Детские страхи и основные методы их коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы детских страхов и способов их коррекции…………………………………………………………..6
1.1 Анализ исследования детских страхов в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………...6
1.2 Природа детских страхов …………………………………………………...13
1.3 Возрастная динамика страхов в онтогенезе ……………………………….26
1.4 Педагогические условия предупреждения детских страхов и способы их коррекции ………………………………………………………………………..35
Глава 2. Методы работы педагога по выявлению и предупреждению детских страхов……………………………………………………………………………46
2.1 Выявление страхов у детей старшего дошкольного возраста…………... 46
2.2 Апробация системы игр и упражнений по предупреждению детских страхов в образовательном процессе …………………………………………..61
2.3 Оценка эффективности развивающих игр и упражнений ……………….71
Заключение ………………………………………………………………………79
Список литературы ……………………………………………………………...82
Приложение ……………………………………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Курсовая детские страхи Гаяна.docx

— 308.59 Кб (Скачать файл)

Исходя из вышеизложенного,  страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Все дети испытывают страх, тревогу, беспокойство или смущение — чувства, которые неизбежно возникают у каждого человека в процессе его роста и развития.

В самом общем виде страх  условно классифицируют на ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью). Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический.

Страхи неизбежно сопровождают развитие ребёнка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

Среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических  симптомов, лежащих в области  семьи, выделяют следующие:

  • внутрисемейные конфликты;
  • неадекватные воспитательские позиции родителей;
  • нарушение контакта ребёнка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей;
  • ранняя изоляция ребёнка от семейного окружения;
  • личностные характеристики родителей и некоторые другие.

 

 

 

 

 

 

    1. Возрастная динамика страхов в онтогенезе.

 

Есть страхи, которые характерны для отдельных этапов развития ребёнка.

Период беременности и родов

В это время беспокойство, испытываемое женщиной во время беременности и родов, является первым «опытом» беспокойства у ребёнка. При эмоциональном стрессе у матери во время беременности отмечена большая вероятность преждевременных родов, а также различных нарушений родовой деятельности, если роды и протекали в срок. В последнем случае чаще встречаются слабость родовой деятельности, признаки гипоксии и асфиксии у ребёнка, когда возникает необходимость в проведении ряда специальных родовспомогательных мероприятий.

Первый год  жизни

Повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни  чаще всего возникает тогда, когда  не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в  пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле, т.е., во всем том, что определяет физический и эмоциональный комфорт  младенца. Если же физиологические  потребности полностью не удовлетворяются, возможно, длительное сохранение вызванного ими беспокойства, например, в момент засыпания, принятия пищи.

Психологические потребности  как источники беспокойства проявляют  себя не сразу. Первым проявлением эмоционального контакта является ответная улыбка малыша между 1-м и 2-м месяцами, говорящая  не только о потребности в положительных  человеческих эмоциях, но и выделении  из окружающих людей матери, а вскоре и других взрослых. В возрасте 2 мес. появляется беспокойство при отсутствии матери и нахождения в новой обстановке.

В 7-8 мес. уменьшается беспокойство в новой обстановке, но возрастает у ребёнка и формируется способность отличать ее от других. Это говорит о формировании эмоционального образа матери. Привязанность характеризуется тремя главными признаками среди других общающихся с ребёнком людей, что выражается радостью при встрече, потребностью в эмоциональном контакте и беспокойством при его прекращении.

Беспокойство в отсутствие матери в 7 мес. означает прекращение  эмоционального контакта - это первый травмирующий опыт потери связи с  окружающим миром в лице матери, опыт, который в дальнейшем подкреплении является предпосылкой развития страхов одиночества и тревожности в целом, но затем она постепенно уменьшается и исчезает к 3-4 годам.

В 8 мес. у ребёнка повышается чувствительность к голосу матери. Настроенный на голос матери, ребенок 8 мес. чутко улавливает фальшь и наигранность в голосе другого человека.

Тревога, связанная с отделением от матери, и страх, который люди испытывают в пустых или запруженных  толпой местах, очень похожи между  собой. Согласно многим психиатрическим  теориям именно этот период жизни ребёнка является решающим моментом для определения, станет ли этот человек в будущем страдать от боязни «открытых мест» или будет избавлен от такой участи. Мы видим, что беспокойство в отсутствии матери и в присутствии незнакомых, обусловлено психологической природой становления привязанности и формированием образа матери как единого неразрывно связанного с ребёнком целого. Возраст 7-9 мес. - это период повышенной чувствительности к возникновению соответственно тревоги и страха.

Начиная с 14 мес. жизни, наблюдается  уменьшение беспокойства при отсутствии матери и практически уменьшается  страх посторонних людей. [14, с.43]

От 1 года до 3 лет

В этом возрасте интенсивно развиваются интеллект и мышление, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении  трудностей. До двух лет интересы сосредоточены  на близких ему людях, на семье, и  пока не испытывает особой потребности  в общении со сверстниками. При  стабильности семейной среды эмоциональное  развитие ребёнка находится в безопасности, что уменьшает вероятность появления беспокойства и способствует нормальному формированию «я».

Уже к 2 годам дети довольно четко различают симпатии родителей. Это возраст, когда плачут от обиды  и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствия внимания, «прилипают» к родителям, следуют по пятам. Беспокойство из-за неразделенности чувств родителей  в полной мере отражается во сне, наполняя его ужасами исчезновения матери.

Те родители, которые запрещают, ограничивают самостоятельность ребёнка, оберегают, рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствуют появлению страха. Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребёнка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребёнка – «тих», «забит» дома и агрессивен со сверстниками или тревожен. Нередки ночные страхи.

Для этого возраста характерна обострённая ориентировочная реакция на новизну. Особый страх могут вызвать игрушки прыгающие, хлопающие крыльями, с загорающимися глазами, маски, передающие характерные эмоциональные состояния (боль, страх, сарказм), а также имеющие утрированные части лица (большие глаза, растянутый зубастый рот, высунутый язык, большой нос, неестественно торчащие уши и т.п.).

 От 3 до 5 лет

Это возраст эмоционального обрамления «я» ребёнка. Формируется и чувство общности – «мы». Устанавливается чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность, не требует постоянного внимания взрослых и стремится к общению со сверстниками. В эти годы наиболее интенсивно развиваются такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Примерно с 3 до 6 лет длится период ночных страхов: темнота кишит жуткими чудовищами, привидениями, колдуньями, людоедами. Разнообразные монстры обитают в темноте и готовы наброситься на ребёнка, если он совершит хоть одно неверное движение. 

Ребёнок боится грозы, молний, огня, ночи. Он не хочет оставаться один, ему нужно, чтобы оставался включенным свет рядом с его кроватью, и дверь была приоткрыта. [14, с.54]

Заметим, что страхов значительно  меньше у детей, имеющих возможность  общения со сверстниками. Здесь приобретаются  навыки защиты, адекватное восприятие неудачи гибкость поведения в  целом.

От 5 до 7 лет

Особенность дошкольного  возраста - интенсивное развитие абстрактного мышления. В этом возрасте формируется  опыт межличностных отношений, основанный на умении ребёнка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения.

У 5-ти летних детей типичны  страхи чертей, как нарушителей социальных правил и сложившихся устоев, а  за одно, и как представителей потустороннего мира. В большей степени подвержены страху чертей послушные дети, испытавшее характерное для возраста чувство  вины при нарушении правил, предписаний  значимых для них, авторитетных лиц. А также одолевает тревога и сомнения по поводу своего будущего – «А вдруг я не буду красивой?», в 7-ми летнем – мнительности – «А мы не опоздаем?»

В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти происходит чаще всего именно во сне. Не редко  во сне детям этого возраста может  привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает  страх смерти родителей в младшем  школьном возрасте. Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят  настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие  страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного  возраста страхами. [14, с.67]

Ведущим в этом возрасте является страх смерти. Именно в этом возрасте у ребёнка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают и это касается и его семьи. Кстати, именно в этом возрасте дети довольно часто переживают первую семейную утрату - начинает уходить из жизни старшее поколение.

У 7-ми летних детей дошкольников - это страх «быть не тем», о  ком хорошо говорят, кого уважают, ценят  и понимают. Другими словами, это  страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения. Конкретными формами страха «быть  не тем» являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так как  следует, как нужно. Они говорят  о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. о том, что  объединено в понятие «совесть».

Помимо перечисленных  страхов, для детей этого возраста типичен страх стихии - природных  катаклизмов: бури, урагана, наводнения землетрясения. Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность, присущую данному  возрасту, а именно, так называемое, магическое мышление - склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, предсказания и суеверия. Магический настрой находит свое отражение  в кошмарных сновидениях детей  данного возраста.

От 7 до 11 лет

Примерно к 7 годам страхи ребёнка меняются: от жутких и неопределенных страхов, ребёнок переходит к более конкретным - это период тревог по поводу школы и работы (заданий) в школе, отношений со сверстниками из его же класса и с учителем.

В крайнем своем проявлении эти страхи выражаются в простом  и четком отказе ребенка идти в  школу. В данном проявлении могут  быть две составные части. Во-первых, это тревога из-за отделения от матери, от материнской, домашней среды, страх оставить свою маму, страх, что  с ней что-нибудь случится во время  его отсутствия. Во-вторых, это страх  перед самой школой и всем тем, что может там произойти. Ребёнок принимается жаловаться на школу и, в конце концов, отказывается туда ходить. [14, с.78]

Иногда, к счастью, страх  перед школой более безобиден: ребёнок или подросток ощущает дрожь и холодок только перед некоторыми учителями, тревожится только из-за некоторых вполне определенных школьных предметов.

Но, разумеется, отказ идти в школу и тревога ставят под  угрозу успех самого образования.

Обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные  в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками.

7-8-летние дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям.

Дети с 8 лет больше всего  боятся смерти родителей.

Вышеперечисленные страхи - возрастные, в идеале они должны проходить по истечении определенного  времени, однако у эмоционально чувствительных детей они могут трансформироваться и закрепляться. Самый бесстрашный  возраст - у девочек в 3 года, у  мальчиков - в 4 года.

Можно заметить, с возрастом  количество страхов у детей увеличивается, при этом у детей из неполных семей  страхов больше, особенно у мальчиков, живущих с матерями. Это связано с тем, что ребёнок не имеет положительного примера родителя того же пола и чувствует себя неуверенно, самооценка у него занижена. То же касается и детей из неблагополучных семей, и детей из семей, живущих замкнуто. Наиболее же страхам подвержены старшие дошкольники и девочки.

Обратимся к таблице «Детские страхи (норма)». Здесь приведены  данные исследования М. Кузьминой «Детский невроз страха». Для каждой половозрастной группы количество страхов строго регламентировано.

Сложным «кризисным» периодом, как видно из таблицы, является семилетний возраст. Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников — другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу, смерти родителей.

С 12 лет количество страхов  должно сокращаться. Нормальный ребёнок к 16–18 годам не должен испытывать подобных страхов.

Наличие страхов в 16–18 лет  говорит о психологической незрелости личности, склонности к депрессиям. Большое количество страхов указывает  на наличие невроза или фобии.

 

Таблица № 1

Детские страхи (норма)

 

Звёздочкой (*) отмечены страхи, которые, обычно испытывают дети соответствующего возраста. [10, c. 53].

 

 

 

 

Таким образом, возрастные страхи, т.е. страхи, присущие определенному возрасту, в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близкого лица (в 7 мес), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (и 8 мес). Далее он боится боли, высоты, гигантских (в его представления) животных. Временами он преисполнен суеверного ужаса перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. Далее он боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного опыта. В отличие от так называемых естественных, или природных, страхов социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности, выражая определенные ценности, принятые в той или иной общественной среде.

Информация о работе Детские страхи и основные методы их коррекции