Агрессивность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:00, дипломная работа

Описание работы

Проблема агрессий человека на протяжении всей истории культуры и работы научной мысли человечества была одной из наиболее актуальных и животрепещущих. Актуальность её определяется, прежде всего, тяжестью деструктивных последствий для общества и человека каждого типа агрессии, их многосторонней разрушительной силой.
Феномен человеческой агрессивности рассматривался с философской, культурологической, антропологической, юридической, психологической, биологической, социологической и других точек зрения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………2
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема……………………………….................…...……….7
§1.1 Проблема агрессивности и её решение в психологической науке…..…....................................................................................................……7
§1.2 Проявление и методики изучения агрессивности в подростковом возрасте…………………………………………………..………...…20
Глава II. Характер агрессивного поведения современных подростков………………......................................................................................32
§2.1 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового развития……………….........…..…….…….32
§2.2 Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста…….…36
Глава III. Психологические условия коррегирования агрессивного поведения подростков……….................……………………………………...…42
§3.1 Типология агрессивного поведения современных подростков…………........................................................................................…..42
§3.2 Пути и формы вовлечения подростков в систему социально-одобряемой деятельности………….......……………………………53

Файлы: 1 файл

Агрессивность (Литвишко).doc

— 484.00 Кб (Скачать файл)

Мальчик Р., 13 лет, из семьи врачей. Физическая агрессивность на уровне 70%, косвенная -55%, вербальная -85%, при негативизме в 80%. С характером агрессивности коррелирует и повышенная склонность к риску - она равна 60 баллам.

Подросток, у которого часты разногласия  с родителями и друзьями, зачастую теряет самообладание, склонен применять физическую силу, агрессивно настроен и против людей, и против животных.

Мальчик Ж., 13 лет, из семьи руководителей  торговли. Физическая агрессивность  составляет 40%, косвенная -45%. Однако вербальная агрессивность превышает 80%, а негативизм достигает 90%. При этом отмечается средняя склонность к риску (43 балла). Подросток не дружен со сверстниками, он быстро теряет самообладание. В то же время мальчик совестливый, верит в добро, у него хорошие отношения с родителями.

Девочка Ф., 13 лет, из семьи рабочих (упоминавшаяся выше) - при фактическом отсутствии физической агрессивности (0%) проявляет вербальную агрессивность в 60%, косвенную в 30% и негативизм в 60%. При этом отличается исключительно повышенной склонностью к риску (70 баллов). Подросток не контактирует со сверстниками, подозрительна, тревожна, у нее имеются трудности в отношениях с родителями. Она не совестлива и недоброжелательна по отношению к людям и животным.

Девочка А., 13 лет, из семьи служащих (отец - бухгалтер, мать - машинистка). Уровень физической агрессивности составляет 50%. косвенной -45%. вербальной -40%, при негативизме в 90%. Вместе с тем подросток не склонна к риску (22 балла), весьма осторожна. Она верит в добро, испытывает муки совести, не считает возможным применять физическую силу, любит животных.

Девочка Г., 13 лет, из семьи технической  интеллигенции (отец - инженер, мать - программист). При уровне физической агрессии в 60%, косвенной в 60%, вербальной в 65% она  отличается повышенным негативизмом (90%) и довольно высокой склонностью к риску (51 балл). Девочка подозрительна, тревожна, у нее сложные отношения с родителями и сверстниками. Ей доставляет удовольствие мучить животных, она склонна применять "физическую силу для защиты своих прав.

Мальчик А., 14 лет, из семьи рабочих. Физическая агрессия - на уровне 80%, на этом же уровне (80%) и вербальная, а косвенная 30%. При негативизме в 60% склонность к риску находится в средней стадии - 41 балл.

У подростка трудности с родителями и сверстниками. Его отличает тревожность, подозрительность. Он считает необходимым для защиты себя применять физическую силу, не испытывает угрызений совести, бьет животных. Мальчик Г., 15 лет, из семьи руководящих служащих (отец - ответственный работник министерства, мать - зав. сектором ПИИ).

Следует отметить, что еще до начала исследования учителя школы указали  на особую агрессивность данного  подростка. Однако выяснилось, что при 100 %-м негативизме у мальчика уровень  агрессии составляет: физической -40%, косвенной -45%, вербальной 30%. Этому соответствует и степень склонности к риску - 45 баллов. Подросток находится в сложных отношениях со сверстниками и роди гелями, быстро теряет самообладание, не вериг в добро. В то же время он совестлив, любит животных, не склонен применять физическую силу для защиты своих прав.

Мальчик В.. 14 лет, из семьи медицинских  работников (отец - врач, мать - медсестра). Физическая агрессия составляет 60%, косвенная -40%. вербальная -80%, при, негативизме  в 90%. Подросток отличается повышенной склонностью к риску. Он открыт товарищам, хотя и испытывает трудности в общении с ними, так же как и с родителями. Он склонен к применению физической силы, не верит в добро, жесток с животными.

Девочка С., 15 лет, из интеллигентной семьи (отец; - журналист, мать - научный сотрудник). Уровень физической агрессии -90%, косвенной -90%, вербальной -80%, негативизма - 100%. При этом склонность к риску на невысокой стадии -30 баллов.

Она испытывает трудности с родителями, разногласия со сверстниками. Жаждет наказания других, не испытывает угрызений совести и предпочитает в спорах применять физическую силу.

Девочка Ж., 15 лет, из семьи рабочих. Физическая агрессия на уровне 50%, косвенная -45%. но вербальная - 80%, при негативизме  в 60%. По степени склонности к риску  занимает среднее положение -40 баллов. У нее трудности во взаимоотношениях с родителями частые разногласия со сверстниками, хотя она верит товарищам. Несмотря на совестливость, ей доставляет удовольствие мучить других людей. Она склонна к применению физической силы для защиты своих прав.

Приведенный разброс индивидуальных вариантов проявления агрессии в  личностных характеристиках и поведении  подростков потребовал установления сходных  свойству качеств для разработки определенной, хотя бы условной типологии.

 

 

 

 

Глава III

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕЛИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯПОДРОСТКОВ.

§3.1 Типология  агрессивного поведения современных  подростков.

 

Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик  и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных; представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Вместе с тем среди  агрессивных подростков встречаются  и дети хорошо интеллектуально и  социально развитые. У них агрессивность  выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.

Поэтому раскрытие причин и характера агрессивности подростков требует проведения определенной классификации, условной типологии.

Неслучайно попытки  осуществления такой типологии  многократно предпринимались в  отечественной и зарубежной психологии. При этом одни исследователи полагают необходимым базироваться на психофизиологических различиях детей, другие берут за основу особенности их психосоциального развития. Так, например, выделяются группы подростков, где к первой относятся дети с психопатическими чертами характера; ко второй - с задержками умственного развития и, наконец, к третьей - подростки, не имеющие патологических отклонений, но неправильно воспитанные, безнадзорные, что породило упрямство, вседозволенность, а в результате агрессивность и другие формы отклонений (см.: Братусь Б.С., 1982).

В свое время П.Г. Вельский, пытаясь классифицировать трудных  подростков, исходил из мотивации  их поведения. Он выделял: а) подростков, активно стремящихся удовлетворить  элементарные и низменные потребности: б) слабовольных детей, поддающихся внушаемости, подстрекательству; в) действующих под влиянием истерии и др.

В современных условиях И.А. Невский различает трудных  подростков: а) с педагогической запущенностью; б) с социальной запущенностью (нравственно  испорченных); в) с крайней социальной запущенностью (см.: Невский И.А., 1981). Развивая эту классификацию, С.Я. Беличева в первую группу сводит глубоко педагогически запущенных подростков. Их суждения примитивны, поверхностны, процессы внимания, запоминания ослаблены. Этих детей отличает бравада антисоциальными поступками. Вторая группа характеризуется аффективными нарушениями: подростки раздражительны, гневливы, в аффекте злобны. У многих появляются истероидные формы поведения. К третьей группе относятся дети развязные, неуживчивые, конфликтные. Их мышление инертно, ассоциации бедны, они трудно сходятся со сверстниками.

Рядом западных исследователей начиная с работ Хевитта и  Дженкинса (Hewitt, Jenkins К,7.) было предложено подразделение на две группы: первая группа - это подростки 1С социализированными (формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства, и вторая группа - дети, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением (см. исследования; Питера Скотта -Scott P.D).), для которых характерны различные психические нарушения.

Анализ полученных нами материалов о половозрастных и индивидуальных особенностях проявления агрессивного поведения детей подросткового  возраста позволил провести их условное подразделение в соответствии с  типом поведения. Но, принимая за основу классификации определенный тип поведения подростков, мы учитывали и весь комплекс данных об особенностях их личностных характеристик, в том числе и системы принятых ребенком ценностей.

Представляется, что именно такое рассмотрение открывает возможности для понимания причин и характера агрессивности подростков, тех путей, по которым в этой системе «встраивается» агрессия, и того места, которое она занимает.

Известно, что у ребенка  в подростковом возрасте происходит переориентация одних ценностей на другие. Подросток стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становится для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание подростком чувства собственной ценности. Неслучайно поэтому истоки агрессивности подростков лежат, как правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.) и в меньшей мере в коллизиях со сверстниками, учителями (см., в частности, данные Дж. Розенблата - Rosenblatt .J).

Обширные материалы, добытые  нами, во-первых, на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с товарищами, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения; во-вторых, в процессе проведения тестирования, анкетирования, обследования самих детей с помощью опросников, сочинений и включенного наблюдения, позволили составить исходные психологические: характеристики, давшие возможность условно выделить четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности.

Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличается обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность.

В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо  деформированными потребностями, но, в  то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

Выделив четыре вышеуказанные  группы, мы на протяжении полугода 2003-2004 тщательно изучали личностные характеристики и специфику поведения детей подросткового возраста. Картина особенностей агрессивных подростков, относящихся к разным группам, дается нами в нижеприводимых характеристиках.

Итак, прежде всего индивидуальные характеристики подростков, отнесенных к первой группе.

Руслан А. (12 лет) Учится в седьмом классе. Живет он с  матерью, отец умер. Учится неудовлетворительно, отказывается принимать участие  в общественных делах, вообще старается уклониться от любой работы. Мальчик циничный, упрямый, старается подчинить других своему влиянию. При этом отрицательно реагирует на замечания взрослых и товарищей. Ведет себя озлобленно, избивает своих одноклассников, невежлив и груб со старшими, в том числе, и учителями - употребляет грубые жесты, плевки. Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке: всегда неопрятен, грязно одет. Как правило, равнодушен к заботам других, и сам никому не помогает, общается с ограниченным кругом людей. Не умеет сочувствовать кому-либо. Никогда не проявляет никакой скромности, часто хвастается еще, не сделанным или тем, в чем он принимал очень малое участие, к чему не имеет отношения. К критическим замечаниям, советам относится дерзко - не только не старается исправить недостатки, но и делает назло. Свои слова и поступки не может контролировать, всегда поступает необдуманно. Когда сталкивается с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное. В классе его не любят, авторитетом в школе не пользуется.

Агрессивность у него проявляется не только через угрозы, ругань, враждебные выкрики, но и через постоянное использование физической силы, причем не только против сверстников, но и других лиц - младших, старших.

Ирина М. (10 лет) Учится в  пятом классе. Состав семьи - полная. Девочка быстро утомляется, нестабильна в проявлении настроения. У нее приличные родители, но взаимоотношения у нее с ними постоянно конфликтные. Больше всего подростка интересуют спортивные мероприятия, но интересуют «визуально» - посмотреть на других, без применения собственных усилий. К учебе она относится плохо, в общественных делах участия не принимает. То, что ей поручают, никогда не выполняет, постоянно дерзит, не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря. Девочка не стремится узнать что-то новое, проявляет равнодушие к интересным делам, к заботам других; по своей инициативе никому не помогает. Почти всегда говорит неправду своим родителям и учителям. В поступках, как правило, руководствуется соображениями собственной выгоды. Со всеми она бывает вызывающе невежлива, нетактична, цинична. Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это необходимо. Не прислушивается к справедливым замечаниям, отвечая на них озлобленно, грубо. Она стремится в чем-то одном, особо ее интересующем, добиться признания, успеха, но большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение». При этом вспыльчива, неуживчива, эгоистична. Намеченное не старается выполнить, даже если при этом не встречаются трудности. Ее не любят в классе, во дворе дома, где она живет. Она не может и не стремится подавлять нежелательные эмоции. При малейшем поводе проявляет грубость, дерзость, резкость, тут же стремится применить физическую силу, вступая в драку не только со сверстниками, но и с другими детьми младшими, старшими.

Информация о работе Агрессивность