Агрессивность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:00, дипломная работа

Описание работы

Проблема агрессий человека на протяжении всей истории культуры и работы научной мысли человечества была одной из наиболее актуальных и животрепещущих. Актуальность её определяется, прежде всего, тяжестью деструктивных последствий для общества и человека каждого типа агрессии, их многосторонней разрушительной силой.
Феномен человеческой агрессивности рассматривался с философской, культурологической, антропологической, юридической, психологической, биологической, социологической и других точек зрения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………2
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема……………………………….................…...……….7
§1.1 Проблема агрессивности и её решение в психологической науке…..…....................................................................................................……7
§1.2 Проявление и методики изучения агрессивности в подростковом возрасте…………………………………………………..………...…20
Глава II. Характер агрессивного поведения современных подростков………………......................................................................................32
§2.1 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового развития……………….........…..…….…….32
§2.2 Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста…….…36
Глава III. Психологические условия коррегирования агрессивного поведения подростков……….................……………………………………...…42
§3.1 Типология агрессивного поведения современных подростков…………........................................................................................…..42
§3.2 Пути и формы вовлечения подростков в систему социально-одобряемой деятельности………….......……………………………53

Файлы: 1 файл

Агрессивность (Литвишко).doc

— 484.00 Кб (Скачать файл)

Олег В. (12 лет) учится в седьмом классе. Состав семьи - полная. Между родителями взаимоотношения  напряженные. Успеваемость у подростка - неудовлетворительная. У мальчика не наблюдается никаких выраженных интересов. Он всегда отказывается участвовать  в общественных делах, любую работу выполняет очень плохо, при этом демонстрируя свое нежелание и неуважение к другим. В большинстве случаев неправильно распределяет свою работу во времени. Равнодушен ко всему, ко всякого рода занятиям. Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книг, не бережет общественное имущество, более того, злобно портит его. В то же время в отношениях со своими родителями, учителями, товарищами стремится вроде бы к справедливости. Однако редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, добиваясь лишь собственной выгоды. Замкнут, не общителен. Никогда не сочувствует другим. Часто бывает не просто невежлив, нетактичен, но дерзко, цинично груб. Хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимал очень малое участие, к чему почти не имеет отношения. Очень отрицательно относится к критическим замечаниям, не только не старается исправить недостатки, но и делает «на зло». В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела. Почти всегда поступает необдуманно, не контролирует свои слова и поступки. Одноклассники ему не доверяют, не считаются с его мнением, не уважают. Подросток часто не может подавить нежелательные эмоции. Он использует физическую силу, как против сверстников, так и других лиц, затевая драки, «ввязываясь» в драку, дерзко «распуская руки» но каждому поводу и без видимого повода. Несколько иную картину дают индивидуальные характеристики подростков, из числа условно выделенных нами во вторую группу.

Сергей (10 лет) Учится в  пятом классе. Состав семьи  - полная. Родители относятся к ребенку уважительно. Учится он хорошо. При этом интересы мальчика направлены не только на учебную деятельность, но и на художественно-эстетическую. Активно участвует в разнообразных делах. Довольно часто выступает зачинателем их.

В школу всегда приходит хорошо и чисто одетым, не равнодушен к хорошим, красивым вещам. В то же время по отношению к знакомым и незнакомым, к соученикам не проявляет  никакой заботы, в своих поступках  всегда руководствуется соображениями лишь своей пользы, собственной выгоды. Охотно вступает в контакт с определенными людьми, в которых он заинтересован, а с остальными бывает не просто не тактичен, но исключительно резок, невыдержан (это отмечается как в обращении с ровесниками, так и со старшими). При ссорах оскорбляет других, грубит, ругается. Любит хвастаться, рассказывать товарищам о своих достоинствах, зачастую выдуманных, не стесняется лжи. Выполняя какую-либо трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам. Стремится быть в числе первых, любуясь при этом собой, настойчиво добиваясь признания. Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. В классе пользуется авторитетом у ряда товарищей. В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение. Но он плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности. Подросток не контролирует свои слова и поступки; Постоянно «ввязывается» в конфликт. В то же время предпочитает использовать физическую силу лишь против тех, кто слабее его. Проявляет порой садистские наклонности, буквально наслаждаясь чужой болью.

Евгений П.(13 лет) учится в восьмом классе. Состав семьи  - распавшаяся. Живет с матерью. Взаимоотношения  у них конфликтные. Учится подросток неудовлетворительно, все его интересы направлены лишь на достижения в спорте. Из коллектива класса он выделяет тех ребят, что посильнее и поскрытнее, перед ними он заискивает, с остальными вечно по мелочам ссорится, по дороге из школы домой постоянно дерется. В школе не "проявляет активности ни в каких делах». Почти никогда не выполняет в срок то, что ему поручают, при этом постоянно обманывает. У подростка отмечается склонность причинять зло товарищу, однако только в тех случаях, если это не грозит ему самому. Мальчик слишком раздражителен, импульсивен, он отличается обостренной недоверчивостью, никогда не ищет помощи у одноклассников, даже тогда, когда это необходимо бы сделать. Зачастую неожиданно для окружающих принимает какое-либо решение, но, столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное. В классе ребята относятся к нему с неуважением, но в спортшколе он пользуется некоторым авторитетом. Подросток часто не может подавить нежелательные эмоции, плохо владеет своими чувствами. Очень быстро возбуждается, при этом применяет физическую силу, однако только против тех. кто слабее его.

Для третьей условно  выделенной нами группы подростков типичны  следующие индивидуальные характеристики.

Сергей Д. (12 лет) учится в шестом классе. Состав семьи - полная. Взаимоотношения родителей между собой уважительные, а с ребенком конфликтные. Успеваемость у подростка неудовлетворительная. Все его интересы направлены лишь на достижения в спорте. Он не проявляет активности в общественной жизни, но отдельные поручения выполняет. Сам очень редко берется за работу, часто не выполняет в срок порученное ему дело, не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря. Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется ограниченной областью знаний. Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Часто приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично. Он никогда не борется с тем, что считает несправедливым, а в поступках часто руководствуется соображениями лишь собственной выгоды, поглощен собственными чувствами. В обращении с ровесниками, как и со старшими, он отличается неискренностью, желанием приспособиться. Когда же становится очевидной его лживость, резко оскорбляет других, грубит. Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления. Почти никогда не умеет правильно соизмерять свои силы и трудности задания, дела. Равнодушен к достижениям, никогда не стремится к успеху. Вместе с тем пользуется авторитетом и симпатией у части одноклассников. Агрессивность подростка проявляется через ругань, угрозы. Однако он уклоняется от применений физической силы.

Саша М. (14 лет) учится в восьмом классе. Состав семьи - полная. Взаимоотношения родителей между собой напряженные. Подросток быстро утомляется, учится неудовлетворительно. В то же время интересуется спортом, туризмом. В общественных делах, как правило, отказывается участвовать. Вообще всегда уклоняется от выполнения любого дела и иногда не доводит до конца то, что ей поручат, а также никогда не выступает зачинателей какого-либо дела. Она не умеет распределить свою работу во времени, тратит время зря. Девочка равнодушна ко всякого рода новым знаниям. Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его. Девочка считает излишним проявлять заботу о незнакомых людях, живет под девизом:

«Не лезь не в свое дело». Склонна всегда говорить неправду и совершенно равнодушна к проявлениям несправедливости. В поступках, как правило, руководствуется лишь соображениями собственной выгоды!

Замкнута, не общительна. Никогда не помогает товарищам в  работе, в трудные минуты жизни. Совершенно не умеет сочувствовать другим, неслучайно товарищи не любят «одалживаться» у нее. Часто бывает невежлива и нетактична. При этом постоянно заискивает перед более сильными. Постоянно, даже в простых делах, нуждается в и одобрении и помощи. К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки. Никогда не стремится в чем-либо быть первой, хотя нередко получает удовлетворение от самой деятельности. Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя. Всегда отступает перед силой, трусит. Она не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение. Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попытки выполнить намеченное.

Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности. В классе авторитетом не пользуется, дети не любят ее из-за склочности. При малейшем возбуждении проявляет грубость, резкость, оскорбляет окружающих.

Катя С. (14 лет) учится в седьмом классе. Состав семьи - полная. Взаимоотношения родителей с ребенком конфликтные, а между собой удовлетворительные. Успеваемость у девочки удовлетворительная. Ее интересы направлены на трудовую деятельность. В то же время она не проявляет активности в жизни класса, школы; поручения выполняет, но чаще всего старается уклониться от любой работы или не выполнить ее в срок. Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела, не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

Редко стремится узнать что-то новое; интересуется ограниченной областью знаний. Не проявляет большого стремления к поддерживанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятной, неряшливо одетой. Как правило, равнодушна и к заботам других, и сама никому не помогает. Даже если ее попросят, может отказать в помощи. Часто говорит неправду ради собственной выгоды. Она совершенно равнодушна к проявлениям несправедливости. В поступках, как правило, всегда руководствуется соображениями собственной выгоды. Стремится общаться с ограниченным кругом людей.

Девочка почти не умеет сочувствовать другим, ведет себя грубо, нередко затевает ссоры. В то же время любит рассказывать товарищам о каких-то своих достоинствах, пытается приспособиться к группе. В отношениях со старшими - отвергает любую критику, отказывается признавать даже очевидные свои промахи, ничего не делает для их исправления. Почти никогда не умеет правильно соизмерять свои силы и трудности задания, дела. Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка». Часто поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя. Редко принимает какое-либо ответственное решение. Девочка не умеет подавлять нежелательные эмоции, ей присуща повышенная агрессивность, которая проявляется через угрозы, ругань, враждебные выкрики, плевки.

Григорий Р. (12лет) учится в шестом классе. Состав семьи  - полная. Взаимоотношения родителей с  ребенком доверительно-уважительные. Успеваемость у подростка неудовлетворительная; отмечается быстрая утомляемость при  любой нагрузке. Его интересы направлены на художественно-эстетическую деятельность. Иногда выполняет поручения, но активности в жизни класса не проявляет. В целом любую работу выполняет неохотно и никогда не стремится делать ее хорошо. Новое дело очень редко сам начинает. Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний. Вокруг себя не стремится поддержать порядок, может прийти в школу неряшливо одетым, не любит заботиться о своем внешнем виде. Почти всегда говорит неправду, не борется с тем, что считает несправедливым. Тяжело вступает в контакт с людьми, стремится общаться с ограниченным их кругом. В тяжелые минуты и в трудной работе не помогает товарищам. Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает разделить чувства других людей. Не уважает друзей, нередко затевает ссоры. Любит хвастаться еще не сделанным или тем, в чем он принимал очень малое участие. Слушает замечания внимательно, но не старается их выполнять. Не стремится добиться признания, успеха. В большинстве случаев отступает перед силой. Колеблется при принятии ответственного решения. Пользуется авторитетом у части одноклассников, находясь с остальными в конфликтных отношениях. Не умеет справиться со своими эмоциями. Характеризуется взрывами ярости, что проявляется в крике, топтании ногами, причем это бывает постоянно.

Татьяна К. (11 лет) учится в шестом классе. Воспитывает ее мать, отца нет. Взаимоотношения девочки  с матерью постоянно конфликтные. Таня увлекается некоторыми видами трудовой деятельности. К общественной жизни  относится пассивно, но поручения старших выполняет в большинстве случаев хорошо, и в срок. Новое дело никогда сама не начинает, редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.

Девочка аккуратна, всегда содержит свои вещи в идеальном порядке, всегда опрятна, подтянута и за партой, и у доски. Склонна проявлять заботу о незнакомых людях, но только если это не мешает ее личным планам и делам. Может с удовольствием общаться с людьми, но в то же время часто бывает неискренней и заискивающей. Отличается лживостью. Любит выставлять напоказ свои достоинства, заслуги, даже если это не представляет для других интереса. Постоянно, даже в простых делах нуждается в одобрении и помощи других. В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела, всегда поступает необдуманно. Бывает, что иногда колеблется перед принятием ответственного решения. В классе общается с отдельными учащимися, но большинство детей ее не любят за ее склочность, склонность к конфликтам. Ее повышенная агрессивность проявляется в крике, визге.

Для четвертой условно  выделенной нами группы характерны следующие  типичные особенности подростков.

Алик Л. (13 лет) учится в восьмом классе. Состав семьи - полная. Взаимоотношения родителей  между собой уважительные. Подросток быстро утомляется, очень часто переходит от радости к грусти без видимой причины. Его интересы весьма ограничены. Он не проявляет активности в общественной жизни. Чаще всего старается уклониться от любой работы. Порученное ему дело, как правило, не выполняет, новое дело сам редко начинает. Не умеет правильно распределить свою работу во времени. Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Зачастую приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, ко всему тому, что не затрагивает его лично. Ради собственной выгоды часто говорит неправду. Никогда не выступает против того, что считает несправедливым. Стремится общаться с ограниченным кругом людей. Очень редко помогает товарищам. Более того, если его попросят, может отказать в помощи. Бывает, невежлив, нетактичен. Хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимал очень малое участие, к чему имеет мало отношения. Но если встречает открытое недоверие - затаивает зло, старается затем навредить, отомстить. К критическим замечаниям, советам относится внешне внимательно, но вовсе не старается исправлять свои недостатки. Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение». Он труслив, никогда не может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого. Колеблется принять какое-либо ответственное решение, очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями. Авторитетом и симпатией у товарищей не пользуется. Подросток негативно настроен против «всех и вся». Он часто не может подавить нежелательные эмоции. Характеризуется взрывами ярости, что проявляется в крике, топаний ногами, отвратительной ругани.

Информация о работе Агрессивность