Аффективное поведение детей и приемы его коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 05:20, дипломная работа

Описание работы

Цель - используя коррекционную методику вывода детей дошкольного возраста из аффективного состояния детского психолога Е.Е. Кравцовой, облегчить пребывание ребенка в коллективе сверстников. Задачи исследования: На основе изучения психолого — педагогической литературы охарактеризовать аффективное поведение детей дошкольного возраста 2. Изучить коррекционные методики выхода из аффективного состояния
3. Проанализировать особенности поведения детей группы
4. Разработать систему выхода детей из аффективного состояния на основе системы детского психолога Е.Е. Кравцовой

Содержание работы

Введение
I. Теоретическая часть
Глава 1. Психолого–педагогические особенности детей с трудностями в поведении
1.1. Девиантное поведение и его формы
1.2. Аффективные дети, причины появления аффективных детей
1.3. Капризы как форма проведения аффективного поведения
Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми
2.1. Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения
2.2. Коррекция аффективного поведения детей
II. Практическая часть
Глава 3. Опытно – экспериментальная работа по выявлению и коррекции детей с трудностями в поведении
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Контрольный эксперимент
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом печать1-1.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

6. Поощрения  не должны восприниматься детьми  как обязательные за любой  их хороший поступок. Награды  не должны быть направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем могут переживаться детьми сильнее, чем поощрение за него.

7. Угрозы наказанием  должны быть реальными. Мы часто  и очень легко сулим нарушителю всяческие угрозы, не имея ни возможности, ни силы, ни желания приводить их в исполнение. Что это воспитывает? Только недоверие и нежелание прислушиваться к нашим словам. Не следует угрожать мерами, заведомо не выполнимыми.

8.Анализ аффективного поведения дошкольников показывает: причина аффекта заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает заданную ему ситуацию и не обладает способами ее переосмысления. Он не может выйти из ситуации и управлять ею. Источником появления аффекта в поведении служит ориентация ребенка на наличную картину, уход от однозначных, альтернативных смысловых трактовок, игнорирование возможного осмысления ситуации в целом. Появление этих возможностей связано с развитым воображением у ребенка.

9.Главный способ  преодоления аффективного поведения — индивидуальный подход. Индивидуальный подход предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного, ребенка, в частности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора.

Проведенная работа подтвердила правильность выдвинутой гипотезы. Беседы и игры, проведенные в ходе экспериментов способствовали улучшению взаимодействия детей друг с другом, аффективные формы проявлялись не так ярко.

Родители воспитанников  так же заметили изменения в характере  своих детей. Многие родители отмечали, что дети стали более спокойные, послушные, стали меньше плакать и капризничать.

Иными словами, все поставленные задачи были решены.

Начатая работа будет проводится дальше с целью  закрепления и улучшения результатов.

 

Список  используемой литературы

  1. А.И. Захаров. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Союз, 1998.

 

  1. Е.Е. Кравцова. Разбуди в ребенке волшебника. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.

 

  1. М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому. - М.: Издат. дом "Карапуз", 2000.

 

  1. Н.Н. Палагина. Воображение у самого истока. - М.: Институт практической психологии, 1997

 

     5. Эмоциональные нарушения в детском  возрасте и их коррекция /под  ред. Лебединский В.В., Никольская  О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.И.- М., 1990г.

 

     6.Славина  Л.С. Дети с аффективным поведением, М., 1998г.

 

     7. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья – ООО Апрель  Пресс,  ЗАО Изд-во ЭКСМО –  Пресс, 2000

 

     8. Рубинштейн С.Л. Избранные психологические  труды.

 

     9. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Научное издательство «Большая  российская энциклопедия», 1999

 

     10. Воспитание трудного ребенка  (под ред. Рожкова М.И., М., 2003г.

 

     11. Вайзман Н.  Реабилитационная  педагогика - М.:Просвещение, 1996.

 

     12. Выготский Л.С. Игра и ее  роль в психологическом развитии  ребенка // Вопросы психологии. – 1996. - №6.-С.34

 

     13. Гонеев А.Д., Лифенцева Н.И., Ялпаева  Н.В., Основы коррекционной педагогики, М., 2002г.

 

     14. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.  Исправление недостатков характера  у детей и подростков- М., 1992г., с. 160

 

     15. Коррекционная педагогика в начальном  образовании/ под ред. Кумариной  Г.Ф.,М., 2002г,с. 250

 

     16. Жуковская Р.И. Игра и ее  педагогическое значение. – М., 1984.

 

      17. Крушельницкая А.В., Третьяковка  Т.В. Детки с характером//Семья  и школа-2000-№2 -стр. 11-13

 

     18. Панфилова М.А.  Игратерапия общения  - М., 2000.

 

     19. Общение детей в детском саду  и семье. / Под ред. Т.А.Репиной,  Р.Б.Степкиной. – М.: Педагогика, 1990

 

     20. Рычкова Н.А.Поведенческие расстройства  у детей: диагностика, коррекция и психопрафилактика- М., 2001

 

     21. Гарбузов В.И. Нервные дети- М., 1990г.

 

     22. Захаров А.И.  Как предупредить  отклонения в поведении детей. - М.-Просвещение, 1993.

 

     23. Кравцова Е.Е. Как помочь детям  преодолеть трудности в поведении- Минск, 1990, с.43

 

     24. Подласый И.П. Курс лекций по  коррекционной педагогике- М., 2002, с.227.

 

25. Запорожец  А.В. Избранные психологические  труды. Т.1. – М., 1986.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

ПРОТОКОЛ №1

Формирующего  эксперимента от 20.09.2010г.

 

Ребенок: Рома М. 4 года 10 месяцев.

 

Цель: Помочь ребенку  почувствовать себя сильным, сделать  неуязвимым.

 

Методика Е. Кравцовой «Как помочь детям преодолеть трудности в поведении»

 

 

I этап.

 

1 стадия.

Создам доверительную  обстановку: выберу наиболее спокойное место в группе. Предлагаю ребенку поиграть:

 «ты хочешь со мной поиграть?»

 Рома: « Да»

Предлагаю Роме сюжет игры:

«Однажды два  зайчика, один большой, а другой маленький, отправились в лес. Вдруг на встречу  им идет  огромный злой волк. Большой  зайчик прижал уши и стал плакать. А маленький зайчик позвал на помощь свою подругу добрую Фею. Она победила злого волка.»

Рома внимательно  слушал эту историю, ни о чем меня не спрашивал.

Через неделю я  рассказала Роме еще одну историю.

«Однажды два  мальчика пошли на речку купаться. Вдруг на встречу им вышел злой колдун. Один мальчик испугался, а другой вел себя храбро. И вдруг мальчикам на помощь пришел богатырь, который победил злого колдуна»

Я спросила у  Ромы.

«Какой мальчик  тебе больше нравиться: храбрый или трусливый?»

Рома ответил:

«Храбрый, а  еще я хочу быть богатырем».

Я думаю, что  ценность этой стадии заключается в  том, что ребенок видит две  стороны поведения, сравнивает себя с одним из героев. Ребенок видит  ситуацию со стороны и приобретает  опыт. Затем я спросила:

«Что ты будешь делать, когда станешь богатырем?»

Рома: «Буду  защищать людей.»

Увидев, что  Рома начинает чувствовать себя всемогущим, хочет защищать слабых, побеждать  зло, я решила перейти на  вторую стадию.

На второй стадии субъектом деятельности становиться ребенок. Предлагаю Роме самому найти выход из ситуации:

«Давай придумаем  историю. Я начну, а ты продолжай: «Два зайчика попадают в беду…»

Рома не задумываясь  ответил:

«Их съел злой волк, и зайцев больше никто не видел».

Через неделю я  предложила Роме еще одну ситуацию:

«Жили-были два  щенка. Они пошли гулять. И встретили  страшного, злого волка…»

Рома немного  подумал и ответил: «Они испугались и убежали, потому что волк хотел  их съесть.»

Так как у  историй трагическое окончание, я продолжила работу на 2 стадии:

«Однажды Саша никак не мог заснуть. Он долго  лежал в кровати и о чем-то думал. И вдруг из-за шкафа послышался шорох…»

Рома ответил: «Саша испугался, но посмотрел кто  там сидит. А это был его  кот.»

Благодаря воспитателю, которая по моей просьбе рассказывала Роме сказки, в которых добро побеждает зло («Золушка»,  «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Снежная королева»), Рома постепенно начал придумывать истории с хорошим концом.

«На опушке леса жил маленький гномик. Однажды  он бродил по лесу, а было уже поздно. И тут он увидел  лису…»

Рома: «Лисе  было скучно. У нее не было друзей. Они подружились и стали вместе играть.»

Так как Рома стал положительно решать ситуации, я  решила перейти на II этап.

 

ПРОТОКОЛ №2

Формирующего  эксперимента от 15.11.2010г.

 

Ребенок: Рома М. 4 года 11 месяцев.

 

Цель: Помочь ребенку  обрести уверенность в себе, сформировать внутреннюю позицию.

Методика Е.Кравцовой  «Как помочь детям преодолеть трудности  в поведении»

 

II этап.

 

1 стадия.

Обучаю ребенка  режиссерской игре. Для этого изготавливаю экспериментальный набор кубиков.

С помощью кубиков  рассказываю Роме смешные нелепицы:

«Подошел великан  к светофору, взял его в руки и  стал светофором чистить зубы».

Эта история  вызвала у ребенка недоумение.

Через неделю я  предложила Роме еще одну нелепицу:

«Пришел великан  на стадион. Захотелось ему поиграть в футбол. Нашел великан лавочку  и стал ею играть в футбол.»

Теперь история  вызвала у Ромы интерес и оживление. Рома сказал: «Этот великан смешной».

Через какой-то промежуток времени Рома сам подошел ко мне и попросил, чтобы я рассказала ему смешную историю:

«Однажды, рано утром, великан вышел на улицу, прогуляться. Проходя мимо забора великан вспомнил, что он еще не расчесывался. Он взял забор, расчесал волосы, и поставил забор на место. А затем пошел дальше.»

Эта история  вызвала у Ромы эмоциональный  подъем, радость.

Я решила перейти  на 2 стадию.

 

На 2 стадии  я продолжала обучать Рому режиссерской игре.

Я начинаю рассказ, а Рома продолжает его.

«Рома, давай  придумаем рассказ. Я начну, а ты продолжай:

«Саша сказал своей  сестре, что в тетради нарисовал  машину. А что же было дальше?»

Рома: «Сестра  поругала Сашу и поставила его  в угол».

Через неделю я  предложила Роме еще одну ситуацию:

«Брат и сестра остались одни дома. Мальчик случайно толкнул чашку.  Она упала и разбилась. Пришли домой родители. И что было дальше?»

Рома: «Они наказали мальчика, его потом простили.»

Благодаря педагогическим задачам, удалось показать, что одна ситуация может разрешаться как  отрицательно, так и положительно. Это помогло мне добиться желаемого результата. И вот как Рома разрешил очередную ситуацию:

«Таня сказала  брату, что она нечаянно наступила  на его любимую машинку и она  поломалась. Что  было дальше ?»

Рома:»Брат не ругал Таню. Он сам починил машинку.»

Рома научился положительно разрешать ситуации, что позволило мне перейти на 3 стадию.

 

На 3 стадии я  предложила Роме самому придумать сюжет  рассказа или небылицы. Для этого  я предложила ребенку разнообразные  кубики.

«Рома расскажи мне какую-нибудь историю, какую хочешь».

Рома сказал, что ему очень понравилась  история про великана, которую  ему рассказывала я.

Рома рассказал  мне о том, как великан играл  в футбол. При рассказе он использовал  кубики. Через неделю Рома подошел  ко мне и сказал, что он придумал еще одну историю про великана. И вот, что он мне рассказал, используя кубики:

«Великан пошел  купаться. Искупался и захотел  вытереться. Мимо бежала кошка. Он взял кошку, вытерся ею и пошел гулять.»

Я перешла к  работе на 4 стадию.

Предложила  Роме ситуации, с помощью которых он учится разрешать различные ситуации, учится выходить из своих отрицательных ситуаций:

«Воспитатель  принесла в группу очень интересные игрушки, но их было мало и мальчику не досталось. Как ты думаешь, как  поступит мальчик?»

Рома ответил:

«Заберет у кого-нибудь.»

Благодаря беседам, которые с ребенком проводил воспитатель, удалось приблизиться к желаемому  результату:

«В день своего рождения белочка испекла торт и  позвала лесных жителей в гости. Но гостей пришло так много, что зайчику  не досталось торта. Как поступит зайчик?»

Рома: «Может с  ним поделятся?»

 


Информация о работе Аффективное поведение детей и приемы его коррекции