Асимметрия слухового и зрительного внимания у детей с расстройством развития учебных навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В последние время в нашей стране наблюдается устойчивый рост числа относительно негрубых поражений центральной нервной системы (ЦНС) у детей. В большинстве случаев последствия этих поражений проявляются в нарушении темпа психического развития ребенка. В связи с этим все более актуальной становится проблема школьной дезадаптации, связанная со снижением когнитивных способностей у таких детей, по сравнению с возрастными нормативами. О важности этой проблемы свидетельствует нарастающее год от года количество отечественных и зарубежных публикаций по данной тематике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………………….......…4-5
1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕЖПОЛУШАРНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА В НОРМЕ И ПРИ ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ.
1.1 Межполушарная функциональная асимметрия мозга……………………..6-11
1.2.1 Асимметрия и зрение…………………………………….…….…………12-15
1.2.2 Асимметрия слуха…………………………...……………………………16-18
1.2 Современные представления о специфических расстройствах
развития учебных навыков …………………………………………………..18-20
1.2.1 Виды специфических расстройств развития учебных навыков…….20-26
1.3 Метод транскраниальной микрополяризации……………………...……..26-28
2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Характеристика групп испытуемых……………………...…......28-29
2.2 Психодиагностические методы…………………………………….……...30-39
2.2.1 Дихотическое прослушивание…………………………………...........29-32
2.2.2 Опросник М. Аннет……………………………………………………….32-33
2.2.3 Модифицированная корректурная проба для определения
особенностей зрительного внимания….…………………………………….33-34
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Описательная статистика данных испытуемых
контрольной группы……………………………………………………………34-35
3.2 Корреляционный анализ данных, полученных
при исследовании детей контрольной группы……………………………...35-36
3.3 Сравнительная характеристика данных клинической и
контрольной групп…………………………………………………………..36-37
3. 4 Сравнительная характеристика данных испытуемых со СРРШН
до и после ТКМП…………………………………………………………………37
3.5 Анализ данных по дихотическому тесту между
испытуемыми со СРРШН до и после ТКМП и контрольной группы…...37-39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….40-41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…………….42-44
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..........45

Файлы: 1 файл

Курсовая_1.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

2. нарушение должно  быть специфическим в том смысле, что его нельзя объяснить только  умственной отсталостью или не  столь выраженным снижением общего  интеллектуального уровня. Так как  коэффициент умственного развития и школьные достижения не  идут  прямо параллельно, это решение может быть сделано только на основе индивидуально назначаемых стандартизированных тестов на усвоенный материал и коэффициент  умственного  развития,   соответствующих определенной культуре и образовательной  системе.  Такие  тесты  должны использоваться вместе со статистическими таблицами с данными о  среднем ожидаемом уровне усвоения школьного материала при  определенном коэффициенте умственного развития в данном возрасте.

3. нарушение должно  быть связано с развитием в  том смысле, что должно присутствовать  с первых лет обучения, а не  приобретаться позднее в ходе  образования. Сведения о  школьных  успехах ребенка должны подтверждать  это.

4. должны отсутствовать  внешние факторы, которые можно рассматривать как причину школьных трудностей.

5. специфические нарушения  развития школьных навыков не  должны быть прямо обусловлены  неоткорригированными зрительными  или слуховыми расстройствами.

Из специальных нарушений  школьных навыков выделяют:

    • специфическое нарушение навыков чтения (дислексия);
    • специфическое нарушение навыков письма;
    • специфическое нарушение арифметических навыков (дискалькулия);
    • смешанное расстройство школьных навыков (трудности обучения)[13].

 

1.2.1 Виды специфических расстройств развития школьных навыков

1. Специфическое расстройство чтения

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Современный анализ проблемы нарушения  чтения основывается на понимании сложной  психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми.

Некоторые авторы (М. Лами, К. Лонай, М. Суле, Б. Хальгрен) отмечают наследственную предрасположенность при нарушениях чтения. Изучение дислексии у близнецов позволило авторам сделать вывод о наследственном характере некоторых факторов, обусловливающих возникновение дислексии (нарушение латерализации, задержка развития речи).

Функциональные причины  могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное  внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения[11].

Основной признак - специфическое  и значительное нарушение в развитии навыков чтения, которое нельзя объяснить исключительно умственным возрастом, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения в школе.  Могут быть нарушены навыки понимания чтения и совершенствования на заданиях, требующих чтения. Трудности спеллингования часто сочетаются со специфическим расстройством чтения и часто остаются в подростковом возрасте, даже после некоторого прогресса в чтении.  У детей со специфическим расстройством чтения в анамнезе часты специфические расстройства развития речи,  и всестороннее исследование функционирования речи на данный момент часто обнаруживает сохраняющиеся легкие нарушения, помимо отсутствия успехов в теоретических предметах. В дополнение к академическим неудачам, довольно частым осложнениями являются  плохая посещаемость школы и проблемы в социальном приспособлении, особенно в начальной или средней школе. Данное состояние обнаруживается во всех известных языковых культурах, но неясно, как часто это нарушение бывает обусловленным речью или шрифтом.

Типичными в школьном возрасте являются сопутствующие эмоциональные  и/или поведенческие расстройства. Эмоциональные расстройства более типичны в ранние школьные годы, но нарушения поведения и синдромы гиперактивности более вероятны в позднем детстве и в подростковом возрасте. Также часто отмечаются низкая самооценка и проблемы школьной адаптации и взаимоотношений со сверстниками.

К специфическим нарушениям чтения относятся:

    • специфическая задержка в чтении;
    • оптическая дислексия;
    • оптическая агнозия;
    • "отсталое чтение";
    • специфическое отставание в чтении;
    • чтение в обратном порядке;
    • "зеркальное чтение";
    • дислексия развития;
    • дислексия вследствие нарушения фонематического и грамматического анализа;
    • нарушения спеллингования в сочетании с расстройством чтения[13].

2. Специфическое расстройство  спеллингования (дисграфия)

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевающего этим навыком[11].

Главная черта при  дисграфии - специфическое и значительное нарушение в развитии навыков спеллингования при отсутствии предшествующего специфического расстройства навыков чтения  и которое не  объясняется исключительно низким умственным возрастом, проблемами остроты зрения и неадекватного обучения в школе.  Нарушается как способность устно произносить слова по буквам, так и писать слова правильно.  Дети, проблемы которых заключаются исключительно в плохом  почерке,  не должны сюда включаться;  но в некоторых случаях трудности спеллингования могут быть связаны с проблемами  письма. В отличие от характеристик,  обычно  выявляемых при специфическом расстройстве чтения,  ошибки при письме имеют тенденцию быть в основном фонетически правильными. В эту подрубрику включаются нарушения письма,  связанные с нарушением высших психических функций.

Расстройство спеллингования характеризуется нарушением в подростковом возрасте способности устного произношения слова по буквам и, соответственно, правильного его написания: ребенок пишет слово так, как его слышит, несмотря на знание о правильном написании этого слова[13].

3. Специфическое расстройство  арифметических навыков

Это расстройство заключается  в специфической недостаточности  навыков счета, которая не может быть объяснена умственной отсталостью или недостатками обучения в школе. Недостаточность касается умения производить основные арифметические действия - сложение, вычитание, умножение и деление, но в еще большей степени это расстройство выявляется при необходимости выполнения сложных математических  действий, которые необходимы в алгебре, геометрии, тригонометрии и сложных вычислениях. Другие названия этого расстройства - акалькулия, дискалькулия, нарушение способности к арифметическому счету.  
Частота случаев нарушения способности к арифметическому счету неизвестна, но считается, что это более редкое расстройство, чем нарушение способности к овладению навыками чтения. Неизвестно также и различие частоты этого расстройства по полу.  
Известно, что некоторые дети рождаются с исключительными математическими способностями, значительно превосходящими возрастные нормы. Но если существуют дети с высокими способностями, то должны существовать и дети с недостатками таких способностей. Причина этого расстройства неизвестна. Предполагается, что могут быть какие-то изменения в затылочной доле правого полушария мозга, которые считаются ответственными за переработку зрительно- пространственных стимулов и математические способности. Однако эта теория является спорной.  
Если это нарушение вовремя не распознается и не лечится, то оно может сохраниться и у взрослых. Такие люди не могут работать в областях, где требуются навыки счета, но если у них нет других сопутствующих нарушений, например неспособности к чтению или письменному изложению, то они могут заниматься интеллектуальными или творческими видами деятельности[18].

Арифметические трудности, которые отмечаются, обычно различны, но могут включать: недостаточность  в понимании понятий, лежащих в основе арифметических операций; отсутствие понимания математических терминов или знаков; не распознавание числовых знаков; трудность проведения стандартных арифметических действий; трудность в понимании, какие числа, относящиеся к данному арифметическому действию, необходимо использовать; трудность в усвоении порядкового выстраивания чисел или в усвоении десятичных дробей или знаков во время вычислений; плохая пространственная организация арифметических вычислений; неспособность удовлетворительно выучить таблицу умножения.

Сюда входят:

    • связанное с развитием нарушение счета;
    • дискалькулия,   обусловленная  нарушением  высших  психических функций;
    • специфическое расстройство счета, связанное с развитием;
    • синдром развития Герстмана;
    • акалькулия развития.

 

4. Смешанное расстройство  учебных навыков

Это плохо определенная, недостаточно разработанная (но необходимая) остаточная категории расстройств, при которых как арифметические навыки, так и навыки чтения или  спеллингования  значительно нарушены, но при которых нарушения нельзя объяснить  непосредственно общей умственной отсталостью или неадекватным обучением. Это должно применяться для всех расстройств, удовлетворяющих критериям для F81.2 и либо F81.0, либо F81.1.

Включается:

    • расстройство развития экспрессивного письма.

5. Расстройство развития  учебных навыков неуточненное

Этой категории необходимо насколько возможно избегать и использовать только для неуточненных нарушений, при  которых обнаруживается значительная неспособность к обучению, что  не может быть объяснено непосредственно умственной отсталостью, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения.

Включаются:

    • неспособность к приобретению знаний БДУ;
    • неспособность к обучению БДУ;
    • расстройство обучения БДУ[9].

Данные расстройства хорошо поддаются коррекции и компенсации при пременении метода транскраниальной микрополяризации[13].

1.5 Метод транскраниальной  микрополяризации.

Микрополяризация — лечебный метод, позволяющий изменять функциональное состояние различных звеньев центральной нервной системы под действием малого постоянного тока (500-600 мкА).[23]

Транскраниальная микрополяризация (ТКМП) - это лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга.

Транскраниальная микрополяризация (ТКМП) удачно сочетает в себе простоту и неинвазивность традиционных физиотерапевтических процедур (электросон, различные варианты гальванизации) с достаточно высокой степенью избирательности воздействия, характерной для стимуляции через интрацеребральные электроды. Термин "микрополяризация", впервые предложенный в лаборатории Н.П.Бехтеревой, объединяет в себе параметры постоянного тока, используемые для проведения процедур ТКМП, как правило, они на порядок меньше традиционно применяемых в физиотерапии и не превышают 1мА, механизм действия микротока, приложенного к нервной ткани (поляризация клеточной мембраны). Направленность влияния достигается за счет использования малых площадей электродов (100-600 кв.мм.), расположенных на соответствующих корковых (фронтальной, моторной, височной и др. областях) проекциях головного мозга. Выбор зон воздействия определяется характером патологии, лечебными задачами, функциональными и нейроанатомическими особенностями корковых полей или отделов спинного мозга и их связями.

ТКМП позволяет направленно воздействовать не только на корковые структуры, находящиеся в подэлектродном пространстве, но и через систему кортикофугальных и транссинаптических связей влиять на состояние глубоко расположенных структур.

Микрополяризация может  использоваться как самостоятельный лечебный метод и как оптимизирующий прием в комплексном лечении различных заболеваний нервной системы у детей и взрослых любого возраста. ТКМП позволяет улучшить или восстановить психические, речевые функции, купировать гиперкинезы, судорожные приступы, уменьшить очаги деструктивного поражения головного мозга у больных с инсультом и черепно-мозговой травмой в острый период и др[16].

Ограниченность сведений о нейрофизиологических и нейропсихологических изменениях в ходе применения ТКМП у детей с поражениями головного мозга в значительной степени затрудняет направленное использование методики для решения проблем коррекции школьной дезадаптации.

Метод ТКМП является перспективным  методом коррекции нарушений  высших психических функций у  детей с нарушениями психического развития. ТКМП позволяет при практическом отсутствии побочных отрицательных эффектов направленно изменять функциональное состояние различных структур головного мозга и активно влиять на процессы самоорганизации и самореорганизации в регуляторных системах мозга[12].

Информация о работе Асимметрия слухового и зрительного внимания у детей с расстройством развития учебных навыков