Детские страхи и основные методы их коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы детских страхов и способов их коррекции…………………………………………………………..6
1.1 Анализ исследования детских страхов в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………...6
1.2 Природа детских страхов …………………………………………………...13
1.3 Возрастная динамика страхов в онтогенезе ……………………………….26
1.4 Педагогические условия предупреждения детских страхов и способы их коррекции ………………………………………………………………………..35
Глава 2. Методы работы педагога по выявлению и предупреждению детских страхов……………………………………………………………………………46
2.1 Выявление страхов у детей старшего дошкольного возраста…………... 46
2.2 Апробация системы игр и упражнений по предупреждению детских страхов в образовательном процессе …………………………………………..61
2.3 Оценка эффективности развивающих игр и упражнений ……………….71
Заключение ………………………………………………………………………79
Список литературы ……………………………………………………………...82
Приложение ……………………………………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Курсовая детские страхи Гаяна.docx

— 308.59 Кб (Скачать файл)

Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а  наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё  это снимает аффективно травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Важно, во-первых, то, что задание задаёт воспитатель, ребёнок которому доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны,  не говоря уж об одобрении самого воспитателя. 

Рисунки на тему «Самое хорошее или самое плохое».

Ребёнку была предоставлена  возможность выбора событий, происходивших  с ним.

Хорошие, радостные

Неприятные

эпизоды

события

12(Олег Р., Андрей А., Оля П., Таня М., Саша К., Вика М., Алина М., Соня Л., Света М., Артём Ф., Семён М., Тимур Н.)

3(Руслан Г. Роман Т., Катя И.)


 

Большинство детей предпочли отобразить в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Анализирую рисунки, я пришла к выводу, что самое хорошее для большинства детей это их дни рождения, новый год и покупка домашних животных. Таких рисунков большее количество. В этих рисунках преобладали яркие, красочные цвета, рисунки были четкие, на лицах всех персонажей были изображены улыбки.

Тем не менее, в группе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что  может послужить основой для  последующей психотерапевтической ориентированной беседы с ними.

Несколько детей (Руслан Г. Роман  Т.) изобразили наказание, когда родители ругают за непослушание, за проказы. Катя И. изобразила уход отца из семьи. В  её рисунке отец был изображен  темными тонами, непропорциональных размеров и видно было, что рисунок  родителя выполнен отрывистыми линиями, что говорит о тревожности, нервности  ребёнка при рисовании.

Анализ полученных результатов  показал позитивные и негативные тенденции в эмоциональной сфере.

 

3) Методика выявления страхов с помощью теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.) [23]

Цель: выявление уровня тревожности.

Процедура проведения: экспериментальный материал -14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни старшего дошкольника ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное. Рисунки показывались детям в строго перечисленном порядке один за другим.

Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка  фиксировались в специальном протоколе. (Приложение №4)

Протокол выявления тревожности  у детей.

Имя: Руслан Г.            Возраст: 5л7м           Дата: 12.09.2011.

Рисунок

Высказывание

                                         Выбор

Весёлое

Печальное

лицо

Лицо

1.Игра с младшими

детьми

Мальчику надоело играть

 

+

     

2.Ребёнок и мать

с младенцем.

Я люблю гулять с мамой

+

 
     

3.Объект агрессии

Хочется ударить его стулом

 

+

4.Одевание

Я люблю одеваться на прогулку

+

 

5.Игра со старшими

 Мама играет с ребёнком

+

 

детьми

     

6.Укладывание спать

в одиночестве

Когда иду спать, беру игрушку

 

+

     

7.Умывание

Потому что он умывается

+

 

8.Выговор

Мама его ругает

 

+

9.Игнорирование

Потому что тут малыш

 

+

10.Агрессивность

Кто-то отбирает игрушку

 

+

11.Собирание

Мама заставляет его собирать

 

+

игрушек

игрушки

   

12.Изоляция

Дети не хотят с ним  играть

 

+

13.Ребёнок с родителями

Родители играют с ним

+

 

14.Еда в одиночестве

Не люблю есть один

 

+


   

Анализ полученных данных.

Протоколы подвергаются количественному  анализу. На основании данных протокола  вычисляется индекс тревожности  ребёнка (И.Т.), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14).

 

Число эмоционально негативных выборов

 

ИТ=

14

100%


 

Данные протокола заносятся  в таблицу, где вычисляется индекс тревожности каждого ребёнка.

      Ф.И

Вычисление ИТ

        ИТ(%)

Вика М.

ИТ= 6/14*100%

ИТ=42,8% Средний уровень

Таня М.

ИТ= 3/14*100%

ИТ=21,4% Средний уровень

Оля П.

ИТ= 1 /14*100%

ИТ=7,1% Низкий уровень

Катя И.

ИТ= 10 /14*100%

ИТ=71,4% Высокий уровень

Олег Р.

ИТ= 2 /14*100%

ИТ=14,2% Низкий уровень

Саша К.

ИТ= 4 /14*100%

ИТ=28,5% Средний уровень

Роман Т.

ИТ= 1 /14*100%

ИТ=7,1% Низкий уровень

Алина М.

ИТ= 5 /14*100%

ИТ=35,7% Средний уровень

Руслан Г.

ИТ= 9 /14*100%

ИТ=64,2% Высокий уровень

Артём Ф.

ИТ= 4 /14*100%

ИТ=28,5% Средний уровень

Андрей А.

ИТ= 7/14*100%

ИТ=50% Высокий уровень

Семён М.

ИТ= 1 /14*100%

ИТ=7,1% Низкий уровень

Соня Л.

ИТ= 2 /14*100%

ИТ=14,2% Низкий уровень

Света М.

ИТ= 3 /14*100%

ИТ=21,4% Средний уровень

Тимур Н.

ИТ= 8 /14*100%

ИТ=57,4% Высокий уровень


 

На основании данных таблицы  строится диаграмма, показывающая уровень тревожности у детей.

 

А) Высокий уровень тревожности (индекс тревожности  больше 50%)

Б) Средний уровень тревожности (индекс тревожности от 20 до 50 %)

В) Низкий уровень тревожности (индекс тревожности от 0 до 20%)

Таким образом: из 15 человек, которые принимали участие в  тестировании, выявлено, 4 человека с  высоким уровнем тревожности, 6 человек  со средним уровнем тревожности, 5 человек с низким уровнем тревожности. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте перед поступлением в школу  возрастает уровень тревожности.

4) Методика «Рисунок  семьи» Г.Т.  Хоментаускаса и В.К. Лосевой [20].

Цель: тест предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребёнка.

Процедура проведения: детям даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок, после процесса рисования, с ребёнком проводилась беседа

по следующим вопросам:

  • чья семья изображена им на рисунке — его самого или какого-нибудь друга, или вымышленного героя;
  • где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент;
  • какого пола каждый персонаж и какова его роль в семье;
  • кто из них самый приятный и почему, кто самый счастливый и почему;
  • кто самый грустный (сам ребёнок из всех персонажей?) и почему;
  • если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, то кто бы из них остался дома;
  • если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан.

Анализ результатов.

У некоторых детей в  рисунках прослеживается симптомокомплекс тревожности, т.е. тёмные тона, штриховка, прерывистые линии, сильный нажим, стирания, очень крупные глаза, либо глаза зачерченные (Руслан Г., Роман Т.). Некоторые дети изображали себя очень маленькими на листе бумаги, либо отсутствующими (Катя И.). Дети изображали персонаж или предмет с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованным, либо контур обведённый несколько раз или же очень тоненькой дрожащей линией, как бы не решаясь человека изобразить: так 2 детей (Андрей А., Вика М.) изображали так членов семьи. Например, из рисунка Артем Ф., было видно, что в семье конфликтная ситуация, эмоциональная разобщенность. Ребёнок испытывает привязанность к отцу и не может смириться, что родители в ссоре. О тревожности ребёнка говорят решетки на дверях и окнах. Сигналом эмоционального неблагополучия служат черные линии по всему рисунку.

 

Вывод по результатам диагностики:

 

 Анализ исследования позволил составить портрет дошкольника, испытывающего множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный в себе, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и недоверчивость, как правило, он из семьи с неблагополучным эмоциональном фоном. В рисунках ребёнка преобладают чёрные, грязно-фиолетовые, коричневые, серые, тёмно-синие тона, а также прерывистые линии, зачерченные лица и фигуры, испуганные глаза (крупные зачерченные глазницы), отсутствие кистей рук или наоборот очень крупные кисти рук с пальцами (потребность в общении), иногда отсутствие рта на лице в рисунке члена семьи. У такого ребёнка присутствует высокий уровень тревожности, выражен страх разлуки с родителями и личный показатель страхов выше средне группового показателя. Таким образом, для коррекции эмоциональной сферы ребёнка возникает необходимость проведения специально подобранной системы игр и упражнений, снижающих тревожность дошкольников и повышающих психологическое благополучие.

 

 

 

 

2.2 Апробация системы игр и упражнений  по предупреждению детских страхов в образовательном процессе.

Для предупреждения и коррекции детских страхов в старшем дошкольном возрасте составлен комплекс коррекционных методик, который включал в себя:

  1. Методики, основанные на использовании арттерапии: «Расправься с нарисованным страхом», «Мне не страшно».
  2. Методики, основанные на использовании игрового метода: цикл занятий включает игры, упражнения направленные на коррекцию страхов и развитие эмоционально волевой сферы.
  3. Методики, основанные на использовании сказкотерапии: «Сказка про страх».

Использование данных методик  помогло детям установить доверительные отношения со сверстниками, преодолеть чувство одиночества и покинутости, тревожности.

В первую очередь, при проведении коррекционных занятий нами было использовано рисование, с целью снятия у детей старшего дошкольного возраста ощущений постоянной угрозы, исходящей от окружающего мира; преодоления тревоги, страха, посредством графического изображения своего страха. Графическое изображение страхов требует волевых усилий и снимает тревожное ожидание их реализации. В процессе рисования происходит «оживление» страха, но вместе с тем и осознание условного характера его изображения.

Информация о работе Детские страхи и основные методы их коррекции