Детские страхи и основные методы их коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы детских страхов и способов их коррекции…………………………………………………………..6
1.1 Анализ исследования детских страхов в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………...6
1.2 Природа детских страхов …………………………………………………...13
1.3 Возрастная динамика страхов в онтогенезе ……………………………….26
1.4 Педагогические условия предупреждения детских страхов и способы их коррекции ………………………………………………………………………..35
Глава 2. Методы работы педагога по выявлению и предупреждению детских страхов……………………………………………………………………………46
2.1 Выявление страхов у детей старшего дошкольного возраста…………... 46
2.2 Апробация системы игр и упражнений по предупреждению детских страхов в образовательном процессе …………………………………………..61
2.3 Оценка эффективности развивающих игр и упражнений ……………….71
Заключение ………………………………………………………………………79
Список литературы ……………………………………………………………...82
Приложение ……………………………………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Курсовая детские страхи Гаяна.docx

— 308.59 Кб (Скачать файл)

Эда Ле Шан отмечает в своей книге «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума»: Родители часто не хотят признавать детские страхи, потому что боятся их закрепить и даже способствовать рождению новых. Это беспокойство можно понять, но нельзя признать его оправданным. Если допустить, что чувство страха существует и проявить настоящее сочувствие, то это будет лучший способ помочь ему исчезнуть. За все годы моей работы с родителями и детьми я не помню ни одного случая, когда сочувствие и понимание усилили бы детские страхи».

        Итак, профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребёнок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.

Выводы по главе

 

Существуют разные теории и трактовки страха в психолого-педагогической литературе. Первичное формирование состояний с навязчивым страхом  происходит в условиях внезапного переживания  человеком отрицательной эмоциональной  реакции (испуг, тревога, крайняя озадаченность  и т. д.).

Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и  благополучия человека. Все дети испытывают страх, тревогу, беспокойство или смущение — чувства, которые неизбежно возникают у каждого человека в процессе его роста и развития.

В самом общем виде страх  условно классифицируют на ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью). Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический.

Страхи неизбежно сопровождают развитие ребёнка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

Среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических  симптомов, лежащих в области  семьи, выделяют следующие:

  • внутрисемейные конфликты;
  • неадекватные воспитательские позиции родителей;
  • нарушение контакта ребёнка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей;
  • ранняя изоляция ребёнка от семейного окружения;
  • личностные характеристики родителей и некоторые другие.

Возрастные страхи, т.е. страхи, присущие определенному возрасту, в  некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребёнок боится остаться один, без поддержки близкого лица (в 7 мес), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (и 8 мес). Далее он боится боли, высоты, гигантских (в его представления) животных. Временами он преисполнен суеверного ужаса перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. Далее он боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного опыта.

Профилактика страхов  состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребёнок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно.

Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.

Важность активной коррекционной  работы с детскими страхами обусловлена  тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка.

Глава 2.  Методы работы педагога по выявлению и предупреждению детских страхов

2.1 Выявление  детских страхов у детей старшего дошкольного возраста

Исходя из цели и задач, практическая часть работы осуществлялась по двум направлениям: во-первых, определялись способы выявления страхов детей  старшего дошкольного возраста; во-вторых, способы предупреждения и коррекции  выявленных страхов.

В исследовании использовался ряд психодиагностических методик, в частности методика выявления детских страхов М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективная методика А.И. Захарова «Мои страхи», а так же тест оценки уровня тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), проективная методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и В.К. Лосевой. Полное описание использованных методик приведено в Приложении №1.

Данная практическая работа проводилась в период 2011-2012 года на базе Муниципального детского образовательного учреждения № 313 г.Москвы, старшая группа (15 человек), возраст детей 5-6 лет.

Список детей, участвующих  в опытно-экспериментальной работе.

1

Вика М.

5л6м

2

Таня М.

5л5м

3

Оля П.

5л8м

4

Катя И.

6л1м

5

Олег Р.

5л9м

6

Саша К.

5л8м

7

Роман Т.

6л2м

8

Алина М.

5л7м

9

Руслан Г.

5л7м

10

Артём Ф.

6л1м

11

Андрей А.

5л10м

12

Семён М.

5л9м

13

Соня Л.

5л8м

14

Света М.

5л6м

15

Тимур Н.

6л1м


 

На начальном этапе исследования  проведена первичная диагностика, сбор, обработка и анализ полученных данных по методикам. Для опроса и тестирования был подготовлен раздаточный и тестовый материал в виде опросников, бланков, рисунков.

1)  Методика  выявления детских страхов «Страхи  в домиках» М.А. Панфиловой [25].

Цель: выявить спектр страхов в условии эмоционального контакта с ребёнком.

Процедура проведения: ребёнку дается лист, на котором нарисовано два дома — красный и черный. В эти дома ребёнку предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи».

Воспитатель перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

Анализ: Педагог подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.

Беседа начинается со слов: «Скажи, пожалуйста, ты боишься?»

1) когда остаешься один;

2) нападения бандитов;

3) заболеть, заразиться; 

4) умереть;

5) того, что умрут твои  родители;

6) каких-то людей;

7) потерять маму или  папу;

8) того, что они тебя  накажут;

9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

10) опоздать в детский  сад, школу;

11) перед тем как заснуть;

12) страшных снов;

13) темноты;

14) волка, медведя, собак,  пауков, змей (страх животных);

15) машин, поездов, самолетов  (страх транспорта);

16) бури, урагана, грозы,  наводнения, землетрясения (страх  стихии);

17) когда очень высоко (страх высоты);

18) когда очень глубоко  (страх глубины);

19) оставаться в маленькой,  тесной комнате, помещении, в  туалете (страх замкнутого пространства);

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови;

27) уколов;

28) боли;

29) неожиданных, резких  звуков (когда внезапно что-то  упадет, стукнет).

Процедура оценки результатов. Всего в основном списке 29 различных страхов. В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов, которое сопоставляется с аналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов в соответствующей возрасту ребёнка контрольной группе на число опрошенных в ней детей. Всего было опрошено 15 детей (5-6 лет), из них 8 мальчиков и 7 девочек.

Полученные данные представлены в Таблице №2.

Проявления страхов ребёнка.

Название страхов

Мальчики

Девочки

Остаться дома в одиночестве

5

6

Нападения

3

2

Заболеть, заразиться

2

1

Умереть

4

3

Смерти родителей

3

0

Чужих людей

3

4

Потеряться

0

2

Мамы и папы

1

       3

Наказания

4

       2

Бабы-яги, Кощея, Бармалея…

2

3

Опоздать в детский  сад

0

0

Перед тем как заснуть

3

4

Страшных снов

5

6

Темноты

6

7

Животных: волка, змей, пауков…

4

4

Транспорта: машин, самолетов

0

1

Бури, наводнения, землетрясения

0

0

Высоты

1

3

Глубины

0

3

Воды

0

0

Огня

0

0

Пожара

0

0

Войны

0

0

Больших помещений, улиц

0

0

Врачей

4

5

Уколов

4

5

Боли

4

5

Резких, громких звуков

0

0


 

Анализ: проводя анализ,  выяснили, что первое место среди страхов у данной группы детей занимает страх темноты, этот страх наблюдается у 13 детей из 15 опрашиваемых. На втором месте боязнь страшных снов и остаться дома в одиночестве, эти страхи присутствуют у 11 детей. На третьем месте страхи врачей, уколов, боли. Этим видам страха подвержено 9 детей. Менее у детей проявляются такие страхи, как боязнь умереть, чужих людей, перед тем как заснуть, наказания, сказочных персонажей, эти страхи наблюдаются у 5-7 детей. Меньше всего дети подвержены страхам: потеряться, мамы и папы, смерти родителей, заболеть, высоты, глубины – это 2-4 ребёнка из группы. Проводя наблюдение по данной методике, я также заметила, что в данном списке есть страхи, ненаблюдаемые у этой группы детей. К этим страхам относятся: боязнь опоздать в детский сад, бури и наводнения, воды, огня, пожара, войны, больших улиц и громких звуков.

2) Проективная  методика «Мои страхи» А.И.Захаров. [12, с.67]

Цель: выявление страхов и эмоциональных переживаний ребёнка.

Процедура проведения: детям было предложено рисовать цветными карандашами на темы: «В ДОУ», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее».

Анализ рисунков. 

Рисунки на тему «В ДОУ»

Рисунки получились самые  разнообразные. Некоторые дети рисовали только детский сад и воспитателя; другие рисовали только своих сверстников; третьи же рисовали только себя в центре внимания.                                                                  

В центре внимания – сам ребёнок

Мало друзей среди сверстников

Нет друзей среди

сверстников

3 (Олег Р., Оля П., Таня М.)

7 (Андрей А., Вика М., Саша К., Алина М., Соня Л., Света М., Артём Ф.)

5 (Руслан Г., Катя И., Семён М., Роман Т., Тимур Н.)


 

В рисунках на тему «В ДОУ» самое  важное то, как ребёнок взаимно  располагает фигуры сверстников  и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети с истерическими  чертами характера. Те дети, у которых  на рисунке оказалось мало сверстников  или они отсутствуют совсем это  дети с невротическими реакциями. Это  также отражает проблемы взаимопонимания  со сверстниками. Если в рисунке  ребёнка мало сверстников, то это  указывает на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов и  чрезмерную опёку в семье.

Рисунки на тему «Семья».

Детям даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок.

Ребёнок между

Ребёнок ближе к

родителями

маме или к папе

5 (Олег Р., Андрей А., Оля П., Таня М., Вика М.)

10 (Саша К., Алина М., Соня Л., Света М., Руслан Г., Катя И., Артём Ф., Семён М., Роман Т., Тимур Н.)


 

В этих рисунках имеет большое  значение порядок и близость расположения фигур, и особенно место ребёнка. Если ребёнок рисует себя между родителями – это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них – это говорит о выраженной привязанности к одному родителю. Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.

Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём».

Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой  именно детям не объясняется, каждый ребёнок должен выбрать его сам.

Не нарисовали страх

Нарисовали страх

4 (Олег Р., Андрей А., Оля П., Таня М.)

11 (Саша К., Вика М., Алина М., Соня Л., Света М., Руслан Г., Катя И., Артём Ф., Семён М., Роман Т., Тимур Н.)


 

Некоторые дети не нарисовали страх вообще (Олег Р., Андрей А., Оля П., Таня М.). Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.

Преобладание в рисунках серых тонов и доминирование чёрного цвета, которые подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Например, к такому рисунку можно отнести 2 работы  (Руслан Г., Катя И.)

Наоборот, яркие, светлые  и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. К таким рисункам можно отнести работы 5 детей (Саша К., Вика М., Алина М., Соня Л., Света М.). Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Проводя анализ, данные признаки были обнаружены в рисунках 2 детей (Артём Ф., Семён М.). Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но  непересекающихся линий. Такие рисунки были у следующих ребят: Тимур Н., Роман Т. 

Информация о работе Детские страхи и основные методы их коррекции