Детские страхи и основные методы их коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы детских страхов и способов их коррекции…………………………………………………………..6
1.1 Анализ исследования детских страхов в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………...6
1.2 Природа детских страхов …………………………………………………...13
1.3 Возрастная динамика страхов в онтогенезе ……………………………….26
1.4 Педагогические условия предупреждения детских страхов и способы их коррекции ………………………………………………………………………..35
Глава 2. Методы работы педагога по выявлению и предупреждению детских страхов……………………………………………………………………………46
2.1 Выявление страхов у детей старшего дошкольного возраста…………... 46
2.2 Апробация системы игр и упражнений по предупреждению детских страхов в образовательном процессе …………………………………………..61
2.3 Оценка эффективности развивающих игр и упражнений ……………….71
Заключение ………………………………………………………………………79
Список литературы ……………………………………………………………...82
Приложение ……………………………………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Курсовая детские страхи Гаяна.docx

— 308.59 Кб (Скачать файл)

Объект страха сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется.

По методике «Расправься со страхом», дети должны нарисовать то, что они боятся больше всего. А после этого предлагается «расправиться» со страхом: смять, порвать рисунок или закрасить другой краской. Данная методика включает пять этапов: предварительную беседу, создание изображения, уничтожение изображения, рациональное объяснение ребёнку смысла показанного приема и релаксацию (последний этап повышает действенность методики, но не является обязательным). Проведение каждого из этапов варьируется в соответствии с возрастом ребёнка, его психическим складом, состоянием, отношением к заданию и т. п.

 I этап составляла беседа с ребёнком о том, бывает ли ему страшно, если да, то чего именно он боится, не мешает ли ему что-либо спать... Беседа проводилась в спокойном непринужденном тоне. В беседе с ребёнком: «Закрой глаза. Вспомни ситуацию, когда возник страх. Посмотри, в какой части твоего тела он располагается, имеет ли он форму или нет, какого он цвета, размера», проводилось обсуждение ощущений ребёнка.

II этап — проводилось обсуждение ощущений ребёнка, обсуждение того, как можно изобразить (нарисовать) страх и последующее создание такого рисунка. Если страх не имеет определённого образного выражения, то предлагалось соединить его с каким-нибудь образом: «А если бы это был какой-нибудь образ, то что бы это было, на что было бы похоже?». И тогда дошкольнику предлагалось нарисовать возникший у него образ страха. Для этого нужна была бумага и набор цветных карандашей или фломастеров. На этом этапе могли возникать следующие трудности.

Ребёнок отказывается от деятельности (Олег Р., Андрей А), утверждая, что он не сумеет нарисовать то, что нужно. В этом случае объяснялось, что рисунок вовсе не должен быть хорошим. Наоборот, страхи лучше рисовать плохо, так как они сами плохи и незачем их украшать.

Ребёнок не называл конкретных страхов (Оля П.), так что не ясен предмет изображения. В этом случае использовался один из двух приемов:

а) персонификация страха в  виде какого-либо очень неприятного, страшного животного или персонажа по выбору ребёнка;

б) абстрактный рисунок, непосредственно  выражающий эмоциональное состояние (при работе с эмоциональными детьми).

Рисунку предшествовало обсуждение типа: «Как ты думаешь, какого цвета должен быть страх? Какой цвет ему больше подойдет?» и т. п. При продолжающихся затруднениях давался образец рисунка: «Я бы, наверное, стал рисовать страх вот так», — с этими словами мы проводили несколько резких чёрных штрихов, или сажали на лист кляксу чёрных чернил, или еще как-либо создавали бесформенное чёрное пятно. Дальше ребёнок продолжал рисунок сам. Затем шло обсуждение рисунка, в ходе которого ребёнок делал выбор: «Ты можешь уничтожить свой страх (разрезать, разорвать) или победить его, а можешь с ним подружиться». В зависимости от того, какой вариант выбирал ребёнок, в том направлении, выбирался путь коррекции.

III этап — уничтожение рисунка. Прежде всего, нужно было получить от ребёнка признание того, что на рисунке действительно изображен его страх (настоящий или имевшийся раньше, «когда он был маленьким»), и, следовательно, теперь этот страх не внутри (в голове, или в сердце, или в груди), а снаружи. И значит, теперь его легко прогнать, уничтожить: для этого достаточно разорвать рисунок. Ребёнку предлагалось проделать это.

В то время, когда ребёнок разрывает рисунок, проводится косвенное внушение, эмоционально комментируя его действия: «Вот так, рви на мелкие кусочки, чтобы ничего не осталось! Чтобы страх совсем ушел и никогда больше не возвращался. Рви ещё мельче — чтобы все страхи сами тебя испугались и убежали. Вот так! Чтобы от страха совсем ничего не осталось!» и т. п. Если ребёнок был скован, заторможен, то необходимо было помочь ему в разрывании рисунка («Я тебе помогу выгнать страх, чтобы он ушёл и никогда больше к тебе не возвращался!»).

После того, как рисунок  был разорван, мы собирали обрывки, подчеркивая, что собираем их все до единого, чтобы ни одного не осталось. Скомкав обрывки, энергичным жестом выбрасывали их («Вот так, чтобы совсем ничего не осталось!»). Все это проделывалось эмоционально, серьезно и сосредоточенно.

IV этап — рациональное объяснение ребёнку смысла показанного ему приема. Ребёнку объяснялось, что теперь он знает, как прогонять страх. Значит, если ему снова станет страшно, то он не будет бояться, а просто нарисует свой страх и прогонит его, как он это сделал только что. Для этого даже не обязательно на самом деле рисовать и рвать рисунок, достаточно только представить себе, как ты это делаешь.

V этап — релаксация, сопровождаемая внушением в бодрствующем или дремотном состоянии. Внушение включает две основные темы, повторяемые несколько раз с разными вариациями: страх преодолен и больше не вернется. Теперь ребёнок ничего не будет бояться, будет спокойно спать. Ребёнок знает, что делать, если ему вдруг снова станет страшно: он легко сможет прогнать страх, нарисовав его и разорвав рисунок или только представив себе, как он это делает. Указать на возможность возвращения страха необходимо, так как иначе первое же появление этого чувства снимет эффект коррекционной работы.

Если ребёнок выбирал позитивный метод решения проблемы и решал подружиться со страхом, то ему предлагалось нарисовать образ своего страха совсем нестрашным или даже смешным.

Затем детям предлагалась методика «Мне не страшно». Где ребёнок рисовал свой страх так, как будто он его не боится. Например, ребёнок рисует собаку, которую ведёт на поводке. И говорит: «Собака добрая, она – мой друг». Но не все дети могут нарисовать свой страх ничтожным и жалким.

Эффект устранения страхов  через рисование достаточно выражен  и устойчив, и составляет 50% при  изображении страхов по типу «боюсь»  и 80-85% от оставшихся страхов – при  изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребёнок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше.

Игра, как и рисование, позволяет лучше понять переживание  детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Игра обладает терапевтической  функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном  виде, и кроме того происходит их эмоциональное отреагирование – катарсис.

Ребёнок, включающийся в  игру, переступает порог застенчивости  и страха, одерживает победы и терпит поражения, постоянно соразмеряя своё поведение с требованиями группы.

Цель психологически направленных игр состоит, в первую очередь, в  снятии избытка торможения, скованности  и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и поведении в неожиданной ситуации.

В связи с этим, адаптированная часть программы включает следующие  задачи:

  1. Воспитание уверенности в себе;
  2. Снижение эмоционального напряжения;
  3. Помощь в снятии страхов;
  4. Помощь в преодолении негативных переживаний.

Методы и приемы игротерапии использованные в цикле занятий:

  1. Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
  2. Игры с правилами: словесные, подвижные, музыкальные.
  3. Импровизации.
  4. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).

Система занятий с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции страхов и развитию эмоционально волевой сферы.

Задачи занятия

Игры и упражнения

1

  • налаживание отношений педагога с группой и детей между собой;
  • развитие произвольности и самоконтроля;
  • развитие внимания и воображения;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие эмоционально- выразительных движений.
  • Упражнения из йоговской гимнастики.
  • Упражнение «Прогулка в лесу».
  • Телесно-ориентированное упражнение «Камень и путник».
  • Игра «Будь внимателен!».                                                                                     
  • Упражнение « Передай движение».
  • Упражнение «Слушаем и выполняем».
  • Упражнение «Кто сильнее кричит?».
  • Релаксация.
  • Заключительный этап  «Свеча».

2

  • развитие произвольности и самоконтроля;
  • развитие внимания, наблюдательности и воображения;
  • развитие эмоционально-выразительных движений;
  • развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
  • снятие страха закрытого пространства, темноты, состояния тревожности.
  • Упражнения из йоговской гимнастики.
  • Игра «Изобрази явление».
  • Игра «Самолеты».
  • Упражнение «Надоедливая муха».
  • Упражнение «Раз, два, три – говори!».
  • Упражнение «Одно большое животное».
  • Упражнение «Подземный мир».
  • Упражнение «Кто сильнее кричит?».
  • Релаксация.
  • Заключительный этап  «Свеча».

3

  • развитие самопроизвольности и самоконтроля;
  • развитие внимания и воображения;    
  • развитие координации движений;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие эмоционально-выразительных движений;
  • развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
  • устранение страхов
  • Упражнения из йоговской гимнастики.
  • Игра «Запретное движение».
  • Игра «Зоопарк».
  • Упражнение «Я кубики несу, не уроню».
  • Упражнение «Шалтай-болтай».
  • Упражнение «Бип».
  • Упражнение «Кто сильнее кричит?».
  • Релаксация.
  • Заключительный этап  «Свеча».

4

  • развитие самопроизвольности и самоконтроля;
  • развитие внимания и воображения;    
  • развитие координации дв<span class="Table_0020Grid__Char" style=" font-family


Информация о работе Детские страхи и основные методы их коррекции