Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Предмет – особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть феномен памяти в психологической науке;
2) Выявить уровень развития памяти у детей младшего дошкольного возраста.
3)Оценить возрастные особенности развития памяти у младших дошкольников.

Файлы: 1 файл

курсовая-2.docx

— 253.34 Кб (Скачать файл)

Память дошкольника носит по преимуществу непреднамеренный характер. Ее эффективность зависит от активности ребенка, вызываемой и поддерживаемой непосредственными целями и мотивами деятельности и отношения, которая  создается у ребенка к воспринимаемому. Многие специальные детские занятия – дидактические игры, рисование, конструирование, занятия по развитию речи и другие – создают благоприятные условия для развития преднамеренного и осмысленного запоминания и воспроизведения.

В специально организованной детской деятельности, когда перед ребенком ставится задача, в которой он должен достичь определенного результата, у него возникает необходимость выделить из окружающей обстановки и запомнить те или иные объекты и отношения между ними. Это  служит основой для вычленения и  постановки собственно мнемической цели. Вначале эта цель обычно ставится перед ребёнком взрослым, который указывает, что и для чего нужно выделить и запомнить, подсказывает ребёнку способы запоминания и подкрепляет (одобрением или порицанием) полученный результат. Затем ребенок – опять при помощи взрослого – сам научается выделять и словесно формулировать мнемическую цель. На разных этапах дошкольного возраста речь взрослых и самого ребёнка является важным условием развития у него осмысленной и преднамеренной памяти. Большую роль в формировании памяти ребёнка – дошкольника играет правильная организация воспитательного процесса вообще и организация детской деятельности в частности. От того, как организована деятельность ребёнка (постановка перед ним специальной цели запомнить или припомнить нужный материал, увязывание задачи на запоминание с общими мотивами его деятельности, формирования у ребенка способов запоминания и т.д.), во многом зависит и эффективность развития его памяти.

Организация благоприятных условий  для развития преднамеренных и осмысленных видов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте память имеет непроизвольный характер. Ребенок еще не имеет целенаправленной установки на запоминание или припоминание, а также не владеет специальными приемами, необходимыми для осуществления данных видов. Только грамотное руководство и поддержка со стороны взрослого, умение заинтересовать ребенка определенной деятельностью может служить залогом положительного психологического воздействия на развитие памяти младшего дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование памяти младших дошкольников

2.1. Организация  исследования, выбор методик

 

    Исследование было проведено среди 15 детей в возрасте 3-4 лет. Исследования длились 3 недели. На базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждении "Липковский детский сад № 2 "Колокольчик"

Более подробно половозрастной состав испытуемых представлен в таблице 1.

Таблица 1

Поло-возрастной состав испытуемых

№ п/п

Пол

Возраст

№ п/п

Пол

Возраст

1

Муж

3

9

Муж

3

2

Муж

4

10

Жен

4

3

Жен

4

11

Жен

4

4

Муж

4

12

Муж

3

5

Жен

3

13

Муж

4

6

Муж

3

14

Жен

3

7

Жен

4

15

Жен

4

8

Муж

3

     

 

Целью исследования является изучение особенностей развития памяти детей дошкольного возраста, с помощью методик: «Узнай фигуры», «Запомни рисунки», «Выучи слова». Первая методика основана на узнавание, вторая на объем кратковременной длительной памяти, третья на динамике процесса заучивания. Таким образом, после проведения исследования 15 человек на узнавание, запоминание, а также процесса заучивания, мы узнаем, сколько детей имеют достаточно высокий, средний или низкий уровень развития памяти. Более подробно эти  методики описаны ниже.

   Методика 1. «Узнай фигуры»

Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки (см. приложение 1), в сопровождении  следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Нужно как можно быстрее найти и показать на похожую картинку».

Вначале для пробы ребенку предлагают решить задачу на картинках, нарисованных в ряду под номером 0, после этого, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял верно, дают возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

 Эксперимент проводится до  тех пор, пока ребенок не решит  все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если  ребенок к этому времени не  справился со всеми задачами.

Методика 2. «Запомни рисунки»

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки «А» (см. приложение 2). Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке Б (см. приложение 2 ), которую я сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции показа картинки А (см. приложение 2)составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку Б (см. приложение 2 ). Эксперимент продолжается, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Методика 3. «Выучи слова»

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Результаты исследования  памяти младших дошкольников

Среди испытуемых детей нами была проведена методика «Узнай фигуры», результаты проведения представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты проведения методики «Узнай фигуры»

№ п/п

Пол

Возраст

Количество набранных баллов

Уровень развития

памяти

1

Муж

3

3

Низкий

2

Муж

4

6

Средний

3

Жен

4

4

Средний

4

Муж

4

8

Высокий

5

Жен

3

6

Средний

6

Муж

3

5

Средний

7

Жен

4

8

Высокий

8

Муж

3

7

Средний

9

Муж

3

4

Средний

10

Жен

4

5

Средний

11

Жен

4

5

Средний

12

Муж

3

7

Средний

13

Муж

4

9

Высокий

14

Жен

3

5

Средний

15

Жен

4

6

Средний


 

Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.

8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл — очень низкий.


 

 

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 1 (см. приложение 3)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень развития узнавания у детей находится на среднем уровне. Из 15 испытуемых: на 10 баллов задание не выполнил ни один ребенок, т.е. «очень высокий» уровень развития в группе отсутствует. Высокий уровень развития узнавания показали только 3 ребенка, которые набрали от 8 до 9 баллов, эти дети справились с заданием полностью за время 45-50 секунд. Средний уровень развития узнавания показала большая часть группы, а именно 11 детей , они набрали от 4 до 7 баллов, и справились со всеми заданиями за 50-70 секунд. Низкий уровень развития узнавания показал только 1 ребенок, он справился со всеми заданиями, но ему понадобилось на это чуть больше времени, чем остальным детям, а именно 76 секунд (т.е. диапазон 70-80 секунд). «Очень низкий» уровень развития узнавания не был выявлен в группе.

Далее нами была проведена методика «Запомни рисунки» в этой же группе испытуемых, результаты проведения представлены в таблице 3.

 

 

 

Таблица 3

Результаты проведения методики «Запомни рисунки»

№ п/п

Пол

Возраст

Количество набранных баллов

Уровень развития

1

Муж

3

3

Низкий

2

Муж

4

6

Средний

3

Жен

4

4

Средний

4

Муж

4

8

Высокий

5

Жен

3

6

Средний

6

Муж

3

5

Средний

7

Жен

4

8

Высокий

8

Муж

3

8

Высокий

9

Муж

3

4

Средний

10

Жен

4

5

Средний

11

Жен

4

5

Средний

12

Муж

3

8

Высокий

13

Муж

4

9

Высокий

14

Жен

3

5

Средний

15

Жен

4

6

Средний


Оценка результатов

10 баллов — ребенок узнал  на картинке Б все девять  изображений, показанных ему на  картинке А, затратив на это  меньше 45 сек.

8-9 баллов — ребенок узнал -на картинке Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения  за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл  — ребенок не узнал  на картинке Б ни одного  изображения в течение 90 сек и  более.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 2. (см. приложение 4).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень объема кратковременной зрительной памяти у детей находится также на среднем уровне. Из 15 испытуемых: «очень высокий» уровень развития объема кратковременной зрительной памяти в группе отсутствует, т.к. ни один ребенок не набрал 10 баллов за выполнение задания. Высокий уровень развития объема кратковременной зрительной памяти показали 5 детей, эти дети набрали от 8 до 9 баллов, т.к. они справились с заданием полностью за время 45-50 секунд. Средний уровень развития объема кратковременной зрительной памяти также показала большая часть группы, а именно 9 детей, они набрали от 4 до 7 баллов, и справились со всеми заданиями за 55-75 секунд. Низкий уровень развития объема кратковременной зрительной памяти показал 1 ребено, он справился с заданием полностью, он получил от 4 до 7 баллов, т.к. на выполнение задания им понадобилось 75-85 секунд. «Очень низкий» уровень развития объема кратковременной зрительной памяти не был выявлен в группе испытуемых.

В завершении исследования нами была проведена методика «Выучи слова» в этой же группе испытуемых, результаты проведения представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Результаты проведения методики «Выучи слова»

№ п/п

Пол

Возраст

Количество набранных баллов

Уровень развития

1

Муж

3

4

Средний

2

Муж

4

3

Низкий

3

Жен

4

2

Низкий

4

Муж

4

5

Средний

5

Жен

3

3

Низкий

6

Муж

3

4

Средний

7

Жен

4

6

Средний

8

Муж

3

7

Средний

9

Муж

3

3

Низкий

10

Жен

4

3

Низкий

11

Жен

4

7

Средний

12

Муж

3

8

Низкий

13

Муж

4

8

Высокий

14

Жен

3

2

Низкий

15

Жен

4

3

Низкий

Информация о работе Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста