Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Предмет – особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть феномен памяти в психологической науке;
2) Выявить уровень развития памяти у детей младшего дошкольного возраста.
3)Оценить возрастные особенности развития памяти у младших дошкольников.

Файлы: 1 файл

курсовая-2.docx

— 253.34 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Введение

 

«Память – это важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности – ребенка» -  И. М. Сеченов.1 До недавнего времени основное внимание ученых было обращено преимущественно на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые знания, умения и навыки, развивает свои силы и способности, сегодня же можно наблюдать иную картину – в центре стала проблема развития ребенка дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья ребенка.2

 Актуальность вопроса  подчеркивается также и тем, что  все больше становится детей  с ярким общим интеллектуальным  развитием, их способности постигать  сложный современный мир проявляются  очень рано – в раннем дошкольном  возрасте.

Существенную роль в этом сыграл «информационный взрыв» - знамение нашего времени. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, льющими поток разнообразных знаний в детские умы. 

Тема эта, вне всякого сомнения, актуальна, так как память играет очень большую роль в жизни любого индивидуума. Она не только служит базой для сознания и мышления. Даже восприятие окружающей действительности невозможно без участия памяти. Проснувшись утром мы, не прилагая особых усилий, заставляем активно функционировать свою память, даже не подозревая об этом. Она услужливо выдает поток информации, необходимой нам для восприятия окружающего мира. Мы знаем, как зовут нас, где мы живем, где мы работаем, кто наши родители, наше семейное положение, сколько нам лет, кого мы любим, кого ненавидим, что мы собирались делать с утра и т.п. Без постоянной работы памяти мы не поймем, о чем говорит собеседник, ведь для того, чтобы понять, что он говорит (не запомнить, а только понять) мы должны вспомнить значение каждого слова, которое он произносит.

Таким образом, память активно функционирует для восприятия смысла сказанного, хотя мы осознаем работу памяти лишь при попытке запомнить сказанное.

Таким образом, цель данной курсовой работы – выявить особенности развития памяти детей младшего дошкольного возраста; определить методы психологического воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего дошкольного возраста.   

          Объект данной курсовой работы – память как психический процесс.

Предмет – особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи курсовой работы:

1) рассмотреть феномен памяти  в психологической науке;

           2) Выявить уровень развития памяти у детей младшего дошкольного возраста.

         3)Оценить возрастные особенности развития памяти у младших дошкольников.

Для достижения поставленных задач использовались такие методы исследования,как: 
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы; 
-     проведение эксперимента по развитию памяти в группе детей 3-4 лет жизни.

В исследование памяти в младшем дошкольном возрасте, будут использоваться три методики:

  1. Методика «Узнай фигуры»;
  2. Методика «Запомни рисунки»;
  3. Методика «Выучи слова».

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: В младшем дошкольном возрасте развитие детей может осуществляться очень успешно при соблюдении следующих условий:

- организация развивающей среды, которая направлена на общее  развитие детей младшего возраста;

- использование логических игр  для развития детей;

- обеспечение максимальной самостоятельности ребенка при выполнении игровых занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Проблема развития памяти у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

1.1. Основные теоретические  представления о феномене памяти  в психологической науке

 

Память – классическая область психологического знания. Это процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.3

Проблемой памяти  занимались многие выдающиеся зарубежные и  отечественные психологи (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, П. Жане, З.М. Истомина, О.С. Лебедева, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн  и др.)

В своей работе «Память и мышление» П.П. Блонский проанализировал различные определения памяти в историческом контексте.4

 По определению Аристотеля: память есть обладание образом, как подобием того, чего он образ. Внешние тела, действуя на органы чувств, вызывают психические изменения, которые могут не исчезнуть, даже когда уже нет налицо вызвавших эти изменения тел. Остается как бы отпечаток, как бы картина.5

По определению Т.М. Гобсса «представление есть ослабевающая двигательная реакция в нервно-сенсорном аппарате на внешний толчок, а память – сознание этой реакции, своего рода шестое чувство»6.

По определению А.Бэна память – «умственная способность запечатления или удержания в уме»7, которая имеет «две степени: устойчивость или сохранение психического возбуждения после исчезновения вызвавшей его причины; собственная, высшая стадия памяти состоит в воспроизведении, в форме идеи, прошлых, теперь уже исчезнувших впечатлений посредством одних лишь умственных факторов» 8

Согласно А.Р. Лурия, память – это «запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли. Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфере восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта. Все закрепление знаний и навыков и возможность пользоваться ими относится к разделу памяти».9

     Заслуга первого систематического  изучения высших форм памяти  у ребенка принадлежит выдающемуся  отечественному психологу Л.С. Выготскому. Он впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками А.Н. Леонтьевым и Л.В. Занковым показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, а также проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания.10

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями.

Таким образом, проанализировав учебно-методическую и психолого-педагогическую литературу, можно прийти к выводу, что феномен памяти в психологии, безусловно, явление уникальное. Это  тот познавательный процесс, в отношении  которого среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже не один десяток лет. Современная психология продолжает изучение феномена памяти, выдвигая новые теории, стимулируются новые экспериментальные исследования, происходит накопление и обогащение фактологической базы, создаются новые теории и модели памяти.

Процесс памяти сам по себе является феноменом, однако есть люди, у которых даже этот феномен необычный. Одни из таких людей могут запоминать большое количество информации, другие могут запоминать её очень быстро. Кто-то хорошо запоминает цифры, а кому-то намного лучше даются тексты.

В ходе нашей истории было множество лиц, которые обладали памятью подобного рода: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Моцарт и многие другие.

Однако есть феномены и другого рода. Практически у каждого человека на протяжении всей его жизни проявляются, такие феномены памяти.

Слово "дежавю" в последнее время стало очень модным. Между этим в психиатрии так называют одно из расстройств памяти, по другому "ложное узнавание".

Противоположное "ложному узнаванию" расстройство называется "жамэвю" (то есть "никогда не виденное"). Так называют резко наступающее ощущение того, что очень хорошо знакомое место или человек совсем тебе не знакомые. Все знания о них быстро и полностью стираются из памяти.         Исследования показывают, что ощущение "дежавю" хотя бы один раз в жизни испытывали до 97% человек. "Жамэвю" встречается намного реже.

Феномен "дежавю" очень мало изученное современной наукой. Явление дежавю относится к проявлениям ложной памяти – в работе мозга,  происходит сбой, он начинает принимать неизвестное за известное.11

Существует феномен “детектора ошибок”, открытый в Институте мозга еще в 1968 году. Возникает он в виде реакции мозга на отклонение деятельности человека от какого-либо плана.12

Например, уходя из дома, человек проверяет, выключил ли он газ. Достаточно сделать это всего один раз, как в мозгу формируется некая контролирующая программа. В результате чего спешащий куда-либо человек, уже на улице начинает чувствовать дискомфорт. Его беспокойство усиливается до того, пока он не вернется домой и не обнаруживает, что забыл выключить газ.

Оказывается, мозг сам, независимо от человека, проверяет, все ли его хозяин сделал правильно или нет. Если нет, он доступными способами пытается сообщить об ошибке.

Существует, очень много гипотез относительно феномена памяти.

 «Феномен мышечной памяти. Если  человек начал тренировать мышцы  после длительного перерыва, то  ему намного проще набрать предыдущие результаты размера мышц, чем достигать этих высот с нуля. 13

Еще есть интересный феномен, если осветить лучом лазера какие-либо 2 предмета, например апельсин и стол, и записать их интерференционный образ на пленку. Если направить свет от лазерного луча на стул и направить отраженный от стула свет на эту пленку на ней проявиться трехмерный образ яблока. То есть один образ, может приводить к появлению второго образа. Наверно у каждого случалось в жизни такая ситуация, когда какой-то образ вызывал в памяти далекие воспоминания, казавшиеся давно забытыми, например какая-то мелодия или запах.

При голографическом распознавании образов, образ предмета особым способом записывается на пленку (тут технические подробности не так важны), далее свет отраженный от другого, но похожего предмета пропускается через эту пленку, и на пленке появляется яркое световое пятно, причем чем больше эти два предмета похожи друг на друга, тем ярче и больше получается пятно, если же предметы не похожи друг на друга, то пятно не появляется. То есть, используя голографические принципы, становится возможным решить очень сложную для большинства компьютеров и чрезвычайно простую для людей задачу по распознавания образов. Это объясняет, почему люди намного лучше справляются с подобными задачами, чем компьютеры.

Голографическая теория позволяет объяснить феномены фотографической памяти, так как если мозг действует как голограмма, то он сохраняет в себе все, что когда-либо видел и слышал с голографической точностью. Некоторые люди умеют извлекать из своей памяти эти колоссальные объемы информации. Так человек, обладающий фотографической памятью, может представить себе страницы из любой книги, которую он когда-либо видел в жизни в течение всего нескольких секунд, с такой ясностью, что сможет прочесть текст, напечатанный на странице. 14

Таким образом, все люди обладают этой способностью и возможно в будущем будут найдены специальные методики, позволяющие растормошить голографическую память в каждом человеке.

 

 

 

 

 

                                   

 

 

1.2.Различные классификации  Видов памяти и процессы

 

          При  выделении процессов памяти в  качестве основания рассматривают  различные функции, выполняемые  памятью в жизни и деятельности. К видам памяти относят запоминание, воспроизведение, а также сохранение и забывание материала.15

          Деятельность  памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов  и впечатлений, которые возникают  в сознании под воздействием  предметов и явлений действительности  в процессе ощущения и восприятия.

           Таким  образом, запоминание можно определить как вид памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

         В зависимости  от места видов запоминания  в структуре деятельности различают  произвольное и непроизвольное запоминание. В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемонических приемов.

Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания - определяет выбор способов и средств запоминания, а тем самым влияет и на его результаты.

         Сохранение - это удерживание заученного  в памяти, т.е. сохранение следов  и связей в мозгу. Различают  активное и пассивное сохранение. В первом случае удерживаемый  материал подвергается внутренним  преобразованиям, от простого циклического  повторения до включения в  системы новых семантических  связей, резко увеличивающего вероятность  его последующего воспроизведения, во втором случае подобных  активных преобразований обнаружить  не удается.

         Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т.е. вид угасания, ликвидации, "стирания" следов, затормаживания связей. Забывание впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит: от объема запоминаемого материала, от осознанности, от сходства запоминаемого и интерферирующего материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта и т.д.16

Информация о работе Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста