Агрессивность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:00, дипломная работа

Описание работы

Проблема агрессий человека на протяжении всей истории культуры и работы научной мысли человечества была одной из наиболее актуальных и животрепещущих. Актуальность её определяется, прежде всего, тяжестью деструктивных последствий для общества и человека каждого типа агрессии, их многосторонней разрушительной силой.
Феномен человеческой агрессивности рассматривался с философской, культурологической, антропологической, юридической, психологической, биологической, социологической и других точек зрения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………2
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема……………………………….................…...……….7
§1.1 Проблема агрессивности и её решение в психологической науке…..…....................................................................................................……7
§1.2 Проявление и методики изучения агрессивности в подростковом возрасте…………………………………………………..………...…20
Глава II. Характер агрессивного поведения современных подростков………………......................................................................................32
§2.1 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового развития……………….........…..…….…….32
§2.2 Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста…….…36
Глава III. Психологические условия коррегирования агрессивного поведения подростков……….................……………………………………...…42
§3.1 Типология агрессивного поведения современных подростков…………........................................................................................…..42
§3.2 Пути и формы вовлечения подростков в систему социально-одобряемой деятельности………….......……………………………53

Файлы: 1 файл

Агрессивность (Литвишко).doc

— 484.00 Кб (Скачать файл)

Ольга Б. (14 лет) Учится в  восьмом классе. Состав семьи - распавшаяся. Девочка очень быстро утомляется при любой нагрузке. Успеваемость у нее удовлетворительная, однако, никаких выраженных интересов она не проявляет. В школе всегда отказывается участвовать в общественных делах, чаще всего вообще старается уклоняться от любой работы. Почти никогда не выполняет порученное ей дело. Она не умеет распределить свою работу, тратит время зря. Равнодушна ко всякого рода новым знаниям. Но в школу всегда приходит очень аккуратно одетая, заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей.

К другим людям всегда равнодушна, по своей инициативе никому не помогает, не добивается справедливости, часто говорит неправду ради собственной  выгоды. Почти не умеет сочувствовать  другим. Никогда не проявляет должного уважения к другим людям; заискивает перед сильными и всегда резка, любит затевать ссору с теми, кто слабее ее. К каким-либо замечаниям относится невнимательно, не старается исправлять недостатки. Отвергая любую критику, отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления. Она никогда не стремится в чем-либо быть первой, хотя порой получает удовольствие от самой деятельности. Большей частью поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя. Всегда отступает перед силой, трусит. Какое-либо ответственное решение старается не принимать. Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнять намеченное.

Как правило, не умеет  подавить нежелательные эмоциональные  проявления. При малейшем возбуждении  проявляет грубость, резкость, злобно шутит, часто сплетничает, безобразно ругается.

Представляется, что проведенная  ориентировочная классификация  агрессивности подростков, основывающаяся на комплексе свойств, типичных для  определенной группы детей, позволяет  не только глубже распознавать причины отклонений в их личностном развитии и поведении, но и намечать типологию приемов воспитательной работы, имеющей целью коррекцию агрессивного поведения подростков.

 

 

§3.2 Пути и формы  вовлечения агрессивных

подростков  в систему социально одобряемой деятельности.

 

Исходя из того, что  развитие ребенка осуществляется в  деятельности, а подросток стремится  к утверждению себя своей позиции  как взрослый, среди взрослых, необходимо обеспечить включение подростка  в такую деятельность, которая  лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. В качестве такой деятельности, сензитивной подростковому возрасту, Д.И. Фельдштейн вычленил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для современного подростка в том (см.: Фельдштейн Д.И., 1991), что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток осознает себя и признается окружающим как равноправный член общества, что создает оптимальные условия для реализации его потребностей. Внешне задаваемая, педагогически «навязываемая» подростку социально одобряемая деятельность, когда она выступает для него как самостоятельно организуемая, способна обеспечить формирование адекватной ей мотивационно-потребностной сферы, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям растущею человека, его потенциям; с другой - предоставляет ему практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности. Основные принципы, формы и методы по строения такой деятельности, отработанные в условиях воспитания подростка «в норме», требуют значительной корректировки при включении в нее подростков, отличающихся повышенной агрессивностью.

Прежде всего, необходима организация системы развернутой  деятельности, создающей жесткие  объективные условия, определенный порядок действий, четко выделенные образцы и постоянный контроль, постепенно перерастающий в самоконтроль. При условии последовательности, постепенности; приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности - трудовой и спортивной, художественной, организаторской и других, - важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, четкого построения этой деятельности. Особенности вхождения в заданную систему многоплановой деятельности у разных подростков различны. Своеобразно складываются их отношения к делам, к товарищам, к взрослым, своеобразно проявляется и сопротивление воспитанию, что нашло отражение в условно проведенной нами типологии агрессивных подростков (§3 второй главы). Именно данная типология позволила наметить и своеобразную типизацию приемов включения агрессивных подростков в систему социально признаваемой и социально одобряемой деятельности, что обеспечивает целенаправленное воздействие на упрочение одних и нивелирование других качеств личности, особенностей поведения детей. Установлено, что для воздействия на первую группу подростков целесообразно опираться на такие качества их личности, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к престижу, первенству. Четко выраженный характер социальной значимости выполняемых дел, организация работы в небольших коллективах по 2 - 3 человека, где подросткам время от времени поручается руководство работой товарищей, способствует не просто приобщению этих детей к просоциальной деятельности, но и изменению отношений к делу вообще, к себе, товарищам и взрослым. Для подростков второй группы важно изменить обстановку и стереотипные формы реагирования на нее. Подчеркнутое уважение к индивидуальным, проявлениям этих детей, интересам, включение их не только в исполнительскую, но, прежде всего в организаторскую деятельность, вырабатывающую умения и командовать и подчиняться, обеспечивают относительно быстрое вхождение подростков в систему социально значимых дел, нивелируя конфликтные отношения с окружающими. На третью группу подростков особо воздействует ритм и напряженность социально одобряемой деятельности, вовлечение их в поисковые работы, которые дают возможность пробудить в этих детях интерес к самоутверждению, проявлению своего «Я», занятию уважаемого места среди сверстников.

Подросткам четвертой группы помогает войти в систему социально признаваемой деятельности пробуждение интереса к жизни, положительные переживания, нахождение значимых перспектив.

Организация скользящего  графика работ, темпы коллективной деятельности, при подчеркнутой личной ответственности, создают условия для вхождения этих детей в систему разнообразной просоциальной деятельности. Выделение нескольких типов агрессивных подростков и условная типология воспитательной работы с ними позволяют целенаправленно воздействовать на личность каждого ребенка, помогая, во-первых, опираться па индивидуальные особенности детей;

во-вторых, преодолевать определенный разрыв между фронтальной  рабочей с коллективом подростков и осуществлением индивидуально  о подхода к конкретному подростку. Исходя из учета вышеизложенного, нами на базе средней школы №496 было организовано целенаправленное включение подростков в систему социально признаваемой и социально одобряемой деятельности.

Наше особое внимание привлекали, понятно, агрессивные подростки, но вовлекаемые в разнообразные дела вместе со всеми другими школьниками. При этом, сознавая негативное отношение трудных подростков к просоциальной деятельности, мы стремились облечь ее в занимательные формы. В этом отношении весьма значима организация «секретной» работы, т.е. работы по типу тимуровского движения, которое удовлетворяет романтические склонности подростков, их желание сохранить свои поступки в тайне.

В школе была «реанимирована»  тимуровская работа по оказанию помощи инвалидам и ветеранам не только Великой Отечественной, но и афганской войны. Следует отметить, что подростки с искренней заинтересованностью отнеслись к делам, связанным с помощью именно «афганцам» - молодым людям-инвалидам, что объясняется и возрастными особенностями, и известным их ореолом, и встречным отношением.

«Тайный», «секретный»  труд, понимание его благородства буквально преобразил многих подростков. Здесь имеет значение и выход  данной работы за пределы шкалы - подростки  стали тяготиться бытовым трудом в классе, трудом в школьных мастерских и с радостью занялись делами в районе, среди населения. Уже само выяснение нужд инвалидов потребовало не; только много времени, но и инициативы, организаторских качеств, отвечая потребностям 1.0 - 15-летних детей.

Знаменательно, что именно по желанию самих подростков работа с ветеранами, инвалидами далеко вышла  за обычные дела. Так, подростки, например, завезли гравий, щебенку; песок и  утрамбовали дорожки, ведущие к  подъездам домов, где проживают 18 инвалидов афганской войны. Они же высадили у их домов массу кустов, деревьев. И, надо подчеркнуть, все это делалось в тайне, не для получения благодарности, похвалы, а из внутренних побуждений, что имеет серьезнейшее психологическое значение

Особое место в построении социально признаваемой деятельности подростков имеет их привлечение к ее планированию - от сбора предложений - где, что требует приложения ребячьих рук, до специально организуемой разведки. Подростки и в школе, и в микрорайоне всматриваются в стены, дома, дворы, прикидывая, в чем и чем они могут быть полезны. Включая элемент игры, названные приемы формируют у подростков и хозяйское отношение, и организационные навыки, создавая положительную установку к предстоящей деятельности. Опыт убеждает в том, что ее целесообразно организовать, подразделяя подростков на небольшие группы. Установлено, что в группе из 20 -30 человек даже взрослому трудно организовать работу, ее учет, оценку. В результате появляется безответственность, бесконтрольность и т.п.

Мы убедились в полезности постоянно переформировывать и небольшие группы подростков, что позволяет каждому выступить в роли руководителя, овладеть умением требовать, контролировать, но в то же время и подчиняться, ибо меняется вид работы, состав групп и прежний ее руководитель, становится рядовым участником. Примером может служить случай с Митей Г. Это очень замкнутый, упрямый подросток, совершенно не желавший и не умевший работать вместе с товарищами. На первых порах нам вместе с педагогами пришлось подбирать для Мити такие виды работы, где достаточно было лишь его индивидуальных усилий. Затем подростка стали включать в группу, состоящую из 2 человек, попеременно возлагая руководство ею то на него, то на другого мальчика (второй участник в этой бригаде постоянно менялся). Интересная перспектива, четкое задание, видимый результат, тесное общение с товарищами, постоянная работа с ними в паре способствовали тому, что Митя стал не просто хорошо работать, но постепенно у него появились и навыки коллективного труда и способности организатора.

Разноплановая социально одобряемая деятельность подростков складывается, разумеется, не только из дел интересных, увлекательных. Не менее важно приобщение детей к повседневному, постоянному  труду - «труду-заботе» (А.С. Макаренко). И в этом отношении важна уже самая элементарная работа по самообслуживанию, но построенная на принципе уважения к своей личности умения и желания обслужить самого себя с одной стороны: с другой - в коллективных формах, вырабатывающих требовательность, самокритичность, самоконтроль и другие важнейшие личностные качества. Важную роль в развитии и укреплении качественно нового отношения подростка к самому себе и к окружающим играет постоянное участие педагогов в повседневных бытовых работах подростков.

Особое значение в этом приобретает совместная жизнь взрослых и подростков во время выездов в туристический поход, когда педагог на глазах детей заправляет свою постель, вместе с ними умывается, ест, работает и отдыхает. Требовательность педагогов, прежде всего к самим себе, сила их положительного примера естественно приобщают подростков к нормам культурного быта.

Вместе с тем важно, чтобы труд по самообслуживанию приобрел социально значимый характер. Так, в  условиях летнего лагеря, например, небрежное обслуживание себя влечет за собой неудобство для других. Плохо заправленная постель создает беспорядок в общей спальне, как и плохо вымытые ноги портят воздух в ней. Несоблюдение элементарных правил в туалете приносит неприятности товарищам. Опыт убеждает, что использование социально значимого характера работы по самообслуживанию, подчеркивание, обыгрывание ее превращает эту простейшую деятельность в общественно нужное дело, оказывающее благотворное воздействие на личность подростка. Именно обыгрывание (конкурсами; рейдами и пр.) помогает нивелировать «ничтожное мотивационное значение работ по самообслуживанию» (А.С. Макаренко, 1969, т. I, с. 649), эмоционально окрашивая самые простейшие, повседневные дела. В этом плане интерес представляет такая форма бытового труда как «игра-соревнование». Например, состоящая из пяти этапов, в ходе которых подросток за минимальное время (специально установленное) должен выполнить следующие виды труда по обслуживанию себя:

1) почистить зубы, умыть  лицо, почистить и постричь ногти  на руках и ногах, вымыв руки и ноги;

2) пришить пуговицы, заштопать  носки; 

3) сложить вещи в  рюкзак;

4) выстирать майку,  трусы, носки, носовой платок;

5) выгладить выстиранное.

Анализ показывает, что в процессе подготовки к игре и участия в ней подростки не только приобретают прочные навыки, но и, что гораздо более важно, игра приносит моральное удовлетворение подросткам, вырабатывая у них потребность в повседневной деятельности, полезной себе и другим. Другой оправдавшей себя формой приобщения подростков к бытовому труду, имеющей серьезное воспитательное воздействие, являются различные конкурсы. Например, школьный конкурс красоты, когда жюри, в состав которого входят и сами дети, оценивает не только умение завязывать галстук, носить костюм, но и выправку, походку, ритм движений.

Наибольшей четкости при воспитании подростков, отличающихся повышенной агрессивностью, требует  организационно-общественная деятельность. Причем дело не только в том, что  такие дети фактически никогда не вовлекались ранее в нее. Вопрос значительно сложнее: у этой категории подростков весьма своеобразное отношение к школьным активистам как к «агентуре» педагогов. Между тем именно организационно-общественная работа позволяет не только развивать организаторские способности, но, главное, расширять социальные контакты, считаться не только со своей, но и с чужой точкой зрения.

Опыт убедил в целесообразности так распределять организационные  дела, чтобы не было «актива», а периодически во главе каждого дела стоял и  менялся свой организатор, что требует включения всех детей в эту деятельность, создавая отношения взаимоподчинения, проводя каждого подростка через положение ответственного руководителя. При этом особую роль играет организационно-общественная работа подростков за пределами класса, школы. Это участие ребят в общественных постах на улицах, рядом со школой, участие в патрулировании, руководство разведкой полезных дел и пр.

Исключительно важную роль в формировании нравственных качеств личности подростков играет включение их в производительные виды социально одобряемой деятельности. Причем необходимо отметить влияние, оказываемое на личностное становление детей процессом руководства этим делом, когда подростки выступают не только бригадирами, экспедиторами, контролёрами, учетчиками, кладовщиками, но и членами технического совета. Как подготовка к подобной деятельности использовались ролевые игры.

Именно практическое включение подростков в решение  массы организационно-производственных дел способствует появлению и  развитию их критического отношения  к себе и товарищам.

Информация о работе Агрессивность