Асимметрия слухового и зрительного внимания у детей с расстройством развития учебных навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В последние время в нашей стране наблюдается устойчивый рост числа относительно негрубых поражений центральной нервной системы (ЦНС) у детей. В большинстве случаев последствия этих поражений проявляются в нарушении темпа психического развития ребенка. В связи с этим все более актуальной становится проблема школьной дезадаптации, связанная со снижением когнитивных способностей у таких детей, по сравнению с возрастными нормативами. О важности этой проблемы свидетельствует нарастающее год от года количество отечественных и зарубежных публикаций по данной тематике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………………….......…4-5
1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕЖПОЛУШАРНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА В НОРМЕ И ПРИ ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ.
1.1 Межполушарная функциональная асимметрия мозга……………………..6-11
1.2.1 Асимметрия и зрение…………………………………….…….…………12-15
1.2.2 Асимметрия слуха…………………………...……………………………16-18
1.2 Современные представления о специфических расстройствах
развития учебных навыков …………………………………………………..18-20
1.2.1 Виды специфических расстройств развития учебных навыков…….20-26
1.3 Метод транскраниальной микрополяризации……………………...……..26-28
2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Характеристика групп испытуемых……………………...…......28-29
2.2 Психодиагностические методы…………………………………….……...30-39
2.2.1 Дихотическое прослушивание…………………………………...........29-32
2.2.2 Опросник М. Аннет……………………………………………………….32-33
2.2.3 Модифицированная корректурная проба для определения
особенностей зрительного внимания….…………………………………….33-34
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Описательная статистика данных испытуемых
контрольной группы……………………………………………………………34-35
3.2 Корреляционный анализ данных, полученных
при исследовании детей контрольной группы……………………………...35-36
3.3 Сравнительная характеристика данных клинической и
контрольной групп…………………………………………………………..36-37
3. 4 Сравнительная характеристика данных испытуемых со СРРШН
до и после ТКМП…………………………………………………………………37
3.5 Анализ данных по дихотическому тесту между
испытуемыми со СРРШН до и после ТКМП и контрольной группы…...37-39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….40-41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…………….42-44
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..........45

Файлы: 1 файл

Курсовая_1.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

Так, ребенок может  быть леворуким, но обнаруживает правые асимметрии в дихотическом прослушивании слов и в прицельной способности глаз. Напротив, праворукий ребенок может быть левшой в слухе или зрении. Едва ли может быть однозначным решение вопроса в отношении детей с разными сочетаниями леворукости с другими асимметриями — симметрией. Вряд ли сохраняют силу имеющиеся в литературе высказывания, основанные на учете только моторных асимметрий: борьба за гармонию в физическом воспитании должна быть связана с проблемой устранения функциональной асимметрии рук; у праворуких «бездеятельность левой руки ослабляет ее силу и работоспособность». Более адекватными представляются противоположные взгляды. Так, «движение за устранение праворукости» считается нецелесообразным[3].

 

 

 

 

 

1.1.1 Асимметрия и зрение

Исследование зрительной асимметрии у нормальных людей часто  напоминает обстановку опытов на больных  с расщепленным мозгом. Зрительные стимулы, вспыхивающие на короткое время  в левом поле зрения, проецируются сначала на правое полушарие; стимулы, вспыхивающие в правом поле зрения, вначале проецируются на левое полушарие. У больных с расщепленным мозгом эта начальная латерализация сохраняется и в последующем, так как связи между полушариями рассечены. У нормальных же людей связи интактны и могут переносить информацию, предъявленную любому из полушарий. Тем не менее было обнаружено, что при выполнении человеком определенных заданий можно выявить различия, в зависимости от того, в каком поле зрения — правом или левом — предъявляется   задача.

В начале пятидесятых годов Мортимер Мишкин и Дональд Форгейз показали, что нормальные праворукие испытуемые лучше идентифицируют английские слова,    если они  вспыхивают справа, а не слева от точки фиксации взора. Однако если таким же образом людям, умеющим читать на идише, предъявлялись слова этого языка, то обнаруживалось небольшое преимущество левого поля зрения. Авторы сделали вывод о том, что совершенствование навыков чтения связано с созданием «более эффективной нервной организации, которая развивается в соответствующем полушарии мозга (левом для английского языка, правом — для идиш)». Другими словами, приобретение навыков в определенном направлении приводит к тому, что написанные английские слова лучше воспринимаются правым полем зрения, тогда как слова идиш (языка, на котором читают справа налево) более точно обрабатываются в левом поле зрения [27].

Это объяснение в течение нескольких лет пользовалось широкой популярностью, хотя оно не затрагивало вопроса  о том, почему преимущество правого  поля зрения для английских слов значительно больше, чем преимущество левого для слов на идише. Однако спустя десятилетие публикация результатов работы на калифорнийской группе больных с расщепленным мозгом указала на возможную причину отсутствия параллелизма в величине различий.

Больные с расщепленным мозгом, демонстрируют  ярко выраженные различия в способности  воспроизводить английские слова, предъявляемые  в левом или правом поле зрения. Эти различия интерпретировали как  отражение функциональных различий между полушариями в плане языковых функций. Данные Мишкина и Форгейза объясняются одновременным действием двух факторов: преимуществом одного поля зрения, обусловленным приобретенными навыками чтения на определенном языке, накладывающимся на преимущество правого поля зрения, проистекающее из различий между левым и правым мозгом.

Эта интерпретация была проверена  в более поздних исследованиях, в которых изучали асимметрию полей зрения, предъявляя слова английского  языка и идиш, написанные по вертикали  для минимизации возможного влияния направления считывания. В случае уменьшения влияния направления считывания двухфакторная интерпретация предсказывает выявление преимущества правого поля зрения для слов обоих языков, основанного на функциональных различиях между полушариями. Именно такие результаты и были получены [25].

Эти данные поддержали представление  о том, что различия  полей зрения у нормальных людей отражают асимметрию их мозга. Это чрезвычайно важное заключение, поскольку оно означает, что различия между левым и правым мозгом, обнаруженные в клинических исследованиях, существуют и в нормальном мозгу и что эти различия действительно можно изучать на нормальных людях.

Полушарие, получающее информацию о  стимуле прямо, имеет преимущество перед полушарием, получающим ту же информацию непрямым способом, через межполушарные комиссуры. Передача между полушариями приводит к некоторой потере четкости информации, также через комиссуры проходят только определенные виды или уровни информации. Динамика полностью интактного мозга может быть такой, что перекрестные связи служат в большей мере для торможения удвоения обработки, чем для передачи необработанной информации о сенсорном стимуле.

Асимметрии полей зрения проявляются  в заданиях, для выполнения которых  полушария изначально не обладают равными способностями. Можно ожидать, что в условиях, когда информация прямо предъявляется полушарию, специализированному для определенной функции, выполнение будет лучшим, т. е. более точным или быстрым, чем в условиях, когда информация сначала идет к другой половине мозга.

Эти различия отражают, асимметрию между  полушариями, как и различия, выявленные исследованиями больных с повреждением мозга и с расщепленным мозгом. В то время как в ряде заданий  с использованием слов и букв у  нормальных людей обнаруживается преимущество правого поля зрения, для стимулов, которые обрабатываются, как полагают, правым полушарием, показано преимущество левого поля зрения.

Например, в нескольких исследованиях  показано, что люди узнают лица, предъявленные  в левом поле зрения, быстрее, чем лица, предъявленные в правом. В другой работе показано, что испытуемые точнее вспоминают расположение точек на карточке, если материал вначале предъявлялся правому полушарию. Эти данные в значительной мере поддерживают представление о том, что различия полей зрения отражают межполушарные различия: преимущество правого поля зрения отражает специализацию левого полушария для языковых функций, а превосходство левого зрительного поля является результатом специализации правого полушария для обработки зрительно-пространственных стимулов[20].

Различна прицельная способность и локализация объекта  в пространстве. Наиболее часто преобладает  правый глаз, на втором месте по частоте  — левый, значительно реже встречается  равенство глаз. При зрительно-пространственной симметрии неустойчиво и неточно прицеливание; человек с такой симметрией испытывает трудности при локализации объекта в пространстве. При правом ведущем глазе (по прицельной способности) более совершенно правостороннее монокулярное поле зрения, значительно более обширное во всех координатах, особенно кнутри и кнаружи. При доминировании левого глаза преобладает левостороннее монокулярное поле зрения. Б. Г. Ананьев (1960) отмечает еще связь ведущего глаза с ощущением глубины, говорит о невозможности монокулярного определения глубины при отсутствии ведущего глаза — симметрии глаз. В бинокулярном восприятии удаленности (глубины) объекта по отношению к той точке пространства, куда направлен взор наблюдателя, неодинакова функция полушарий: «правое является ведущим в обнаружении участка, лежащего вне основной плоскости изображения; левое ответственно за определение удаленности выделенного участка по отношению к основной плоскости изображения и за создание стабильности восприятия глубины» [17], При прицеливании мы видим лишь то, что составляет поле зрения ведущего глаза, тогда как поле зрения другого глаза «не остается в памяти» [22].

 

1.1.2 Асимметрия слуха.

Слух биноурален, однако левое и правое ухо неравнозначны  относительно восприятия звуковой информации. [19]

Различна острота слуха. В исследовании М. С. Неймарка оказана лучшая чувствительность левого уха. Преобладание левого уха было у 50 % испытуемых, правого — у 7 %, симметрия — у 43 % при исследовании аудиометром, а при исследовании камертоном — у 50, 36 и 14 % испытуемых соответственно [14]. В различении высоты дихотических аккордов (1650 и 1750 Гц), попеременно предъявлявшихся, в исследовании Бартона, Гудгласса и Шаи, то на одно, то на другое ухо через головные телефоны при уровне звукового давления 80 дБ, левое ухо преобладало у 75 %, правое у 25 % испытуемых [26].

В. Г. Каменская (1983) установила лучшую чувствительность левого уха  к чистым тонам различной частоты  в оптимальном для человека диапазоне (255–4000 Гц) у 85 % обследованных ею здоровых лиц в возрасте 22–25 лет[7]. Н. В. Вольф и С. Б. Цветовский (1985) говорят о более высокой чувствительности левого уха у мужчин по сравнению с женщинами[5].

Асимметрия восприятия звуковых, словесных сигналов выявляется у ребенка уже в возрасте 4-х  лет.

 Чувствительность ушей различается при определении высоты, силы, громкости, длительности, тембра звуков и пространственной локализации их источников[19].

Асимметрия слуха в  восприятии речевых и неречевых  звуков выявляется при моноауральном  и особенно — дихотическом предъявлении звуков. Стимулы, которыми пользовалась D. Kimura (1961), состояли из пар однозначных чисел, например «2» и «9». Члены каждой пары записывались на отдельные дорожки магнитной ленты. Начало их звучания совпадало. Испытуемые прослушивали через наушники пробы, состоящие из 3 пар чисел, быстро следующих одна за другой, и должны были воспроизвести как можно больше чисел из шести предъявлявшихся. При повреждении левой височной доли мозга больные выполняли пробу значительно хуже, чем при поражении правого полушария. Независимо от локализации поражения, больные более точно воспроизводили числа, подававшиеся на правое ухо. Это преимущество правого уха обнаружилось и у здоровых. Преимущество правого уха в различении речевых звуков получило название «эффект правого уха»[9].

Различается и «эффект  левого уха» — преобладание левого уха в восприятии неречевых звуков — музыкальных, ритмических и  интонационных, эмоциональных особенностей речевого сообщения. Вокально-музыкальные  отрывки с разными эмоциональными оттенками (радость, горе, безэмоциональность, гнев, страх) лучше воспринимаются левым ухом. В целом речевое сообщение лучше воспринимается правым ухом на основе смысла, левым — на основе интонации, чаще у правшей, реже и менее выражено у левшей[1].

При дихотическом тестировании отмечается «резкое извращение позиционного эффекта». Если при предъявлении ряда слов в свободном поле наиболее полно запоминаются первые и последние слова, хуже всего воспроизводятся слова, занимающие средние места в ряду, то при дихотическом тестировании уровень запоминания наиболее низок для первых, постепенно возрастает к последнему слову, которое запоминается лучше всего. Авторы отмечают: «Условия дихотического тестирования, при котором на оба уха одновременно подавали стимулы, конкурирующие по акустическим, фонематическим и семантическим характеристикам, могут быть квалифицированы как условия с чрезвычайно высоким уровнем помех, ...именно это обстоятельство приводило к такому сужению объема кратковременной памяти, когда угнеталось запечатление вербальных стимулов», занимающих первые места даже в очень коротком ряду. Д. А. Кауфман, О. П. Траченко (1985) отметили, что глаголы жаргонного типа («клюкнуть», «тяпнуть», «вякнуть», «капнуть») лучше воспринимаются правым ухом — левым полушарием; глаголы телесных восприятий (зябнуть, глохнуть, нюхать) — правым полушарием; глаголы, отражающие действия (глотать, ехать, вымыть) — одинаково правым и левым полушариями мозга. Прилагательные пространственно-временные (протяжный, долгий, задний) лучше воспринимаются правым полушарием, относительные (водный, рыбный, конный) — левым[8].

При нарушении формирования мозговых структур могут возникать  такие расстройства, как специфические  расстройства школьных (учебных) навыков.

1.2 Специфические расстройства развития учебных навыков у детей.

Специфические расстройства развития учебных навыков - это расстройства, при которых нормальное приобретение навыков нарушено с ранних стадий развития. Они не являются следствием отсутствия благоприятной возможности  для обучения или какой-либо  полученной мозговой травмы или болезни. Считается, что расстройства возникают из нарушения в обработке когнитивной информации, что во многом происходит в результате биологической дисфункции. Как и при большинстве других  нарушений  развития,  данное состояние существенно более часто отмечается у мальчиков,  чем у девочек.

Считается, что расстройства возникают из нарушения в обработке  когнитивной  информации,  что  во многом происходит в результате биологической дисфункции.

Специфические расстройства развития школьных навыков (СРРШН) охватывают группы расстройств, проявляющиеся специфической и значительной недостаточностью в обучении школьным навыкам.  Эти нарушения в обучении не являются прямым следствием других состояний (таких как умственная отсталость,  грубые неврологические дефекты, неоткорригированные зрительные или слуховые повреждения или эмоциональные  расстройства), хотя  они могут встречаться как сопутствующие им.  СРРШН часто наблюдаются в сочетании с другими клиническими синдромами (такими  как расстройство дефицита внимания или расстройство поведения) или другими расстройствами  развития,  такими как специфическое расстройство развития  моторных  функций или специфические расстройства развития речи.

Требования для диагностики специфических расстройств развития школьных навыков.

1. клинически значимая  степень  нарушения  какого-либо  определенного школьного навыка.  Об этом можно судить: на основе  тяжести, определенной по школьной  успеваемости, то есть такая степень  нарушения, которая могла бы встречаться менее чем у 3% популяции детей школьного возраста; по  предшествующим  нарушениям  развития, то есть задержке или отклонению в развитии в дошкольные годы, наиболее часто в речи; по сопутствующим проблемам (таким  как  невнимательность,  повышенная активность, эмоциональные нарушения или нарушения в поведении); по типу расстройства (то есть наличию качественных нарушений, обычно не являющихся частью нормального развития); и по реакции на терапию (то есть школьные трудности не сразу уменьшаются по мере усиления помощи дома и/или в школе).

Информация о работе Асимметрия слухового и зрительного внимания у детей с расстройством развития учебных навыков