Гендерные различия в образе Я у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 20:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление гендерных различий.
Задачи:
1) теоретический анализ подходов к изучению гендерных различий образа «Я» у подростков;
2) теоретический анализ факторов влияющих на формирование образа «Я»;
3) составление программы эмпирического исследования;
4) исследовать образ «Я» у девочек подросткового возраста;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ
ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ОБРАЗА «Я» У ПОДРОСТКОВ 6
1.1.Особенности развития в подростковом возрасте 6
1.2.Образ «Я» в подростковом возрасте и современные
подходы к его изучению 11
1.3.Формирование «Я-концепции» в подростковом возрасте 14
1.4.Основные подходы к исследованиям гендерных различий 25
1.5. Гендерные различия и социализация 29
Выводы по I главе 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗА «Я» В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 34
2.1.Программа исследования 34
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования 37
Выводы по эмпирической части 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

Гендерные различия в образе Я у подростков.doc

— 607.00 Кб (Скачать файл)

Малейшим различиям в строении мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные данные. В своем обзоре Маккоби и Джеклин выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности. Речевые навыки и агрессивность).

Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновали этим разное отношение к мужчинам и женщинам. Только за последние 20 лет опубликовано более 20000 статей о половых различиях.

Исследования содержания образа «Я», проведенные под руководством И.В.Дубровиной, показали, что на границе подросткового и раннего юношеского возрастов в развитии когнитивного компонента «Я-концепции» происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на новый более высокий уровень [48].

Возрастные сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества используемых описательных категорий, рост гибкости и определенности в их использовании; повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и системности этой информации;  использование более тонких оценок и связей; рост способности анализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о точном изложении материала, желание сделать его убедительным.  Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самохарактеристик, которые становятся более обобщенными, дифференцированными и соотносятся с большим числом  “значимых лиц”.  Самоописания в подростковом возрасте имеют гораздо более личностный и психологический характер, и одновременно сильнее подчеркивают отличия от остальных людей.

В исследованиях когнитивного диссонанса образа «Я»  обнаружено, что самоописания и описания другого человека по указанному параметру существенно различаются (Нисбет,  по В.П. Трусову) [47].  Себя человек описывает, подчеркивая изменчивость, гибкость своего поведения, его зависимость от ситуации; в описаниях другого, напротив, преобладают указания на устойчивые личностные особенности, стабильно определяющие его поведение в самых разнообразных ситуациях.  Иными словами,  взрослый человек склонен воспринимать себя, ориентируясь на субъективные характеристики динамичности, изменчивости, а другого – как объект, обладающий относительно неизменчивыми свойствами.  Такое  “динамическое” восприятие себя возникает в период перехода к раннему юношескому возрасту.

Становление нового уровня самосознания в ранней юности идет по направлениям, выделенным еще Л.С. Выготским, - интегрированию образа самого себя,  “перемещению”  его   “извне вовнутрь” [11, 229 - 230]. В этот возрастной период происходит смена некоторого  “объективистского”  взгляда на себя  “извне”  на субъективную, динамическую позицию “изнутри”.

В.Ф. Сафин характеризует это существенное различие во взгляде на себя младших и старших подростков следующим образом: подросток ориентирован прежде всего на поиск ответа,  “каков он среди других, насколько он похож на них”, старший подросток  - “каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от других и насколько он похож или близок к своему идеалу” [43, 74].

В.А Алексеев подчеркивает, что подросток  -  это  “личность для других”, в то время как юноша – “личность для себя” [1, 104]. В теоретическом исследовании И.И. Чесноковой указывается на наличие двух уровней самопознания:  низшего – “Я и другой человек”  и   высшего  “Я и Я”; специфика второго выражается в попытке соотнесения своего поведения  “с той мотивацией, которую он реализует и которая его детерминирует” [50, 98].

 Мы уже отмечали, что,  составляющие «Я-концепции», поддаются лишь условному концептуальному разграничению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны.  Потому когнитивный компонент самосознания, образ Я, его формирование в раннем юношеском возрасте, напрямую связан как с эмоционально-оценочной составляющей, самооценкой, так и с поведенческой, регуляторной стороной Я-концепции.

В 13-14 лет особенно сильно актуализируется проблема несовпадения  реального Я  и идеального Я.   По мнению И.С. Кона  это несовпадение вполне нормальное, естественное следствие когнитивного развития [23].  При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет.  Так, в изученных  Е.К.Матлиным  сочинениях девятикласников, описывающих собственную личность, в 3,5 раза больше критических высказываний, чем у семиклассников [6].  Ту же тенденцию отмечают психологи ГДР.  Чаще всего в ранней юности жалуются на слабоволие, неустойчивость, подверженность влияниям и т.п., а также на такие недостатки как капризность, ненадежность, обидчивость.

Расхождение «Я»-реального и «Я»-идеального образов – функция не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых юношей  расхождение между  реальным Я и идеальным Я, т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у их сверстников со средними интеллектуальными способностями [3].

Одним из важных показателей поведенческой составляющей  Я-концепции  служит динамика уровня притязаний под влиянием успеха или неуспеха при выполнении заданий различной степени трудности.  Начиная с классической работы  Ф.Хоппе,  уровень притязаний рассматривается как порождаемый двумя противоречивыми тенденциями: с одной стороны, поддерживать свое “я”, самооценку на максимально высоком уровне и, с другой, снижать свои притязания, чтобы избежать неудачи и тем самым не нанести ущерба самооценке  (F. Hoppe,1930 , по Дубровиной И.В.) [48]. 

Исследователи  (см.: Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь [20]) считают, что для подросткового возраста типично активное стремление различными путями реализовать лишь первую из названных тенденций, в то время как для зрелой личности, напротив, характерно умение развести эти тенденции в ходе деятельности, прежде всего за счет того, что успешность или неуспешность в конкретной деятельности воспринимается именно как конкретный неуспех, а не крах самооценки в целом.

 По данным проведенных исследований [49] при переходе в подростковом возрасте происходит изменение особенностей уровня притязаний в сторону большей личностной зрелости. Важно отметить, что оно идет в направлении, как бы обратном тем изменениям, которые происходят в этот период в самопознании, образе «Я»  и отношении к себе.  Если последние характеризуются, как было показано выше, все большей целостностью, интегративностью, то отношение к результатам собственной деятельности – дифференцированностью, формирование способности  отделять успешность или неуспешность в конкретной деятельности от оценки себя как личности.

Таким образом, в подростковом возрасте в рамках становления нового уровня самосознания происходит становление относительно устойчивого представления о себе, «Я-концепции».

Особенно интенсивно развитие самооценки происходит у подростков, что объясняется их стремлением разобраться в себе, усложнением их взаимоотношений с другими людьми, возникновением идеалов.

Самооценка имеет принципиальное значение для формирования личности в целом и таких ее качеств, как уверенность в себе, настойчивость, в достижении желаемых результатов, самокритичность или, напротив, неуверенность, некритическое отношение к себе. Именно самооценка становиться важнейшим условием эмоционального благополучия.

Таким образом, функциональная нагрузка самооценки очень велика. Формирование ее влечет за собой возникновение новой потребности – быть на уровне тех требований, которые человек сам к себе предъявляет, тех целей, к которым он стремится.

 

 

1.5. Гендерные различия и социализация

 

Половые различия в социальной активности. Е. Маккоби и К. Джеклин, проанализировав исследования о степени активности мальчиков и девочек, о стремлении их к достижениям и доминантности, отрицают наличие различий по этим параметрам и утверждают, что девочки активны не менее мальчиков, но сфера их активности другая. Авторы подчеркивают, что дело не столько в количественных характеристиках активности мальчиков и девочек, сколько в качественных характеристиках.

Стремление к лидерству, доминантности, независимости. Б. Фагот и В. Хартуп пишут, что девочки по сравнению с мальчиками не стремятся к лидерству, потому что более боязливы и застенчивы, не уверены в своих силах, более конформны, легче подвергаются фрустрациям. Э. Игли с соавторами (1995) высказывают мнение, что мужчины являются инструментальными лидерами, а женщины — социальными.

Доминантность у женщин сопровождается независимостью от социальных условий, гетероагрессивностью, у мужчин же — зависимостью от мнения группы. Самостоятельность в принятии решений женщины рассматривают как позитивное качество, связанное со свободой самопроявления в общении, мужчины же рассматривают ее не столь позитивно. Для них такая самостоятельность означает оторванность от группы, ожидание негативного отношения к себе, сверхконтроль.

Как показала В.М. Погольша (1997), мужчины значимо отличаются от женщин авторитарностью, склонностью к риску, догматизмом и автономностью; женщины же имеют более высокие показатели по импульсивности, отчужденности.

По данным Р. Бернрейтера (R. Bernreuter, 1938), мужчины более самоуверенны и независимы, чем женщины, что может проистекать как от более низкой их невротичности, так и от завышенных самооценок. Сходные данные получены много лет спустя А.И. Винокуровым (1996): мужчины более добродушны, социально свободны в поведении, самостоятельны, находчивы, предпочитают принимать собственные решения. Ю.Е. Кочнева и О.А. Шабалина (2000) тоже установили, что мужчины проявляют большую склонность к автономии.

Самооценки личностных качеств. Я-образ. Дж. Диксон и Дж. Стрит отмечают, что Я-образ мальчиков по процентному соотношению включенных в него характеристик уступает Я-образу девочек и сопоставим с таковым у девочек, которые моложе мальчиков на 2 года.

С.М. Петрова (1995) выявила, что при описании реального Я-образа девушки оценивают свои коммуникативные и нравственные качества выше, чем юноши. В то же время при описании идеального образа человека вообще большую значимость этим качествам приписывают юноши. Творческий потенциал достоверно выше в группе юношей, а духовный потенциал выше у девушек, причем это касается как описания Я-образа, так и образа идеального человека вообще.

При описании своего психологического портрета девушки, согласно данным Н.Н. Киреевой и О.К. Карпухиной, значительно чаще характеризуют свою эмоциональную сферу («вспыльчивая, отзывчивая, спокойная, веселая, жизнерадостная» и т. д.), в то время как в ответах юношей чаще встречаются характеристики интеллектуальной и волевой сферы («ответственный, волевой, целеустремленный, настойчивый» и т. д.).

Е.А. Шумилин выявил, что юноши в качестве положительных черт личности называют чаще всего такие, как «верен в дружбе», «не подвожу друзей», «помогаю в беде». У девушек на первом месте стоят чуткость к людям, правдивость, честность, общительность.

В.Е. Каган опрашивал школьников 7-10-х классов обоего пола. Мальчики в качестве своих положительных характеристик отметили деятельность, добросовестность, энергичность, отзывчивость, честность, а в качестве отрицательных — непривлекательность, молчаливость, замкнутость, нелюдимость.

Девочки в качестве положительных своих характеристик отметили обаятельность, разговорчивость, открытость, общительность, энергичность, а в качестве отрицательных — безответственность, эгоистичность, черствость, несправедливость, неискренность.

Самоуважение. У девочек 6-7 лет, по данным Я. И. Михайловой), общая высокая самооценка встречается чаще, чем у мальчиков того же возраста (соответственно в 73 и 50 %). Однако позже эти соотношения могут меняться. Как отмечает Г. Крайг, многие девочки выходят из отрочества с ущербным Я-образом, сравнительно низкими ожиданиями в жизни и гораздо меньшей уверенностью в себе и своих способностях, чем мальчики. Когда у девочек 15-16 лет возникают проблемы с учебой, они чаще склонны обвинять себя, тогда как мальчики объяснили бы неудачу «ненужностью» предмета. Такое снижение самоуважения, отмечаемое у трети девушек, имеется и у юношей, но оно выражено меньше.

По данным М. К. Омаровой, у юношей выше самооценки по шкалам «интегральное самоотношение», «самоуважение», «аутосимпатия». Более высокие самооценки по шкале «аутосимпатия» у мужчин выявлены и Ю.Е. Кочневой и О.А. Шабалиной.

Самооценка внешности. К. Муса и М. Роуч провели исследование, в котором старшеклассники должны были сравнить свою внешность с внешностью сверстников. Выяснилось, что юноши на 10 % чаще, чем девушки, оценивали свою внешность выше, чем внешность сверстников, а девушки несколько чаще, чем юноши, оценивали свою внешность ниже, чем внешность сверстников. Юноши в целом были больше удовлетворены своей внешностью, чем девушки.

Е.В. Боченкова выявила, что самооценка юношей носит завышенный, нереалистичный характер. Они по 9 исследуемым признакам более высоко оценили себя по сравнению с девушками, что, как полагает автор, не соответствует реальной картине. Девушки выше оценили свой внешний вид и дали более высокую общую самооценку [19].

Дифференциальная социализация может привести к развитию у мужчин и женщин различающихся психологических черт. Например, игрушки, дифференцированные по признаку соответствия тому или иному полу, способны культивировать у девочек заботливое отношение к окружающим, а у мальчиков — настойчивость и дух соревнования. Однако в реальной жизни социальные нормы и социализация не создают крайне мужественных мужчин и крайне женственных женщин. Психолог Сандра Бем (Sandra Bem, 1974) указала на то, что мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, а человек может обладать одновременно и мужественными и женственными чертами. Более того, Бем полагает, что даже желательно быть андрогинным(-ой), то есть вобрать в себя лучшее из обеих половых ролей.

Информация о работе Гендерные различия в образе Я у подростков