Асимметрия слухового и зрительного внимания у детей с расстройством развития учебных навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В последние время в нашей стране наблюдается устойчивый рост числа относительно негрубых поражений центральной нервной системы (ЦНС) у детей. В большинстве случаев последствия этих поражений проявляются в нарушении темпа психического развития ребенка. В связи с этим все более актуальной становится проблема школьной дезадаптации, связанная со снижением когнитивных способностей у таких детей, по сравнению с возрастными нормативами. О важности этой проблемы свидетельствует нарастающее год от года количество отечественных и зарубежных публикаций по данной тематике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………………….......…4-5
1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕЖПОЛУШАРНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА В НОРМЕ И ПРИ ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ.
1.1 Межполушарная функциональная асимметрия мозга……………………..6-11
1.2.1 Асимметрия и зрение…………………………………….…….…………12-15
1.2.2 Асимметрия слуха…………………………...……………………………16-18
1.2 Современные представления о специфических расстройствах
развития учебных навыков …………………………………………………..18-20
1.2.1 Виды специфических расстройств развития учебных навыков…….20-26
1.3 Метод транскраниальной микрополяризации……………………...……..26-28
2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Характеристика групп испытуемых……………………...…......28-29
2.2 Психодиагностические методы…………………………………….……...30-39
2.2.1 Дихотическое прослушивание…………………………………...........29-32
2.2.2 Опросник М. Аннет……………………………………………………….32-33
2.2.3 Модифицированная корректурная проба для определения
особенностей зрительного внимания….…………………………………….33-34
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Описательная статистика данных испытуемых
контрольной группы……………………………………………………………34-35
3.2 Корреляционный анализ данных, полученных
при исследовании детей контрольной группы……………………………...35-36
3.3 Сравнительная характеристика данных клинической и
контрольной групп…………………………………………………………..36-37
3. 4 Сравнительная характеристика данных испытуемых со СРРШН
до и после ТКМП…………………………………………………………………37
3.5 Анализ данных по дихотическому тесту между
испытуемыми со СРРШН до и после ТКМП и контрольной группы…...37-39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….40-41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…………….42-44
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..........45

Файлы: 1 файл

Курсовая_1.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

Вывод:

Особенности функциональной асимметрии могут свидетельствовать  о нарушении формирования мозговых структур, что в свою очередь подтверждается нарушением высших психических функций  у детей со СРШН и о возможности  компенсации данных проблем с помощью метода ТКМП.

 

2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Характеристика групп испытуемых.

Для исследования преимущественной латерализации речевых функций проводилось дихотическое прослушивание. В исследовании принимали участие 58 детей в возрасте от 8 до 12 лет. В клиническую группу вошли 26 детей со специфическим расстройством развития школьных навыков. Контрольную группу (К) составили 33 здоровых ребенка  в возрасте от 8 до 12. Все дети клинической и контрольной групп прошли исследование с помощью дихотического теста, позволяющего выявить особенности слухового внимания и оценить участие каждого из полушарий большого мозга в восприятии вербальных стимулов, а также модифицированной корректурной пробы. позволяющей определить особенности зрительного внимания и опросник М. Аннет (модифицированный вариант по Л.И. Вассерману и соавт.), данная анкета позволяет выявить ведущую руку/ногу/глаз. У 18 детей с СРРШН исследование проводилось дважды: в начале и в конце использования лечебного метода ТКМП.

Таблица 1

Распределение испытуемых клинической группы по возрасту и полу

Возрастные

мальчики

девочки

всего

группы

8-10 лет

4

4

8

11-12 лет

6

4

10

всего

10

8

18


 

 

Таблица 2

Сведения о программе обучения испытуемыхклинической группы

Программа обучения

Мальчики

Девочки

Всего

 

Общая школьная

6

4

10

для детей  с ЗПР

5

3

8


 

В контрольную  группу для исследования вошли 33 здоровых ребенка, без указаний в анамнезе на патологию ЦНС; распределение  по возрасту и полу представлено в  таблице 3.

Таблица 3

Распределение испытуемых контрольной по возрасту и полу.

Возрастные  группы

Мальчики

Девочки

Всего

8-10 лет

10

7

17

10-12 лет

5

11

16

Всего

15

18

33


 

 

2.2 Психодиагностические методы

2.2.1 Дихотическое прослушивание.

Одним из наиболее часто  используемых психофизиологических методов исследования функциональной асимметрии мозга в отношении речевых функций является метод дихотического прослушивания (ДП). После первых работ Kimura (1960, 1961) и Bryden (1963) этот метод уже более 40 лет используется для проведения исследований как в фундаментальных нейронауках, так и в клинической практике.  Метод дихотического прослушивания может быть чувствительной неинвазивной техникой не только для определения латерализации речевых функций, как предполагала Kimura, но также для исследования внимания и его асимметрии, межполушарного взаимодействия, функций мозолистого тела, оценки последствий нейрохирургического вмешательства и когнитивных дисфункций при различной нервно-психической патологии. Роль внимания в дихотическом тесте проанализирована в работе Hiscock  с соавт. (2011), которые считают, что нельзя интерпретировать результаты дихотического прослушивания только с позиции латерализации речевых функций, так как процессы внимания играют не менее важную роль при проведении этого теста[20].

В исследовании использовалось дихотическое прослушивание для  определения полушария, доминирующего  при обработке речевых стимулов, и особенностей асимметрии слухового  внимания у детей со специфическими расстройствами школьных навыков. В группе детей с СРШН оценивалось изменение показателей, полученных в ходе дихотического теста, после поляризационных воздействий. Результаты теста существенно дополняли данные других клинических и параклинических методов исследования и использовались при уточнении позиций поляризационных электродов.

Для проведения ДП использовались ПК, работающие под управлением операционной системы Microsoft Windows XP, оснащенные звуковыми картами и головными телефонами. Собственно ДП и предварительная аудиометрия производились с помощью программы «Дихотик» версии 1.3.

Программа «Дихотик»  была разработана в СПИИРАН в 2008 году для решения диагностических  и исследовательских задач  и  позволяет реализовать традиционную методику ДП без использования специальной  акустической аппаратуры. Эта программа может работать в одном из трех режимов — калибровки, аудиометрии и дихотического прослушивания. Режим калибровки служит для привязки параметров аудиотракта системы к абсолютным величинам: уровень громкости в правом и левом каналах выставляется в условных единицах линейной шкалы от минимума до максимума звуковой карты. В этих же единицах указывается стандартный порог слышимости. Режим аудиометрии используется для определения порогов слышимости у испытуемого, значения уровня громкости определяются и задаются в децибелах. Режим дихотического прослушивания позволяет выбирать из имеющейся базы и предъявлять стимульный материал, фиксировать ответы испытуемого, а также производить первичную математическую обработку результатов, включая вычисление ЭПУ.

Перед проведением дихотического  теста проводилось аудиометрическое исследование. Если разница между  порогами слышимости правого и левого уха составляла более 10 дБ, то такие  дети в дальнейшем исследовании участия  не принимали.

В качестве стимульного материала в нашем исследовании мы использовали произнесённые естественным мужским голосом и записанные на диск согласно-гласные слоги (/ba/, /da/, /ga/, /pa/, /ta/, /ka/), образующие 36 пар. Шесть одинаковых пар не учитывались при подсчёте ЭПУ, но учитывались при подсчёте количества «ошибочных» ответов (КО). «Ошибочными» считались ответы, не содержащие ни одного из предъявленных слогов. Если испытуемый называл два и более слогов, за ответ принимался первый из них.

После предъявления синхронной пары стимулов и фиксации ответа испытуемого запускался обратный отсчет времени (длящийся 4 секунды), по истечении которого автоматически предъявлялась следующая пара, и т. д. Пары стимулов для предъявления отбирались случайным безвозвратным образом из группы стимулов данного типа. После того, как весь набор из 36 пар слогов оказывался исчерпанным, выбор и предъявление начинались с начала.

Особенностью использованной нами программы «Дихотик» является то, что на каждом шаге исследования она вычисляет не только оцениваемый параметр — ЭПУ, но и доверительный интервал для него. Доверительный интервал вычисляется, исходя из предположения,  что каждая итерация алгоритма ДП представляет собой независимое испытание объекта исследования (т. е. испытуемого). Для определения его границ используется модифицированный интервал Вальда [24].

2.2.2 Опросник М. Аннет

Кроме дихотического теста, во всех группах испытуемых определялась также ведущая рука с помощью детского опросника Аннет.

Данная методика обычно дополняет процесс наблюдения, которого иногда бывает достаточно для адекватного выявления ведущей руки.

Определяется “ведущяя”  рука, нога, глаз (какой рукой пишет, ест, чистит зубы, расчесывает волосы, как аплодирует и т.п.; какую ногу предпочитает, когда подпрыгивает на одной ноге и когда ударяет по мячу; к какому глазу прикладывает “подзорную трубу” из бумаги).

 Испытуемому предлагается опросник, состоящий из 8 пунктов, каждый из которых фиксирует преимущественный выбор привычного действия правой или левой рукой. Опросник может заполняться как самим испытуемым, так и экспериментатором, который задает вопросы устно, а ответы вписывает в специально предусмотренный бланк.

Данная модификация  рекомендуется для детей от 4-5 лет и старше. Взрослый задает ребенку  приведенные ниже вопросы и фиксирует ответы в таблице.

Каждый ответ оценивается по 5-балльной системе, включающей положительные и отрицательные числа.

Ответ «Только правой рукой» оценивается в +2 балла;

Ответ «Чаще правой рукой» оценивается в +1 балл;

Ответ «Любой рукой» оценивается как 0; ответ «Чаще левой» оценивается в -1 балл;

Ответ «Только левой  рукой» в -2 балла.

После заполнения опросника  все баллы алгебраически суммируются.

Показатели от +24 до +17 оцениваются, как «Выраженная праворукость»; от +8 до -8 – как «амбидекстрия (владение обеими руками в равной степени)»; от -9 до -16 – как «слабая леворукость», от -17 до -24 – как «Выраженная леворукость»[2].

 

2.2.3 Модифицированная корректурная проба для определения особенностей зрительного внимания.

Также для определения зрительного внимания была использована модифицированная корректурная проба для определения особенностей зрительного внимания.

Предлагаемый вариант  “корректуры” является модификацией известной корректурной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии Института им. В. М. Бехтерева. По сравнению с оригиналом в ней сокращен “алфавит” символов (цифр): всего 800 цифр – по 400 в верхней и нижней, правой и левой половинах таблицы, разделенной линиями на 4 равных квадранта. Сами цифры для удобства испытуемого увеличены в размерах (порядок их следования по сравнению с оригиналом не изменен).

Инструкция  испытуемому: перед Вами таблица с набором цифр. По команде “начали” вычеркивайте цифры 6 и 9 в каждой строке, начиная с первой верхней. Работайте быстро, стараясь не пропускать названных цифр. На линии, разделяющие ряды цифр внимание не обращайте”.

По команде "Начали!" включается секундомер (время отмечается в секундах).

Анализируются факторы  функциональной асимметрии внимания (АВ). С этой целью подсчитывается количество ошибочно зачеркнутых или пропущенных цифр в правой и левой половинах таблицы. Возможно вычисление коэффициента АВ по формуле:


где M1–количество ошибок в правой половине таблицы, М– в левой.

Преобладание ошибок в левой половине зрительного пространства, качество ошибок и их “постоянство” (воспроизводимость) анализируется в контексте нейропсихологической диагностики в целом и может служить дополнительным топико-диагностическим признаком.

Предлагаемый вариант  “корректурной таблицы” может быть использован в динамике исследования больных–взрослых, детей и пожилых людей, для оценки эффективности терапии в неврологической, нейрохирургической и психиатрической клиниках. А также в дефектологии и практике работы школьных психологов для решения задач психогигиены и психопрофилактики[4].

3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ  ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1 Описательная статистика  данных испытуемых контрольной  группы

Нами было исследовано 33 здоровых ребенка, возраст которых  был 9,5 лет. По данным приведенным в  таблице 1 можно сказать, что количество ошибок справа по корректурной пробе в среднем составило 12,2. По результатам дихотического теста  эффект правого уха (ЭПУ) составил 53,9%, также по опроснику М. Аннет мы получили достаточно высокий бал (21,7), что означает, что у большинства здоровых детей ведущей рукой является правая рука. Таким  образом, у здоровых детей ведущим по врсприятию вербальных стимулов является преимущественно левое полушарие.

Таблица 1

Описательная  статистика

 

Кол-во испытуемых

Среднее значение

Минимальное значение

Максимальное  значение

Возраст

33

9,4848

8,0000

12,0000

Опросник М. Аннет

33

21,7188

-18,0000

32,0000

Кол-во ошибок слева

33

6,2500

1,0000

15,0000

Кол-во ошибок справа

33

5,9688

1,0000

17,0000

Кол-во ошибок вверху

33

6,3750

0,0000

14,0000

Кол-во ошибок снизу

33

5,8438

2,0000

14,0000

Общее кол-во ошибок

33

12,2188

3,0000

28,0000

Время 1

33

0,1468

0,0479

0,3021

Время 2

33

0,1704

0,0882

0,3229

Время 1+2

33

0,3173

0,1361

0,6250

ЭПУ

33

53,9697

11,0000

92,0000

Ошибки

33

0,1212

0,0000

2,0000

Информация о работе Асимметрия слухового и зрительного внимания у детей с расстройством развития учебных навыков