Детские страхи и основные методы их коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы детских страхов и способов их коррекции…………………………………………………………..6
1.1 Анализ исследования детских страхов в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………...6
1.2 Природа детских страхов …………………………………………………...13
1.3 Возрастная динамика страхов в онтогенезе ……………………………….26
1.4 Педагогические условия предупреждения детских страхов и способы их коррекции ………………………………………………………………………..35
Глава 2. Методы работы педагога по выявлению и предупреждению детских страхов……………………………………………………………………………46
2.1 Выявление страхов у детей старшего дошкольного возраста…………... 46
2.2 Апробация системы игр и упражнений по предупреждению детских страхов в образовательном процессе …………………………………………..61
2.3 Оценка эффективности развивающих игр и упражнений ……………….71
Заключение ………………………………………………………………………79
Список литературы ……………………………………………………………...82
Приложение ……………………………………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Курсовая детские страхи Гаяна.docx

— 308.59 Кб (Скачать файл)

Личностно обусловленный  страх предопределён характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Ситуативный и личностно  обусловленный страхи часто смешиваются  и дополняют друг друга.

Страх реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности. [6, c.230]

При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом  характере возникает состояние  психического напряжения, скованности, аффективно заострённого стремления к поиску опоры, чрезмерной зависимости от внешнего поля. Поведение становится всё более пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость (отгороженность), уход в себя и свои проблемы. Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая всё более предопределяет настоящее, исключает из психического репертуара положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. Тогда неумение радоваться пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным. Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и возможности.

Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая  устойчивость и др.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность  задач, помехи и т. д.). Страх проявляется как у отдельных лиц, так и у групп, больших масс. Степень, формы его проявления разнообразны, но это — область прежде всего индивидуальной психологии.

Одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребёнка в семье, сложные семейные отношения. [28, с.22]

Так, представители различных  теоретических направлений в  психологии и педагогике, сходятся в признании негативного влияния  нарушенных внутрисемейных отношений  на психическое развитие ребёнка. Среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов, лежащих в области семьи, выделяют следующие: внутрисемейные конфликты; неадекватные воспитательские позиции родителей; нарушение контакта ребёнка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей; ранняя изоляция ребёнка от семейного окружения; личностные характеристики родителей и некоторые другие. Неадекватное родительское поведение приводит к разрушению эмоционального контакта с окружением, что в отечественной психологии рассматривается в качестве одного из механизмов формирования и развития личностных аномалий.

Необходимо отметить, что  боязливость и страх в дошкольном возрасте не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при адекватном к ним подходе  со стороны взрослых. Тем не менее, важность активной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности. К.Д. Ушинский отмечал, что именно страх способен спровоцировать человека на низкий поступок, изуродовать его морально и убить душу. [3, с.26]

В психолого-педагогической литературе выделяются социально-культурные и психологические предпосылки развития страха. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал всё более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга — это живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок, если не будут слушаться родителей. Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно - логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия. [5, с.26]

Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения, страхи дополняются социально опосредованными, затрагивающими жизнь и благополучие других, вначале родителей и ухаживающих за ребёнком, а затем и людей вне сферы его непосредственного общения. Рассмотренный процесс дифференциации страха в историческом и личностном аспектах — это путь от страха к тревоге, о которой можно уже говорить в старшем дошкольном возрасте и которая как социально опосредованная форма страха приобретает особое значение в школьном возрасте.

В разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд  общих страхов: в дошкольном возрасте — страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет — страх смерти. Это  служит доказательством общих закономерностей  развития, когда созревающие психические  структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для  проявления одних и тех же страхов. Насколько будет выражен тот  или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребёнка. [5, с.31]

Продолжающийся процесс  урбанизации отдаляет человека от естественной среды обитания, ведёт к усложнению межличностных отношений, интенсификации темпа жизни. Прямо и косвенно, через родителей, это может неблагоприятно отражаться на эмоциональном развитии детей. В условиях большого города иной раз трудно найти друга и поддерживать с ним постоянные отношения. К тому же из-за излишней опеки со стороны взрослых отсутствует достаточная самостоятельность в организации свободного времени вне дома.

У детей, живущих в отдельных  квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир, особенно у девочек. В коммунальной квартире много взрослых, больше сверстников, возможностей для совместных игр  и меньше страхов. В отдельных  квартирах дети лишены непосредственного  контакта друг с другом. У них  больше вероятность появления страхов  одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ  и т. д. В первую очередь это  относится к единственным детям, по отношению к которым взрослые проявляют больше беспокойства и  опеки.

Недостаточная двигательная и игровая активность, а также  потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства. Большинство  из них уже не могут с азартом  играть в прятки, «казаки-разбойники», лапту и т. д. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных и подвижных игр  существенно обедняет эмоциональную  жизнь, приводит к чрезмерно ранней и односторонней интеллектуализации психики. В то же время игра была и остается самым естественным способом изживания страхов, так как в  ней в иносказательной форме  воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий. В результате, чтобы устранить страхи, приходится применять уже в специально создаваемых  условиях те же игры, в которые могли  бы играть, но не играют современные  дети. Не играют же они не только потому, что живут в большом построенном  для взрослых городе, но еще и  потому, что имеют слишком строгих  родителей, считающих игру баловством и пустым времяпрепровождением. Кроме  того, многие родители опасаются игр, как черт ладана, так как боятся за детей, ведь, играя, ребёнок всегда может получить травму, испугаться... Общение с детьми у постоянно пугающихся родителей строится преимущественно на абстрактно-отвлеченном, а не на наглядно-конкретном, образном уровне. Вследствие этого ребёнок учится безосновательно беспокоиться по поводу того, что может произойти, а не активно и уверенно преодолевать различные жизненные трудности. [7, с. 85]

 Страх, беспокойство  у детей могут вызвать постоянно  испытываемые матерью нервно-психические  перегрузки вследствие вынужденной  или преднамеренной подмены семейных  ролей (прежде всего роли отца). Так, мальчики и девочки боятся  чаще, если считают главной в  семье мать, а не отца. Работающая  и доминирующая в семье мать  часто беспокойна и раздражительна  в отношениях с детьми, вызывая  у них ответные реакции беспокойства. Доминирование матери также указывает  на недостаточно активную позицию  и авторитет отца в семье,  что затрудняет общение с ним  мальчиков и увеличивает возможность передачи беспокойства со стороны матери.

Беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых лет  жизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как  можно раньше выйти на работу, где  сосредоточена основная часть их интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов, желания одновременно успеть на двух фронтах. Они рано отдают детей  в дошкольные детские учреждения, на попечение бабушек, дедушек, других родственников, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные запросы.

Честолюбивые, не в меру принципиальные, с болезненно заостренным чувством долга, бескомпромиссные матери излишне  требовательно и формально поступают  с детьми, которые всегда не устраивают их в отношении пола, темперамента или характера. У гиперсоциализированных матерей забота проявляется главным образом тревога по поводу возможных, а потому и непредсказуемых несчастий с ребенком. Типичная же для них строгость вызвана навязчивым стремлением предопределить его образ жизни по заранее составленному плану, исполняющему роль своего рода ритуального предписания. А эмоционально чувствительные и впечатлительные дети дошкольного возраста формально правильное, но недостаточно теплое и нежное отношение матери воспринимают с беспокойством, поскольку именно в этом возрасте они нуждаются, как никогда, в любви и поддержке взрослых.

Уже к концу старшего дошкольного  возраста дети в этих условиях эмоционально «закаляются» до такой степени, что  перестают реагировать на излишне  требовательное отношение матери, отгораживаясь  от нее стеной равнодушия, упрямства  и негативизма. Они погружаются  в свой мир переживаний, а иногда их поведение становится похожим  на поведение матери. Другие устраивают истерики по поводу недостаточного внимания матери или, переживая, её отношение к себе, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными. Возрастающая из поколения в поколение эмоциональная чувствительность детей и потребность в теплом и заботливом отношении вступают, таким образом, в противоречие со стремлениями некоторых матерей освободиться от ухода за ребёнком и формализовать процесс его воспитания. [7, с. 88]

Наиболее чувствительны  к конфликтным отношениям родителей  дети-дошкольники. Если они видят, что  родители часто ссорятся, то число  их страхов выше, чем когда отношения  в семье хорошие. Девочки более  эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. Заслуживает внимание обнаружение  у детей-дошкольников из конфликтных  семей более частых страхов перед  животными (у девочек), стихией, заболеванием, заражением и смертью, а также  страхов кошмарных снов и родителей (у мальчиков). Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами  на конфликтную ситуацию в семье.

У девочек не только больше страхов, чем у мальчиков, но и  их страхи более тесно связаны  между собой, то есть в большей  степени влияют друг на друга, как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Другими словами, страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и прежде всего с её эмоциональной сферой. [11, с.62]

Наиболее подвержены страху единственные дети в семье как  эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребенок находится, как  правило, в более тесном эмоциональном  контакте с родителями и легче  перенимает их беспокойство. Родители, нередко охваченные тревогой, не успеть что-либо сделать для развития ребенка, стремятся максимально интенсифицировать и интелектуализировать воспитание, опасаясь, что их чадо не будет соответствовать непомерно высоким в их представлении социальным стандартам. В результате у детей возникают внушенные, зачастую необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанным кем-либо. Нередко они не могут справиться со своими переживаниями и страхами и ощущают себя несчастными в своем «счастливом» детстве.

Увеличение числа детей  в семье, когда есть с кем пообщаться, поиграть, обычно способствует уменьшению страхов, в то время как увеличение числа взрослых может действовать  противоположным образом, если они  заменяют ребенку весь окружающий мир, создавая искусственную среду, в  которой нет места сверстникам, детскому смеху, радости, проказам, непосредственному  выражению чувств. Невозможность  в этих условиях быть самим собой  порождает хроническое чувство  эмоциональной неудовлетворенности  и беспокойства, особенно при нежелании  или неспособности играть роли, навязываемые взрослыми. Если добавить и частые конфликты  между взрослыми по поводу воспитания ребёнка, когда он помимо своей воли оказывается яблоком раздора, то его состояние становится ещё более незавидным.

Возраст родителей также  имеет немаловажное значение для  возникновения страхов у детей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны  к проявлениям беспокойства и  тревоги. У «пожилых» родителей (после 30 и особенно после 35 лет) дети более  беспокойны, что отражает преимущественно  тревожность матери, поздно вышедшей замуж и долго не имевшей детей. Неудивительно развитие «поздних»  детей под знаком чрезмерных забот  и беспокойств. Впитывая как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, перерастающего затем в инфантильность и неуверенность  в себе. Если же состояние тревоги  повторяется часто и в самых  разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми  и т.д.), то следует говорить о тревожности. [14, с.104]

Информация о работе Детские страхи и основные методы их коррекции