Гендерные различия в образе Я у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 20:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление гендерных различий.
Задачи:
1) теоретический анализ подходов к изучению гендерных различий образа «Я» у подростков;
2) теоретический анализ факторов влияющих на формирование образа «Я»;
3) составление программы эмпирического исследования;
4) исследовать образ «Я» у девочек подросткового возраста;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ
ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ОБРАЗА «Я» У ПОДРОСТКОВ 6
1.1.Особенности развития в подростковом возрасте 6
1.2.Образ «Я» в подростковом возрасте и современные
подходы к его изучению 11
1.3.Формирование «Я-концепции» в подростковом возрасте 14
1.4.Основные подходы к исследованиям гендерных различий 25
1.5. Гендерные различия и социализация 29
Выводы по I главе 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗА «Я» В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 34
2.1.Программа исследования 34
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования 37
Выводы по эмпирической части 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

Гендерные различия в образе Я у подростков.doc

— 607.00 Кб (Скачать файл)

Вплоть до 70-х гг. проявления «маскулинных» черт у женщин и «фемининных» черт у мужчин были для психологов источником беспокойства. А среди людей, далеких от психологии, такое понимание широко распространено и сейчас, и именно из-за него люди оказываются в замешательстве, когда их дети проявляют интересы и поведение, свойственные противоположному полу. Однако исследования не подтверждают положение о том, что отклонение от поло-ролевых стандартов влечет за собой психологическую рассогласованность. Действительно, согласно Бем (Bem, 1974), душевное здоровье не должно иметь гендера, а андрогиния положительно влияет на психологическое состояние человека. Была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью (т. е. способностью быть настойчивым или центрированным на интересах других в зависимости от ситуации); высоким самоуважением; мотивацией к достижениям; хорошим исполнением родительской роли; субъективным ощущением благополучия [9].

 

 

 

Выводы по первой главе

 

Проведя анализ психологической литературы посвященной гендерным различиям в формировании «образа-Я» у подростков, можно сделать вывод:

      • образ «Я» - это представление о самом себе – сложная устойчивая система, в которой принято выделять несколько автономных измерений: степень когнитивной сложности, отчетливости, последовательности, устойчивости и самоуважения.
      • более высокий уровень самосознания составляет главный итог переходного возраста.
      • в ходе процесса, называемого дифференциальной социализацией, мы учимся тому, что человеку, в зависимости от его гендера, будут свойственны разные интересы, модели поведения и психологические качества. Дифференциальная социализация использует два основных механизма — дифференциальное усиление и дифференциальное подражание.
      • родители — не единственные, кто участвует в процессе формирования «образа-Я». Информация о правильном гендерно-ролевом поведении передается через детскую литературу, телевидение и разговорный язык.
      • определенную роль в развитии поло-типичных навыков и качеств имеют и детские игрушки. По данным исследований, игрушки для мальчиков чаще предназначены для развития пространственных и математических навыков, тогда как игрушки для девочек стимулируют развитие навыков работы по дому и межличностного общения. Среди игрушек, которые дети просят в подарок, большинство типичных для их гендера, и исследователи считают, что эти предпочтения формируются социальным окружением в самом раннем детстве.

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ОБРАЗА «Я» В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

2.1.Программа исследования

Цель исследования: исследование гендерных различий  образа «Я» подростков.

Задачи исследования:

  1. Исследовать образ «Я» у девочек подросткового возраста.
  2. Изучить образ «Я» у мальчиков подросткового возраста.
  3. Проверить существуют ли гендерные различия в образе «Я» детей подросткового возраста.

Этапы исследования:

  1. Исходя из данных, полученных в процессе теоретического анализа, сформулировать гипотезу относительно возможной взаимосвязи между полом подростка и развитием образа «Я».
  2. Подобрать необходимые методики для проверки гипотезы.
  3. Сформулировать выборку и осуществить сбор данных.
  4. Обработать полученные результаты.
  5. Сделать выводы.

Объект исследования: девушки и юноши подросткового возраста.

Предмет исследования: гендерные различия образа «Я».

Гипотеза: у девушек и юношей подросткового возраста имеются существенные различия в образе «Я».

В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики:

  • Опросник С.Бэм [3 , 253 - 256];
  • Методика «Личностный дифференциал» (ЛД);
  • Методика «Полярные  профили» (ПП);
  • Методика Т. Лири.

Описание методик:

1.Опросник С.Бэм

Поло-ролевой опросник Бем — это наиболее широко используемый инструмент для измерения того, как взрослый человек оценивает себя с точки зрения гендера (Hargreaves, 1987). Испытуемым предлагается оценить наличие (или отсутствие) у себя определенных качеств (Приложение 1).

Обработка данных:

Ключ

Маскулинность (ответ «да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.

Фемининность (ответ «да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Затем определяется показатель фемининности (Р) и маскулинности (М) в соответствии с формулой:

F = (сумма баллов по фемининности) : 20

M = (сумма баллов по маскулинности) : 20

Основной индекс IS определяется как

IS=(F-M)*2,322

Если величина индекса заключается в пределах от -1 до + 1, то делается заключение об андрогинности. Если индекс меньше -1, то делается заключение о маскулинности, если индекс больше +1 – о фемининности, в случае, когда индекс больше +2,025 говорят о ярко выраженной фемининности, а если индекс меньше – 2, 025 говорят об ярко выраженной маскулинности.

2.Методика «Личностный дифференциал» (ЛД)

Методика личностного дифференциала (ЛД)  разработана по принципу семантическго дифференциала  Ч. Осгуда на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуру  представления о структуре личности.  Методика ЛД  адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений.

 

В ЛД  отобрана  21 личностная черта,  представленные в виде антонимичных пар.  Шкалы  ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности  (7-балльные шкалы) (Приложение 5).

3.Методика «Полярные  профили» (ПП)

Данная методика  создавалась по распространенному в экспериментальной психологии методу полярных профилей, принцип которого был также использован при создании методики ЛД. Достоинством методики ПП является возможность самостоятельного выбора личностных качеств для оценивания  со стороны экспериментатора. В нашем исследовании мы воспользовались вариантом, предложенным  Н.Р.Битяновой (Приложение 6).

Данный вариант методики ПП содержит  16  антонимичных пар личностных качеств, каждая из которых выступает как отдельная шкала в нашем исследовании.  Шкалы ПП заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить степень выраженности своих личностных качеств  ( по 10-балльной шкале).

4.Методика Т. Лири

Методика создана Т.Лири, Г.Лефорджем, Р.Сазеком в 1954 году и предназначена для исследования представлений о себе и идеальном  “я”.  С помощью данной методики можно выявить преобладающий тип  отношений к людям  в самооценке и взаимооценке.

С помощью этой методики мы выявили общее представление о человеке и человека о самом себе в процессе межличностных отношений.

Данная методика позволяет провести более углубленную диагностику тех характеристик «Я-концепции», которые касаются межличностных отношений. Мы включили данную методику в наше исследование, с учетом того, что в старшем подростковом  и раннем юношеском возрасте общение обретает важное значение  для развития личности.

 

 

 

 

2.2.Описание результатов исследования

 

На первом этапе исследования был осуществлен сбор данных. Для этого мы провели опросник С.Бэма и составили таблицу данных (Приложение 2).

В результате первичной обработки данных мы выявили, что из 40 подростков:

      • 5% подростка обладают свойством андрогинии (т.е. в равной степени развиты свойства присущие как женскому началу, так и мужскому началу);
      • 47% подростков обладают свойством фемининности (т.е. присущи свойства женского начала);
      • 45% подростков обладают свойством маскулинности (т.е. присущи свойства мужского начала);
      • 3% подросток показал ярко выраженное свойство маскулинности.

Данные наглядно можно отобразить в диаграмме:

Группа, которую мы обследовали, была составлена таким образом, что количество девочек и мальчиков было одинаковым (по 20 человек).

Проведем вторичную обработку данных. Проверим существует ли взаимосвязь между половой принадлежностью и выраженностью определенных свойств развития «образа-Я».

Для проверки мы используем коэффициент ранговой корреляции Спирмена:

где d – разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого;

N – количество ранжируемых значений, в данном случае количество испытуемых.

Для этого нам потребуется проранжировать данные, полученные по опроснику С.Бэм (Приложение 3). Для этого нам нужно заменить пол «Ж» и «М» цифрами «1» и «2» соответственно. Для удобства расчета заменим «А» на 1, «М» на 2, «Ф» на 3, «ЯМ» на 4.

Следующим этапом мы находим разницу ранговых значений – d и путем арифметических действий находим (ранговый коэффициент корреляции Спирмена) (Приложение 4).

Рассчитаем эмпирическое значение rs:

Определим критические значения rs при N=40:

rs кр. = {

0,31 (р≤0,05)

0,40 (р≤0,001)


rs = - 0,3823 статистически значимо.

Произведя обработку результатов, мы получаем, что коэффициент ранговой корреляции равен –0,38, т.е. достаточно высок, что, в свою очередь, говорит о том, что между половой принадлежностью и поло-ролевой идентификацией существует статистически достоверная отрицательная зависимость.

На втором этапе было проведено исследование выраженности в образе «Я» юношей и девушек подросткового возраста  21  личностных качеств.

В результате первичной обработки данных девушки выбирают в основном такие качества, как обаятельный, добросердечный, отзывчивый, общительный, честный, в тоже время юноши стремятся к таким качествам как уверенный, независимый, самостоятельный.

 

Для выявления различий в содержании образа «Я» мальчиков и девочек подросткового возраста мы использовали t-критерий Стьюдента, который используется для сравнения выборочных величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга.

После первичной обработки данных и подсчета t-критерия мы получили следующие результаты (Приложение 7).

Для чисел степеней свободы 100 граничное значение  t-критерия 1,984  при уровне значимости  5% и 2,626 при уровне значимости 1%.

По полученным данным девушки более склонны себя осознавать как носителя позитивных, социально желательных характеристик (фактор Оценки). Они оценивают себя более доброжелательными, добросовестными и отзывчивыми.  Для юношей характерно восприятие себя как менее активных, суетливых и более враждебных, чем для девушек.

На третьем этапе было проведено исследование выбора личностных качеств. Для этого была использована методика «Полярные  профили» (ПП).

Выявлено следующее:

После первичной обработки результатов и подсчета t-критериев Стьюдента для групп мальчиков и девочек по каждой шкале, мы получили следующие результаты (Приложение 8):

Для степеней свободы  100  граничные значения  t-критерия   1,948 при уровне значимости 5% ; 2,626 при уровне значимости  1%.

По  данным методики ПП девушки склонны воспринимать себя как более непосредственными и прямолинейными, более совестливыми (высокая нормативность поведения) и чувствительными, чем юноши. Юноши же оценивают себя более интеллектуально развитыми, жесткими и суровыми, более консервативными, дипломатичными, расчетливыми, чем девушки.

На четвертом этапе было проведено исследование представлений о себе и идеальном  “я”. После первичной обработки и сравнения средних величин по t-критерию Стьюдента  мы получили следующие результаты (Приложение 9).

Для степеней свободы  100  граничные значения  t-критерия   1,948 при уровне значимости 5% ;   2,626 при уровне значимости  1%.

По данным методики Т.Лири юноши более склонны приписывать себе эгоистические черты, ориентацию на себя, склонность к соперничеству, доминированию. Девушки оценивают себя как более дружелюбных и менее  стремящихся к доминированию, чем мальчики.

Информация о работе Гендерные различия в образе Я у подростков