживать эту работу, вести сотрудничество с педагогом.

Моя работа имеет  большое значение и для детей. Эта работа помогает детям преодолеть вспышки ярости, гнева, страха, помогает влиться в коллектив сверстников.

Работа которую  я проводила с Ромой М. не прошла бесследно. Она  помогла ему частично выйти из аффективного состояния, что  облегчило пребывание ребенка в детском саду.

Ребенок стал постепенно вливаться в коллектив сверстников: общаться с ними, играть. Я думаю, что Роме в дальнейшем будет легче  общаться со сверстниками и взрослыми, но чтобы мальчик не вернулся на прежний этап аффективного поведения я буду продолжать свою работу и доведу ребенка до заключительного III этапа.

 

 

 

Заключение

Итак, в ходе  нашего исследования мы выяснили, что  причиной детского непослушания является  несовпадение между детским «хочется»  и взрослым «нужно». Это  заставляет педагогов изыскивать средства для преодоления возникающих трудностей. Если педагог хочет с честью и успехом разрешить стоящие перед ним воспитательные задачи, необходимо понять происхождение разных видов детского непослушания и в зависимости от этого выбрать средства для их преодоления.

О чем нужно  помнить педагогу, обнаружившему  девиантное поведение школьников и  поставившему перед собой гуманную и благородную цель — помочь детям  его преодолеть?

1. Прежде всего  о том, что нужно занять непримиримую позицию и предъявлять категорические требования, вводить активное принуждение выполнить их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов. Ребенку любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пределы которых не только осуждается, но и наказывается.

2. Воспитатель  должен устранять не последствия,  а причину. Устранение причин, вызывающих неправильное поведение,  если только эти причины устранимы  и если педагоги и родители  смогли разобраться в них —  реальная основа для устранения развивающихся отклонений.

3. Педагог устанавливает  непрерывный мониторинг, т. е.  систематический надзор за отклонениями  в поведении детей с обязательным  и своевременным реагированием  на возникающие ситуации. Иногда  он может «не заменить» проступка, если последний носит чисто случайный характер, или ребенок и сам его довольно мучительно пережил, или, наконец, замечание родителей и воспитателя угрожает «переполнить чашу» и вызвать добавочные осложнения.

4. Политика «кнута  и пряника», т. е. сочетание наказаний с увещеваниями, просьбами, советами — пока самая надежная в коррекционном воспитании и дает наилучшие результаты. Разъяснение, убеждение, пробуждение чувства долга, раскаяния, стыда сочетаются, если это полезно, с запугиваниями, предостережениями, наказаниями. Не надо бояться и отвергать того, что издавна применялось в нашем национальном воспитании. У каждого народа воспитание прошло свой путь. Гуманизм для нас сегодня — это реальная помощь ребенку. Здесь все средства хороши. В наших национальных традициях — стремление к тому, чтобы раскаяние и стыд, недовольство собой переживались глубже, чем наказание.

5. Известно, что  чувства способны притупляться, коль скоро причины, их вызывающие, становятся привычными. Поэтому  действия педагога должны восприниматься детьми как справедливые («за дело») и соразмерные совершенному проступку. Наказания должны быть редкими, ощутимыми, разнообразными. Неприятные переживания, связанные с наказаниями, весомее, нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступка. Наказание не должно оскорблять и унижать ребенка, оно не должно носить издевательского или неоправданно жестокого характера.

Информация о работе Аффективное поведение детей и приемы его коррекции