Гендерные различия в образе Я у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 20:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление гендерных различий.
Задачи:
1) теоретический анализ подходов к изучению гендерных различий образа «Я» у подростков;
2) теоретический анализ факторов влияющих на формирование образа «Я»;
3) составление программы эмпирического исследования;
4) исследовать образ «Я» у девочек подросткового возраста;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ
ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ОБРАЗА «Я» У ПОДРОСТКОВ 6
1.1.Особенности развития в подростковом возрасте 6
1.2.Образ «Я» в подростковом возрасте и современные
подходы к его изучению 11
1.3.Формирование «Я-концепции» в подростковом возрасте 14
1.4.Основные подходы к исследованиям гендерных различий 25
1.5. Гендерные различия и социализация 29
Выводы по I главе 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗА «Я» В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 34
2.1.Программа исследования 34
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования 37
Выводы по эмпирической части 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

Гендерные различия в образе Я у подростков.doc

— 607.00 Кб (Скачать файл)

Итак, мы оценили содержание Я-концепции юношей и девушек.

В результате анализа полученных данных методами математической статистики, мы обнаружили, что существуют различия в развитии между юношами и девушками.

 

 

Выводы по второй главе

 

Полученные данные позволяют выделить определенный набор личностных  характеристик, которые отличают развитие образа «Я» у девушек от развития образа «Я» у юношей.

Так, обнаружилось, что девушки более нетерпимы к критике, чем юноши. Юноши более независимы, больше проявляют упорства в достижении цели, стремятся к сотрудничеству, чаще берут ответственность на себя. В тоже время девушки проявляют большую несдержанность в проявлении дружеских чувств, более застенчивы и скромны, больше вспыльчивы и несдержанны.

Отличия между юношами и девушками в содержательных характеристиках «Я-концепции», оказывающих влияние на их личностное развитие обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально желательных личностных свойств: для юношей, большую значимость, чем для девушек, в личностном развитии, оказывает осознание себя как носителя таких  позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость, доброта.

Итак, мы провели изучение взаимосвязи «Я-концепции» и половой принадлежности подростков нашли  подтверждение выдвинутой нами  в начале исследования гипотезы.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Периодом возникновения сознательного “я”, как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый возраст.

Теоретический анализ литературы по проблеме особенностей развития образа «Я» у детей подросткового возраста позволяет сделать следующие выводы:

      • Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка.
      • В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного.
      • Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяются формирующиеся у него чувство взрослости и “Я-концепция”.
      • Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
      • Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «я»  как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
      • Периодом возникновения сознательного «я», как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается  подростковый и возраст.
      • У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.

В результате проведенного нами корреляционного анализа мы обнаружили  корреляционную взаимосвязь между развитием Я-концепции и половой принадлежностью. Таким  образом, основная гипотеза о том, что существует корреляционная взаимосвязь между содержанием «образа-Я» и половой принадлежностью подтвердилась.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеев В.А.  Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М., 1984.
  2. Алферов А.Д. Психология развития школьников. - Ростов на Дону, 2000.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1986.
  4. Блонский П.П. Психология. – М., 2000г.
  5. Боброва В.Г., Вахрушев М. Общая характеристика развития личности подростка. - Ростов на Дону, 1966.
  6. Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком.М.,1982.
  7. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». - М., Просвещение, 1968.
  8. Божович Е.Д. Психология особенного развития личности подростка. – М., 1969г.
  9. Бурн Шон Гендерная психология. – СПб., 2001.
  10. Вишневский  В. Такие  простые  сложные истины. Заметки журналиста о становлении личности подростка. – М., 1984.
  11. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в  6 т. Т.4., 1983.
  12. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. Петровского. – М., 1979.
  13. Вейнвальд Н.И. «Психология личности». - М, 1987.
  14. Вопросы психологии развития личности подростка и юноши. - Тюмень, 1969.
  15. Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка, - в кн.: Избранные психологические исследования. - М., 1956.
  16. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности», под ред. Щадрикова В.Д., 1989.
  17. Драгунова Т.В. Подросток. - М., 1989.
  18. Ивашкин  В.   Психологическое  изучение  школьников, 1990.
  19. Ильин И.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб, 2003.
  20. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.,1980.
  21. Карпенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь - М., Просвещение, 1981.
  22. Кон И.С.Социология личности. - М., Политиздат, 1967.
  23. Кон И.С Какими они себя видят? М.,1975.
  24. Кон И.С. Открытие «Я»; М.: Политиздат, 1978.
  25. Кон И.С. «Психология ранней юности». - М., Просвещение, 1980.
  26. Кудрявцев Г.А. Общая психологическая характеристика личности трудных подростков, Алма-Ата, 1967.
  27. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л., ЛГУ, 1977.
  28. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». - М., 1982.
  29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.
  30. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976.
  31. Личность и создание. – М., 1989.
  32. Мадорский Л.Р. «Глазами подростков». - М., Просвещение, 1991.
  33. Маклаков А.Г. Общая психология. – С.-Пб.: изд. Питер, 2002.
  34. Нравственное   воспитание   школьников   в   коллективе. Учетные записки ЛГПИ им.А.И.Герцена, Сб. Т.368 Л., 1970.
  35. Основы психологии: Практикум (под ред. Столяренко), «Феникс», 2000.
  36. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - Москва, 2000.
  37. Психология развивающейся личности.    под    ред. Петровского А.В., 1987.
  38. Психологические исследования, под ред. Прангигивили А.С., 1966.
  39. Психология особенности формирования личности школьника, 1983.
  40. Развитие личности ребенка, под ред. Фонарева А.М., М., «Прогресс», 1987.
  41. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. – СПб., 1999.
  42. Рубенштейн  Л.С. Основы   общей   психологии. - Спб., «Питер», 2000.
  43. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии,1982,№1.
  44. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. - Казань, 1992.
  45. Собр. Соч. Выготского Л.С., М., 1982.
  46. Сознание  учащегося  и  формирование  его  личности. -  Вильнюс, 1975.
  47. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.,1980.
  48. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983.
  49. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.
  50. Чеснокова И.И.  Проблема самосознания в психологии. М..1977.
  51. Энциклопедия психологических тестов. – М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1.

Опросник С.Бэм

  1. Вера в себя.
  2. Умение уступать.
  3. Способность помочь.
  4. Склонность защищать свои взгляды.
  5. Жизнерадостность.
  6. Угрюмость.
  7. Независимость.
  8. Застенчивость.
  9. Совестливость.
  10. Атлетичность.
  11. Нежность.
  12. Театральность.
  13. Напористость.
  14. Падкость на лесть.
  15. Удачливость.
  16. Сильная личность.
  17. Преданность.
  18. Непредсказуемость.
  19. Сила.
  20. Женственность.
  21. Надежность.
  22. Аналитичность.
  23. Умение сочувствовать.
  24. Ревнивость.
  25. Способность к лидерству.
  26. Забота о людях.
  27. Прямота, правдивость.
  28. Склонность к риску.
  29. Понимание других.
  30. Скрытность.
  31. Быстрота в принятии решений.
  32. Сострадание.
  33. Искренность.
  34. Самодостаточность (полагание только на себя).
  35. Способность утешить.
  36. Тщеславие.
  37. Властность.
  38. Тихий голос.
  39. Привлекательность.
  40. Мужественность.
  41. Теплота, сердечность.
  42. Торжественность, важность.
  43. Собственная позиция.
  44. Мягкость.
  45. Умение дружить.
  46. Агрессивность.
  47. Доверчивость.
  48. Малорезультативность.
  49. Склонность вести за собой.
  50. Инфантильность.
  51. Адаптивность, приспосабливаемость.
  52. Индивидуализм.
  53. Нелюбовь ругательств.
  54. Несистематичность.
  55. Дух соревнования.
  56. Любовь к детям.
  57. Тактичность.
  58. Амбициозность, честолюбие.
  59. Спокойствие.
  60. Традиционность, подверженность условностям.

 

Приложение 2.

Таблица данных по опроснику С.Бэм

 

№ п/п

Пол

Ключ М

М

Ключ

F

F

IS

Фактор выраженности

1

Ж

18

0,9

4

0,2

1,6254

Ф

2

Ж

17

0,85

2

0,1

1,7415

Ф

3

М

4

0,2

14

0,7

-1,161

М

4

Ж

15

0,75

6

0,3

1,0449

Ф

5

М

2

0,1

19

0,95

-1,9737

М

6

М

5

0,25

17

0,85

-1,3932

М

7

Ж

16

0,8

5

0,25

1,2771

Ф

8

М

3

0,15

12

0,6

-1,0449

М

9

М

6

0,3

16

0,8

-1,161

М

10

М

3

0,15

15

0,75

-1,3932

М

11

Ж

15

0,75

8

0,4

0,8127

А

12

Ж

18

0,9

3

0,15

1,7415

Ф

13

М

7

0,35

19

0,95

-1,3932

М

14

М

2

0,1

16

0,8

-1,6254

М

15

М

4

0,2

15

0,75

-1,2771

М

16

Ж

17

0,85

3

0,15

1,6254

Ф

17

М

5

0,25

17

0,85

-1,3932

М

18

М

4

0,2

16

0,8

-1,3932

М

19

М

3

0,15

15

0,75

-1,3932

М

20

М

4

0,2

17

0,85

-1,5093

М

21

Ж

15

0,75

6

0,3

1,0449

Ф

22

Ж

18

0,9

1

0,05

1,9737

Ф

23

Ж

17

0,85

4

0,2

1,5093

Ф

24

М

1

0,05

19

0,95

-2,0898

ЯМ

25

М

4

0,2

15

0,75

-1,2771

М

26

Ж

13

0,65

3

0,15

1,161

Ф

27

Ж

12

0,6

3

0,15

1,0449

Ф

28

Ж

15

0,75

3

0,15

1,3932

Ф

29

М

9

0,45

14

0,7

-0,5805

А

30

М

7

0,35

19

0,95

-1,3932

М

31

Ж

16

0,8

7

0,35

1,0449

Ф

32

Ж

14

0,7

4

0,2

1,161

Ф

33

Ж

19

0,95

5

0,25

1,6254

Ф

34

М

2

0,1

15

0,75

-1,5093

М

35

Ж

17

0,85

4

0,2

1,5093

Ф

36

М

5

0,25

14

0,7

-1,0449

М

37

Ж

16

0,8

4

0,2

1,3932

Ф

38

Ж

18

0,9

5

0,25

1,5093

Ф

39

М

3

0,15

17

0,85

-1,6254

М

40

Ж

18

0,9

2

0,1

1,8576

Ф


 

 

Приложение 3.

Ранги данных

ПОЛ

ранг А

Балл по опроснику

ранг В

(переменная А)

 

С.Бэм

(переменная В)

 

1

10,5

1

1,5

1

10,5

1

1,5

1

10,5

2

11,5

1

10,5

2

11,5

1

10,5

2

11,5

1

10,5

2

11,5

1

10,5

2

11,5

1

10,5

2

11,5

1

10,5

2

11,5

1

10,5

2

11,5

1

10,5

2

11,5

1

10,5

2

11,5

1

10,5

2

11,5

1

10,5

2

11,5

1

10,5

2

11,5

1

10,5

2

11,5

1

10,5

2

11,5

1

10,5

2

11,5

1

10,5

2

11,5

1

10,5

2

11,5

2

30,5

3

30

2

30,5

3

30

2

30,5

3

30

2

30,5

3

30

2

30,5

3

30

2

30,5

3

30

2

30,5

3

30

2

30,5

3

30

2

30,5

3

30

2

30,5

3

30

2

30,5

3

30

2

30,5

3

30

2

30,5

3

30

2

30,5

3

30

2

30,5

3

30

2

30,5

3

30

2

30,5

3

30

2

30,5

3

30

2

30,5

3

30

2

30,5

4

40


 

Приложение 4.

Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена при сопоставлении половой принадлежности и гендерной индентификации

испытуемый

ПОЛ

ранг А

Опоснок С.Бэм

ранг В

d

d2

 

(переменная А)

 

(переменная В)

 

(А - В)

 

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

2

30,5

2

11,5

19

361

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

2

30,5

2

11,5

19

361

2

30,5

2

11,5

19

361

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

2

30,5

2

11,5

19

361

2

30,5

2

11,5

19

361

2

30,5

2

11,5

19

361

1

10,5

1

1,5

9

81

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

2

30,5

2

11,5

19

361

2

30,5

2

11,5

19

361

2

30,5

2

11,5

19

361

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

2

30,5

2

11,5

19

361

2

30,5

2

11,5

19

361

2

30,5

2

11,5

19

361

2

30,5

2

11,5

19

361

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

2

30,5

4

40

-9,5

90,25

2

30,5

2

11,5

19

361

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

2

30,5

1

1,5

29

841

2

30,5

2

11,5

19

361

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

2

30,5

2

11,5

19

361

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

2

30,5

2

11,5

19

361

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

2

30,5

2

11,5

19

361

1

10,5

3

30

-19,5

380,25

Суммы

 

820

 

820

0

14735

Информация о работе Гендерные различия в образе Я у подростков