Агрессивность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:00, дипломная работа

Описание работы

Проблема агрессий человека на протяжении всей истории культуры и работы научной мысли человечества была одной из наиболее актуальных и животрепещущих. Актуальность её определяется, прежде всего, тяжестью деструктивных последствий для общества и человека каждого типа агрессии, их многосторонней разрушительной силой.
Феномен человеческой агрессивности рассматривался с философской, культурологической, антропологической, юридической, психологической, биологической, социологической и других точек зрения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………2
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема……………………………….................…...……….7
§1.1 Проблема агрессивности и её решение в психологической науке…..…....................................................................................................……7
§1.2 Проявление и методики изучения агрессивности в подростковом возрасте…………………………………………………..………...…20
Глава II. Характер агрессивного поведения современных подростков………………......................................................................................32
§2.1 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового развития……………….........…..…….…….32
§2.2 Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста…….…36
Глава III. Психологические условия коррегирования агрессивного поведения подростков……….................……………………………………...…42
§3.1 Типология агрессивного поведения современных подростков…………........................................................................................…..42
§3.2 Пути и формы вовлечения подростков в систему социально-одобряемой деятельности………….......……………………………53

Файлы: 1 файл

Агрессивность (Литвишко).doc

— 484.00 Кб (Скачать файл)

При этом участие в  производительном труде существенно  меняет взгляды подростков на вещи, как результаты труда, и на тружеников. И здесь опять же важна инструментовка, обыгрывание этой деятельности. Например, при помощи организации экскурсий  младших школьников в учебно-производственные мастерские. Когда подростки показывают и рассказывают малышам о своем труде, они чувствуют себя членами трудового коллектива и представляют его. Здесь появляется гордость рабочего человека, ответственность за себя и товарищей.

В процессе организации  многоплановой деятельности подростков мы специально продумывали вопрос об использовании системы разнообразных  поощрений  - материальных и моральных. При этом мы исходили из необходимости  всемерно поднимать самоуважение подростка, так как «люди с пониженным самоуважением имеют тенденцию чаще закрываться от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо» («представляемое я») (см.: Кон И.С., 1978, с.65). Поощрения, тесно связываясь с оценкой, самооценкой, активно влияют на формирование нравственной зрелости детей, их отношение к делу, себе, другим людям.

Следует отметить, что  задаваемостъ системы социально  признаваемой деятельности подростками  не осознается, ибо им представляется широкая свобода выбора в массе  интересных дел и забот.

Ломка сложившихся и формирование принципиально новых отношений, происходящих при включении подростков в просоциальную деятельность, осуществляется незаметно для детей, которые  воспринимают эту переориентацию как  потребность.

 

Организуя целенаправленное включение подростков, проявляющих повышенную агрессивность, в социально одобряемую деятельность, мы стремились выявить наиболее четкие моменты, «узловые точки» воздействия угон деятельности па формирование нравственной сферы личности и растущего человека. Мы убедились в том, что на первом этапе «вхождения» агрессивных детей в систему социально значимых дел важнейшее значение приобретает их заинтересованность. Вернее, необходима не просто заинтересованность, а заинтригованность, которая достигается посредством организации разных дел, требующих инициативы, творчества подростков. Именно заинтересованность вовлекает подростков в круг коллективных забот, позволяя найти достойное место в группе сверстников, удовлетворяя потребности агрессивно настроенного ребенка в признании его прав и возможностей, нивелируя тем самым агрессивность.

Важную роль в коррегировании агрессивного поведения подростков играет темп наращивания положительных  моментов в их делах, от чего зависит  и темп «стихания» отрицательных  моментов. Причем наиболее действенным путем наращивания положительного опыта является сама продуманная организация просоциальной деятельности, создающая нагнетание, непрерывное усложнение постоянно изменяющихся увлекательных дел забот при включении в них всех подростков и при подчеркнутом доверии, уважении к ним.

Важно отметить, что напряженный  темп организации социально признаваемой деятельности создает атмосферу  всеобщей ответственности детей  и душевного их подъема. Особое психологическое  значение приобретает методика рубежей  - коллективных (например, годовщина школы), лично-коллективных (окончание учебного года) и личных (день рождения). Специальная подготовка к ним, увлекая подростков своим содержанием и способами организаций, вырабатывает в труппе детей определенный стиль и создает тон, способствующие развитию отношений взаимозависимости, взаимоответственности, развивающие новые формы общения подростков друг с другом и со взрослыми. Показательно, что включение подростков в систему социально значимой деятельности приводит к реальному укреплению.

Полученные данные показали, что педагогически целесообразная организация социально одобряемой деятельности, зависимость ее результатов  от успешной работы каждого порождает  у подростков отношения взаимной ответственности и контроля. Эти отношения создают постоянное; «упражнение», обусловливая товарищеское поведение, ответственность перед товарищами, перерастающую в ответственность перед обществом.

В коллективной социально  одобряемой деятельности, где реально  накапливается нравственный опыт взаимного доверия, уважения, взаимной требовательности, создаются условия для ликвидации ложного товарищества, для выработки умений бороться за товарища по имя подлинной взаимопомощи и товарищества.

Практика убеждает в  том, что в коллективной просоциальной деятельности подростки на собственном опыте приходят к необходимости согласования своих желаний, действий с желаниями, нуждами других, что ставят на первый план нужды, требования общего дела, коллектива.

Выяснилось, что, преодолевая эгоизм и агрессивность подростков, коллектив, сплоченно действующий по выполнению: значимых дел, естественно приводит детей к пониманию известного самоограничения, возможности поступиться своими желаниями. Характерны данные, свидетельствующие о том, как видоизменилось в целом все поведение подростков рассматриваемой школы, инициатива, энергия которых направлена на полезные дела. Уменьшаются случаи нарушения порядка и дисциплины, количество мелких нарушений становится минимальным.

Необходимо отметить, что как общие психологические особенности детей подросткового возраста, так и их специфическое преломление у агрессивных подростков находят удовлетворение не просто в эпизодически возникающих действиях, а в целенаправленно построенной системе социально одобряемой деятельности, реально отвечающей стремлениям, и потребностям 10-15-летнего ребенка. При этом психологическая эффективность воздействия этой системы на нравственное развитие детей зависит от продуманности сочетания разных ее видов. Дело в том, что каждый из видов просоциальной деятельности имеет различную направленность, различный воспитательный потенциал, занимая определенное место в процессе коррегирования агрессивности подростков.

Характерно, что даже элементарная деятельность по обслуживанию себя, создающая разнообразные взаимоотношения между подростками, имеет серьезное значение в коррекции их поведения. Она вырабатывает умение и потребность обходиться «без нянек», что соответствует стремлениям подростков к самостоятельности, равноправию.

Развитию взаимопомощи подростков, росту ответственности, взаимной требовательности способствует разнообразная культурно-массовая внутришкольная и внешкольная социально признаваемая деятельность ребят. Особенно возрастает значение организационного труда детей. Выступая в его процессе не только как исполнитель, но и как ответственный организатор, подросток действенно ощущает свою реальную самостоятельность, активно включаясь в новую систему взаимоотношений и с товарищами, и со взрослыми.

В процессе этой деятельности у подростка не только вырабатываются организаторские умения и навыки, но, главное, формируется сознание долга, умение поступаться личными интересами во имя общего дела, воспитывается «вкус», потребность в просоциальной деятельности. Активную воспитательную роль играет социально полезная производительная деятельность. Она ставит подростка в новую позицию равноправного члена общества, формируя психологическую готовность к будущему труду. Воздействие разных видов социально одобряемой деятельности, (в том числе не только названных выше, но и деятельностей - учебной, спортивной, художественной и других) интенсифицируется системой их построения, которая обусловливает создание развернутых взаимоотношений, взаимозависимостей детей, достаточно полно удовлетворяя потребности подростка в самоутверждении, самореализации. Материалы проведенного исследования убеждают в том, что целенаправленно организованная система социально признаваемой деятельности реально «работает» на нивелирование агрессивности подростков. Причем устойчивость воздействия системы этой деятельности подтверждается не только возникающим у этих детей положительным отношением к делам, нужным другим людям, но и поведением подростков «наедине с собой», возникшими отношениями ответственности, взаимной требовательности, товарищеской взаимопомощи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ проблем агрессивности  как определенного личностного  отношения и особенностей его  проявления показал наличие принципиально  разных теоретических подходов, что  серьезно препятствует пониманию реальных психологических причин агрессивности растущих людей и выработке действенных средств ее предотвращения и нивелирования. Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивных проявлений в личностных характеристиках и поведения детей не столько органическими, сколько социально-психологическими причинами. Данное обстоятельство четко раскрывается у детей подросткового возраста, когда особенно выпукло проявляются особенности личностного становления, в том числе отношений детей, их зависимость не от генетической предрасположенности, а от качественного изменения социальной позиции.

Стремление подростка  к самостоятельности, к признанию  его новой социальной роли, встречая противодействие взрослых, ведет  к появлению «зоны отчуждения», психологического барьера, преодолевая который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.

Рассмотрение физической, косвенной, вербальной форм агрессивности  детей 10 -15 лет показало, во-первых, четко  выраженную динамику развития всех этих форм. При этом физическая агрессивность постепенно затухает, уступая место агрессивности вербальной.

Во-вторых, проявления агрессивности  и негативизма существенно отличаются у мальчиков и девочек подросткового  возраста, что связано не только с биологическими особенностями, но и с социальными, культурными стереотипами маскулинности и феминности. Характерно, что хотя физическая агрессивность значительно в большей мере выражена у мальчиков, но у них с возрастом происходит некоторое ее снижение, в то время как у девочек, напротив, наблюдается рост данной формы агрессивности. Такая же тенденция роста присуща и вербальной агрессивности девочек, при снижении ее у мальчиков, что типично и для косвенной агрессивности. То есть за внешней грубостью мальчиков и скрытностью девочек кроется сложная картина половозрастных различий их развития, отраженная, в том числе, и в характере агрессивности подростков, ее проявлениях.

Материалы проведенного исследования раскрывают выпукло выраженное влияние на особенности и уровень  агрессивности подростков их социального окружения, прежде всего семьи, тех взаимоотношений, которые в ней доминируют. Сравнительный анализ проявлений агрессивности подростков из разных социальных групп населения (рабочих промышленных предприятий и строительства, сельских механизаторов, подсобных работников детских дошкольных и школьных учреждений, служащих, руководящих работников, учителей, врачей, инженеров, торговых работников) показал:

1) Физическая агрессивность  наиболее выражена у подростков  из семей рабочих-шахтеров, строителей, сельских механизаторов, тогда как дети из среды интеллигенции, служащих, торговых работников отличаются невысоким уровнем такой формы агрессивности. Вместе с тем у большинства подростков из семей интеллигенции наблюдается повышенный негативизм, тогда как дети рабочих негативизма почти не проявляют.

2) Косвенной агрессивностью  особенно отличаются подростки  из семей руководящих служащих  и подсобных работников детских  садов, школ.

3) Вербальная форма  агрессивности типична для детей  служащих «среднего звена».

4) В целом наиболее  агрессивными являются подростки  из семей сельских механизаторов,  а менее всего проявляется  агрессивность у детей из среды  торговых работников. Данное обстоятельство  связано не только с материальным  достатком, но и принятым в этой среде стремлением избегать конфликтов, нивелировать возникающие противоречия. Рассмотрение динамики и форм проявления агрессивности 10 -15-летних детей потребовало, с одной стороны, выявления их индивидуальных различий; с другой - установления сходных свойств, качеств, что побудило разработать определенную типологию агрессивного поведения современных подростков, вычленив среди них четыре группы. А проведенная условная классификация подростков, отличающихся повышенной агрессивностью, дала возможность наметить типологию воспитательной работы с ними, основанную на целенаправленном вовлечении детей в специально задаваемую систему просоциальной деятельности.

Установлено, что эта  деятельность, когда она выступает  как самостоятельно организуемая самими детьми, обеспечивает формирование адекватной ей мотивационно-потребностной сферы, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям подростка, его потребностям в утверждении себя во взрослом мире; с другой - представляет практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности, что обеспечивает нивелирование агрессивности, возникающей в основном: как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе. Разумеется, на развитие агрессивности подростка влияют и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. В состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в агрессивных формах поведения. Агрессия вызывается также и необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, когда ребенок не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более, что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах. Включение таких подростков в социально значимую, общественно оцениваемую деятельность побуждает их критически оценивать, пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления, нивелируя проявления агрессивности. Представляется, что рассмотрение проявления разных форм агрессивности у девочек и мальчиков на отдельных стадиях подросткового возраста и из разных социальных слоев населения дает необходимую ориентацию в характере эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности ребенка младшего, среднего и старшего подросткового возраста, развивающегося под воздействием различной микросреды, позволяя целенаправленно строить воспитательный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. - Екатеринбург. 1998.

2. Алиев X. М. Методическое  руководство по антистрессовой  подготовке психологов, профориентаторов  и социальных работников. Система  психофизиологической саморегуляции. - СПб.. 1999.

3. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1986.

4. С Аникеева  Н.П.  Психологический климат в коллективе. - М., 1989. Антология современного психоанализа. - М., 2000. - Т. 1.

Информация о работе Агрессивность