Агрессивность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:00, дипломная работа

Описание работы

Проблема агрессий человека на протяжении всей истории культуры и работы научной мысли человечества была одной из наиболее актуальных и животрепещущих. Актуальность её определяется, прежде всего, тяжестью деструктивных последствий для общества и человека каждого типа агрессии, их многосторонней разрушительной силой.
Феномен человеческой агрессивности рассматривался с философской, культурологической, антропологической, юридической, психологической, биологической, социологической и других точек зрения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………2
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема……………………………….................…...……….7
§1.1 Проблема агрессивности и её решение в психологической науке…..…....................................................................................................……7
§1.2 Проявление и методики изучения агрессивности в подростковом возрасте…………………………………………………..………...…20
Глава II. Характер агрессивного поведения современных подростков………………......................................................................................32
§2.1 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового развития……………….........…..…….…….32
§2.2 Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста…….…36
Глава III. Психологические условия коррегирования агрессивного поведения подростков……….................……………………………………...…42
§3.1 Типология агрессивного поведения современных подростков…………........................................................................................…..42
§3.2 Пути и формы вовлечения подростков в систему социально-одобряемой деятельности………….......……………………………53

Файлы: 1 файл

Агрессивность (Литвишко).doc

— 484.00 Кб (Скачать файл)

В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью.

 Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам, как конкретных людей, так и тем стереотипам, которые предлагаются различными средствами информации. Отсюда обилие «боевиков», «детективов» и т.п. провоцирует агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется и в желании занять определенное место в референтной группе, добиться самоутверждения, осознания, себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятся различные компании с асоциальной, направленностью, где задиристость, агрессивность довольно часто рассматриваются как доказательства «бывалости», «мужественности». Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях, как и в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обуславливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности, демонстративного неповиновения, разрушительных действий.

Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к  тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально-ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как, например, самоуверенность и робость, черствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость. Острота и длительность ломки и перестройки прежних отношений к окружающему миру и к самому себе приобретают форму психологического кризиса, который сопровождается и обостряется кризисом в системе воспитания подростка, когда сталкиваются устаревшие его формы и потребности растущего человека в самореализации. Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей и положением ребенка, зависимого от воли взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки, интенсифицируя квазипотребности, квазиинтересы растущего человека. По мере его взросления изменяется характер и особенности виденья себя, восприятие окружающих, изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.

Так, показательно, что  на первой стадии подросткового периода  онтогенеза (в 10 -11 лет) ребенка характеризует  весьма критичное отношение к  себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики (Фельдштейн Д.И., 1988, с. 34), отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности.

Ситуативное отрицательное  отношение к себе сохраняется  и на второй стадии подросткового возраста (в 12 -13 лет); обусловливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников.

На третьей стадии этого возраста (в 14 -15 лет) наблюдается  сопоставление подростком своих  личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, принятыми в референтных группах.

Показательны данные, свидетельствующие о различном  проявлении агрессивности подростков на разных стадиях этого возраста.

Нами были рассмотрены  такие формы агрессивности, как  физическая, косвенная, вербальная и негативизм.

Выяснилось, что у детей 10 -11-летнего возраста преобладает  физическая агрессивность и менее  всего выражена агрессивность косвенная. Причем вербальная агрессивность и  негативизм, по сути, находятся на одной  ступени развития. У подростков же 12 -13 лет наиболее выраженным становится негативизм (64%), отмечается рост физической, а также вербальной агрессии, тог да как агрессивность косвенная, хотя и дает существенный сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, все же менее выражена. Что касается 14 -15-летних подростков, то на первый план у них выходит вербальная агрессивность (72%), что на 20% .превышает эту форму в 12 -13лет и почти, на;30% в 10 - 11 лёт. Агрессивность же физическая и косвенная повышаются не существенно, так же как и уровень негативизма.

Но на всем протяжении подросткового периода наблюдается  четко выраженная динамика всех форм агрессивности от младшего к старшему подростковому возрасту (табл. 1).


 

Вместе с тем, если у 10-11-летних детей преобладают, физические формы агрессивности, то по мере взросления у подростков 14 -15 лет на первый план выходят ее вербальные формы (с 44% в 10 лет до 51 % в 12 -13лет и, наконец, 72% в 14 -15 лет). Кроме того, доминирующее значение на старших стадиях подросткового возраста начинает приобретать не физическая агрессия, как у 10-летних ребят, а негативизм. При этом негативизм растет по мере взросления детей особенно быстрыми темпами (с 45% в 10 лет до 64% в 12 -13 лет и 65,% в 15 лет).

Анализ полученных данных позволяет отметить выпукло выраженное влияние социальной ситуации развития, прежде всего семьи, на характер и уровень агрессивности подростков (табл.2)

Дело в том, что дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. А одним из определяющих элементов микросреды в складывающихся отношениях, в которых формируется личность, является семьи, При этом решающим является не ее состав - полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.

Так, установлено, что  уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у  детей из рабочей среды - здесь  и социальные группы рабочих промышленных предприятий, шахтеры, а также группы строителей, сельских механизаторов (67 -70%). Вместе с тем у подростков этих групп населения отмечается минимальный уровень негативизма (20 -40%).

 Вербальные формы  агрессивного поведения типичны  для большинства подростков из  среды служащих (среднего звена)  и малоквалифицированных работников (прачки, уборщицы) - 75%. В то же время эти подростки отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения (30-40%).

По уровню косвенной  агрессивности на первом месте подростки  из семей подсобных (технических) работников (65%) и семей руководящих служащих (67%). Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников -90% и из семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры) -80%.

См. ТАБЛ.2


Оказалось, что менее  всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов.

Видимо, в первом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию. Во втором же случае подростки, как правило, становятся свидетелями пьянства, хулиганства, грубости в семейных и внесемейных отношениях. Представляется, что проведенное рассмотрение проявлений разных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоев населения имеет не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере эмоциально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности ребенка подросткового возраста, учитывая особенности влияния социальной ситуации его развития, воздействия микросреды. И психологу-исследователю и педагогу-практику важно знать состояние физической и косвенной агрессии детей, склонность их к раздражению и негативизму, вербальной агрессии, подозрительности и обидчивости, формирующих враждебность. Причем знать в динамике развития, характерной для подросткового периода, когда агрессивность детей и ее проявления в разных формах поведения отличаются специфическими особенностями, типичными для 10 -11, 12 -13 и 14 - 15-летних подростков.

§ 2.2. Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей  подросткового возраста.

 

Каждый ребенок - это  неповторимый мир. Признавая данное положение, в педагогической практике, тем не менее, многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем известно, что половые различия не ограничиваются собственно половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития. Девочки созревают гораздо раньше мальчиков, например. Так, в подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3 -4. а не 4 -5 лет (см.: Раттер М„ 1987. с. 122). Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психологических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения.

Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьезную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе.

Неслучайно данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек, а случаи антиобщественных поступков находятся в отношении 10 к 1. Дело в том, что психические различия мальчиков и девочек определяются как половым диморфизмом и соответствующими общими особенностями и закономерностями его развития, так и спецификой проявления характерных типов мужественности и женственности, обусловленных воздействием социальных факторов, уровнем развития общества. Полученные, нами материалы показывают значительные различия в проявлении агрессивности мальчиками и девочками подросткового возраста (табл. 3, 4, 5).


 

Физическая агрессивность, например, проявляется у 60 -70% мальчиков, тогда как у девочек эта форма агрессивности отмечается лишь у 30 -50%. В то же время необходимо заметить, что у мальчиков с возрастом происходит некоторое затухание физической агрессивности  - с 70% в 10 -11 лет до 60% в 14 -15 лет, тогда как у девочек, напротив, наблюдается рост этой формы агрессивности: с 30% в 10 -11 лет до 38% в 12 -13 лети 56% в 14 -15 лет.

Вербальная агрессивность  отмечается у 62 -82% мальчиков и 38 -60% подростков-девочек. При этом в 12 -13 лет у мальчиков  имеет место снижение уровня вербальной агрессивности, тогда как у девочек этот процесс обладает тенденцией к увеличению: 38% в 10 -11 лет; 49% в 12 -13 лет и 60% в 14 -15 лет. Негативизм значительно сильнее у подростков-мальчиков (68 -82%), наблюдаясь только у 36 -60% девочек этого возраста. При спаде косвенной агрессивности подростков-мальчиков (от 10 до 15 лет) идет возрастание ее у девочек  - с 25% в 10 - 11 лет до 59% в 14 -15 лет. Наибольшей агрессивностью отличаются 10-летние подростки-мальчики, у которых превалируют физическая агрессивность  - 70%, при негативизме в 68% и вербальной агрессивности в 62%. Однако, к 14 -15 годам у мальчиков на первый план выходят вербальные формы агрессивности (81 %) и негативизм (82%). При этом физическая агрессивность снижается до 61%, а косвенная составляет лишь 39%. В отличие от мальчиков у подростков-девочек с возрастом существенно увеличивается физическая агрессивность  - с 30% в 10 -11 лет до 56% в 14 -15 лет; резко растет агрессивность косвенная  - с 25% в 10 -11 лет до 59% в 14 -15 лет и агрессивность вербальная с 38% в 1011 лет до 49% в 12  -13 лет и 60% в 14 -15 лет. Вместе с чем у девочек несколько затухает при переходе со второй на третью стадию подросткового периода (с 13 к 14 -15 годам), негативизм с 62 до 52%. Отсюда проистекает необходимость более детального изучения особенностей именно девичьей агрессивности. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности. Причем агрессивность по-разному проявляется разными девочками и мальчиками, что требует рассмотрения их индивидуальных различий. Данное положение тем более значимо, что, например, у одной из 13-летних девочек - Ф., из семьи рабочих (см. се характеристику далее) выявилось полное отсутствие (0%) физической агрессии при 60% агрессивности вербальной (при 49% такой агрессивности, присущей этой возрастной группе 12 -13-летних девочек).

Поэтому нам и представилось  целесообразным привести данные хотя бы по ряду подростков-мальчиков и девочек разных возрастных групп и из разных социальных слоев населения.

Мальчик П.„ 11 лет, из семьи  рабочих. Физическая агрессивность  на уровне 45%, косвенная  - 40%, вербальная  - 65%, при негативизме в 60%. У этого  подростка отмечается средняя степень склонности к риску (48 баллов); у него возникают трудности с родителями, часты разногласия с товарищами. Мальчик подозрителен, недоверчив, тревожен, склонен к применению физической силы для защиты своих прав. Девочка Т., 11 лет, из семьи технического работника детсада (мать - прачка, отец - пенсионер по инвалидности). Физическая агрессивность на уровне 30%. косвенная -65%, вербальная 75%. при негативизме - в 50%. У девочки средняя степень склонности к риску (46 баллов).

У нее бывают трудности с родителями, часты разногласия со сверстниками. Девочка нервозна, мстительна, причем свою недоброжелательность вымещает на домашних животных, в частности, собаке.

Девочка Л., 11 лет, из семьи сельских механизаторов (отец - тракторист, мать работает на машинной дойке). Физическая агрессивность проявляется на уровне 60%. Вербальная - 65%, косвенная - 40% при почти невыраженном негативизме (15%). У подростка отмечается повышенная склонность к риску (70 баллов). Ее характеризует настороженность в отношении других людей, частые конфликты со сверстниками и родителями, склонность применять для защиты своих прав физическую силу.

Девочка М., И лет, из семьи торговых работников (отец - товаровед, мать - повар). У этого подростка наблюдается  слабая агрессивность (физическая -20%, вербальная - 25%, косвенная -30%, негативизм -10%), что соответствует и отсутствию у нее склонности к риску -25 баллов, т.е. весьма осторожна. У данной девочки не возникают трудности с родителями, она, верит в своих товарищей, ей знакомы угрызения совести, у нее отсутствует склонность к применению физической силы, в том числе и по отношению к животным.

Мальчик В., 12 лёт, из семьи руководящих  работников (отец - директор торга, мать - гл. инженер завода). Физическая агрессивность  отмечается на уровне 60%, при косвенной в 15% и вербальной в 20%. Однако негативизм проявляется в 90% Неслучайно и склонность к риску на грани повышенной (54 балла). Мальчик не испытывает трудностей с родителями, но не верит товарищам, быстро теряет самообладание, склонен к применению физической силы, не испытывает угрызений совести.

Мальчик М., 13 лет, из семьи учителей средней школы! Физическая агрессивность  в пределах 60%, косвенная -40%, вербальная -35%, при негативизме в 60%. У него отмечается средняя склонность к  риску (42 балла), он верит в добро, не мучает животных. У подростка нормальные отношения с родителями и сверстниками. Однако он полагает возможным применить физическую силу для защиты своих прав.

Информация о работе Агрессивность