Гендерные различия в образе Я у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 20:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление гендерных различий.
Задачи:
1) теоретический анализ подходов к изучению гендерных различий образа «Я» у подростков;
2) теоретический анализ факторов влияющих на формирование образа «Я»;
3) составление программы эмпирического исследования;
4) исследовать образ «Я» у девочек подросткового возраста;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ
ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ОБРАЗА «Я» У ПОДРОСТКОВ 6
1.1.Особенности развития в подростковом возрасте 6
1.2.Образ «Я» в подростковом возрасте и современные
подходы к его изучению 11
1.3.Формирование «Я-концепции» в подростковом возрасте 14
1.4.Основные подходы к исследованиям гендерных различий 25
1.5. Гендерные различия и социализация 29
Выводы по I главе 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗА «Я» В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 34
2.1.Программа исследования 34
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования 37
Выводы по эмпирической части 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

Гендерные различия в образе Я у подростков.doc

— 607.00 Кб (Скачать файл)

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей и родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.

В этом возрасте создаются некоторые условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе налаживать деловые контакты договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Учеба в школе занимает большое место в жизни подростка. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов.

 

 

1.2.Образ «Я» в подростковом возрасте и современные подходы к его изучению

 

В современной психологии  «Я-концепция» рассматривается как  один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам (Гримак Л. П.,1991, с. 197).

«Я-концепция» – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

  1. Образ «Я» – представление индивида о самом себе.
  2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Остановимся подробнее на одном составляющем Я-концепции.

В работе И.С. Кона (Открытие «Я») затрагивается проблема развития самосознания личности, только это понятие раскрывается не через личностную рефлексию, а вводится понятие образа «Я».

Образ «Я» - это представление о самом себе – сложная устойчивая система, в которой принято выделять несколько автономных измерений: степень когнитивной сложности, отчетливости, последовательности, устойчивости и самоуважения. Как они изменяются с возрастом?

Степень когнитивной сложности «Я – образа» последовательно возрастает от младших возрастов к старшим; взрослые различают в себе больше качеств, чем юноши, юноши – больше, чем подростки, подростки – больше, чем дети; растет и обобщенность сознаваемых качеств, причем это теснейшим образом связано с развитием интеллекта. Судя по имеющимся данным, дети младше 7-8 лет описывают людей внешним образом, перечисляя наряду с индивидуальными свойствами описываемого лица его семью, вещи и разные внешние обстоятельства; их описания просты, недифференцированны, оценки абсолютно однозначны (человек либо хороший, либо плохой). Между семью и двенадцатью годами происходит быстрое обогащение психологического словаря; оценки дифференцируются. Но, даже сознавая, что люди иногда обнаруживают трудно совместимые друг с другом качества, ребенок еще не умеет объяснить их противоречие. Сдвиг в сторону интеграции происходит в 13 лет, когда подросток начинает рассматривать поведение человека в разных контекстах: как проявление индивидуальных качеств, как результат природных особенностей и так далее. Эта множественность контекстов разрушает прежний черно-белый образ и делает возможными многозначные оценки: хороший человек, оказавшийся в плохой ситуации; плохой по своим объективным результатам поступок, совершенный из добрых побуждений и так далее.

Возрастные сдвиги в восприятии человека выражаются, таким образом, в увеличении числа описательных категорий, проявлении гибкости и определенности в их использовании, в повышении уровня избирательности, последовательности, сложности и интегрированности той информации, использовании все более тонких оценок; в росте способности анализировать и объяснять поведение человека в целом; в усилении заботы об изложении материала, желании сделать его убедительным. Те же тенденции характерны для самоописания, которые у подростков становятся более личностными и психологическими, сильнее подчеркивающими свои отличия от остальных людей. После 15 лет тенденция психологизации описаний и самоописаний особенно усиливается; главное внимание сосредотачивается на выявлении скрытых детерминант поведения.

Из этих данных следует, что цельность, внутренняя последовательность (образа «Я») растет вместе с когнитивной сложностью. Однако интегративная тенденция отстает от процессов дифференсации аспектов «Я». Это особенно характерно для переходного возраста, когда индивид особенно остро ощущает противоречивость, неупорядоченность своего «Я», что обусловлено как неопределенностью уровня своих притязаний, так и трудностями переориентации с внешней оценки на самооценку. Этим, видимо, отчасти объясняется противоречивость выводов, к которым приходят исследователи: одни считают, что адекватность оценок в переходном возрасте снижается, другие же констатируют ее рост.

Не совсем однозначны и данные об отчетливости «Я-образа». В принципе, здесь наблюдается возрастной рост: от детства к юности человек не только осознает свою индивидуальность, но и придает ей большее значение. Вместе с изменением содержания «Я-образа» существенно меняется значимость его компонентов. В подростковом возрасте масштаб самооценки укрупняется, «внутренние» качества осознаются позже внешних, зато в старшем возрасте им придается большее значение. Следует также различать осознание какого-либо качества и озабоченность им, повышенное к нему внимание. Озабоченность собой и тем впечатлением, которое он производит на других (одним из проявлений ее является застенчивость), - типичное свойство подросткового возраста, позже ослабевает [24].

 

 

1.3.Формирование «Я»-концепции» в подростковом возрасте

 

Формирование «Я-концепции» в подростковом возрасте проходит в определенной направленности. Различают такие направленности личности, как:

      • Гуманистическая направленность – отношение подростка к себе и обществу положительны;
      • Эгоистическая направленность – он сам является более значимым, чем общество;
      • Депрессивная направленность он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;
      • Суицидальная направленность ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

Характер многих подростков становится акцентуированным – это крайний вариант нормы.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое особенности традиционных нарушений поведения, острых аффективных реакций и неврозов. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущих профессий. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.

Явная акцентуация – эта степень относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт

определенного типа характера.  Занимаемое  положение  обычно соответствует способностям и возможностям.

Скрытая акцентуация – в обычных, привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем.

Один из самых важных моментов в различии личности подростка формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставление себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя стремиться познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность в самосознании возникает в жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. У подростка возникает потребность оценивать свои возможности, для того, чтобы найти свое место в коллективе.

На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает складываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе порой возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязания подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.

На основе развития самовоспитания роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению недостатков. Однако, сравнительно небольшой жизненный опыт, ограниченный кругозор часто приводят к тому, что самовоспитание подростка принимает наивные формы, для развития вол ребята пытаются, например, перетерпеть боль, которую нарочно пытаются причинить себе, заставляют себя прекратить чтение какой-либо книги на самом интересном мете, надолго задерживают дыхание. А некоторые заявляют, что лучший способ развивать в себе волю – это никогда, никому, ни в чем не уступать. Отсюда понятно, как необходимо воспитателям помочь подросткам правильно разобраться в своих достоинствах и недостатках, указать на правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведения.

Важная особенность подросткового возраста формирование центрального новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.

Сознание собственной взрослости возникают у подростка неслучайно. Он замечает, как быстро, увеличивается его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя признаки наступающей половой зрелости. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых, например, своих родителей, а порой некоторых учителей. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, он активно участвует в школьной общественной жизни. Переоценивая свои возросшие возможности, подростки нередко приходят к убеждению, что они уже мало, чем отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и несоответствием этому их реальных возможностей.

Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и известной независимости. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинства, принизить их взрослость. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважая их.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых в наличии собственных взглядов и суждений, и в подражании внешнему облику, и в манере поведения взрослых. Отрицательное проявление чувства взрослости выражается в том, что подростки склонны сопротивляться влиянию старших, часто не признают их авторитет, игнорируют Учителям надо иметь в виду, что чувство взрослости это здоровое и ценное в своей основе чувство. Поэтому его не нужно подавлять, а стараться ввести в правильное русло. Взаимопонимание с подростками надо постепенно и разумно перестраивать, признав их права на относительно большую независимость самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене руководства и контроля, так как подросток очень нуждается твердом и постоянном руководстве со стороны взрослых. Подростка нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля; навязчивой заботливости, назойливого руководства – всего того, в какой-то мере было бы оправдано по отношению к дошкольнику или младшему школьнику. Надо отказаться от злоупотребления; тоном категоричных распоряжений и приказов, безапелляционных требований. Речь идет не об отказе от твердых требований вообще, об отказе от грубых и резких их форм, оскорбляющих чувства собственного достоинства, самоуважения подростка.

В начале С.Л. Рубинштейн [42] выдвинул на передний план трактовку сущностных сил человека, «перехода субъекта в объект» ходе общественно исторической практики (1934). Затем А.Н. Леонтьев (1935) поставил в качестве принципиальной задачи преодоление «разрыва между сознанием и деятельностью» подчеркнув, что в деятельности человека реализуется переход субъекта в объект.

Теперь уже практические действия подростка с реальными предметами, диктующие общественно закрепленные способ оперирования ими, выступили как основания детермического анализа: психики в онтогенезе. К термину «деятельность» присоединяете определение «предметная», и это сразу же ограничило от множество других значений («соотносительная», «высшая нервна «психическая» и др.). При этом «предметная» трактуется широко как фактор, констатирующий как психику в глобальных биологически масштабах.

В трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожц Д.Б. Эльконина и др. сформулированы фундаментальные положения том, что деятельность подростков – основное условие их психического.

Информация о работе Гендерные различия в образе Я у подростков